Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Регулярные и кураторские экскурсии

Путеводной нитью экскурсионного маршрута прозвучит знакомство с традициями стеклоделия, которые сложились на известных промышленных предприятиях советского периода, 1960-1980-е годы которого считаются расцветом авторского искусства.

Сейчас в России из самых крупных стекольных производств работает всего один завод – Гусевской хрустальный завод им. Акима Мальцова, благодаря произведениям которого и работам, предоставленным самими мастерами, экспозиция познакомит с современными тенденциями в гранении и гравировке.

В отдельные даты экскурсии будут вести кураторы выставки.

Расписание кураторских экскурсий:
19 августа, суббота, 14:00. Экскурсию проведет куратор выставки, экскурсовод Светлана Парчак.
23 сентября, суббота, 13:00. Экскурсию проведет куратор выставки, экскурсовод Светлана Парчак.
29 сентября, пятница, 18:30. Экскурсию проведет куратор выставки, кандидат искусствоведения Александра Герасимова.
21 октября, суббота, 13:00. Экскурсию проведет куратор выставки, экскурсовод Светлана Парчак.

6+

Стоимость для одного посетителя в составе сборной группы: 250 руб.* (45 мин.)
Билет можно купить в кассе музея или онлайн. 
При покупке билета онлайн выберите дату по ссылке
*Входные билеты в музей приобретаются отдельно по ссылке или в кассе музея.

Информация по телефону: +7 (495) 322 44 33 (доб. 1142)
E-mail: buro@tsaritsyno-museum.ru

«В хрустальном царстве, в стеклянном государстве». Интерактивная программа для детей

Интерактивная программа «В хрустальном царстве, в стеклянном государстве» знакомит детей с настоящими сокровищами музея «Царицыно». В этом необыкновенном царстве, в стеклянных лесах обитают дикие звери, растут диковинные цветы, расположились хрустальные деревни и города, и прячется остекленевший динозавр.

Участники программы узнают, что такое гранение и гравировка, каким инструментом пользуются художники по стеклу, проведут опыт с оптическим стеклом и нанесут рисунок в технике граттаж.

Справки и запись по телефону +7 (495) 322 44 33 (доб. 1141)

Подробности

«Основные элементы» и «На грани» в одной экскурсии

Сейчас в Хлебном доме одновременно представлены два крупных выставочных проекта декоративно-прикладного искусства – «Основные элементы» и «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла».

Весьма смелые эксперименты художников приводили к созданию неповторимых образов, не потерявших свою магическую притягательность и сегодня.

«Основные элементы» – это знакомство с миром стихий во всем многообразии форм, красок и воплощений. А экспозиция стеклянных изделий – погружение в царство света и тени с невероятными находками мастеров в области гранения и гравировки.

6+

Стоимость для одного посетителя в составе сборной группы: 330 руб.* (60 мин.)

Билет можно купить в кассе музея или онлайн. 

При покупке билета онлайн выберите дату по ссылке

*Входные билеты в музей приобретаются отдельно по ссылке или в кассе музея.

Обучающимся образовательных организаций города Москвы (школы и колледжи) при посещении музеев и выставочных залов необходимо иметь при себе Социальную карту москвича или карту «Москвёнок». Право бесплатного прохода предоставляется в случае успешной верификации карты.

Информация по телефону: +7 (495) 322 44 33 (доб. 1142)
E-mail: buro@tsaritsyno-museum.ru

«Художественное стекло и его производство сегодня». Творческая встреча. 14 октября, 15:00

В параллельной программе к выставке «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла» пройдет творческая встреча с художниками и руководителями Гусевского хрустального завода им. А. Мальцова.

На встрече участники обсудят роль художника на современном производстве, дизайн в художественном стекле, трансформация исторического производства в современных отечественных реалиях. Организаторы ждут от гостей любые дополнительные вопросы к спикерам.

Участники встречи:

  • Александр Грызунов, автор, получивший признание в России и за рубежом, в том числе приз на выставке во Франкфурте;
  • Наталья Любимова, молодой художник, уже снискавший признание своими дизайнерскими разработками;
  • Владимир Касаткин, главный художник Гусевского хрустального завода, легенда отечественного художественного стекла;
  • представители дирекции Гусевского хрустального завода.

Модератор встречи – Александра Герасимова, кандидат искусствоведения, куратор выставки «На грани».

Участие по регистрации и входному билету в музей.

Встреча зарегистрированных участников в подземном пространстве Большого дворца у стойки администратора (вход – через стеклянный павильон).

Дата – 14 октября, 15:00

Место проведения – кинозал на выставке «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла».

0+

В Хлебном доме открыта выставка об истории промышленного стеклоделия в России, его развитии и бурном росте в ХХ веке. В экспозиции – более 200 предметов, многие из которых впервые покидают фондохранилище, чтобы стать частью большого выставочного проекта.

«На выставке мы представим предметы XX века, созданные в техниках гранения и гравировки – пожалуй, главных способах работы со стеклом и хрусталём, которые используют художники, – говорит генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. – Одним из участников выставки стал Гусевской хрустальный завод им. Акима Мальцова, продолжающий работать в наше время».

 

У стекольного производства в России удивительная и трагическая история. Не раз оно, едва получив развитие, разрушалось. Археологические находки подтверждают, что стекольное дело в Москве существовало уже в X–XII веках; есть свидетельства, что в те времена уже использовалось оконное стекло. Однако монгольское нашествие, раздробленность и общий упадок прервали историю отечественного стекла. В 1635 году по жалованной грамоте царя Михаила Федоровича шведом Елисеем Койетом было создано «скляничное дело» для нужд Аптекарского приказа. В 1668 году появился казенный завод в Измайлове, который обслуживал нужды царского двора, выпуская высокохудожественные изделия, и в 1751-м уже стал полноценным производством. До революционных событий 1917 года стеклоделие в России развивалось своим чередом. Продукция Императорского стекольного завода была известна во всем мире, но из-за дороговизны была доступна немногим. К концу XIX столетия мировую известность обрели и мальцовские заводы, благодаря изощренному декору изделий, так называемой «мальцовской гранью». Октябрьская революция и последовавшая за ней индустриализация свела на нет все эти успехи.

«Фактически история художественно стекла в России XX века – это история заново», – говорят кураторы выставки. Было создано управление стекольной промышленности «Главстекло», велось строительство заводов, открылся экспериментальный цех на базе Деминской зеркальной фабрики в Ленинграде под руководством скульптора Веры Мухиной – всё это привело к тому, что уже в 1960-е годы советские художники-стекольщики стали триумфаторами многочисленных международных конкурсов и ярмарок. Потом случился распад СССР, кризисы 1990- и 2000-х, которые большинство производств художественного стекла просто не смогли пережить. Сейчас в России из самых дорогих стекольных производств, хрустальных, работает всего один завод – Гусевской хрустальный завод им. Акима Мальцова.

На примере развития искусства гранения и гравировки выставка «На грани» рассказывает о становлении отечественного стеклоделия с послевоенных лет и до сего дня. Музейное собрание с полнотой охватывает искусство ХХ века, но экспозиция не заканчивается распадом СССР. Благодаря произведениям Гусевского завода и работам, предоставленным самим мастерами, экспозиция знакомит с современными тенденциями в гранении и гравировке.

Но – чем гранение отличается от гравировки? Рассказывает сокуратор выставки, кандидат искусствоведения Александра Герасимова (Степина): «Гранение работает со светом, гравировка – с тенью. Гравер затеняет прозрачность, для него стекольная масса – фон, на который он помещает свое произведение. Гранение выявляет блеск и игру света внутри стеклянной массы. И еще гранение – это всегда сотворчество технолога и художника, потому что без точно подобранного химического состава шихты, красителей невозможно создать ни “алмазную грань”, ни “русский камень” – орнаменты, ставшие отличительной особенностью русских, а позднее советских художников по стеклу».

Каждый зал «На грани» – это истории производств и биографии художников. В первой части выставки, что посвящена гравировке – работы художников так называемых «московской» и «ленинградской» школ. Например, блюдо «Ника» Адольфа Курилова, проработавшего в Гусь-Хрустальном почти сорок лет и создавшего там почти три сотни эталонных изделий, и композицию «Песня о первом» Юрия Бякова, созданную на Ленинградском заводе художественного стекла. В отдельном зале представлены произведения художников, работающих сегодня – например, «Ангел» Елены Лаврищевой и Владимира Маковецкого, состоящий из пяти блоков оптического стекла, установленных на медленно вращающемся диске из черного стекла. В другой половине выставки, рассказывающей о гранении, залы посвящены главным производственным центрам, которые со временем стали и центрами искусства. Здесь можно увидеть композицию из цветного хрусталя «Колоннада» Мироны Грабарь, работавшей на Дятьковском хрустальном заводе, и вазу «Лось» Антонины Абрамовой, выполненную на Хрустальном заводе им. Ф. Дзержинского в городе Борисов в Беларуси. В этом же разделе – произведения современных авторов, работающих с Гусевским хрустальным заводом прямо сейчас.

Экспонировать стекло – задача повышенной сложности. Архитектор выставки Майя Фролова придумала радиусные витрины со скругленными углами и многоточечную подсветку для каждого предмета. «Всё решила первая встреча с кураторами, которая происходила в фондохранилище, – рассказывает Майя. – В таких местах всегда мало света, и чтобы рассмотреть предметы, мне приходилось подсвечивать каждый фонариком. И сразу стало понятно, что главная роль на выставке будет у света». Самое сильное впечатление на нее произвела ваза «Тюльпан», созданная в 1969 году белорусской художницей Галиной Исаевич: при фоновом свете она казалось синей, но, когда на неё упал направленный луч света, ваза неожиданно стала излучать красный и зеленый оттенки. Разрабатывая для каждого предмета индивидуальную подсветку, архитектор и художники по свету учитывали цвет, толщину, многослойность и состав стекла. Впервые при создании выставочного пространства использовались так много разных световых приборов – от гибкого неона и лайтбоксов до линейных светильников и спотов. Но в результате свет в экспозиции излучают будто сами экспонаты.

В коллекции «Царицына» – более четырех тысяч предметов из стекла, созданных на Ленинградском, Дятьковском, Гусевском и Борисовском и других заводах. В 2022 году музей-заповедник выпустил первую часть сочинения «Художественное стекло ХХ – начала XXI века», ставшего продолжением многотомного генерального каталога «Царицына». В книге опубликованы 454 работы 82 авторов советской школы стекла. Вторая часть выйдет в 2023 году.

Кураторы выставки: главный хранитель музей-заповедника «Царицыно» Елена Карасева, заведующая научно-исследовательского отдела музея Александра Герасимова, хранитель музейных предметов Светлана Парчак

Архитектор: Майя Фролова

Художники по свету: Владислав Обласов, Мария Горохводацкая, Станислава Котляр (Poisson Spot)

Баннерная выставка «В отпуск с художником»

У главного входа в заповедник «Царицыно» открылась баннерная выставка «В отпуск с художником», приуроченная к проекту «На грани» и Году стекла, неформально объявленному в 2023 году в нашем музее.

Недалеко от главного вход в парк, сразу возле стоянки электромобилей, размещены постеры с произведениями из коллекции стекла музея-заповедника «Царицыно», которые можно встретить на выставках «На грани» и «Основные элементы». Материалы выставки разделены на четыре «отпускные» темы – море, дача, достопримечательности и дикая природа. Но главная изюминка, которая объединяет все фотоэкспонаты, – в том, что изображенные шедевры художники создали или задумали во время «творческих отпусков».

«Творческие дачи» – легендарное явление XX века, которое зародилось еще до революции. Долгое время летние резиденции для плодотворной работы художников в соответствующей атмосферой вдохновения и полета мысли были доступны только узкому кругу заслуженных мастеров. В период «оттепели», когда появились дома творчества Союзов художников, ситуация начала меняться. А к семидесятым даже руководители производств осознали необходимость дополнительных источников вдохновения для художников и начали оформлять тем оплачиваемые творческие отпуска.

Большинство мастеров ценили «творческие дачи» в Гурзуфе, Хосте, Юрмале, на Иссык-Куле, Оке, под Тверью и в Старой Ладоге за новые впечатления и творческий импульс. Знаменитый юрмальский дом творчества «Майори» был единственным местом, где художники по керамике и стеклу могли свободно экспериментировать. В том числе благодаря сотрудничеству с профильными институциями: мастерской рижской Академии художеств и с стекольным комбинатом «Максла».

Ждем вас с 24 апреля у главного входа в парк (со стороны метро «Царицыно»).

Место на карте