Loading...
Департамент культуры города Москвы

Художественный текстиль 1960-2010-х годов в зеркале творчества Эдит Паулс-Вигнере

В рамках IV Триеннале текстильного искусства и современного гобелена в «Царицыне» пройдет выставка художницы Эдит Паулс Вигнере — одной из главных представительниц «новой текстильной волны» 1960-1970 годов. Выставка подготовлена в партнерстве с Латвийским национальным художественным музеем.

Традиционно в Прибалтике существовала самая сильная и новаторская школа ткачества в СССР. Представители этой школы всегда занимали лидирующие позиции в этой сфере декоративно-прикладного искусства в течение нескольких десятилетий. Прибалтийские художники свободно впитывали в себя фольклорные традиции (поэтический язык, песенные начала, символическое мышление народного эпоса), но при этом не боялись экспериментировать.

Расцвет латышской текстильной школы связан с именами художников Рудольфа Хеймратса, под руководством которого в 1961 году при Академии Художеств было основано Отделение текстильного искусства, и Георга Барканса, преподававшего композицию в Школе прикладного искусства. Их ученики не только занимались классическим гобеленом, но много экспериментировали с формой и материалами, а также развивали способность видеть каждое произведение как неотъемлемую часть всего ансамбля интерьера в целом. Учебная программа, разработанная Хеймратсом и Баркансом, была направлена на подготовку свободных художников. Именно у него училась Эдит Паулс-Вигнере, младшая сестра композитора Раймонда Паулса, поступив на текстильное отделение Академии художеств в Риге в 1963 году. Впрочем, самые первые шаги в творчестве она сделала еще раньше – в Школе прикладного искусства на отделении моды, куда поступила сразу после окончания общеобразовательной школы. В тот период она впервые серьезно задалась вопросами структуры тканей, их сочетанием в ансамблях женской одежды, и дипломной работой Эдит стало конструирование наряда деревенской девушки.

В каждой книге, посвященной Эдит Вигнере, отмечается любопытный факт: она никогда не делает подготовительные «картоны». Весьма приблизительный эскиз будущего произведения, будь то гладкотканный гобелен или объемная композиция, лишь в общих чертах дает представление о задуманной композиции и размещении цветовых пятен. По словам художницы, окончательное решение обычно формируется под воздействием чувств, которые вызывает пряжа, ее структура, цвет и то, как она воспринимается на ощупь. В гобеленах Паулс-Вигнере часто использует смешанную технику, где плотное переплетение перемежаются со свободно висящими нитями, а ворсовая поверхность с рельефом.

На выставку «Эволюция взгляда», которая станет проектом-сателлитом IV Триеннале текстильного искусства, из Музея декоративного искусства и дизайна (г. Рига) в Москву прибыли гобелены и текстильные композиции, выполненные в разные годы. Экспозицию дополняют работы художницы, хранящиеся в коллекции музея-заповедника «Царицына». В залах Большого дворца можно увидеть пространственную композицию «Кофейная кантата» 1976 года, где тончайшие оттенки кофе переданы с помощью вытканных вручную полотен и свободно свисающей пряжи; инсталляцию «Путевые заметки», созданную по воспоминаниям о путешествии на Кубу в 1974 году, и напоминающую декорацию для фантастического барочного спектакля; текстильные ансамбли «Вселенная» (1978) и «Жизни» (1972) – гобелены с удивительным контрастным узором, напоминающим стволы деревьев, освещенные рассветными лучами солнца.

Помимо больших форм в экспозиции можно увидеть небольшие работы художницы, выполненные в последние годы. Это девятнадцать сотканных вручную авторских «корон» (так называется национальный латышский женский головной убор, формой которого Эдит Паулс-Вигнере увлечена на протяжении всей жизни) и более пятидесяти миниатюрных композиций, «написанных» бисером.

Персональная выставка Эдит Вигнере будет открыта все время работы IV Триеннале, и будет интересна не только людям, внимательно изучающим историю советского гобелена, но и всем, кому интересны экспериментальные форматы современного искусства.