Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Традиционный летний праздник – День истории Царицына – будет отмечаться в музее-заповеднике 20-21 августа. В этом году празднование совпадает с другой важной датой – 15‑летием со времени реставрации Большого дворца. Его восстановление завершили в августе 2007 года. И уже через месяц, в День города, состоялось торжественное открытие дворцового ансамбля. 

Начало Царицына

История Царицынского дворцового комплекса началась в 1775 году, когда Екатерина II купила понравившуюся ей местность Черная Грязь у князей Кантемиров, велела назвать Царицыным и построить на ней императорскую резиденцию. Часть лета 1775 года императрица и ее двор провели в Царицыне.

Постройке своей подмосковной усадьбы императрица с самого начала придавала большое значение — лично утверждала планы, следила за ходом работ. Но в итоге, посетив усадьбу в 1785 году, императрица осталась недовольна воплощением одобренного ею же проекта главного дворцового корпуса, оправила в отставку Василия Баженова, а его место занял Матвей Казаков, которому было поручено строительство нового Большого дворца на месте разобранных баженовских зданий. Но и этот новый проект не был доведен до конца. Сначала проект упростили, а со смертью Екатерины II в уже готовом и отделывавшемся внутри дворце работы повелением Павла I прекратились.

В начале XIX века Царицыно стало популярным местом для загородных прогулок – в нем был устроен публичный парк для прогулок людей разных сословий. В связи с этим некоторые постройки дворцового комплекса переоборудовали под кофейни и гостиницы. В конце XIX века они превратились в дачи и утратили исторический вид: к ним пристраивали террасы и сараи, вокруг ансамбля появилась плотная дачная застройка. После революции 1917 года в отдельных корпусах размещались различные государственные учреждения и коммунальные квартиры. В 1960 году Царицыно (тогда поселок Ленино) стало частью Москвы.

На фото: руины Большого дворца до начала реставрации

К началу 1980-х годов большинство зданий превратилось в руины, жителей коммуналок стали расселять по окрестным новостройкам.

В 1986 году для реставрации царицынского архитектурного ансамбля Министерство культуры СССР выбрало польскую фирму PKZ. Это научно-реставрационное предприятие было основано в 1950 году для восполнения утрат, нанесённых польской культуре во Второй мировой войне. В нашей стране PKZ известно своей работой по реставрации сооружений садово-парковых ансамблей «Петергоф», «Царское село» и других. Все реставрационные работы в Царицыне осуществлялись по проектам, разработанным архитекторами управления «Моспроект-2» И. Рубен, В. Либсоном и В. Ивановым. Польская фирма вела работы с 1986 по 1999 годы. Кроме PKZ, в ансамбле работали и другие реставрационные организации. Реставрационные работы контролировал образованный в музее Отдел капитального строительства во главе с А. А. Галашевичем (1937–2013).

Средний дворец (Оперный дом)

Средний дворец, вероятно, предназначался для приёмов и придворных мероприятий. В основе его планировки – великолепный двусветный зал со сводчатым потолком, к которому примыкают два аванзала. Работы по восстановлению Среднего дворца шли в 1987-1995 годах, отреставрированный дворец стал концертным и выставочным залом Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР, как в те годы назывался музей-заповедник «Царицыно».

После расчистки здания от обломков и почвы была изготовлена стальная крыша и реконструированы своды с применением сплошного керамического кирпича и каменные лестницы. Большое внимание уделили реставрации фасадов, восполнению недостающих деталей декора и интерьеров. Были реконструированы печи, уложен пол из мраморных и керамических плит, дубовый паркет с воспроизведением узора XVIII века.

Малый дворец

От Малого (Полуциркульного) дворца к концу XX века оставались только внешние стены. Эта наименьшая из сохранившихся дворцовых построек Баженова была построена на месте деревянной беседки, в которой летом 1775 года заседал Совет при Высочайшем дворе – фактически правительство Екатерины II. В своих письмах и чертежах Баженов называл здание «четвертый домик или малой дворец». Внутри здания всего один овальный зал и несколько маленьких помещений.

Малый дворец восстанавливали в 1987–1996 годах по проекту И. Рубен реставраторы объединений «Моспроект-2» и PKZ. Строители установили металлические конструкции крыши и медное кровельное покрытие, произвели очистку фасадов и гидроизоляцию. Конструкции перекрытия сводов, основания для винтовых металлических лестниц, наружных крылец и пандусов создали из железобетона. Внутри дворца установили вентиляционную и отопительные системы, а также смонтировали деревянные конструкции интерьеров.

На крыше отреставрировали декоративный парапет и фронтон с вензелем императрицы в лучистом сиянии, который Баженов в своих письмах называл «особливым украшением». Эта надстройка говорит о том, что зданию предназначалась особая роль – возможно, он строился для отдыха Екатерины в узком кругу.

Хлебный дом

Восстановление Кухонного корпуса – так Баженов его называл, и для этого он и предназначался, – должны были начать в 1987 году, но планы прервал серьезный пожар, уничтоживший кровлю и повредивший своды здания. Реставрация началась только в 1989 году и продолжилась в 1994. Стены очистили от грибка и солей и отштукатурили, заменили оконные блоки, полы стянули керамзитобетонным покрытием и выложили плиткой. С внешних сторон внимательно восстановили кирпичную кладку фасадов, белокаменный декор и карнизы. На крыше заново возвели парапет из кирпича и белокаменных деталей.

Работы в Хлебном продолжились в 2004 году во время восстановления Большого дворца. В этот период были построены подземные помещения и оборудован атриум: центральный двор был перекрыт большепролетной металлической конструкцией, пол замощен фигурной плиткой, а завершила всё установка лестниц и декоративного парапета, который входил в чертеж Баженова, но так и не был им построен.

Галерея-ограда с воротами

Между Большим дворцом и Хлебным домом находится галерея, построенная в 1782–1785 годах: первоначально она соединяла здание Хлебного дома с дворцом наследника Павла Петровича, бывшего частью ансамбля «Главного корпуса дворца её величества и императорской фамилии», который был разобран М. Казаковым при строительстве Большого дворца. Галарея-ограда отделяет усадебный двор от парка. Назначение галереи – чисто декоративное; благодаря ей Большой дворец и Хлебный дом воспринимаются как единое целое. Подобные галереи были характерны для дворцовой и усадебной архитектуры последней трети XVIII века.

Уже к середине XX века она стала руиной, утратив значительную часть конструктивных и декоративных элементов. Галерею отреставрировали в 1987-1992 годах, очистив сохранившиеся детали сооружения и восполнив утраченные части белокаменного декора и кирпичной кладки.

Первый Кавалерский корпус

Небольшой одноэтажный павильон Первого Кавалерского корпуса Баженов построил в 1784-1785 годы. Он называл его и стоящий рядом Второй Кавалерский корпус «малыми домиками»; предположительно, в них должны были располагаться помещения для прислуги. После смерти Екатерины II Первый корпус долгое время оставался не у дел и постепенно ветшал. В 1870-е годы его сдавали в аренду под дачу состоятельным чиновникам и купцам. К началу 1902 года он был уже значительно перестроен: стал трехэтажным, с боков были пристроены деревянные террасы, внутри появились камин и русская печь. После революции в нём сначала располагался Ленинский Совет рабочих и крестьянских депутатов, потом детский дом, потом исполком Ленинского районного совета, а с 1960-х годов – детская музыкальная школа.

В декабре 1988 года «Моспроект-2» подготовил проект реставрации, а в середине 1990-х годов польские реставраторы из PKZ разобрали два надстроенных этажа, удалили с краснокирпичных стен слои штукатурки, реконструировали белокаменный фронтон и ажурный парапет. С 1995 года и по сей день в здании размещается администрация музея-заповедника «Царицыно».

На фото: Первый Кавалерский в период размещения в нём музыкальной школы и в настоящее время.

Второй Кавалерский корпус

Судьба Второго Кавалерского корпуса, построенного одновременно с Первым, была более печальной. Уже в 1886 году, согласно описям, здание стояло в удручающем состоянии: не было крыши и полов, окон и дверей, стены поросли деревьями. В 1932 году разобрали внутренние стены на кирпичи, и к началу 1980-х Второй Кавалерский корпус превратился в настоящую романтическую руину, поросшую бурьяном и чертополохом. В 1984 году мастера из объединения «Союзреставрация» приступили к восстановительным работам: воссоздали внутренние стены, кровлю, утраченные фрагменты кладки и белокаменного декора. Спустя десятилетие, в 1994 году, в корпусе открылась первая постоянная экспозиция. Сейчас в нем располагаются административные помещения музея.

Третий Кавалерский корпус

Третий Кавалерский корпус, построенный Василием Баженовым на несколько лет раньше первых двух – в 1776-1779 годах, на протяжении всей своей истории почти никогда не пустовал. Вплоть до 1830-х годов в нем располагались трактир с гостиницей. С 1872 года его использовали как дачу, и в это же время сильно перестроили. После революции 1917 года в Третьем Кавалерском корпусе размещался «Большевистский клуб политическо-спортивного союза молодежи», а в 1927-1937 годах – Царицынский историко-художественный и краеведческий музей, где, к слову, были выставлены подлинные баженовские чертежи и находки из древних курганов вятичей. Позднее в Третьем Кавалерском корпусе находился дом культуры с кинотеатром. А после того, как в 1984 году в Царицыне прописался Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР, начались работы по возрождению исторического облика здания. В 1998-2006 годах усилиями Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ) здание было отреставрировано, с 2003 года здесь разместились выставочные залы музея. Сегодня в корпусе работает одна из постоянных музейных экспозиций – «Дачное Царицыно».

Большой дворец

К 2005 году почти все здания баженовского ансамбля были отреставрированы и функционировали. Не была завершена только реставрация баженовского Хлебного дома. Оставался в руинах центр архитектурного ансамбля — Большой дворец, созданный М. Казаковым. В ноябре-декабре 2004 г. Правительством Москвы под руководством мэра Ю. М. Лужкова было принято решение о реконструкции и развитии государственного музея-заповедника «Царицыно». Программа предусматривала грандиозный масштаб работ: реставрацию и ремонт 20 исторических памятников ансамбля и парка, воссоздание 19 утраченных сооружений, благоустройство территории, реставрацию исторического парка, создание новой инфраструктуры музея, приобретение экспонатов и организацию выставок и экспозиций.

Реставрационные и строительные работы на территории ансамбля и парка предварялись археологическими исследованиями, принесшими ряд научных открытий.

Наиболее сложной и затратной задачей было восстановление самого дворца, огромного сооружения, от которого остались только наружные и частично внутренние несущие стены, часть из которых была в аварийном состоянии и грозила обрушением. Большой концептуальной проблемой для проектировщиков был вопрос восстановления кровли дворца и сложных готических завершений его башен, поскольку первоначальные проекты Казакова не были реализованы, и дворец был фактически завершен не так, как предполагал архитектор.

Проекты реставрации были разработаны объединением «Моспроект-2». Авторы сохраняли внешний облик дворца на момент прекращения его строительства, однако завершения башен и кровель были заимствованы из позднего варианта неосуществленного проекта Казакова.

Подлинные кирпичные стены дворца и его белокаменный декор были сохранены и отреставрированы, дворец был перекрыт светло-зелеными металлическими кровлями сложного профиля, завершения башен украшены готическим декором из композитных материалов. Межэтажные перекрытия были выполнены из современных материалов, в планировку внутренних лестниц башен и некоторых  помещений дворца были внесены изменения.

В Большом дворце и Хлебном доме были устроены подземные помещения, а между ними, на месте фундаментов Управительского дома, был сделан входной стеклянный павильон с эскалаторами в подземное пространство.

Восстановление парка и парковых объектов

Царицынский парк, некоторые элементы планировки которого заложили еще при Кантемирах, был создан нанятым Екатериной II английским садовником Ф. Ридом в популярном тогда «аглинском вкусе». Английский пейзажный парк по его проекту сохранял прелести исходного царицынского ландшафта и красоты естественной природы, выделяемые умелой рукой садового мастера. В период руководства Экспедицией Кремлевского строения П. С. Валуевым в 1801-1814 годах угасавший парк не только был возрожден и украшен, но и стал одним из популярнейших подмосковных парков. Благодаря этому, парк, несмотря на запустение, пережил два века. В 1929 и 1954-1961 годах были проведены работы по реставрации павильонов и гротесковых мостов парка.

Реставрация парковых сооружений проходила в 2006-2007 годах. Проект реновации парка был разработан под руководством архитектора М.Р. Мориной. Согласно планам начала XIX века были восстановлены или освобождены от поздних наслоений дорожки и тропинки парка, воссозданы грот и мост на Глухой тропинке, мосты и пристани на Верхнем царицынском пруду, отремонтирована плотина. Были восстановлены главные парковые аллеи. Привели в порядок и три парковых павильона – «Миловиду», «Храм Цереры» и «Нерастанкино», построенные в начале XIX века архитектором Иваном Еготовым. Павильоны были повреждены в Великую Отечественную войну, позднее сильно обветшали и частично утратили свои декоративные элементы: роспись, барельефы, скульптуры. Их восстанавливали по сохранившимся чертежам и фотографиям – например, роспись во внутренней галерее «Миловиды» воссоздала художница Елена Патлажанова, а фигуры нимф на крыше – скульптор Александр Сусликов.

В это же время шли работы по реставрации Гротесковых мостов – двух арочных однопролетных виадуков архитектора Ивана Еготова. Им придали максимально достоверный исторический облик, а заодно воссоздали и третий мост – на основе описаний и сохранившихся изображений начала XIX в.

Пруды и фонтан

Пруды в Царицыне появились задолго до Екатерины II. Они появились на рубеже XVI-XVII веков в годы царствования Бориса Годунова – после строительства плотины на правом притоке Москвы-реки –  реке Городне, в результате чего образовался Цареборисовский, а ныне – просто Борисовский пруд. Во времена бояр Стрешневых, которые владели пустошью Черная Грязь с 1633 года, во второй половине XVII века на Городне были построены еще две плотины – Шипиловская и Черногрязская (будущая Царицынская). Собственно, так и появился каскад из двух царицынских прудов – Нижнего и Верхнего. Появление названия «Средний пруд» – исторический курьёз, возникший во второй половине 1970-х, когда было проложено Новоцарицынское шоссе, разделившее дамбой Нижний пруд на две части.

Надо сказать, что в екатерининские времена пруды в Царицыне были шире и глубже, чем сейчас. Причина их обмеления – деятельность человека. Насколько пруды были больше, можно только предполагать. Известно, что свои внушительные размеры они еще сохраняли в начале XIX века. Известный литератор Петр Шаликов в своем эссе для журнала «Вестник Европы» в 1804 году писал о них: «Обширные, подобно морям, пруды…».

В 2006-2007 годах пруды вычистили, укрепили берега и насыпные острова. На Среднем пруду, на месте исторического острова Подкова, созданного в XVIII веке специально для гнездования водоплавающих птиц, был построен светомузыкальный динамический фонтан, соединенный с берегами ажурными мостами. Сегодня это одна из главных достопримечательностей парка.

Итоги реставрации

Современный музей-заповедник «Царицыно» – это единственный в своём роде дворцовый комплекс Баженова-Казакова в стиле русской готики XVIII века в окружении древнего исторического парка площадью 400 гектаров. Итоги реставрации Большого дворца и Хлебного дома вызвали бурю дискуссий. Несмотря на критику со стороны группы искусствоведов и культурологов, реставрация Царицына 2005-2007 годов помогла сохранить царицынский архитектурный ансамбль и сделать его популярным местом отдыха.

В парке и на территории ансамбля были проведены археологические раскопки, в результате которых были сделаны многочисленные открытия – от поселений фатьяновской и дьяковской археологических культур на мысе Церера до обнаружения памятников XVIII-XIX веков. Сейчас для публики открыты фундаменты сооружений Баженова – Большого Кавалерского и Камер-юнфарского корпусов, открыт фундамент «Мыльни», сооружения «валуевского периода» начала XIX века, освобождена от позднейших наслоений Земляная пирамида – редчайший подлинный памятник садово-паркового искусства эпохи барокко.

Проект реставрации Царицына был отмечен почетным дипломом Международного архитектурного фестиваля «Зодчество-2007», международной премией имени Бернарда Ремерса (Германия, 2008) и дипломом Российской академии архитектуры и строительных наук в 2009 году.