Loading...

Почему «Царицыно» – музей декоративно-прикладного искусства и как ДПИ стало частью «Царицына».

Парк и царицынская архитектура неразрывно связаны с именем Екатерины II. Летом 1775 года императрица выкупила село Черная грязь у князей Кантемиров и дала «сущему раю» новое название – Царицыно. В том же году был заложен первый камень в фундаменте будущей резиденции, которая так и не была достроена в срок. Екатерина проводила время в здешних местах, но жила во временном летнем дворце, что возвели на скорую руку, а после разобрали. В тех дворцах, что стоят в Царицыне сегодня, она никогда не жила. Вот почему мемориальных предметов тут не найти. Все, что есть в современной исторической экспозиции – это предметы эпохи: костюмы, живопись, скульптура, мебель, книги и документы.

Восстановление Царицына началось в 1980-х годах, когда здесь оказался прописан Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. Сегодняшний музей – его прямой наследник. Коллекция советского декоративно-прикладного искусства – ядро музейного собрания, которое на сегодняшний день насчитывает более 60 тысяч предметов, и основа научного-исследовательской деятельности, которую музей ведет последние сорок лет. Выставки современных художников, работающих с керамикой, стеклом, деревом, текстилем, резьбой по камню и кости – продолжение этого исследования и большая работа по сохранению шедевров декоративно-прикладного искусства. Сегодня «Царицыно» – это крупный музей со своей профессиональной историей и экспертной позицией.

История коллекции «Царицына»

В 1980-е годы основной задачей музея было показать во всей широте характерные для национальных культур художественные промыслы, ремёсла, все виды народного творчества и декоративного искусства. Самая активная фаза сбора коллекции пришлась на 1984–1987 годы, когда по приказу Министерства культуры СССР художественные и исторические музеи, республиканские отделения Союза художников, Научно-исследовательский институт художественной промышленности и прочие учреждения передавали в фонды будущего ГМЗ «Царицыно» наиболее характерные для их национальной культуры предметы искусства. РСФСР представляла художественные лаки, роспись по дереву, кружевоплетение, вышивку, ткачество, традиционный костюм регионов Центральной России, Крайнего Севера и Хабаровского края; керамику, глиняную игрушку, ковроткачество, художественный металл Северного Кавказа. Белоруссия – стекло, фарфор, ткачество, вышивку, изделия из дерева и соломки. Армения – керамику, армянское игольное кружево, ковры, художественный металл. Киргизия, Узбекистан и Туркмения – изделия ковроткачества и предметы в технике кошмоваляния, керамику, работы из кожи, ювелирные украшения. Латвия – изделия из янтаря и ткачество. Отдельно стоит отметить вклад гостиницы «Националь» в формирование царицынской коллекции: именно благодаря ее участию в музей поступили произведения известных ювелирных фирм XIX–XX века: работы Карла Фаберже, Павла Овчинникова, Ивана Хлебникова, братьев Грачёвых и других мастеров.

Параллельно и сам музей вел активную собирательскую работу: организовывались закупочные экспедиции в традиционные промысловые и ремесленные центры России и союзных республик (а в 1990-е годы – и в страны ближнего Зарубежья). У частных лиц приобретались туркменское серебро, русское шитьё бисером первой половины XIX века, предметы интерьера (фарфор, стекло и золочёная бронза XVIII – первой половины XIX веков). Именно тогда, на первых же порах существования музея, стал очевиден вектор дальнейшего развития: новоприобретенные предметы изучались, анализировались, все знания тщательно каталогизировались. Создавался новый блок науки, занимающейся изучением и сохранением декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов.

Сегодняшнее собрание «Царицына» чрезвычайно разнообразно. Если говорить научным языком, «коллекции музея являются многопрофильным художественным, историко-культурным собранием произведений искусства XVI–XXI веков и археологии, а также предметов быта второй половины XIX – начала ХХ века». И все это богатство распределено по фондам в точном соответствии с видом искусства и материалом изготовления.

Ткачество

Среди предметов ткачества в фонде музея хранится богатая подборка старинных шпалер XVII–XVIII вв. с самыми разными сюжетами, от библейских и мифологических до идиллических. В коллекции важно обратить внимание на шпалеры из серии «Жизнь Христа» по эскизам фламандских художников и брюссельских мастеров, сотрудничавших с мастерской Жана Батиста Вермийона. В российских музеях произведения этой мастерской отсутствуют, редко встречаются они и в зарубежных собраниях, так что это можно считать царицынским эксклюзивом. С другой стороны, не менее ценна с исторической точки зрения и коллекция гобеленов ХХ-ХХI веков. Это наиболее полное и не имеющее аналогов в России собрание произведений ведущих художников-текстильщиков. Тут есть работы мастеров Прибалтики (знаменитой латышской школы) и Закавказья, ковры Туркмении, Азербайджана, Армении, Дагестана и Молдавии, войлок Казахстана, Киргизии и Туркмении.
Предметы

Текстиль

В этой коллекции существенно больше предметов декоративно-прикладного искусства XX века. Здесь много национальных костюмов (Архангельской, Брянской, Вологодской, Воронежской, Вятской, Тульской, Пензенской, Калужской, Курской губерний), одежды и украшений народов Поволжья и Урала, Камчатки и Хабаровского края, Кавказа и Средней Азии. В фонде собраны рушники, полотенца, покрывала, платки и шали ручной работы и фабричного производства России, Украины и Белоруссии, Эстонии, Литвы и Латвии конца XIX – начала XX века, скатерти, авторские набойки Кавказа и Средней Азии, в т. ч. вышивки «сюзане». Особое внимание заслуживают халаты конца XIX века типа «чырпы» женщин племенной группы «теке». Интересна коллекция образцов кружева, шёлковых и шерстяных тканей, прошвы и тесьмы русского и европейского производства рубежа XIX–XX веков. В собрании есть редкое вологодское и елецкое кружево, армянское игольчатое кружево, лоскутные коврики, тканые дорожки, покрывала, варежки, джурабы, носки и пояса народов России и республик СССР. Отдельный раздел коллекции посвящен предметам городского быта эпохи модерна (городской костюм, бельё женское, постельное, столовое). Она иллюстрирует «дачный период» в истории Царицына (последняя треть XIX – начало XX века).

Собрание современного текстиля объединяет текстильную графику, одежду и аксессуары. Особое место занимают работы виднейших мастеров русского авангарда: эскизы костюмов, агитационный текстиль начала двадцатого столетия, модели «нового стиля» 1960-х, произведения, выполненные в технике горячего батика, и многое другое.
Предметы

Керамика

Самая богатая часть царицынской коллекции – это работы художников, работающих с глиной. Тут и обширное собрание глиняной игрушки русских промыслов Абашева, Дымкова, Каргополя, Скопина, Филимонова, и образцы керамики Дагестана XVIII–XIХ веков, и гуцульская керамика XIХ века, и русские изразцы XVII – начала ХХ века, и авторские произведения художников-керамистов второй половины XX – XXI века. Самый ценный сегмент коллекции – авторская керамика 1960–1980-х годов, когда высококлассные технологичные изделия советских мастеров чуть ли не сразу из печей высокого обжига – самых прогрессивных в то время – отправлялись на международные выставки.
Предметы

Фарфор

В этом фонде хранится западноевропейское искусство XVIII – начала XX века. Найдутся тут даже произведения королевских мануфактур: Мейсена, Севра, Вены, Берлина, Копенгагена. Русский фарфор представлен изделиями Императорского фарфорового завода и ведущими частными заводами, а также небольшими фарфоровыми предприятиями гжельского круга. Важная часть коллекции – «Авторский фарфор ХХ–XXI века». Это уже предметы Ленинградского, Дулёвского, Дмитровского и других фарфоровых заводов, включая агитационный фарфор, петроградский авангард, реалистичную анималистику и скульптуры малых форм.
Предметы

Стекло

Один из самых хрупких фондов царицынского собрания – предметы из Богемии, Германии, Франции. Отдельное собрание посвящено многострадальному русскому стеклоделию, как промышленному, так и авторскому. В коллекцию русского бисера XIX века входят декоративные панно, подстаканники, кошельки, табачницы и др. Авторское стекло ХХ века представлено произведениями, выполненными на крупнейших стекольных заводах СССР в 1950–1980-е годы из стекла граненого, гравированного, цветного и сульфидного, созданное с использованием пресса или гутной техники. Царицынская коллекция «Авторское стекло ХХ века» по праву может считаться одной из самых интересных и полных в России, так как после распада СССР стекольная промышленность понесла большие потери. Оставшиеся заводы существенно сократили объёмы производства, практически не создавая новых форм.
Предметы

Металл

Коллекция русского ювелирного искусства XVI–ХХ веков – предметы быта, столовое серебро, иконы в драгоценных окладах работы известных мастеров XVIII века и многое другое. В раздел традиционных изделий из металла входят различная утварь, элементы национального костюма и украшения, в том числе изделия, выполненные из драгоценных металлов: разнообразные традиционные серебряные украшения народов Средней Азии и Казахстана, которые были неотъемлемой частью костюма, а также кинжалы, пояса, браслеты и проч. Представлены изделия ведущих промыслов: посуда, украшения, ковка, чеканка и многое другое.
Предметы

Дерево

Помимо старинной (в стиле барокко с резьбой и точёными деталями), классической (в технике маркетри и интарсии с золочёными или бронзовыми деталями) и мебели в стиле модерн в коллекции хранятся музыкальные инструменты и механические часы. Но большая часть фонда – это произведения мастеров русских промыслов, центрами которых стали Архангельская, Вологодская, Нижегородская и Московская области, народных мастеров бывших союзных республик (Украина, Белоруссия, Армения, Молдавия), произведения искусства народов Кавказа (Дагестан, Армения) и Центральной Азии (Узбекистан, Киргизия). Ценнейшими предметами в коллекции являются выполненные в технике глухой корабельной резьбы резные наличники и лобовые доски избы дома Лячиных из деревни Валовое Ивановской области, привезённые экспедицией музея в 1990 году. В фонде также хранится часть коллекции народной игрушки из собрания Церетелли-Костаки. Собрание росписи по дереву составляют традиционные расписные прялки и работы художников из Хохломы и Городца. В коллекцию художественных лаков входят произведения XIX–XX веков из основных центров лаковой миниатюры: Палеха, Мстёраа, Федоскино и Холуя.
Предметы

Кость и камень

В этой части коллекции хранятся работы холмогорских мастеров из кости XVIII–XIX веков и произведений из камня, созданные мастерами Западной Европы, СССР и России XVIII–XX веков. Костяные изделия различны по назначению: ларцы, шкатулки с игральными фишками из перламутра, коробка из кости с домино, комплект шахмат, настольное бюро. Коллекция произведений из камня включает в себя скульптуры, украшения, предметы интерьера. Помимо этого, музей владеет уникальной коллекцией произведений художественной обработки кожи мастеров республик Прибалтики (фонд «Кожа»).
Предметы

Декоративно-прикладное искусство на выставках

Музей показывает и рассказывает о своей коллекции. Ежегодно в «Царицыне» проходят порядка десяти выставок, в экспозиции которых предметы из музейного собрания занимают не последнее место. Процесс популяризации и экспонирования коллекции во вновь открывшемся после реставрации дворцовом ансамбле Василия Баженова и Матвея Казакова начался в 1994 году. И уже тогда выставки советского декоративно-прикладного искусства вызывали вопрос: почему восставшее из руин Царицыно не демонстрирует екатерининские ценности? Впрочем, критики отмечали, что «эти абсолютно несовместимые и зачастую чуждые месту вещи уютно обжили небольшие комнаты усадьбы <…> Экспозиция состоялась. Виною тому, быть может, гений Баженова, которому на основе классицистически рациональных планов было дано создавать самодостаточные живые пространства, способные эстетизировать любой привнесенный антураж» (Наталия Сиповская, «Коммерсант», 1994).

Последние несколько лет музей-заповедник «Царицыно» регулярно посвящает свои выставки ДПИ, в том числе новым поступлениям. В конце 2022 года в Большом дворце открылась выставка «В поисках народного искусства». На 1200 квадратных метров компактно разместились произведения из фондов музея и частных коллекций, относящиеся к 1960-1980 годам. Выставка преследовала две важнейшие цели: продемонстрировать коллекцию и показать научную работу музея. Это было полноценное исследование феномена советского народного искусства. Кураторы представили это важнейшее для музея явление как удачный социально-художественный эксперимент советской эпохи. Проект стал одной из самых масштабных репрезентацией царицынской коллекции ДПИ за годы работы музея. Вокруг него образовалось сообщество – Клуб знатоков и любителей народного искусства, встречи которого продолжаются по сей день, хотя выставка уже закрылась.

Важным событием в жизни музея стала выставка «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла» об истории промышленного стеклоделия в России. Как оказалось, у стекольного производства в России удивительная и трагическая история. Не раз оно, едва набрав обороты, сводилось к нулю. Мешали то монгольское нашествие, то раздробленность, то революции, то войны. Фактически история художественно стекла в России XX века – это всякий раз история заново, и в «Царицыне» ее тщательно изучили и смогли показать на примере всего двух сотен предметов из стекольного собрания.

Часть богатой коллекции ДПИ музея-заповедника «Царицына» можно видеть на постоянной выставке «В лесу росла игрушка», посвященной народной деревянной игрушке. Большой проект рубежа 2024-2025 гг. посвящен традиционному искусству поволжских татар, это выставка «Город и промысел: встречав Казани» (до 30 марта 2025 года).

Работа по исследованию феномена декоративно-прикладного искусства и сохранению народных художественных промыслов в музее продолжается. В 2025 году уже запланированы выставочные проекты, посвященные ювелирному искусству Урала, современного народному искусству и наивным художникам.