Город и промысел. Встреча в Казани
Традиционное искусство поволжских татар
В музее-заповеднике «Царицыно» 11 декабря открывается выставка о татарских художественных промыслах и их эволюции в городской среде. В экспозиции – более четырехсот экспонатов, среди которых – булгарское золото XII века, серебро эпохи Золотой орды, предметы быта, одежда, обувь, книги и журналы конца XIX века и знаменитый шамаиль, ставший феноменом татарской культуры.
Выставка «Город и промысел. Встреча в Казани. Традиционное искусство поволжских татар» продолжает серию проектов «Царицына», посвященных культуре и традиционному искусству мусульманских регионов России. Два года назад музей подробно рассказывал о традиционном искусстве Дагестана на выставке «Путь Патимат». Новый проект – об истории народного искусства татар от Средних веков до нашего времени. Выставка создана в партнерстве с Национальным музеем Республики Татарстан при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан и Департамента культуры Москвы.
Исторический контекст
Главные герои выставки – промыслы, перенесенные человеком из деревни в город. У каждого своя судьба. Кожаная мозаика и вышивка из кустарного производства превратились в художественную промышленность; этому способствовали мастера и купцы из Казани и других городов, активно торговавшие по всей Средней Азии, Поволжью и Европейской части России. Ювелирное дело стало авторским искусством. А вот ткачество в городе не прижилось да так и осталось частью деревенского уклада: самотканые полотенца закупались горожанами только для праздников, а все прочие потребности закрывал богатый выбор привозных тканей в городских лавках.
Основной акцент в экспозиции сделан на событиях рубежа XIX и XX веков. Татарстан в то время был регионом с самой активно растущей промышленностью и духовным центром мусульман всей России. Татарские купцы – Апанаевы, Апаковы, Юнусовы, Галеевы – ставили традиционные промыслы на промышленные рельсы и через широкую торговую сеть распространяли «азиатские товары» по всей России и дальше, в Западную Европу. Язык, религия и живой интерес к знаниям скрепляли общество: в городах открывались театры и библиотеки, появлялись типографии и печатавшаяся в них периодика, трансформировалась система образования, менялись традиционный быт и семейный уклад.
Экспозиция и залы
Выставка занимает десять залов Хлебного дома. Каждый посвящен одному татарскому промыслу: от ювелирного искусства до кожаной мозаики, вышивки и шамаиля. Гуляя по залам, посетители как будто проходят город насквозь, знакомятся с его традициями и судьбами горожан.
В зале «Миллет/Наше все» речь идет о богатом шумном городе конца XIX века, где полно мастерских и живет огромное количество народу. Зал «Ана тэлэ/Язык матери» посвящен тихой сельской культуре поволжских татар, детству, ткачеству и шитью. Зал «Гузеллек/Красота» – о ювелирном искусстве, прославившим татарских мастеров среди народов Поволжья и Средней Азии. А «Иман» – о вере, которая всегда была столпом самосознания татарского народа и остается им поныне. Центральные экспонаты этого зала – татарский шамаиль, литографии и картины на стекле религиозного характера начала XX века, а также работы современных художников, выполненные в той же технике.
Современное наследие
Современное искусство Татарстана во многом наследует традиционному. Самый первый экспонат на выставке – войлочный триптих, гобелен «Сады вечности» казанской художницы Альфии Ильясовой, созданный по мотивам молитвенного коврика-намазлыка начала XX века из собрания Национального музея Татарстана специально для выставки. В залах «Миллет/Наше все» – кожаная мозаика Наили Кумысниковой и расшитые вручную бархатные калфаки Луизы Фасхутдиновой. В экспозиции можно посмотреть видео участников творческой лаборатории, прошедшей летом в Казани под руководством визуального антрополога и медиахудожника Ксении Диодоровой – о татарском фольклоре и его сильнейшем влиянии на современную культуру. В параллельной программе к выставке этот факт будет доказан неоднократно: на лекциях, творческих встречах, кураторских экскурсиях, концертах этнической музыки, кинопоказах авторского кино, занятиях по каллиграфии и вышивке, научной конференции о взаимодействии промыслов и города.
Современные художники, представленные на выставке
Альфия Ильясова
Альфия Ильясова – татарская художница по текстилю, живописец и график. Специально для выставки в «Царицыне» создала панно «Сады Вечности» – огромные войлочные «ворота города», которые встречают гостей в первом зале выставки. На идею арочного входа ее вдохновило воспоминание о том, как выглядел главный вход в павильон Татарской АССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве в 1939 году. Взяв за пример старинный молитвенный коврик (намазлык) из собрания Национального музея Республики Татарстан, Альфия создала потрясающий объект, который в будущем пополнит текстильную музейную коллекцию. Художница использовала в работе над панно префельт, недовалянный войлок, традиционный для татар, но уже почти забытый материал, и старинный метод крашения нитей плодами и листьями рябины, марены, крапивы, чистотела и других растений.
Луиза Фасхутдинова
Луиза Фасхутдинова – мастер художественной вышивки и исследователь истории искусства. В тюбетейках её работы ходят первые лица республики, а научные статьи по истории татарской вышивки изучают в вузах. Луиза изучала этнографические собрания в музеях Татарстана, в Санкт-Петербурге и Москве, а также в Узбекистане, Турции, Иране и Пакистане, где хранится наследие родственных татарам тюркских народов. Все эти знания легли в основу интерпретаций традиционного орнамента, которые годами разрабатывала художница. В Москву Луиза привезла бархатный калфак – татарский женский головной убор, украшенный цветочно-растительным орнаментом. В работе над калфаком художница использовала «тырнак алмалау» – традиционную ушковую технику вышивки, благодаря которой рисунок наносится на ткань в виде аппликации, а в качестве дополнительных украшений могут быть использованы бусины, канитель и блестки.
Наиля Кумысникова
Наиля Кумысникова – художник, сценограф, педагог, один из самых известных в Татарстане исследователей ичижного промысла. Наиля буквально возродила старинную технологию изготовления традиционной татарской обуви, и сегодня, используя традиционные технологии и орнаментальные мотивы, опираясь на образы восточной мифологии, создаёт оригинальные произведения, многие из которых входят в собрания крупнейших музеев Татарстана и в частные коллекции.
Изучая орнаменты на ичигах, пришла к выводу, что это очень древние, еще доисламские, языческие мотивы. Расшитые кожаные панно «Умай» в экспозиции выставки посвящены одноименной богине. Умай в облике двуглавой птицы оберегает женщин, рожениц, детей, защищает от невзгод домашний очаг. Это очень древний символ, и изображения Умай часто встречаются в резьбе наличников на старинных домах в Казани и других городах. «Умай многолика. Она и птица, и дерево. Она изменяется, как природа, с чередованием сезонов: вот Умай-весна, зарождение жизни; затем цветущее дерево – лето; потом Умай осенняя, будто закрывается, а на последнем панно уже зимнее дерево – как прощание».
Рамин Нафиков
Рамин Нафиков – татарский современный художник. Окончил Казанское художественное училище, а затем Латвийскую академию художеств. Над каждым своим полотном Рамин работает подолгу, месяцами добивается нужного эффекта. Как художник он сформировался на стыке двух культур – западной и восточной, – и с тех же самых пор занимается их синтезом в абстрактной манере. Сам автор называет жанр, в котором он работает, «Внутренней Булгарией» (так называлась его выставка 2018 года в петербургском музее «Эрарта»). На выставке «Город и промысел» можно увидеть его картину «И корабль плывет», написанную в 2007 году.
Альфиз Сабиров
Альфиз Сабиров – современный художник, скульптор, выпускник Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Работает исключительно с бронзой. Доминирующая тема в творчестве Сабирова – личная мифология автора, берущая начало в сказаниях и преданиях татарского этноса. Опираясь на образы и детские воспоминания он создает сложные по структуре работы, в которые присутствуют единороги, таинственные принцессы и мифические чудища. Работы скульптора находятся в музейных и частных собраниях в Париже, Гренобле, Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Москве и других городах. В 2021 году получил Строгановскую премию, которую присуждают людям, прославившим своими делами Пермский край. До Альфиза премию присуждали космонавту Алексею Леонову, писателю Алексею Иванову, дирижеру Теодору Курентзису и театральному режиссеру Сергею Федотову. В «Царицыне» на выставке, в зале «Наследие» можно увидеть три работы Сабирова: «Сююмбике», «Зилант» и «Поверженный».
Салават Гилязетдинов
Салават Гилязетдинов – живописец, график, каллиграф и эмальер. Автор более сорока гербов муниципальных районов республики Башкортостан. Салават использует разные техники и сочетает в своих работах дерево, металл, эмаль и фактурные краски. Шамаиль для художника – одна из граней татарского исламского искусства, но его религиозная составляющая здесь не первична. «Я последователь суфизма, философского осмысления ислама, – говорит Салават. – Шамаиль заинтересовал меня разнообразием стилей арабского шрифта, и благодаря его изучению я синтезировал и нашел свой индивидуальный почерк для воспроизведения текстов как религиозных, так и светских». По словам автора, каллиграфия развивает фантазию и вкус, а само занятие ею сродни медитации. В экспозиции выставки можно увидеть два шамаиля Салавата Гилязетдинова, «Очищение» и «Во имя Аллаха», написанные на бумаге ручного отлива в 2009 году.
Куратор выставки – искусствовед Ксения Паршина.
Участники выставки:
Национальный музей Республики Татарстан
Музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Этнографический музей КФУ (Республика Татарстан)
Научная библиотека имени Н. И. Лобачевского КФУ (Республика Татарстан)
Государственный исторический музей
Российский этнографический музей
Фонд поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани
Частные коллекционеры
Партнер проекта
Информационные партнеры