Фарфор, фаянс
-
Миска с крышкой из «Сервиза с красным драконом» -
Тарелка мелкая из «Сервиза с красным драконом» -
Тарелка -
Предметы сервиза -
Тарелка -
Ваза -
Сервиз чайный «Эгоист», из шести предметов. Автор - Автор росписи и декора — Парман Леопольд (2-я половина XVIII века) -
Тарелка -
Тарелка -
Сервиз для завтрака (déjeuner), на две персоны (tête-à-tête), из 10 предметов -
Сервиз чайно-кофейный из девяти предметов. Автор - Скульптор — Асье Виктор-Мишель (1736–1799) -
Ваза -
Ваза -
Пиала -
Чайница -
Вазы. Автор - Автор росписи — Мещеряков Василий Федорович (1788–?) -
Чайница с пробкой -
Сахарница с крышкой -
Чайник с крышкой -
Сервиз кофейный из 12 предметов -
Блюдо PROLETARIER ALLER LANDER VEREINICT EUCH! Автор - Автор росписи — Адамович Михаил Михайлович (1884–1947) -
Чайный сервиз «Зимушка-зима» из 22 предметов. Автор - Автор росписи — Воробьевский Алексей Викторович (1906–1992) Автор формы «Купава» (1958) — Криммер Эдуард Михайлович (1901–1974) -
Чайный сервиз «Кобальтовая сеточка», на шесть персон, из 23 предметов. Автор - Автор рисунка – Яцкевич Анна Адамовна (1904–1952), автор формы – Яковлева Серафима Евгеньевна (1910–1993) -
Чайно-кофейный сервиз «Бабье лето», на шесть персон, из 42 предметов. Автор - Автор формы и росписи — Славина Нина Павловна (1928–2000) -
Блюдо из триптиха «На родных ветрах» -
Блюдо из триптиха «На родных ветрах». Автор - Автор росписи — Петрова Нелли Львовна (род.1949) -
Блюдо из триптиха «На родных ветрах» -
Декоративный комплект «Лесная песнь». Автор - Яснецов Владимир Климентьевич (1926–2005) -
Блюдо «Калиновый вечер». Автор - Автор росписи — Яснецов Владимир Климентьевич (1926–2005) -
Декоративный комплект из пяти предметов «Лунная ночь». Автор - Автор формы и росписи — Владимир Климентьевич Яснецов (1926–2005) -
Декоративная композиция «Мадонна». Автор - Ропова Наталья Николаевна (род. 1946)
Миска с крышкой из «Сервиза с красным драконом»
Период и место создания
Середина XVIII века. Германия, Мейсенская фарфоровая мануфактура
Материал, техника
фарфор; роспись надглазурная, золочение
Клейма и надписи
На дне: синяя подглазурная марка в виде скрещенных мечей; пурпурная буква К.
Поступление
Передана из РОСИЗО в 1996 г.
Инвентарный номер, номер КП
Ф-2435, КП-14655
Тарелка мелкая из «Сервиза с красным драконом»
Период и место создания
Конец XVIII – начало XIX века, Германия, Мейсенская фарфоровая мануфактура
Материал, техника
фарфор; роспись надглазурная, золочение
Размер
Дм – 22,5 см
Клейма и надписи
На дне: синяя подглазурная марка в виде скрещенных мечей, надглазурно — цифра 119; черной краской — А, в тесте — цифра 4.
Поступление
Приобретена у В. К. Кленова в 1989 г.
Инвентарный номер, номер КП
Ф-944, КП-5876
Тарелка
Период и место создания
Вторая половина XVIII века. Франция, Севрская королевская мануфактура
Материал, техника
фарфор; крытьё и роспись надглазурные, золочение
Размер
Дм – 22,5 см
Экспонирование
Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция
Клейма и надписи
На дне марка голубая надглазурная
Поступление
Приобретена в ТД «Москва» в 1993
Инвентарный номер, номер КП
Ф-1678, КП-12345
Предметы сервиза
Период и место создания
1774–1814. Германия, Мейсенская фарфоровая мануфактура
Материал, техника
фарфор; роспись надглазурная, золочение
Размер
Чайница: В — 11,5 см; основание — 6,9×4,7 см. Чайник: В — 11,2 см; Дм основания — 5,8 см; Дм верха — 5,4 см. Кофейник: В — 16,0 см; Дм — 5,6 см. Блюдце: Дм – 13,7 см
Экспонирование
Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция
Поступление
Приобретены в салоне № 2 г. Москвы в 1992
Инвентарный номер, номер КП
Ф-1655–1658, КП-9715–9718
Тарелка
Период и место создания
1780–1796. Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод
Материал, техника
фарфор; рельеф, роспись надглазурная
Размер
Дм — 25,0 см
Экспонирование
Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция
Поступление
Приобретена у В. В. Козлова в 2007
Инвентарный номер, номер КП
Ф-4660, КП-17306
Ваза
Период и место создания
1780–1790-е. Германия, Мейсенская фарфоровая мануфактура
Материал, техника
фарфор; рельеф, роспись надглазурная, золочение, цировка
Размер
В — 29,8 см
Экспонирование
Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция
Поступление
Приобретена у М. Н. Кораблёва в 2007
Инвентарный номер, номер КП
Ф-2815/1, 2, КП-17301/1, 2
Сервиз чайный «Эгоист», из шести предметов. Автор - Автор росписи и декора — Парман Леопольд (2-я половина XVIII века)
Период и место создания
1783–1787. Австрия, Венская Королевская фарфоровая мануфактура
Материал, техника
фарфор; Крытье надглазурное, роспись надглазурная, роспись золотом, позолота, рельеф, цировка
Размер
Поднос: 31,0×22,3 см; кофейник: В — 15,5 см; Дм — 9,5 см; cливочник: В — 13,5 см; Дм — 9,0 см; cахарница: В — 5,2 см; Дм — 12,2 см; чашка: В — 6,5 см; Дм — 6,5 см; блюдце: Дм — 13,0 см; В — 3,0 см
Клейма и надписи
На всех предметах марка подглазурная, синяя: щит, перечеркнутый двумя горизонтальными линиями
На подносе, кофейнике, сливочнике, чашке на дне от руки красным цветом цифры: 103.
На сахарнице на дне от руки красным цветом цифры: 103, 92.
На блюдце на дне от руки красным цветом цифра: 103, в тесте: 15.
Поступление
Приобретена у М. Н. Кораблёва в 2008
Инвентарный номер, номер КП
Ф3029; Ф3030/а, б; Ф3031/а, б; Ф3032; Ф3033; Ф3034, КП-17573/1; КП-17573/2 а, б; КП-17573/3а, б; КП -17573/4; КП-17573/5; КП-17573/6
Описание
Сервиз предназначен для завтрака на одну персону (отсюда и название Solitaire — «Эгоист»). Такие сервизы, состоящие из чайника (кофейника), молочника (сливочника), сахарницы и одной чайной или кофейной пары, были распространены в XVIII веке в аристократической среде, в 1780-х они вошли в моду и в России.
Предметы сервиза с розовым фоном расписаны цветочными букетами в резервах, обрамленных золоченым орнаментом из завитков, цветов и листьев. Край борта и ручки украшены позолотой. Сочетание насыщенного розового с золотом придает сервизу роскошный вид.
Такая форма предметов была популярна в то время, ее повторяли многие европейские мануфактуры: чашки полусферические, молочники и кофейники грушевидные, с выпуклыми крышками и лепными навершиями; различалась форма подносов и лепной декор. В нашем комплекте ручки предметов — в виде двух переплетенных веток, с рельефными листьями в местах прикрепления; выпуклые крышки молочника и кофейника увенчаны лепной белой розой с зеленой ножкой и листьями; поднос в форме трапеции.
«Форма сервиза относится к более раннему времени (с 1765 по 1775 годы), а роспись и декор были выполнены художником Леопольдом Парманом в 1783–1787 годах, о чем свидетельствует красная авторская надглазурная цифровая метка — цифра „103“» (Экспертное заключение от 10.12.2007 зав. отделом ВМДПНИ Э. Б. Самецкой).
Тарелка
Период и место создания
1780-е. Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод
Материал, техника
фарфор; роспись надглазурная
Размер
Дм — 24,5 см
Экспонирование
Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция
Поступление
Приобретена через МК СССР в 1988
Инвентарный номер, номер КП
Ф-699, КП-4729
Тарелка
Период и место создания
1780-е. Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод
Материал, техника
фарфор; роспись надглазурная
Размер
Дм — 24,5 см
Экспонирование
Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция
Поступление
Приобретена через МК СССР в 1988
Инвентарный номер, номер КП
Ф-700, КП-4730
Сервиз для завтрака (déjeuner), на две персоны (tête-à-tête), из 10 предметов
Период и место создания
1790-е. Германия, Берлинская фарфоровая мануфактура
Материал, техника
фарфор; Крытьё и роспись надглазурные, золочение
Размер
поднос: 35,4 х 26,3 см
кофейник: В – 16,9 см
чайник: В – 10,4 см
молочник: В – 10,5 см
чашки: В – 4,8 см; Дм – 8,0 см
блюдца: Дм – 13,2 см
ложки: Д – 12,8 см
Экспонирование
Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция
Клейма и надписи
На дне всех предметов марка подглазурная: кадуцей (кобальтом)
Поступление
Приобретен у М.Н. Кораблёва в 2008
Инвентарный номер, номер КП
Ф-3035 – Ф-3044, КП-17561/1-10
Сервиз чайно-кофейный из девяти предметов. Автор - Скульптор — Асье Виктор-Мишель (1736–1799)
Период и место создания
1800-е (форма 1775 года). Германия, Мейсенская фарфоровая мануфактура
Материал, техника
фарфор, глазурь; роспись надглазурная,позолота,рельеф, цировка
Размер
Поднос: 37,3 × 27,5 см;
кофейник с крышкой: В – 14,5 см;
чайник с крышкой: В – 10,0 см;
молочник с крышкой: В – 11,5 см;
сахарница с крышкой: В – 10,8 см;
чашка с блюдцем (инв. Ф-2831/1-2):
В чашки – 6,0 см; Дм блюдца – 13,5 см;
чашка с блюдцем (Ф-2832/1-2):
В чашки – 6,0 см; Дм блюдца – 13,2 см
Клейма и надписи
На всех предметах, кроме подноса, марка: скрещенные мечи и звездочка между рукоятей.
На подносе марка: скрещенные мечи
Поступление
Приобретен у Т.А. Соколенко в 2007
Инвентарный номер, номер КП
Поднос: КП-17385/1; Ф-2826
Кофейник с крышкой: КП-17385/2-3; Ф-2827/1-2
Чайник с крышкой: КП-17385/4-5; Ф-2828/1-2
Молочник с крышкой: КП-17385/6-7; Ф-2829/1-2
Сахарница с крышкой: КП-17385/8-9; Ф-2830/1-2
Чашка с блюдцем: КП-17385/10-11; Ф-2831/1-2
Чашка с блюдцем: КП-17385/12-13; Ф-2832/1-2
Описание
Чайно-кофейный сервиз на две персоны, созданный на Мейсенской фарфоровой мануфактуре в Саксонии, относится к типу tête-à-tête. Подобные маленькие сервизы на подносе для завтрака, в том числе Solitaire («Эгоист») на одну персону, вошли в моду в последней четверти XVIII века. Они пользовались спросом среди аристократии, блюда на них подавали прямо в спальню — на туалетный или чайный столик.
Автор формы сервиза из собрания музея-заповедника «Царицыно» — выдающийся скульптор-«модельмейстер» М.-В. Асье, француз по происхождению, с 1765 по 1781 год работавший на Мейсенской мануфактуре в Саксонии. Изделия этой мануфактуры изготавливались из высококачественной фарфоровой массы: белоснежной, легкой, слегка просвечивающей после обжига, с блестящей прозрачной глазурью, служившей прекрасным фоном для изящной росписи. В XVIII веке здесь работали высококлассные скульпторы и живописцы, мастерство которых и сегодня не перестает восхищать ценителей «белого золота». Асье создавал для Мейсенской мануфактуры формы столовых, чайных и кофейных сервизов с лепным декором, многие из которых неоднократно повторялись на протяжении XIX века.
Форма чайно-кофейного сервиза из собрания музея «Царицыно» была создана М.-В. Асье в 1775 году. Ее отличают присущие классицизму ясные и четкие пропорции и характерный для этого стиля декор: строгие, прямоугольной формы ручки; небольшие носики-сливы, украшенные рельефными лавровыми венками; навершия крышек, выполненные в виде шишек. Интересно, что в комплекте tête-à-tête Асье соединил формы предметов двух типов: грушевидные кофейник и молочник и округлые, сужающиеся книзу чайник и сахарницу. Этот сервиз повторялся мастерами Мейсенской мануфактуры с различными вариантами росписи до начала XIX века. Царицынский комплект, исполненный в 1800-е годы, уже после смерти Асье, декорирован цветочной росписью в серо-розовых тонах.
Ваза
Период и место создания
1830-е. Россия, Санкт-Петербург, завод Ф. С. Батенина
Материал, техника
фарфор; роспись надглазурная, золочение
Размер
В — 18,5 см; основание — 6,1×6,1 см
Поступление
Приобретена у З. А. Литвиновой в 2003
Инвентарный номер, номер КП
Ф-2499, КП-16021
Описание
Виды Санкт-Петербурга — характерный сюжет росписи изделий завода Ф. С. Батенина. Представленная ваза декорирована резервом с изображением Стрелки Васильевского острова, Ростральных колонн и здания Биржи.
Позолота покрывает всю поверхность предмета — это отличительная особенность продукции батенинского производства. Филипп Сергеевич Батенин был предприимчивым купцом. На его заводе для удешевления производства на изделия наносился очень тонкий слой позолоты, в основном глянцгольда — жидкого дешевого золота, поэтому до нашего времени предметы сохранились, как правило, с сильными потертостями. Матовый рисунок на позолоте выполнялся не трудоемким методом цировки, иглой, а кистью, что было быстрее и дешевле. Такие изделия стоили относительно недорого и пользовались широким спросом у средних слоев населения.
Ваза
Период и место создания
1830-е. Россия, Санкт-Петербург, завод Ф. С. Батенина
Материал, техника
фарфор; Крытьё и роспись надглазурные, золочение
Размер
В — 21,5 см
Поступление
Приобретена у Н. В. Знаменской в 1986
Инвентарный номер, номер КП
Ф-279, КП-2489
Описание
Позолоченная ваза с изображением цветочного букета в резерве — типичное произведение фарфорового завода купца Ф. С. Батенина. Матовый тяжеловесный букет выглядит ярко и празднично на блестящем золотом фоне. Кистевая роспись исполнена достаточно примитивно, без светотеневой моделировки. Букет составлен из цветов, распускающихся в разное время года: тюльпанов, роз, астр, примул и других — это прием, к которому живописцы обращались начиная с XVII века, когда жанр натюрморта только формировался.
Позолота покрывает всю поверхность предмета — это отличительная особенность продукции батенинского производства. Филипп Сергеевич Батенин был предприимчивым купцом. На его заводе для удешевления производства на изделия наносился очень тонкий слой позолоты, в основном глянцгольда — жидкого дешевого золота, поэтому до нашего времени предметы сохранились, как правило, с сильными потертостями. Матовый рисунок на позолоте выполнялся не трудоемким методом цировки, иглой, а кистью, что было быстрее и дешевле. Такие изделия стоили относительно недорого и пользовались широким спросом у средних слоев населения.
Пиала
Период и место создания
1840–1850-е годы, Россия, Московская губерния, село Горбуново, завод Попова
Материал, техника
фарфор; роспись надглазурная, золочение
Размер
В – 6,5 см; Д – 10 см
Клейма и надписи
На дне: синяя марка завода АП в тесте; надглазурная красная марка в виде стилизованного китайского иероглифа
Поступление
Приобретена в Москомиссионторге №15 в 1989
Инвентарный номер, номер КП
Ф-56, КП-3196
Чайница
Период и место создания
1840–1850-е, Россия, Московская губерния, село Горбуново, завод Попова
Материал, техника
фарфор; роспись надглазурная, золочение
Размер
В – 16,5 см; Д – 10,4 см
Клейма и надписи
На дне: марка в тесте АП; надглазурная красная марка в виде стилизованного китайского иероглифа)
Поступление
Приобретена в магазине №15 Москомиссионторга в 1987
Инвентарный номер, номер КП
Ф-55, КП-3195
Вазы. Автор - Автор росписи — Мещеряков Василий Федорович (1788–?)
Период и место создания
1841. Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод
Материал, техника
фарфор, бронза; золочение, роспись надглазурная, цировка
Размер
В 67,5 см; Дм 56,5 см
Экспонирование
Великая Екатерина и её время
Клейма и надписи
В левом нижнем углу резерва каждой вазы подпись: Netscher, в правом нижнем углу: Мещеряковъ 1841 год. На внутренней стороне бортов синяя подглазурная марка: под изображением короны — Н I [Николай I]
Поступление
Переданы из Всесоюзного художественно-производственного объединения имени Е.В. Вучетича в 1986
Инвентарный номер, номер КП
Ф-580, Ф-581, КП-2762, КП-2763
Описание
Парные вазы-кратеры, предназначенные для украшения дворцовых интерьеров, созданы на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге. Этот завод выполнял заказы императорского двора, на него равнялись и ему подражали другие частные российские предприятия. Вазы составляли значительную часть продукции завода на протяжении всего XIX столетия; расцвет вазового искусства пришелся на первую половину XIX века, эпоху правления Николая I.
Императорский фарфоровый завод славился высококлассными мастерами. В 1840-е годы художественную мастерскую завода возглавлял талантливый художник по фарфору В. Ф. Мещеряков. В собрании музея-заповедника «Царицыно» хранятся вазы с выполненными им живописными женскими портретами, скопированными с западноевропейских полотен.
Композиция изображений на обеих вазах схожа: в пространство, ограниченное аркой, помещены поясные женские портреты с цветами и плодами. Различие в том, что на одной из ваз дама изображена сидящей в кресле, рядом с мальчиком, на другой — облокотившейся на парапет, с венком цветов в руках. Оба портрета написаны по живописным оригиналам нидерландского художника Каспара Нетшера (Netscher, 1639–1684). Портрет дамы с венком в руках создан в 1676 году и приобретен для Эрмитажного собрания Екатерины II в 1769 году из дрезденского собрания графа г. фон Брюля (ныне — в ГМИИ имени А. С. Пушкина) (Музей-заповедник «Царицыно» / Сост. Л. В. Андреева. М., 2005. с. 165).
Живопись на вазах выполнена характерным для этого периода мелким мазком — пунктиром (позднее, в александровское время, художники откажутся от него в пользу широкого мазка и практически отойдут от копирования картин старых мастеров). Белую поверхность тулова ваз по сторонам опоясывает кружево золоченого растительного орнамента, выполненного по трафарету.
Чайница с пробкой
Период и место создания
1850-е. Россия, Московская губерния, село Горбуново, завод Попова
Материал, техника
фарфор; рельеф, роспись надглазурная, золочение
Размер
В — 19 см; основание: 11,8 х 11,8 см
Поступление
Приобретена у И. Е.Михальцева в 1987
Инвентарный номер, номер КП
Ф-221/фа,б, КП-3621/а,б
Сахарница с крышкой
Период и место создания
1860-е. Россия, Московская губерния, село Горбуново, завод Попова
Материал, техника
фарфор; рельеф, роспись надглазурная, золочение
Размер
В — 12 см; длина — 13,5 см
Клейма и надписи
На дне всех предметов марка подглазурная: кадуцей (кобальтом)
Поступление
На дне: синяя подглазурная марка завода АП; коричневая цифра 26
Инвентарный номер, номер КП
Ф-3105, КП-16457
Чайник с крышкой
Период и место создания
1860-е, Россия, Московская губерния, село Горбуново, завод Попова
Материал, техника
фарфор; рельеф, роспись надглазурная, золочение
Размер
В — 13 см; длина — 23 см
Клейма и надписи
На дне всех предметов марка подглазурная: кадуцей (кобальтом)
Поступление
На дне синяя подглазурная марка завода АП
Инвентарный номер, номер КП
Ф-3104, КП-16457
Сервиз кофейный из 12 предметов
Период и место создания
Конец XIX–начало XX века. Западная Европа, Франция?
Материал, техника
фарфор; Подглазурное крытье кобальтом, роспись надглазурная, декалькомания с элементами ручной дорисовки, мастика, позолота
Размер
Кофейник: В — 20,0 см; Дм — 12,0 см; cахарница: В — 16,0 см; Дм — 11,0 см; молочник: В — 13,5 см; Дм — 8,5 см; чашки (4 шт.): В — 5,5 см; Дм — 6,0 см; блюдца (4 шт.): Дм — 13,5 см; блюдо: Дм — 50,0 см.
Клейма и надписи
На дне всех предметов — полустертая красная марка (стилизация старых марок Севрской фарфоровой мануфактуры)
На дне предметов надписи красным: Imperatrice Josephine (кофейник); Imperatrice Maria-Louise (сахарница); Roi de Rome (молочник); Reine Hortense, Elisa Bonaparte, M-me de Staël, Pauline Bonaparte (чашки), Napoleon (блюдо). В нижних углах портретов — подпись: E. Humbert или E. H.
Надписи красным:
– на дне кофейника: Imperatrice Josephine
– на дне сахарницы: Imperatrice Maria-Louise
– на дне молочника: Roi de Rome
– на дне чашек: Reine Hortense, Elisa Bonaparte, M-me de Staël, Pauline Bonaparte
– на дне блюда: Napoleon
В нижних углах портретов: E. Humbert или E. H.
Поступление
Дар Е. Н. Батуриной, 2011
Инвентарный номер, номер КП
Ф-4450–4461, КП-17988/1–12
Описание
Кофейный сервиз предназначался, скорее всего, для четырех персон. Сервиз богато декорирован: предметы украшены золоченым рельефом на кобальтовом крытье и резервами с декоративными композициями из военных, музыкальных и рыцарских атрибутов, портретами императора Наполеона Бонапарта, членов его семьи и французской писательницы мадам де Сталь.
Большое блюдо украшает коронационный портрет Наполеона, выполненный с живописного оригинала Ф. Жерара. На кофейнике изображена первая жена Наполеона Жозефина Богарне; на сахарнице — вторая жена Наполеона Мария Луиза; на молочнике — сын императора от второй жены Наполеон II Бонапарт, носивший титул короля Римского. На чашках — женские портреты: королевы Голландии, падчерицы Наполеона Гортензии де Богарне (в голубом); сестёр Наполеона Элизы (в синем) и Полины (в бордовом), а также знаменитой писательницы мадам де Сталь (в красном). Портреты выполнены с живописных и графических работ французских художников XIX века в технике декалькомании, с элементами ручной дорисовки.
Сервиз изготовлен на одном из европейских заводов в подражание продукции Севрской фарфоровой мануфактуры начала XIX века, эпохи стиля ампир. Хотя на предметах стоит марка Севрской мануфактуры, соответствующая началу XIX века, художественные и технологические особенности изготовления сервиза соответствуют концу XIX века: вытянутая вверх форма предметов, качество исполнения деталей, упрощенный орнамент, а также применение декалькомании (способа перенесения многокрасочного рисунка с бумаги), получившей распространение только в последней трети XIX века.
Блюдо PROLETARIER ALLER LANDER VEREINICT EUCH! Автор - Автор росписи — Адамович Михаил Михайлович (1884–1947)
Период и место создания
1923. СССР, РСФСР, Петроград, Государственный фарфоровый завод
Материал, техника
фарфор; роспись надглазурная, золочение, цировка
Размер
54×38,6 см (овал)
Экспонирование
Искусство в границах СССР
Клейма и надписи
На дне зеленой краской надглазурная печатная марка: корона, под ней: Н II 1906.
На дне в центре надглазурная надпись: звезда, под ней буквы: М А 1923.
По краю внешней стороны борта красной краской надпись: 1923 М. Адамович.
Поступление
Приобретено через магазин № 15 Москомиссионторга в 1986 г.
Инвентарный номер, номер КП
Ф-536, КП-2009
Описание
Блюдо «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» из собрания музея-заповедника «Царицыно» относится к уникальным произведениям агитационного фарфора. Роспись блюда выполнена известным художником начала XX века Михаилом Михайловичем Адамовичем в характерной для него графичной манере. В овале зеркала изображена сжатая карта части мира — Европа, Африка и Азия с омывающими их океанами. На территории СССР полыхает «костер мировой революции». Двое мужчин (крестьянин и рабочий — ?) поверх карты наносят краской надпись на немецком языке: PROLETARIES ALLER LANDER VEREINIGT EUCH! («Пролетарии всех стран, соединяйтесь»). По краю борта — золоченый орнамент из веток и листьев; на внутренней стороне борта на черном фоне представлены атрибуты науки, техники, труда и искусства: молот, шестеренки, пила, колбы, палитра и кисти; на белой ленте — дата Октябрьской революции: «1917 X 25». Красная пятиконечная звезда перекрывает остатки имперского герба (двуглавого орла) и фрагмент картины с античным сюжетом, символом старого, «буржуазного» искусства.
Агитационный фарфор, создававшийся в первые годы советской власти, в истории искусства — явление мирового масштаба. Лозунги и призывы буквально разлетались с афиш, плакатов и листовок по белоснежной поверхности фарфоровых изделий.
Первые тарелки с революционной символикой появились осенью 1918 года на Государственном фарфоровом заводе (ГФЗ), бывшем Императорском: для росписи использовали оставшееся «белье» (нерасписанные фарфоровые изделия) с марками в виде монограмм «Н II» («император Николай II») и «А III» («император Александр III»). Эти марки оставляли без изменений или закрашивали черной или зеленой краской, рядом изображали серп и молот (эмблему молодого государства) и шестеренку. Возникала курьезная ситуация: на посуде, созданной на императорском заводе, заполыхали костры мировой революции, появились пятиконечные звезды и лозунги: «Царству рабочих и крестьян не будет конца», «Да здравствует III-й Интернационал», «Освобождение рабочего класса — дело самих рабочих».
Агитационный фарфор стал не только одной из форм пропаганды советской власти, но и уникальным явлением в декоративно-прикладном искусстве и визитной карточкой молодого советского государства. Над созданием агитфарфора на ГФЗ под руководством С. В. Чехонина работали известные художники: М. М. Адамович, Е. Я. Данько, В. П. Фрезе, А. В. Щекотихина-Потоцкая, Н. И. Альтман, К. С. Малевич, И. А. Пуни, К. С. Петров-Водкин, В. Е. Татлин, В. В. Кандинский и многие другие. Агитфарфор должен был стать массовым искусством и служить для пропаганды новых идей и нового образа жизни, нового отношения к учебе и труду.
Начиная с 1919 года выставки революционного фарфора проходили в Петрограде, Москве, в дальнейшем — за рубежом. Так, в 1922 году на выставке в Берлине были представлены изделия Государственного фарфорового завода — тарелки и блюда с надписями на немецком языке. Возможно, именно к этой выставке художник Михаил Адамович создал в 1921 году блюдо PROLETARIER ALLER LANDER VEREINICT EUCH! (оно указано в каталоге Э. Б. Самецкой «Советский агитационный фарфор». М., 2004). Стоимость произведений с революционной символикой была высока, на родине их мог приобрести ограниченный круг покупателей. Зато на Западе эти работы пользовались огромной популярностью, поэтому основная часть фарфора с агитационной символикой шла на экспорт.
Блюдо из собрания музея-заповедника «Царицыно» — это повторение блюда 1921 года, выполненное М. Адамовичем в 1923 году. Его художественное решение в полной мере передает идеи и эмоциональность, свойственные фарфору первых послереволюционных лет. Экспонат занимает центральное место в коллекции агитационного фарфора музейного собрания.
Михаил Михайлович Адамович в 1907 году окончил московское Строгановское центральное художественно-промышленное училище, занимался монументально-декоративной живописью в Москве (роспись интерьеров в доме Скакового общества и др.) и Петербурге (росписи в нижней церкви Христа Спасителя (Спас-на-Водах) и др. С 1914 по 1917 год состоял на военной службе. В 1918 году поступил в филиал живописного цеха Государственного фарфорового завода при бывшем училище барона А. Л. Штиглица, участвовал в оформлении Покровской площади в Петербурге к первой годовщине Октябрьской революции. В 1919–1921 годах служил в Красной Армии. С 1921 по 1923 год работал на Государственном фарфоровом заводе, с 1924 по 1934 год — на Волховском и Дулевском фарфоровых заводах. В 1934 году М. М. Адамович вернулся к монументально-декоративной росписи (участвовал в оформлении гостиницы «Москва», магазинов, расположенных в домах № 2 и № 4 на улице Тверская, и др.). С 1919 года принимал участие в выставках в Петрограде, Москве, Париже, Лионе (Носович Т. Н., Попова И. П. Государственный фарфоровый завод 1904–1944. СПб, 2005).
Чайный сервиз «Зимушка-зима» из 22 предметов. Автор - Автор росписи — Воробьевский Алексей Викторович (1906–1992) Автор формы «Купава» (1958) — Криммер Эдуард Михайлович (1901–1974)
Период и место создания
1960-е. СССР, РСФСР, Ленинград, Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова
Материал, техника
фарфор; роспись надглазурная, позолота, крытье
Клейма и надписи
Марки завода (на обороте на дне): «ЛФЗ» красная (на всех предметах), «ВНЕ ГР made in USSR, 1 с.» (сахарница, молочник, ваза, блюдца), «ВНЕ ГР made in USSR» (тарелки)
Поступление
Передан из Всесоюзного художественно-производственного объединения им. Е. В. Вучетича в 1992
Инвентарный номер, номер КП
Ф-3695/а,б; Ф-3696/а,б; Ф-3697; Ф-3698; Ф-3699–Ф-3704; Ф-3705–Ф-3710; Ф-3711- Ф-3716, КП-9405/1а,б; КП-9405/2а,б; КП-9405/3; КП-9405/4; КП-9405/5-10; КП-9405/11–16; КП-9405/17-22
Описание
Роспись сервиза с зимним сюжетом художник исполнил праздничными яркими красками, на синем фоне появились сказочные терема с заснеженными крышами и утопающие в сугробах ели — мастер создал прекрасный мир русской старины.
А. В. Воробьевский расписывал сервизы, чайные пары, туалетные коробочки, вазы (часто большого размера) и скульптуру. На протяжении долгой творческой жизни художник создал множество произведений, которые находятся в ведущих музеях России и частных собраниях.
Многие его произведения вдохновлены сказочными и литературными сюжетами. Неоднократно разрабатывал мастер и восточные мотивы, а также темы балета и карнавала. В собрании музея «Царицыно» хранятся сервизы «Русский балет», «Ночной карнавал», «Зимние забавы», «Ковровый фриз» с изящной ковровой росписью и другие. Расписывая фарфор, художник охватывал всю поверхность предметов, часто используя позолоту, что усиливало ощущение праздника и сказки. «Фарфор должен быть красивым» — это знаменитая фраза А. В. Воробьевского.
Чайный сервиз «Кобальтовая сеточка», на шесть персон, из 23 предметов. Автор - Автор рисунка – Яцкевич Анна Адамовна (1904–1952), автор формы – Яковлева Серафима Евгеньевна (1910–1993)
Период и место создания
1970–1980-е (модель росписи — 1944), СССР, РСФСР, Ленинград, Ленинградский фарфоровый завод им. Ломоносова
Материал, техника
фарфор; роспись подглазурная кобальтом, роспись золотом
Размер
Чайник заварной: В — 13 см; Дм — 12 см; Сахарница: В — 11,5 см; Дм — 11 см; Сливочник: В — 8,6 см; Дм — 9,7 см; Сухарница: В — 4,2 см; Дм — 22 см; Чашки: В — 5,8 см; Дм — 10,2 см; Блюдца: Дм — 15 см; Тарелки десертные: Дм — 15,5 см
Клейма и надписи
На дне всех предметов — марки печатные надглазурные красной краской: ЛФЗ; made in USSR.
Поступление
Передан из Всесоюзного художественно-производственного объединения им. Е. В. Вучетича в 1985
Инвентарный номер, номер КП
Ф-297/а, Ф-298/а, б, Ф-299, Ф-300, Ф-301/1–306/1, Ф-301/2–306/2, Ф-307–312, Ф-313/а, б, КП-1832–1833
Описание
Сервиз «Кобальтовая сеточка» — самый узнаваемый из всех сервизов, выпускаемых на Императорском (в советское время — Ленинградском) фарфоровом заводе. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе за форму и роспись он был удостоен золотой медали.
Форма выполнена мастером С. Е. Яковлевой в 1936 году и получила название «Тюльпан». Синий сетчатый орнамент для этой формы создала художник А. А. Яцкевич в 1946 году, возможно, под впечатлением от сервиза «Собственный», выпущенного в XVIII веке основателем Императорского фарфорового завода Д. И. Виноградовым для императрицы Елизаветы Петровны. Роспись виноградовского сервиза исполнена в надглазурной технике. Пересечения линий пурпурной сетки оформлены мелкими цветами, объемные предметы сервиза украшены лепными цветочными гирляндами. В отличие от «Собственного» сервиз А. А. Яцкевич декорирован кобальтовым сетчатым орнаментом в подглазурной технике, вместо цветов на пересечении линий — золотые звездочки.
Сервиз не был программным авторским произведением. Сразу после войны его начали выпускать на заводе в качестве ассортиментной продукции, и уже на протяжении многих десятилетий этот чайный сервиз считается визитной карточкой Ленинградского фарфорового завода, его знают во всем мире.
Позднее кобальтовой сеточкой стали декорировать также кофейный сервиз. В 1990-е годы мастер Г. В. Шуляк видоизменила классическую «Кобальтовую сеточку» и создала роспись для столового сервиза.
В настоящее время с кобальтовым сетчатым орнаментом выпускают также отдельные предметы: чайные и кофейные пары, вазы, тарелки, блюда.
Анна Адамовна Яцкевич (1904–1952) — выпускница Ленинградского художественно-промышленного техникума, с 1932 по 1952 год работала художником по росписи фарфора на Ленинградском фарфоровом заводе; в 1936 году создала знаменитый логотип ЛФЗ.
Слава к автору знаменитой «Кобальтовой сеточки» пришла только после смерти. О триумфе своей росписи в Брюсселе она так и не узнала.
Чайно-кофейный сервиз «Бабье лето», на шесть персон, из 42 предметов. Автор - Автор формы и росписи — Славина Нина Павловна (1928–2000)
Период и место создания
1979. СССР, РСФСР, Ленинград, Ленинградский фарфоровый завод им. Ломоносова
Материал, техника
фарфор; роспись надглазурная, люстр, позолота, цировка
Размер
Кофейник: В — 23 см; Дм верха — 7 см; Дм основания — 6,5 см. Чайник: В — 18,0 см; Дм верха — 8,0 см; Дм основания — 7,5 см. Молочник: В — 16,5 см; Дм верха — 7,2 см; Дм основания — 5,5 см. Сахарница: В — 12,5 см; Дм верха — 11,0 см; Дм основания — 7,5 см. Масленка: В — 12 см; Дм — 15,5 см. Ваза: В — 9 см; Дм — 13,8 см Чашка чайная: В — 7,0 см; Дм верха — 8,5 см. Блюдце чайное: Дм — 14,0 см. Чашка кофейная: В — 6,5 см; Дм — 7 см. Блюдце кофейное: Дм — 13 см. Тарелка десертная: Дм — 17,8 см. Розетка: Дм — 9,5; В — 1,5 см.
Клейма и надписи
На дне всех предметов: красная марка «ЛФЗ»
На дне чайника, чайных и кофейных чашек с блюдцами, десертных тарелок и розеток от руки надпись: «Бабье лето» автор Славина; на дне молочника и сахарницы красным от руки надпись: «Бабье лето» авт. худ. Славина Н. П.
Поступление
Передан из Всесоюзного художественно-производственного объединения им. Вучетича в 1992
Инвентарный номер, номер КП
Ф-2259–2288, КП-9495/1a–42
Описание
Роспись сервиза «Бабье лето» выполнена Н. П. Славиной на форме «Сударыня», созданной ею же в 1979 году. Предметы сервиза декорированы изображениями пышных бордовых роз с зелеными листьями.
Вот что пишет об этом сервизе искусствовед И. Б. Чижова: «В самом названии формы [»Сударыня«] заложено женское начало. Расцветшая роза, трепетно-страстная, словно бы сросшаяся с упругой формой. Это тот последний расцвет, который напряжен до предела и за которым следует увядание. Но все же этот расцвет прекрасен! Это и цветение, и прощание с цветением… Роза, распустившаяся на чашках и чайниках, буквально пышет жаром и терпко, до головокружения, благоухает… Роза — один из самых „фарфоровых цветков“, ее писали многие. Но такой розы, как у Славиной, не встретишь нигде, настолько она могуча и слита с упругой формой нерасторжимым восторгом». (Чижова И. Б. Нина Павловна Славина. Л., 1988).
Произведения заслуженного художника РСФСР Н. П. Славиной находятся в Гос. Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственном музее керамики «Кусково», а также в других музеях и частных собраниях России и за рубежом.
Блюдо из триптиха «На родных ветрах»
Период и место создания
1981. СССР, РСФСР, Ленинградский фарфоровый завод имени Ломоносова
Материал, техника
фарфор; роспись надглазурная
Размер
Д — 41 см
Клейма и надписи
На дне: композиция «На родных ветрах» авт. росписи Петрова Н. Л. Ленинград 1981 г.
На дне: девиз «Молодость, сила, красота»
Поступление
Передано из Всесоюзного художественно-производственного объединения имени Е.В. Вучетича в 1993
Инвентарный номер, номер КП
Ф-1614, КП-11343/1
Блюдо из триптиха «На родных ветрах». Автор - Автор росписи — Петрова Нелли Львовна (род.1949)
Период и место создания
1981. СССР, РСФСР, Ленинградский фарфоровый завод имени Ломоносова
Материал, техника
фарфор; роспись надглазурная
Размер
Д — 44 см
Клейма и надписи
На дне: композиция «На родных ветрах» авт. росписи Петрова Н. Л. Ленинград 1981 г.
На дне: девиз «Молодость, сила, красота»
Поступление
Передано из Всесоюзного художественно-производственного объединения имени Е. В. Вучетича в 1993
Инвентарный номер, номер КП
Ф-1615, КП-11343/2
Блюдо из триптиха «На родных ветрах»
Период и место создания
1981. СССР, РСФСР, Ленинградский фарфоровый завод имени Ломоносова
Материал, техника
фарфор; роспись надглазурная
Размер
Д — 41 см
Клейма и надписи
На дне: композиция «На родных ветрах» авт. росписи Петрова Н. Л. Ленинград 1981 г.
На дне: девиз «Молодость, сила, красота»
Поступление
Передано из Всесоюзного художественно-производственного объединения имени Е.В. Вучетича в 1993
Инвентарный номер, номер КП
Ф-1616, КП-11343/3
Декоративный комплект «Лесная песнь». Автор - Яснецов Владимир Климентьевич (1926–2005)
Период и место создания
1987. СССР, РСФСР, Московская обл., г. Ликино-Дулево, Дулевский фарфоровый завод
Материал, техника
фарфор; роспись надглазурная, роспись подглазурная, позолота, люстр
Размер
Чайник: 29,0×15,0 см. Блюдо: Дм — 39,0 см. Сахарница: 18,0×14,5 см. Молочник: 9,2×11,0 см. Чашка: 8,7×10,7 см. Блюдце: Дм — 14,7 см.
Клейма и надписи
На дне всех предметов черной краской от руки надглазурная надпись: «Лесная песнь» В. Яснецов 1987 г.
Поступление
Приобретено у Ю. В. Яснецова в 1989
Инвентарный номер, номер КП
Ф-1292–1297, КП-6757/1–8
Описание
Формы и роспись предметов декоративного комплекта «Лесная песнь» созданы Владимиром Яснецовым — одним из лучших художников Дулевского фарфорового завода второй половины XX века.
К жанру пейзажа В. К. Яснецов обратился в 1970-е годы, которые стали для него периодом наибольшей творческой свободы и самовыражения. Яснецов писал пейзаж не в резервах, как это было принято до него, а панорамно, размашисто, охватывая всю поверхность предмета (возможно, отсутствие специального образования позволяло живописцу не ограничивать свой талант рамками художественного канона).
В подобной манере выполнены также декоративные комплекты «Март» и «Золотая осень» авторства В. К. Яснецова из собрания музея-заповедника «Царицыно».
Блюдо «Калиновый вечер». Автор - Автор росписи — Яснецов Владимир Климентьевич (1926–2005)
Период и место создания
1989. СССР, РСФСР, Московская область, г. Ликино-Дулево, Дулевский фарфоровый завод им. газеты «Правда»
Материал, техника
фосфор; роспись надглазурная, позолота, люстр
Размер
Диаметр – 45 см
Клейма и надписи
На дне подпись: «Калиновый вечер» В. Яснецов
Поступление
Приобретено в РОСИЗО в 1993
Инвентарный номер, номер КП
Ф-1536, КП-10696
Описание
Роспись блюда выполнена одним из лучших живописцев Дулевского фарфорового завода второй половины XX века Владимиром Климентьевичем Яснецовым: яркие объемные гроздья калины в окружении разноцветных — фиолетовых, синих, розовых — листьев на голубом фоне
Художественного образования Владимир Климентьевич не получил, однако благодаря природной одаренности за короткое время прошел путь от ученика до ведущего художника-фарфориста Дулевского фарфорового завода.
Художник жил в Подмосковье в собственном доме, много времени проводил в саду и без устали писал эскизы плодов, ягод и цветов, которые с бумаги переносились на фарфор. Особенность стиля Владимира Яснецова — импровизация, благодаря которой ему удавалось передавать различные состояния природы в разное время года или дня, свои впечатления от них.
Калину Владимир Климентьевич рисовал часто и всегда по-разному. Так появились сервиз «Калина красная», блюдо «Калиновый вечер», ваза «Калиновая осень» и многие другие. Сервиз «Калина красная» до сих пор выпускают на Дулевском заводе.
Музей-заповедник «Царицыно» хранит самую большую и значимую часть наследия Владимира Яснецова, созданную в 1950–1990-е годы. В 1996 году в музее состоялась первая персональная выставка художника. В 2014 году на второй выставке художника «Мечта о саде. Фарфор Владимира Яснецова» в ГМЗ «Царицыно» экспонировались 200 произведений фарфора и графики из собрания музея-заповедника «Царицыно».
Декоративный комплект из пяти предметов «Лунная ночь». Автор - Автор формы и росписи — Владимир Климентьевич Яснецов (1926–2005)
Период и место создания
1989. СССР, РСФСР, Московская область, город Ликино-Дулево, Дулевский фарфоровый завод им. газеты «Правда»
Материал, техника
фарфор; роспись надглазурная, роспись подглазурная, роспись золотом, люстр
Размер
Штоф большой: 43,5 см х 21 см х 12,5 см
Штоф малый: 26 см х 18,8 см х 9 см
Блюдо: диаметр – 39 см
Пиалы: 7,8 см х 13,3 см
Клейма и надписи
Черным надпись на всех предметах: «Лунная ночь» В. Яснецов 1989 г.
Поступление
Приобретено в РОСИЗО в 1993
Инвентарный номер, номер КП
Штоф большой: КП-10704/1а,б; Ф-1467/а, б
Штоф малый: КП-10704/2а,б; Ф-1468/а, б
Блюдо: КП-10704/3; Ф-1469
Пиалы: КП-10704/4; Ф-1470; КП-10704/5; Ф-1471
Описание
Автор комплекта «Лунная ночь» В. К. Яснецов — один из лучших живописцев Дулевского фарфорового завода второй половины XX века.
Комплект состоит из большого и малого штофов, блюда и двух пиал. Штофы выполнены в форме храмов, с крышками в виде золоченых луковок-куполов. Владимир Климентьевич говорил: «Как же без храмов? Хочется Русь показать, ее шедевры, мощь. Чтобы сервиз в землю врос, как храм. И чтобы в росписи чувствовались краски и золото икон. […] Природа — это храм» (цит. по: Андреева Л. В. Владимир Яснецов. Фарфор: каталог выставки. М., 1991. с. 9).
На предметах сервиза изображен ночной среднерусский пейзаж в серо-синих тонах. По выражению искусствоведа Л. В. Андреевой, оттенками белого, голубого и синего Яснецов передает «едва уловимое состояние нарождающейся весны». Своеобразное свечение росписи придают крупные перламутровые мазки люстра, который мастерски использовал художник.
К подобным крупным формам и к новому для себя жанру пейзажа художник обратился в 1970-е годы, которые стали для него периодом наибольшей творческой свободы. Пейзажная роспись в произведениях Яснецова не заключена в резерв. Легкими, скользящими движениями кисти художник охватывает всю поверхность предмета, обыгрывая его форму. В такой манере выполнены также декоративные комплекты «Лесная песнь», «Март», «Золотая осень», хранящиеся в собрании музея-заповедника «Царицыно».
Комплект «Лунная ночь» был представлен на персональных выставках В. К. Яснецова в музее-заповеднике «Царицыно» в 1996 и 2014 годах.
Декоративная композиция «Мадонна». Автор - Ропова Наталья Николаевна (род. 1946)
Период и место создания
1995. СССР, РСФСР, Московская обл., Дулёвский фарфоровый завод
Материал, техника
фарфор; роспись надглазурная, позолота
Размер
Яйцо: В — 12 см, Д — 8,3 см. Подставка для яйца: В — 8,5 см, Д — 8,2 см. Подсвечники: В — 8,5 см, Д — 5,2 см.
Клейма и надписи
Подпись автора на основании предметов (коричневым): Н. Ю. Ропова «Мадонна» 1995 г.
Поступление
Передана в дар Н. Н. Роповой в 2005
Инвентарный номер, номер КП
Ф-3585–3588, КП-16652/1–4
Описание
На одной стороне яйца — изображение Мадонны с Младенцем, выполненное по оригиналу Леонардо да Винчи «Мадонна Литта». На другой стороне — пейзаж.