IV Триеннале текстильного искусства и современного гобелена
Дорогие друзья! IV Триеннале завершило свою работу. 14 марта 2022 года в музее-заповеднике прошла церемония награждения победителей и призеров проекта.
Гран-при триеннале досталось «Белому шуму» — пространственной композиции белорусских художниц Светланы Баранковской и Татьяны Маклецовой. На втором месте в номинации «Лучший арт-объект в музее» — работа «Встреча во времени» финской художницы Райе Йокинен, на третьем — «Enuma Eliš» Серена Крага из Норвегии. Лучшими студенческими работами стали «Дуалистический мост на глухой дорожке» Марии Бондаренко и Татьяны Патиной из Москвы и «3D-редактор» Наталии Лепихиной из Санкт-Петербурга. В особую номинацию были выделены работы ландшафтной экспозиции триеннале — инсталляции «Точка сборки» Александры Островской, «Перекати-поле» Юлии Несис и «Сеть» Павла и Аллы Елфимовых.
Арт-медиации
«Царицыно» приглашает всех желающих принять участие в новом для музея проекте – арт-медиации. Первой царицынской площадкой для нее станет IV Триеннале текстильного искусства и современного гобелена.
Арт-медиация – это экскурсия «наоборот», приключение в музее, новая и востребованная технология погружения. Личный, доверительный диалог ведущего с каждым участником. Вы же хотели поговорить об искусстве? Тогда результатом может стать глубокое и интеллектуальное общение с арт-медиатором об экспонатах выставки, яркие впечатления, эмоции и личные открытия. Медиатору интересно ваше мнение. Более того, он спрашивает – о ваших ощущениях, ассоциациях, и даже о том, что не нравится.
Всё это – в пространстве выставки, без заранее определенного плана и маршрута, зато со спорами и прозрениями. Все арт-медиации абсолютно разные, авторские, всегда индивидуальные, а все медиаторы прошли специальное обучение и готовы поделиться с вами своим опытом. Открывайте искусство в себе.
Расписание сеансов со ссылками на регистрацию:
— 23 января, 12:00. Ольга Владимирова, историк, сотрудник ГМЗ «Царицыно» 12+;
— 5 февраля, 12:00. Екатерина Дворникова, психолог, сотрудник ГМЗ «Царицыно» 12+;
— 12 февраля, 12:00. Юлия Киселёва, культуролог, сотрудник ГМЗ «Царицыно» 12+;
— 19 февраля, 12:00. Елена Соболева, преподаватель философии, волонтёр ГМЗ «Царицыно» 12+;
— 26 февраля, 12:00. Екатерина Дубровина, юрист, волонтёр ГМЗ «Царицыно» 6+;
— 27 февраля, 12:00. Юлия Овсянникова, дизайнер интерьеров, волонтёр ГМЗ «Царицыно» 12+;
— 5 марта, 12:00. Юлия Киселёва, культуролог, сотрудник ГМЗ «Царицыно» 12+;
— 7 марта, 12:00. Екатерина Дворникова, психолог, сотрудник ГМЗ «Царицыно» 12+;
— 13 марта, 12:00. Ольга Владимирова, историк, сотрудник ГМЗ «Царицыно» 12+.
Вам на арт-медиацию, если:
— Вы хотите познакомиться с собой;
— Вы готовы к импровизации и к тому, что маршрут может быть любым (в том числе и за пределами выставочного зала);
— Вы хотите быть полноправным участником процесса;
— Вы хотите разговаривать.
12+
Арт-медиация с Екатериной Дубровиной 6+
Детские программы
Программа «То, что нас связывает» из цикла «Чудесные превращения».
Регулярная семейная программа для детей от 7 до 12 лет и их родителей.
Программа «Прогулки по музею для малышей. Текстиль»
Для самых маленьких посетителей от 3 до 7 лет и их родителей.
Узнать расписание детских программ и приобрести билет можно по ссылке.
Лекции и кураторские экскурсии
24.09.21, 19:00. Сайт-спесифик-искусство и лэнд-арт в Царицыне. Лекция Дарьи Колпашниковой. Зал Arzamas, Большой дворец.
01.10.21, 19:00. Экскурсия с куратором Анной Каргановой. Большой дворец.
16.10.21, 14:00. Техники создания гобеленов. Лекция Сергея Гавина. Зал Arzamas, Большой дворец.
13.11.21, 14:00. Тканое великолепие. Лекция Игоря Бородина. Зал Arzamas, Большой дворец.
20.11.21, 14:00. Традиционные ткани Средней Азии. Лекция Екатерины Ермаковой. Зал Arzamas, Большой дворец.
04.12.21, 14:00. Ведущие центры и мастера Европы. Лекция Александры Герасимовой. Зал Arzamas, Большой дворец.
18.12.21, 14:00. Творчество Эдит Паулс-Вигнере. Лекция Анны Каргановой. Зал Arzamas, Большой дворец.
Регулярные экскурсии
Экскурсия по IV Триеннале текстильного искусства и современного гобелена и по выставке «Эволюция взгляда».
Экскурсия посвящена знакомству с конкурсными работами IV Триеннале современного текстильного искусства, а также с творчеством латвийской художницы Эдит Паулс-Вигнере – участницы «новой» текстильной волны 1960-1970 годов, времени, когда художники предприняли первую попытку реформировать традиционное ткачество.
Посетители увидят, как художники трактуют тему «Пространство», предложенную конкурсантам этого года. Ее раскрывают не только работы, созданные в традиционной технике – гладкотканные гобелены, но и работы, выполненные с использованием других техник ткачества и самых разных материалов.
Для покупки билета выберите дату по ссылке.
Стоимость для одного посетителя в составе сборной группы: 250 руб.* (45 мин.)
Стоимость для одного посетителя в составе сборной группы: 330 руб.* (60 мин.)
*Входные билеты в музей приобретаются отдельно.
Телефон для справок: +7 (495)322 44 33 (доб. 1142)
Триеннале текстильного искусства и современного гобелена — самый масштабный в России конкурс работ, выполненных в технике ручного ткачества — пройдет в музее-заповеднике «Царицыно» летом 2021 года уже в четвертый раз.
Для «Царицына» Триеннале текстильного искусства — один из главных выставочных проектов. В этом году ему исполняется ровно 10 лет. За десятилетие идея пережила ряд трансформаций, и нынешняя Триеннале, уже четвертая по счету, представляет собой уже не только выставку достижений ткацкого искусства, а междисциплинарный проект, в котором принимают участие как художники, работающие в традиционных техниках, так и авторы, чьи работы тоже вытканы вручную, но из материалов, текстилем не являющихся — из алюминия, пластика, неоновых трубок и многого другого. Часть экспозиции Триеннале этого года будет располагаться под открытом небом — в царицынском пейзажном парке. Для музея это еще один смелый шаг — парк становится новым выставочным пространством. «Во всем мире текстильное искусство занимает заметное место, — считает генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. — В аэропортах, торговых центрах, театрах — везде можно встретить текстильные арт—объекты. На время Триеннале мы планируем создать в «Царицыне» территорию экспериментов, где художники смогут попробовать себя в разных форматах — например, в ландшафтном дизайне».
Конкурс на участие в IV Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходил с января по март 2020 года. Организаторы получили 207 заявок от художников из 12 стран. Отбор работ производился экспертной группой, в которую вошли главный хранитель фондов Латвийского национального художественного музея Велта Раудзепа, исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели, куратор и главный специалист по современному искусству Государственной Третьяковской галереи Кирилл Светляков, директор Института искусств Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина Николай Бесчастнов, архитектор Сергей Чобан и другие. В шорт-лист конкурса вышли 69 авторов, из которых 14 инсталляций предназначаются для экспонирования под открытым небом, 9 — для парадных залов Большого дворца и Хлебного дома, 16 являются арт-объектами с элементами ткачества и 40 — традиционными гобеленами.
История Триеннале
Для «Царицына» Триеннале текстильного искусства — один из главных выставочных проектов, который начался 10 лет назад. I Триеннале современного гобелена прошла в 2011 году. «Это было очень важное событие для всех, — вспоминает создатель и куратор проекта Ольга Докучаева. — Весь постсоветский период художники были предоставлены сами себе — никаких крупных событий в мире художественного текстиля и гобелена в России не происходило. «Царицыно» стал первым музеем, который предпринял попытку стимулировать художественный процесс и создать среду, которая бы позволила обмениваться идеями и опытом». Десять лет назад Триеннале произвела эффект разорвавшейся бомбы. На нее откликнулись художники со всей страны и из всех бывших союзных республик: Прибалтики, Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, Армении. Музей получил более 600 заявок, четверть из которых в результате составили большую и представительную выставку в Хлебном доме. Спустя десятилетие «Царицыно» переформатировало идею Триеннале, и готовиться к открытию уникальной во многих отношениях экспозиции.
Альбина Воронкова. Древности. Гобелен из экспозиции III Триеннале современного гобелена.
Текстильное искусство в парке
Впервые за всю историю Триеннале экспозиция будет находиться не только в парадных и выставочных залах Большого дворца и Хлебного дома, но и под открытом небом. Четырнадцать художников-участников Триеннале изготовили арт-объекты, которые можно будет увидеть в разных точках царицынского пейзажного парка. К примеру, на склоне Большого оврага у Первого Кавалерского корпуса будет установлена работа Аллы и Павла Елфимовых «Теория струн» — четырехметровая пространственная скульптура, сотканная из акриловой пряжи и полиэстера, а также алюминиевых и стальных труб, пластиковой проволоки и сетки для армирования. На территории Воздушных садов, рядом с Царицынскими оранжереями художница по текстилю Юля Несис разместит масштабную инсталляцию «Перекати-поле», состоящую из 16 домотканных рулонов из льна и жгута. А у входа в музей посетителей будет встречать работа художника Матвея Щербакова Pandora, выполненная в смешанной технике (ручное ткачество, стекло, металл). Еще один участник Триеннале — работа Елены Молчановской «Лики ветров. Метармофозы» — будет находиться на плавучей платформе посредине Верхнего Царицынского пруда. Остальные объекты можно будет найти на Большой поляне, у павильонов «Миловида» и «Нерастанкино», рядом с Гротесковыми мостами и на берегу Среднего пруда.
Сверяйтесь с картой объектов во время прогулок. Скачать ее можно ниже по ссылке.
Выставка Эдит Паулс-Вигнере «Эволюция взгляда»
В партнерстве с Латвийским национальным художественным музеем в рамках Триеннале текстильного искусства и современного гобелена в музее откроется выставка-сателлит — персональная экспозиция «Эволюция взгляда» латвийской художницы Эдит Паулс-Вигнере, младшей сестры композитора Раймонда Паулса, участницы «новой» текстильной волны 1960-1970 годов, когда художники предприняли первую попытку реформировать традиционное ткачество. Первые шаги в творчестве Вигнере делала в Школе прикладного искусства, куда поступила сразу после окончания общеобразовательной школы. В тот период она впервые серьезно задалась вопросами структуры тканей, их сочетанием в ансамблях женской одежды. Ее дипломной работой стало конструирование наряда деревенской девушки. Тема народного латвийского костюма осталась с художницей на всю жизнь, и в Москву на IV Триеннале помимо десятков гобеленов привезут сотканные вручную короны — национальный латышский женский головной убор. Персональная выставка Эдит Вигнере будет открыта все время работы IV Триеннале, и будет интересна не только людям, придирчиво изучающим историю советского гобелена, но и всем, кому интересен текстиль и эксперименты с ним, как искусство.
Традиционно текстильное искусство, конечно, предназначалось для интерьеров. И участникам IV Триеннале, готовивших работы для выставочных залов, был предложен экспериментальный формат экспонирования в индивидуально созданной для каждого объекта среде. Архитектор Сергей Чобан стал не только дизайнером экспозиции, но и со-куратором выставки. В партнерстве с ним художники дорабатывали и масштабировали свои работы, обыгрывая пространственное решение. «Свою главную задачу мы видели в том, чтобы создать максимально благоприятные условия для знакомства широкой публики с этим уникальным видом искусства, — объясняют авторы дизайна экспозиции, Сергей Чобан и Александра Шейнер, — и показать, как в нем сочетаются материальность и беспредметность, богатая традиция и абсолютно новаторские формы».
У каждой Триеннале есть тема. К примеру, тема I Триеннале — «Квадратный метр — свое пространство» — акцентировала мысль, что любое произведение искусства отражает личный взгляд художника. Тема этого года — «В поисках пространства» — предлагает по-новому взглянуть на предназначение текстильных арт-объектов. Одна из главных задач выставки: показать актуальные и инновационные тенденции в современном ткачестве. Наравне с художниками, создающими гладкотканные гобелены в традиционной технике, к участию приглашены также авторы, которые используют современные практики и самые разные материалы.
Музей-заповедник «Царицыно» обладает уникальной коллекцией произведений авторского ткачества XX века, которая не имеет аналогов в России. Это наиболее полное на территории России и стран СНГ собрание работ ведущих мастеров бывших союзных республик СССР. Музей активно пополняет свои фонды старинными европейскими и русскими шпалерами. Наконец, последние десять лет «Царицыно» целенаправленно выстраивает связи с современными мастерами, чьи произведения также поступают в коллекцию. IV Триеннале современного текстильного искусства и современного гобелена — логичное продолжение большой исследовательской работы «Царицына» в области актуального декоративно-прикладного искусства и часть просветительской деятельности музея.
В рамках Триеннале будет работать выставка-сателлит — персональная экспозиция «Эволюция взгляда» латвийской художницы Эдит Паулс-Вигнере, младшей сестры композитора Раймонда Паулса, участницы «новой» текстильной волны 1960-1970 годов. А в сувенирном магазине можно будет найти уникальные наборы для творчества, разработанные художниками из «Текстильной лаборатории» — 11 авторских наборов для экспериментов с ткачеством.
К Триеннале подготовлена большая параллельная программа, часть событий которых адресована профессионалам, но большинство мероприятий — лекций, мастер-классов, творческих встреч, кураторских и авторских экскурсий — будут интересны абсолютно всем посетителям «Царицына». Расписание всех событий будет опубликовано в первые дни работы Триеннале на сайте музея и в социальных сетях.
Кураторы: Ольга Докучаева (музей-заповедник «Царицыно»), Виктория Петухова (музей-заповедник «Царицыно»), Сергей Гавин (Ассоциация художников декоративных искусств Московского союза художников).
Сокуратор: Сергей Чобан, российский и немецкий архитектор, член Союза немецких архитекторов (BDA), Союза архитекторов России и Союза художников России
Дизайнеры выставочного проекты: Сергей Чобан и Александра Шейнер.
Партнеры проекта
- Ассоциация художников декоративных искусств Московского союза художников;
- Российская академия художеств;
- Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина;
- Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова;
- Союз художников России.
Участники IV Триеннале текстильного искусства и современного гобелена в Царицыне
Художники, представляющие работы для пространства парка
- Tammi Minnamarina. Финляндия, Тортинмяки
- Альтман Лия. Россия, Москва
- Бондаренко Мария и художественная группа: Бибаева Лилия, Бычкова Ольга, Молоткова Дарья, Калабушкина Екатерина, Тимошенко Вилена, Патина Татьяна, Ковалева Ольга.Россия, Москва
- Елфимова Алла, Елфимов Павел. Россия, Москва
- Ермолаева Мария. Россия, Санкт-Петербург
- Молчановский Георгий, Гавин Сергей. Россия, Москва
- Молчановская Елена, МолчановскийГеоргий, Молчановская Анна. Россия, Москва
- Невейницына Екатерина. Россия, Москва
- Несис Юлия. Россия, Москва
- Олейник Надежда. Россия, Санкт-Петербург
- Островская Александра. Россия, Москва
- Старцева Наталья. Россия, Москва
- Храмцова Галина. Россия, Екатеринбург
- Цветкова Наталья. Россия, Санкт-Петербург
- Щербаков Матвей. Россия, Москва
- Яблочкина Ирина. Россия, Санкт-Петербург
Художники, представляющие арт-объекты с элементами ткачества
- Cygan Włodzimierz. Польша, Лодзь
- Jokinen Raija. Финляндия, Хельсинки
- Баранковская Светлана, Маклецова Татьяна. Республика Беларусь, Витебск
- Волкова Ольга. Россия, Ярославль
- Высоцкая Христина. Республика Белорусь, Минск
- Елфимова Алла, Елфимов Павел. Россия, Москва
- Ермолаева Мария. Россия, Санкт-Петербург
- Жилыбаева Кундыз. Казахстан, Алматы
- Канькова Наталья. Республика Беларусь, Витебск
- Колесникова Ирина. Германия, Леверкузен
- Лепихина Наталья. Россия, Санкт-Петербург
- Лисовская Наталья. Республика Беларусь, Витебск
- Маркелова Елена. Россия, Ярославль
- Ольшанская Лиза. Россия, Москва
- Пащенко Виктор. Россия, Химки
- Смагина Ирина. Россия, Москва
- Юнькова Елена. Россия, Москва
- Щербаков Матвей. Россия, Москва
- Krag Soren. Норвегия, Берген
Художники, представляющие гобелены, выполненные в традиционной технике
- Lusis-Grinberga Elina. Латвия, Рига
- Белоусова Ирина. Россия, Саранск
- Блохина Галина. Россия, Москва
- Бокова Василина. Россия, Москва
- Буторлина Серафима. Россия, Санкт-Петербург
- Векслер Анна. Россия, Санкт-Петербург
- Вилкова Анна. Россия, Ульяновск
- Воронкова Альбина. Россия, Москва
- Гавин Сергей. Россия, Москва
- Галактионова Елена. Россия, Москва
- Головачева Надежда. Россия, Санкт-Петербург
- Гончаров Владимир. Россия, Воронеж
- Гораздин Александр. Россия, Москва
- Грабарь Мария. Россия, Омск
- Громцева Екатерина. Россия, Череповец
- Двойникова Мария. Россия, Саратов
- Демичева Вера. Россия, Орел
- Джураева Гульшат. Казахстан, Алматы
- Дзюба Надежда. Россия, Великий Новгород
- Емельянов Олег. Россия, п. Волжский
- Кручинина Марина. Россия, Москва
- Лаврентьева Наталья. Россия, Москва
- Львовский Федор. Россия, Москва
- Мельникова Ольга. Россия, Самара
- Муканов Малик. Казахстан, Алматы
- Мухин Владимир. Россия, Иваново
- Нефедова Елена. Россия, Москва
- Никифорова Наталья. Россия, Саратов
- Орешко Ольга. Россия, Екатеринбург
- Платонова Любовь. Россия, Москва
- Попова Ольга. Россия, Белгород
- Русанова Марина. Россия, Москва
- Сотникова Валентина. Россия, Ульяновск
- Спешилова Мария. Россия, Санкт-Петербург
- Тамаровская Юлия, Бондаренко Анжелика. Россия, Ростов-на-Дону
- Уколова Валентина. Россия, Москва
- Цветкова Наталья. Россия, Санкт-Петербург
- Чепко Ольга. Россия, Самара
- Чефелева Александра. Россия, Самара
- Шевелкина Татьяна. Россия, Москва
- Шмакова Алла. Россия, Москва
- Юрченко Сания. Россия, Москва
- Якубаускас Феликсас. Литва, Вильнюс