
Десятый юбилейный фестиваль «Спасская башня» пройдет в Москве с 26 августа по 3 сентября на Красной площади. Ежегодно организаторы расширяют границы фестиваля, подключая новые московские площадки. Так, в «Царицыно» на Дворцовой площади в этом году выступит образцово-показательный оркестр Министерства обороны Узбекистана.

26 августа в рамках общегородской акции «Ночь кино» музей-заповедник «Царицыно» станет главной площадкой Всемирного фестиваля уличного кино. На поляне перед Большим дворцом под открытым небом будут показаны лучшие короткометражные фильмы, снятые в России за последние годы.
Творческая мастерская познакомит с рисованным сказочным миром художника и книжного иллюстратора Ивана Билибина. Для начала мы познакомимся творчеством Билибина, посмотрим на личные вещи художника, которые служили ему источником вдохновения. А затем возьмем все необходимые инструменты — бумагу, карандаши и, разумеется, сказку «Царевна-лягушка» — и превратимся в художников-иллюстраторов.

Лекция посвящена истории взаимоотношений царской семьи и ее художественному отражению на полотнах придворных живописцев. В картинах того времени мы можем найти «говорящие детали» — маскарадное платье свекрови, ружье в руках невестки, принужденная поза Петра Федоровича на семейном портрете. Искусство как бы «проговаривается» о жизни, предвосхищает то, что еще не случилось. Об этом и многом другом слушатели узнают из рассказа кандидата исторических наук Ольги Елисеевой.
На лекции мы поговорим о визуальных воплощениях сказочных персонажей и сюжетов в живописи, кино, мультфильмах и рекламе, а также о «возвращении» этих образов обратно в фольклор.

Император Николай II и императрица Александра Федоровна — одна из самых любящих пар на российском престоле. Они полюбили друг друга еще подростками и сохраняли свои чувства на протяжении всей жизни. Однако их семью преследовали несчастья. О семейных тайнах, личных отношениях и переживаниях последней царской семьи можно будет узнать на лекции «Император Николай II и императрица Александра Федоровна: любовь и трагедия».
Что такое студийная система, чем отличалась американская студия от российского киноателье? На лекции мы также обсудим первые драмы и комедии в американском и российском кинематографе. После лекции состоится показ и обсуждение фильма Петра Чардынина «Молчи, грусть, молчи» с участием Веры Холодной.

Гости смогут принять участие в географических играх и викторинах, посетить лекции и мастер-классы.

«Русское поле» — крупнейший фестиваль славянского искусства в Европе. Ежегодно фестиваль собирает более 3000 артистов и 250 000 зрителей, объединенных любовью к русской культуре и традициям. «Русское поле» — это национальные песни и танцы, древние обряды, традиционная кухня и веселые народные забавы.
Доктор исторических наук Вера Бокова расскажет, как складывалась мода в России XVIII века, из каких деталей состоял аристократический костюм, где и как его носили, какие обычаи и бытовые нормы были с ним связаны.
Творческая мастерская познакомит участников с рисованным сказочным миром художника и книжного иллюстратора Ивана Билибина. Для начала мы познакомимся творчеством Билибина, посмотрим на личные вещи художника, которые служили ему источником вдохновения.
Язык и стиль его поэзии намеренно, почти демонстративно архаичны, а образы и мотивы при этом — современны. Об этих и других особенностях творчества позднего Державина, о слове и образе в его поэзии 1800 — 1810 гг. мы поговорим c Татьяной Смоляровой.
Лекцию о первых отечественных кинематографических опытах и главных героях дореволюционного российского кино (Вера Холодная, Иван Мозжухин, Яков Протазанов) проведет киновед Елена Строганова. После лекции состоится показ и обсуждение «Пиковой Дамы» — немого художественного фильма Якова Протазанова, снятого по мотивам одноименной повести Пушкина.

На лекции вы узнаете, чем в таких сказках занимаются дарители, а чем — волшебные помощники, в чем разница между антагонистом и ложным героем и может ли Иван-царевич быть одновременно умным и сильным. Вспомним Бабу Ягу, Змея Горыныча и Кощея Бессмертного.

Какие цветы использовали дамы для украшения причесок в XVIII веке, символом каких чувств, настроений и мыслей являлись различные цветы и растения, о чем мог рассказать подаренный букет? Участники познакомятся с загадочным языком «селим», старинными салонными играми и узнают о повседневной жизни русских дворян XVIII–XIX веков.

Как справлялись художники-анималисты с непоседливыми моделями во времена, когда еще не был придуман фотоаппарат? Зверописцам требовались быстрая реакция, зоркость, наблюдательность и отменная зрительная память. Так что художники-анималисты использовали чучела зверей и птиц и другие куда более хитроумные приспособления.

Творческая мастерская откроет детям и их родителям двери в рисованный сказочный мир любимого с детства художника и книжного иллюстратора Ивана Яковлевича Билибина. Они отыщут дорогу в сказку, вооружатся всеми нужными инструментами — бумагой, карандашами, но в первую очередь, конечно, книгой сказок, и превратятся на время в художников-иллюстраторов.

На экскурсии мы увидим, как выглядели пейзажные ансамбли романтизма, познакомимся с парками скал и водопадов, узнаем о романтических судьбах их создателей, заглянем в Фингалову пещеру и на острова-виллы Петергофа.

На лекции старшего научного сотрудника музея-заповедника «Царское Село», хранителя коллекции «Мебель» Ольги Федосеевой вы узнаете, какой была обстановка дворца при его первом владельце, великом князе Александре Павловиче; как лучшие архитекторы Санкт-Петербурга разрабатывали мебель для этой императорский резиденции; в каких мастерских она изготавливалась; какой была судьба дворцового мебельного убранства после революции 1917 года; и, наконец, — в каких музеях России можно сегодня увидеть предметы мебели из Александровского дворца.

Мы поговорим о зарождении кинематографа и его изобретателях — братьях Складановских, братьях Люмьер, Жорже Мельесе и других, — а также о первых кинотеатрах конца XIX — начала XX века.

Во время мастер-класса у вас будет возможность пройти через все этапы создания проекта парка — от задумки к объемному макету. Мы будем придумывать парки, которые нравятся именно вам. Мастер-класс будет интересен и детям, и взрослым.

Все мы с детства знакомы со сказками — захватывающими, иногда немного пугающими, но всегда хорошо заканчивающимися. Но насколько наши детские впечатления соответствуют фольклорной действительности и что могут рассказать о сказках ученые-фольклористы.

Почему липовая аллея «Царицыно» называется «Березовой перспективой», какие элементы регулярного барочного парка князей Кантемиров были восстановлены в начале XXI века, когда здесь появились серебристые тополя,- об этом и многом другом 3 июня расскажет Оксана Самохина, сотрудник экологического отдела музея-заповедника «Царицыно».

В экспозиции представлены два парадных изображения великого князя Петра Федоровича из собраний Третьяковской галереи и Русского музея. При этом подписная работа справедливо считается оригиналом немецкого живописца Георга Христофа Гроот.

На мастер-классе мы поговорим о том, что такое пейзажный парк и чем он отличается от естественного ландшафта, кто такие палладианцы, как и где придумали концепцию пейзажного парка и как так вышло, что пейзажный парк одинаково великолепен во все времена года.

Во время экскурсии участники познакомятся с изображениями английских усадеб из собрания Екатерины II, с французскими и немецкими вариантами «английского стиля», с российскими ансамблями, созданными британскими садовниками — от Царского Села до «Царицыно».

Участники мастер-класса смогут самостоятельно сделать свои первые 3D-фотографии, посмотреть их на экспозиционных стереоскопах, после чего забрать с собой.

Каков был гардероб последнего императора? Что он носил постоянно, а что в торжественные дни? Зачем у Николая II хранились иностранные мундиры? Что такое мундирные платья?

Экскурсия посвящена Ивангородской коллекции работ Ивана Билибина.


Как сложилась бы история России, если бы после гибели Александра II в 1881 году на трон взошел его прямой наследник, старший сын? Об этом и многом другом вы узнаете на лекции «Между долгом и страстью».

Во время экскурсии Юрий Михайлович Носов, коллекционер и куратор выставки «Серебряный век русского изобразительного искусства из собрания Ю. М. Носова», познакомит посетителей с экспонатами и расскажет о том, как он стал коллекционером, почему основой его коллекции стало искусство Серебряного века, как она формировалась, как ценятся произведения данного периода на современном арт-рынке и какие художественные открытия ему удалось сделать.

Лекция приурочена к открытию выставки одной картины в Большом дворце. Надежда Шапиро расскажет об одном из крупнейших поэтов XVIII века — Гаврииле Державине, чей портрет кисти Сальваторе Тончи гастролирует в «Царицыно» из Третьяковской Галереи.

В рамках публичной программы к выставке «Ожившая пьеса императрицы» 2 апреля в Овальном зале Малого дворца пройдет мастер-класс по искусству вырезания из бумаги.

Ирина Купцова, доктор культурологии, профессор кафедры культурологии Московского педагогического государственного университета, расскажет о личности и творческом пути Зинаиды Серебряковой, истории создания ряда картин.

В рамках выставки «Ожившая пьеса императрицы», сюжетной основой которой стала малоизвестная пьеса Екатерины II «Чесменский дворец», 25 марта в «Царицыно» состоится разговор о театре императрицы.

На лекции вы узнаете, какие европейские правящие фамилии были представлены в галерее Чесменского дворца, в каком составе и почему; каким образом портреты были размещены во дворце и какие политические идеи и проекты императрицы отражало такое расположение; с какой целью Екатерина II обратилась к жанру«воображаемого разговора» и в чем проявилось ее новаторство; в каких европейских иллюстрированных «Разговорах в царстве мертвых» фигурируют российские монархи и как они в них охарактеризованы.

Александр Марков — доктор филологических наук, научный сотрудник МГУ им. Ломоносова и РГГУ — расскажет, какие основные идеи стояли за художественными достижениями Серебряного века, как представления о жизни и смерти, времени и вечности, женственности и любви приводили к созданию новых художественных форм.

Кто впервые замыслил покушение на царя? Кто и как доносил на «злодеев»? Как и насколько успешно расследовались такие дела и чем они обычно заканчивались?

Архитектура русского постмодернизма, современный кинематограф, субкультуры, связанные с понятием готики, весьма полно отражают эту имитационную стратегию, а потому разговор о готическом вкусе в сегодняшнем контексте обещает быть плодотворным.