Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Музей-заповедник «Царицыно» – важнейшая культурная локация юга Москвы и один из самых ярких туристических объектов России. Это место вмещает в себя большой дворцовый ансамбль – архитектурный комплекс в стиле русской неоготики, который задумывался как загородная усадьба для императрицы Екатерины Великой, и обширный музей с богатой коллекцией экспонатов, где представлены все фонды и эпохи: настоящие артефакты декоративно-прикладного искусства и народного творчества, археологические находки, живопись, гравюры, исторические костюмы, скульптура прошлых веков и шедевры современного искусства. Пейзажи «Царицына» дополняют исторический пейзажный парк с каскадом прудов, павильонами и беседками, гротами и мостами, а также оранжереи, выстроенные по старинным чертежам, и природные территории Ореховских склонов и Покровской стороны. Музей-заповедник предлагает развитую инфраструктуру для комфортного отдыха всей семьей, обширную образовательная и развлекательная программу. Всё это – «Царицыно».

История музея-заповедника

Особенность музея-заповедника «Царицыно» – его историческая разноплановость. Многие знакомы с его историей, связанной с Екатериной Великой, которая в 1775 году приобрела село Черная Грязь у князей Кантемиров и переименовала в «Царицыно». Эту дату принято считать днем рождения одной из главных достопримечательностей юга Москвы. Но интерес представляет не только период возведения дворца в уникальной стилистике русской неоготики специально для императрицы. Царские дворцы в императорской России строили чаще всего архитекторы иностранного происхождения – итальянцы, англичане, немцы, французы. Царицынский же ансамбль создавали исключительно отечественные зодчие. Это были лучшие мастера XVIII века – сначала (с 1776 по 1785) Василий Баженов, а затем (1786-1796) Матвей Казаков.

Благодаря неоднократным археологическим раскопкам на территории царицынского парка стало известно, что в этих местах жили еще вятичи. С VII века поселение переходило из рук одного знатного рода другому: тогда еще Черной грязью владели помимо прочих Стрешневы и Голицыны. Масштабному строительству, которое инициировала Екатерина Великая, не суждено было завершиться, но и вокруг руинированных стен бурлила жизнь.

В XIX веке тут любила отдыхать светская столичная молодежь, посещая театр в саду Диппмана. В период так называемого «Дачного Царицына» (начало XX века) местные красоты и живописные пруды привлекали сюда лучшие умы страны: дачи в Царицыне снимали философ Владимир Соловьев, поэты Федор Тютчев и Алексей Плещеев, писатели Леонид Андреев, Иван Бунин и Андрей Белый, композитор Петр Чайковский, певец Леонид Собинов, художники Константин Коровин, Станислав Жуковский и другие.

В военные годы на территории парка работала замаскированные зенитная батарея, а недалеко от нынешней станции метро «Орехово» располагалась радиостанция. Передвижные радиоустановки на крытых грузовиках по ночам выезжали в парк; за ними охотилась вражеская авиация.  Ряд зданий и сама территория пострадали от бомбежек.

Богата и история «Царицына» как музея: в 1927 году – к 10-летию Октябрьской революции – в одном из корпусов открывается Царицынский историко-художественный и краеведческий музей, позже переименованный в Ленинский краеведческий музей садово-огородного района. Ленинский – поскольку к этому моменту поселок носил уже имя Ленино (вновь «Царицыным» парк стал в году). Когда после войны весь ансамбль переходит в ведение райисполкома и районного архива, тут начинают работу клуб и музыкальное училище. Но главное событие происходит в 1984 году, когда в Москве открывается Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. Стараниями его первого директора – художника Ильи Глазунова – Царицынский ансамбль со всеми постройками переходит в ведение музея (в начале 1992 года комплекс переименовали в Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно»). Вскоре стартует первая волна реставрационных работ (с 1987 по 1995 гг.), вторая придется уже на 2005-2007 гг., после чего реконструированный дворцовый комплекс «Царицыно» становится доступен в Москве каждому.

Здесь все дышит историей, но в то же время полно энергии современного мегаполиса с его богатой культурной жизнью. Выставки, концерты, фестивали, интерактивные образовательные программы, экскурсии новых форматов, эксклюзивные предложения для детский, семейной, подростковой аудиторий и профессионального сообщества. Каждый взрослый, тинейджер и ребенок легко найдет, что здесь делать – и даже не один день, а возвращаясь сюда снова и снова: и зимой, и летом.

Достопримечательности музея-заповедника «Царицыно»

Царицынская территория изобилует достопримечательностями. Помимо главных – Большого дворца, Хлебного дома, Малого дворца, Первого, Второго, Третьего Кавалерских корпусов и Оперного дома – интерес представляет буквально всё. Виноградные ворота, парковые павильоны и памятники, мосты и гроты, светомузыкальный фонтан на восемьсот струй, сохранившиеся фундаменты утерянных зданий, вековые деревья, над которыми будто бы не властно время.

На сайте музея есть мини-энциклопедия, где собраны множество подробностей об истории и достопримечательностях царицынского ансамбля, а почитать о них на одной странице можно в спецпроекте «Прогулки по Царицыну».

Большой дворец

Главная архитектурная достопримечательность музея-заповедника – дворцовый комплекс. Его в 1775 году начал строить великий архитектор Василий Баженов, а завершить его было поручено не менее талантливом ученику Баженова – Матвею Казакову. Именно его «кисти» принадлежит Большой дворец. Казаков приступил к разработке проекта в 1785 году и собирался сделать дворец трехэтажным, но в силу экономии бюджета из-за русско-турецкой войны ограничился двумя очевидными ярусами. Но зато с высокой центральной галереей – символом величия и мощи русской императрицы. Облик дополнил более строгий в сравнении с баженовскими творениями декор «в готическом вкусе»: остроконечные башни, арки, стрельчатые окна. К 1796 году Большой дворец был практически готов, не хватало лишь крыши, но внезапная смерть Екатерина II прервала все работы – и постройка так и увядала без верхнего яруса вплоть до реконструкции.
Подробнее о Большом дворце
Подробнее об архитектурном комплексе

Хлебный дом (Кухонный корпус)

Многие гости царицынского парка в шутку спрашивают, почему большое квадратное здание из построек работы Баженова называется Хлебный дом, а хлеба там не дают. Отвечаем: изначально дом предназначался под хозяйственные нужды – в частности, там должна была быть кухня. Отсюда официальное название – «Кухонный корпус». Вензель с монограммой «ХС» (хлеб-соль) тоже сыграл свою роль в том, что прижилось название «Хлебный дом». За всё время своего существования он успел побывать всем, кроме кухни: лечебницей, гостиницей, комплексом коммунальных квартир. После реконструкции здесь проходят постоянные и временные выставки, а в Атриуме, под уникальным стеклянным куполом – еще и органные концерты, вернисажи и театральные представления.
Подробнее о Хлебном доме

Средний дворец (Оперный дом)

Это двухэтажное здание постройки 1776 года с массивным нижним и ажурным верхним ярусами задумывалось как место для камерных приемов и церемоний, домашних спектаклей и придворных увеселений (отсюда и возникло более современное название, связанное с оперой). О ключевой идее свидетельствует огромный зал с великолепной акустикой за счет сводчатого потолка, два аванзала и целая анфилада дополнительных комнат – все для удобства выступающих и отдыхающих. Сегодня традиция сохраняется: тут проводят музыкальные вечера и церемонии (с недавнего времени Оперный дом стал одним из «Новых адресов счастья» на карте Москвы). Здесь же временно хранится коллекция скульптур музея-усадьбы «Останкино».
Подробнее о Среднем дворце
Подробнее об экспозиции «Дворец во дворце»

Малый дворец (Полуциркульный дворец)

Василий Баженов строит Малый дворец с овальным залом и будуаром на месте беседки, где Екатерина II в 1775 году провела несколько заседаний Высочайшего совета. Отсюда открывался прекрасный вид на Верхний Царицынский пруд, который хотелось сохранить. В результате творческого подхода Баженова вместо беседки на вершине живописного холма (он же «земляная пирамида») появился дворец полукруглой формы, будто дополняющий природный рельеф. Кофейный дом француза Лекеню в начале XIX века и «сторожка» после 1812 года, Малый дворец к 1980-м годам почти полностью разрушился. Его выстроили заново в ходе первой большой реставрации (1987–1995 гг.). Теперь тут проходят выставки и детские летние смены. Кстати, именно на нем красуется белокаменный вензель императрицы – исторический логотип «Царицына».
Подробнее о Малом дворце

Первый Кавалерский корпус

Сегодня в этом корпусе располагается администрация музея, а до этого тут базировалось польское архитектурное бюро, которое проводило реставрационные работы в «Царицыне» в девяностые годы. Еще раньше, в шестидесятые, в Первом Кавалерском работала детская музыкальная школа, в тридцатые – исполком Ленинского районного совета, в двадцатые – Ленинский Совет рабочих и крестьянских депутатов. А построен был одноэтажный корпус в форме буквы «Г» в 1784 – 1785 гг. Тогда он еще не был «Кавалерским», это современное название появилось в 1947 году. Автор же – Василий Баженов – называл Кавалерские корпуса «малыми домиками». В дачный период состоятельные арендаторы нередко пристраивали к зданию Первого Кавалерского корпуса веранды и даже новые этажи: к 1911 году в трех этажах разместились 23 комнаты под сдачу. Сегодня постройке вернули первоначальный облик.
Подробнее о Первом Кавалерском корпусе

Второй Кавалерский корпус

Красно-белый одноэтажный восьмигранник – еще один «малый домик». Построен он в то же время (1784-1785 гг.) и, как предполагал архитектор, мог бы служить в качестве «Дома для официантов». Его уникальная планировка связывает все комнаты по периметру как с просторной залой по центру, так и между собой. Удивительное по своей задумке здание, меж тем, не пользовалось популярностью даже у дачников (в 1886 году признано «изломанным» и «осыпавшимся»), и лишь к 1927 году – к десятилетию Октябрьской революции – постройку отреставрировали под нужды краеведческого музея. Повторно это произошло и в 1984 году, когда дворцовый комплекс передали Государственному музею декоративно-прикладного искусства народов СССР. А в 1994 году тут открылась и первая экспозиция ГМЗ «Царицыно».
Подробнее о Втором Кавалерском корпусе

Третий Кавалерский корпус

Расположенный поодаль от «братьев» Третий Кавалерский корпус выгодно отличается размерами (с большим внутренним круглым залом, ротондой, башенкой-бельведером сверху) и видами: одновременно на Большой овраг с Большим мостом и Средний Царицынский пруд. В разное время в одноэтажном здании со стрельчатыми располагались кафе, «трактир и гостиница», позже дача коллежского советника Ивана Давидова (он же арендует и все царицынские оранжереи), в годы революции – клуб, в довоенные годы – музей (тот самый музей садово-огородного района, пришедший на смену краеведческому), с 1937 по 1973 гг. – Дом культуры с кинотеатром, затем – Управление капитального строительства Академии художеств СССР, а с 1984 года – дирекция и фондохранилище. Сегодня сюда обязательно надо заглянуть, чтобы познакомиться с постоянной экспозицией «Дачное Царицыно».
Подробнее о Третьем Кавалерском корпусе
Подробнее об экспозиции «Дачное Царицыно»

Галерея-ограда с воротами

Галерея-ограда с воротами – декоративное сооружение, которое сегодня соединяет Хлебный дом и Большой дворец, а по замыслу архитектора Василия Баженова соединяло в 1784–1785 гг. Кухонный корпус и дворец цесаревича Павла Петровича. Это изящное строение из двух близко расположенных стен без крыши с фигурным парапетом, причем два ее фасада отличаются друг от друга: со стороны Дворцовой площади – это классицистическая колоннада, со стороны сада – стрельчатая аркада наподобие встречавшихся в западноевропейских монастырских дворах. Опорами «ворот» служат двухъярусные башни со сквозными проходами и островерхими завершениями, между которыми перекинута фигурная «колючая» арка. Сегодня эта архитектурная достопримечательность служит еще и очень важным ориентиром: пройдя под ней, гости парка попадают прямо к стеклянному павильону – главному входу в дворцовый комплекс.
Подробнее о галерее-ограде
Подробнее в «Царицынской энциклопедии»

Фигурные (Виноградные) ворота

Одно из первых сооружений царицынского ансамбля и одна из главных достопримечательностей парка – ворота, украшенные похожим на виноградную гроздь белокаменным декором в проеме арки. Это своего рода портал, граница между дворцовой и парковой частями усадьбы (ворота расположены близ Оперного дома при входе на так называемую «Утреннюю дорожку»). Сегодня для многих молодоженов это еще и портал в семейную жизнь: под Фигурными (Виноградными) воротами нередко проходят выездные церемонии бракосочетания.
Подробнее о Фигурных воротах
Подробнее о свадебных церемониях в «Царицыне»

Памятник В. Баженову и М. Казакову

Скульптурная композиция, изображающая двух мастеров-архитекторов, приложивших руку к возведению дворцового комплекса «Царицына», появилась между галереей-оградой и стеклянным павильоном (главным входом) музея в 2007 году по окончании масштабной реконструкции (торжественное открытие состоялось 1 сентября). Василий Баженов (1738–1799), начинавший проект, изображен на постаменте со свернутыми чертежами в правой руке, а принявший у него эстафету Матвей Казаков (1738–1813) – со шпагой и шляпой под мышкой. Между ними, как общее детище – миниатюрный металлический макет архитектурного комплекса. Сегодня памятник не только отдает дань вкладу обоих творцов в облик «Царицына», но и становится неизменным местом встречи групп перед экскурсиями по парку.
Подробнее об экскурсиях по парку

Фундаменты Большого кавалерского и Камер-юнфарского корпусов

Кавалерский корпус – не сохранившаяся постройка из ансамбля Баженова (Большим он стал, когда в 1947 году имена Кавалерских получили и другие здания комплекса). Строился он предположительно в 1782–1784 гг., предназначался «дамам, фрейлинам, генерал-адъютанту, секретарю и прочим, кто уместится», занимал центральное положение в проекте архитектора, но в итоге был утерян (разобран в 1794-1995 гг.). Те фундаменты, которые сегодня отчетливо видно на газонах Дворцовой площади, в 2002 году обнаружили археологи, а в ходе реконструкции было принято решение оставить их открытыми для обозрения.

Фундамент «Дома садовника»

Расположенный близи оранжерейного комплекса фундамент «Домик садовника» был найден в ходе археологического исследования в период реставрации начала 2000-х гг. По обнаруженной кирпичной кладке предположили, что каменное одноэтажное здание было построено на рубеже XVIII–XIX вв. Изначально использовалось как баня («мыльня», «банный корпус»), затем фигурирует в описях как «дом Волостной конторы» (или даже «Дом, занимаемый ныне Волостным правлением»), а позже пригодилось под самые разные нужны (было и судом, и ЛТП). Возможно, в какой-то период в нем действительно жили люди, ухаживавшие за парком, раз название «Дом садовника» настолько закрепилось в документах XX в.

Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Эта церковь на территории царицынского ансамбля – самый ранний из всех сохранившихся памятников архитектуры в парке. Ее лазурная каменная колокольня одинаково величественно смотрится и зимой, и летом. Изначально же постройка XVII века была деревянной, не раз перестраивается (каменной становится при Кантемирах, освящена 23 июня 1765 года), а колокольня все растет ввысь (от двух до четырех ярусов). Во время войн – 1812 года и 1941-1945 гг., когда здание использовалось как трансформаторная подстанция, – церковь изрядно пострадала. В семидесятых тут работала типография, а затем деревообделочный цех научно-реставрационных мастерских объединения «Союзреставрация». И лишь в 1990 году храм вернули верующим (6 мая 1998 года вновь освящён патриархом Алексием II). В 2018-2023 гг. церковь отреставрировали по проекту Мосгорнаследия: обновили фасады, кровли, оконные и дверные проемы храма и колокольни, декоративные элементы и позолоту на куполах и крестах, интерьеры и даже росписи конца XIX – начала XX.
Подробнее о храме
Статья в «Царицынской энциклопедии»
Подробнее о реставрации

Фигурный мост

Главная хитрость богато украшенного Фигурного моста с башенками разных форм и размеров – то, что он тянется от храма к Малому дворцу на определенном возвышении и потому скрывает от взора гостей парка, пришедших со стороны прудов, все великолепие дворцового комплекса. Да, пока вы поднимаетесь к главной достопримечательности парка, вы видите башенки Большого дворца, но полностью вся задумка авторов открывается только в тот момент, когда вы проходите под Фигурным мостом. Сам он, впрочем, тоже представляет особый интерес – и своим убранством, и тем, что так хорошо сохранился (практически в первозданном виде).
Подробнее про Фигурный мост

Царицынская плотина

Проходя по Царицынской плотине, вы запросто можете ее и не заметить: это удобный, широкий пешеходный «мост» между Верхним и Средним Царицынскими прудами (именно тут вы прогуливаетесь, когда идете от Фигурного моста в сторону Плотинных ворот). Царицынская (а до 1775 – Черногрязская) плотина, отрезающая Верхний пруд от остального каскада, выстроена, как предполагают ученые, еще при боярах Стрешневых. Но позже пруд был спущен, а новая плотина появилась уже при Голицыных (около 1685 г.). Позже сооружение не раз прорывало, его перестраивали три раза только в XVIII веке, а в XIX – начале XX в. этих случаев было куда больше. И хотя в конце XIX в. через плотину проходило даже шоссе от железнодорожной станции, к началу века она все же обветшала. Лишь в 2005–2007 гг. она обрела свой нынешний вид.
Подробнее о плотине

Царицынские пруды

Вместе с Борисовскими прудами каскад царицынских водоемов – Нижний, Средний и Верхний царицынские пруды – составляют самый древний (XVII в.) и обширный каскад прудов в Москве, ранее носивший название Развиловый/Развиловатый (из-за формы) и Шипиловский (по близлежащей дворцовой деревне Шипилово). Местные пруды всегда славились неплохой рыбалкой (и до сих пор вода тут весьма чистая, о чем свидетельствуют экопробы и наличие ракообразных). Во времена Кантемиров Шипиловский пруд приносил и другую пользу: у плотины работала мельница. Царицынскими пруды стали вместе с самой местностью – после переименования Екатериной Второй. Двор императрицы любил совершать тут увеселительные прогулки на лодках, устраивал праздники рыбной ловли. Аналогично вели себя и царицынские дачники, и жители поселка Ленино. Сегодня в летний период можно почувствовать себя частью истории и тоже прокатиться на лодочке или катамаране. Примечательно, что исторически Среднего Царицынского пруда не существовало: он появился в конце 1970-х гг., когда Нижний Царицынский пруд «разрезала» дамба Новоцарицынского шоссе.
Подробнее о Нижнем Царицынском пруде
Подробнее о Верхнем Царицынском пруде
Подробнее о прокате лодок

Светомузыкальный фонтан и остров-подкова

Царицынский светомузыкальный фонтан настолько естественно вписался в очертания острова-подковы, что невольно думаешь, будто и остров, и фонтан возникли в одно время. Но это не так. Декоративный остров в форме подковы появился на нынешнем месте еще при жизни Екатерины Второй, в 1790-м году, как искусственное насыпное сооружение. А на берегу рядом с ним была построена купальня. Ей не довелось долго просуществовать, а вот остров дошел до наших дней. И именно на нем в ходе масштабной реконструкции в 2006-2007 гг. появился светомузыкальный фонтан диаметром 55 м – одна из главных достопримечательностей парка (да и в целом в столице, особенно летом).
Подробнее о светомузыкальном фонтане

Первый и Второй оранжерейные корпуса

Первые оранжереи появились в Царицыне, когда село еще носило имя Черная грязь, и сооружения Кантемиров были деревянными, как и обновленные «ранжереи» времен Екатерины Великой. Каменные постройки появились стараниями Василия Баженова и царицынского управляющего В. Я. Карачинского в 1785–1787 гг. Следили за ними и за плодовыми садами поначалу приглашенный садовник Яков Фёдоров и огородник Иван Лукин, а в 1786–1791 гг. немец Иоганн Рак. В 1802–1831 царицынские оранжереи находились в ведении Экспедиции Кремлёвского строения. Её глава П. С. Валуев счёл оранжерейное хозяйство главным средством к превращению Царицына в доходное имение и приступил к его «поспешному усовершенствованию», для чего пригласил садового мастера К. А. Унгебауера, а также архитекторов И. В. Еготова и И. Т. Таманского. В этот период оранжерейный комплекс переживал ощутимый подъем. А «ранжевая», или «передняя» оранжерея (ближайшая к дворцовому ансамблю), по проекту Еготова была увенчана белокаменной ротондой. Именно благодаря ей сегодня вы легко узнаете Первый Оранжерейный корпус, где расположен главный вход в комплекс оранжерей с отдельными кассами.  Во Втором Оранжерейном корпусе вы после покупки билета (с экскурсией или без) сможете продолжить осмотр экспозиции, а Третий Оранжерейный корпус – технический.

Но вернемся к истории: каждый новый московский градоначальник вновь и вновь понимал вопрос о целесообразности сохранения царицынского оранжерейного комплекса, и нередко затраты на его содержание казались чиновникам несоразмерными выгоде. С 1858 г. оранжереи сдавали в аренду, но и это не принесло больших денег, поэтому постепенно здания сносили, а участники под ними уступали дачникам. К 1990-м гг. оранжереи были практически разрушены, но воссозданы по сохранившимся чертежам на обнаруженных археологами фундаментах в 2008 году. И теперь в наших вечных тропиках можно обнаружить массу экзотических растений, в том числе тех, что фигурировали в описях царицынских оранжерей XVIII–XIX вв.
Подробнее об оранжереях
Статья в «Царицынской энциклопедии»
Подробнее о царицынских садовниках

Виноградная оранжерея

Отдельно стоящая оранжерея для выращивания винограда на продажу и на поставку к Высочайшему столу в Москву и Санкт-Петербург появилась позже других (в начале XIX века), но зато и сохранилась дольше. Отчасти благодаря коммерческой жилке купца Давидова, который расширял ее площади дополнительными пристройками, отчасти благодаря последующим владельцам, которые по разным причинам не сносили постройку. В разное время «Виноградка» побывала «крахмальным заведением» и технохимическим цехом, но бизнес не пошел, поскольку любому делу остро не хватало «близости воды, необходимой для какого бы то ни было фабричного производства». Однако каменная постройка с возведенным деревянным вторым этажом послужила неплохим жилым помещением – комнатами под сдачу в начале XX века, коммунальными квартирами в советское время. Как и прочие корпуса, Виноградная оранжерея сникла в девяностые, была восстановлена в двухтысячные, а сейчас вновь отправилась на реставрацию и временно закрыта.
Подробнее о Виноградной оранжерее

Оранжерейный мост

Оранжерейный мост принадлежит руке того же мастера, что и гротесковые мосты и парковые павильоны: в начале XIX века его создал Иван Еготов, преследуя в основном хозяйственные цели – в этом месте очень нужна была переправа через овраг, ведь Петр Валуев в этом время активно развивал оранжерейное дело. Сегодня этот мост тоже служит комфорту и удобству посетителей и сотрудников музея, связывая территорию вокруг оранжерей с техническими зонами со стороны служебного входа в музейный комплекс.
Подробнее об Оранжерейном мосте
Подробнее о мостах работы Еготова

Большой мост через овраг

Старинный и самый крупный мост царицынского комплекса – Большой мост через овраг – служил парадным въездом во дворцовую часть ансамбля. Он же был и главной транспортной артерией, связывающей Царицыно с Каширской дорогой и другой загородной резиденцией императорской семьи (мысленно продолжив линию моста, легко догадаться, о какой столичной достопримечательности идет речь). Его судьба в некотором роде повторяет судьбу всего комплекса: в 1778 году начинал строить мост Василий Баженов, а завершал уже в начале XIX века Иван Еготов. Роскошно украшенный арками, геометрическими фигурами, парапетом с башенками-столбами 80-метровый «акведук» считается самым крупным из всех сохранившихся мостов XVIII века и выдающимся шедевром русского мостового строительства. Им можно наслаждаться и летом, и зимой, катясь на всей скорости с тюбинговой горки (она располагается как раз на склоне Большого оврага).
Подробнее про Большой мост через овраг
Подробнее про горку с тюбингом

Царицынский пейзажный парк

Приступая к работе над проектом, архитектор Василий Баженов задумывался и о парке. Он планировал оставить его в том виде, что был у Кантемиров: «уступчатые террасы» у воды и геометрический регулярный сад с плодовыми деревьями за дворцовыми постройками. Но Екатерина II считала иначе: парк должен быть «в английском вкусе» – пейзажным (то есть с сохранением природных ландшафтов и иллюзией невмешательства человека). Работать над этим концептом были приглашены английские садовые мастера – Фрэнсис Рид и Ион Мурно. Их стараниями в парке появились живописные дорожки для меланхоличных прогулок, искусственные острова и тенистые аллеи. В начале XIX века под присмотром главы Кремлевской экспедиции строений и начальника дворцов и садов Москвы Петра Валуева парк стал популярным местом для загородных выездов. Архитектор Иван Еготов и главный садовник Карл Унгебауэр создали знаменитую Большую поляну и многочисленные беседки и павильоны, которые позволяют нам любоваться видами и теперь. Это стало возможным после восстановительных работ в 1990-е и 2005-2007 годов; до этого – начиная с дачного периода – парк оставался в заброшенном состоянии.

Сейчас в царицынском парке живут многочисленные птицы, из которых 38 видов занесены в Красную книгу Москвы. Ни одна прогулка по его лесной части не обойдется без встреч с белками, а некоторые счастливчики могут наткнуться на лису или ласку. Территория «Царицына» является заповедной природной зоной; ежегодно его посещают около семи миллионов человек.
Подробнее о парке

Гротесковые мосты

Три арочных однопролетных моста-виадука красного кирпича с белым декором в южной части Царицынского парка – Большой гротесковый мост, Малый гротесковый мост и Третий гротесковый мост работы архитектора Ивана Еготова – располагаются между павильонами «Нерастанкино» и «Храм Цереры». Название они свое получили от вставок из грубо отесанного камня – «гротеска». Год их создания – 1805 г., но в документах есть упоминание, что Большой гротесковый мост сооружен на месте разобранного обветшавшего каменного моста 1790-х гг.  Современные гротесковые мосты тоже пережили реставрацию, и не одну: сначала в 1960 был отреставрирован Большой мост. В ходе реставрации были восстановлены частично обветшавшие кирпичная кладка и белокаменные детали карниза и арок, восстановлены оплывшие откосы оврага, отремонтирована проезжая часть мостов. Вместо «гротескового парапета» были установлены металлические ограждения. Малый мост отреставрирован в 1960-1961 гг., затем в 1990-х гг. и вновь в 2006–2007 гг.
Подробнее про Гротесковые мосты

Арка-руина на острове («Русалкины ворота»)

Арка-руина на острове («Жилище русалок», «Русалкины ворота») – одна из самых ранних построек XIX века в Царицынском парке. Она создана по проекту архитектора Ивана Еготова предположительно в 1804 г. и имеет исключительно декоративное назначение. Остров с аркой находится на Верхнем Царицынском пруду напротив павильона Нерастанкино.
Подробнее об арке
Статья в «Царицынской энциклопедии»

Башня-руина

Романтичная и загадочная башня со смотровой площадкой – тоже творение Ивана Еготова. Она расположена в конце Большой липовой аллеи по пути к павильону «Храм Цереры». По лестнице на гребне северной стены можно подняться достаточно высоко, чтобы открылся прекрасный вид на остров с «Русалкиными воротами». Долгое время руинированную башню называли «Чертовой лестницей» из-за ее небезопасности, но после восстановления она опять стала местом притяжения для романтиков и творцов (башня не раз «снималась» в исторических и приключенческих фильмах).
Подробнее о башне-руине

Беседка «Храм Цереры»

Каждый парковый павильон имеет свое особое очарование. Ротонда с колоннадой «Храм Цереры» (она же «Золотой сноп») – одновременно и гимн веселью, и ода труду. Считается, что Иван Еготов возвел ее ровно на том месте, где некогда в шалаше отдыхала Екатерина II, наблюдая за сельским праздником. А Петр Валуев решил возвести на постаменте посреди беседки именно статую Цереры – древнеримской богини плодородия с позолоченным снопом в руках – в честь того, что царицынские оранжереи добились славы крупнейшего поставщика фруктов и ягод в Москву и Петербург (в период 1860-1870 гг.). К сожалению, сегодня мы не увидим ни старинной статуи, ни ее реплики работы Александра Бурганова (демонтирована из-за ветхости в 2019 году).
Подробнее о беседке «Храм Цереры»
Статья в «Царицынской энциклопедии»

Павильон «Нерастанкино»

Второе название этой небольшой сквозной галереи чуть сбоку от Большой липовой аллеи царицынского парка «Храм Меланхолии». Пейзажный парк всегда был призван своими видами вызывать определенные эмоции: романтические или меланхолические (именно в этой части парка). Что же до нового имени, то исследователи расходятся во мнениях; кто-то также напоминает, что на одной из карт павильон обозначен как «Миростанкино», что может означать иную этимологию. Современные же гости парка уверены: эта парковая достопримечательность создана для пар, которые никогда не хотят расставаться.
Подробнее о павильоне «Нерастанкино»

Павильон «Миловида»

Арочная галерея с четырьмя небольшими угловыми «кабинетами» – любимое место отдыха посетителей царицынского парка всех эпох. В том числе из-за великолепных – или «милых» – видов на Верхний Царицынский пруд. Охраняемая мраморными сфинксами «Миловида» сегодня работает как кафе, порой здесь проходят атмосферные уличные концерты. Она выглядит благородно и строго, хотя поначалу была убрана очень богато: скульптурных композиций на ней было более дюжины (утрачены еще в XIX в.).
Подробнее о павильоне «Миловида»
Статья в «Царицынской энциклопедии»

Курганы-могильники вятичей

Древнейшие курганы (надмогильные насыпи) можно обнаружить в любом месте на планете, и самым древним из них – до 4 тыс. до н.э. Царицынским курганам, большим насыпям земли над захоронениями вятичей, не так много лет. Археологические исследования в XIX веке (при участии историка Ивана Забелина), в 1940-е гг. (под началом Артемия Арциховского) и в 2002–2008 гг. показали, что эти курганы можно датировать XI-XIII вв. Большинство их них легко найти на стороне Ореховских склонов. Там же, у запруды реки Язвенки, самые любознательные могут обнаружить и «капище» – сооруженные в начале девяностых неоязычниками места поклонения деревянным идолам (некоторые угадывают в них древнерусских божеств).
Подробнее о царицынских курганах

Визит-Центр у Центральных ворот

Парадный Центральный вход в музей-заповедник расположен со стороны транспортного хаба «Царицыно» (станций метро, МЦД и железной дороги). Массивная арка из красного кирпича стилизована под главные постройки царицынского архитектурного ансамбля. По обе стороны от нее расходится парковая ограда с узнаваемым по Малому дворцу золотым вензелем. К арке примыкает здание, также выполненное в цветах и стилистике дворцового комплекса: здесь и располагается Визит-центр, где можно приобрести билет на любое мероприятие и получить разъяснение по интересующему вопросу, а также семейные кафе и рестораны.
Подробнее об экскурсиях

Что идет в музее и в парке

В музее и парке проходят выставки, экскурсии, концерты и множество других событий, включая арт-медиации, сезонные фестивали, городские акции, творческие лаборатории, семейные и детские программы для любого возраста. Чтобы узнать, что происходит в музее-заповеднике прямо сейчас, можно посмотреть разделы «Выставки» или «Концерты». Все актуальные события выставлены на главной странице (вкладка «События»). А еще в музее можно провести свадебную церемонию в дворцовых интерьерах или фотосессию в исторических костюмах. Все это можно узнать в разделе «Сервис». В подземном пространстве есть коворкинг, магазин и кафе. Для посещения выставок или концертов необходимо приобрести билет; вход в подземное пространство свободный. Если вы любите редкие растения и цветы – обязательно зайдите в Царицынские оранжереи. В парке также предлагаются различные спортивные занятия и сезонные услуги.

Что «Царицыно» предлагает детям

В музее-заповеднике «Царицыно» скучно не бывает ни взрослому, ни ребенку. Семейная аудитория – одна из самых желанных и в парке, и на выставках. Это заметно и по инфраструктуре (лифты для мам с колясками, пеленальные столики в уборных, комнаты матери и ребенка на территории, возможность арендовать складную коляску-трость для уставшего малыша, сенсорная комната и пр.), и по насыщенной познавательной и развлекательной программе для всех возрастов.

Интерактивные экскурсионные и образовательные программы

Это, пожалуй, самый объемный, глубокий и социально значимый блок просветительских активностей музея, в котором есть и игровые тематические программы с примеркой исторических костюмов и изучением этикета галантного века, и обучающие программы, куда приезжают целыми классами и школами («Урок в музее», «Учебный день в музее», олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы»). Есть специальные детские экскурсии по временным выставкам. Есть «Прогулки по музею для малышей» по постоянным и временным экспозициям (от 3 лет и обязательно с родителями). Отдельного внимания заслуживают программы с мастер-классами в пространстве выставки «В лесу росла игрушка» в Хлебном доме.

Подробнее о детских программах смотрите в разделе «Детям».

Тактильная познавательно-развлекательная экспозиция «Детский музей»

В Большом дворце пять залов отведено под особую постоянную экспозицию, где все устроено, как любят малыши и школьники: когда узнавать новое можно в игровой форме и когда со всех сторон не кричат «Убери руки, это нельзя трогать!». В первом зале, например, об истории царицынских ландшафтов и дворцового ансамбля рассказывает вековой дуб с выдвижными кольцами-подсказками. Принципы строительства дворцов в XVIII веке помогает освоить настенный магнитный пазл. Этикет и увеселения легко постичь, «примерив» виртуальный исторический костюм в специальной интерактивной зоне или создав авторский фейерверк. Викторины, трафареты, игры-бродилки, потайные окошки с информацией, стенды с подсветкой, которую включают сами посетители, и даже горка, все это «Детский музей».

Детский магазин «Семейное бюро»

Прямо в Центральных воротах (вход №1) открыт сувенирный магазин «Семейное бюро», в котором продается то, что может быть интересно детям. Книги, раскраски, открытки, значки, рюкзаки, развивающие игрушки, наборы для творчества – все это можно теперь купить в одном месте, едва выйдя из метро «Царицыно». Обратите внимание на квест-маршруты: музей провел фокус-группу с ребятами разных возрастов и в содружестве с компанией ARTEFACTORY разработал и выпустил красочные карты и наборы для увлекательных путешествий, которые придумали сами дети. У ребят помладше в маршруте больше игр и полезных советов. Прогулка для подростков – скорее, интеллектуальный квиз. Малышам про парк и музей рассказывают Царица Белка и Царь Орех, ребятам постарше показывает любимые уголки парка Медведь, а маршрут для подростков, который создан совместно с Музеем криптографии, предлагает подобрать ключ к шифрам и разгадать код. Кроме маршрутов авторы проекта издали карточки, которые в игровой форме учат правилам безопасности на прогулке.
Подробнее о магазинах

Концерты для самых маленьких слушателей

«Царицыно – детям» – один из весьма популярных у семейной публики циклов концертной программы музея-заповедника. Не всегда это просто выступления музыкантов с доступной интерпретацией и легкой аранжировкой популярной классики. Часто на царицынской сцене можно увидеть театральные музыкальные постановки, в том числе посвященные известным детским книгам или героям. В непринужденной игровой манере артисты знакомят ребят с хорошей музыкой так, чтобы никому не было скучно.

Детский маршрут на электромобилях

С приходом теплой погоды по царицынскому парку начинают курсировать электромобили с аудиогидом, который рассказывает об истории дворцового комплекса и парка. Но не все знают, что можно заказать специальный детский маршрут, где аудио-рассказ прозвучит в исполнении ребят-участников летних арт-резиденций в «Царицыне» (истории царицынских старожилов в легком детском пересказе).
Подробнее

Парковые развлечения и другие проекты для детей

Веревочный городок и игровые площадки. Спортивные состязания – спонтанные в кругу семьи или запланированные профессиональные, к примеру детский турнир по мини-футболу, который традиционно проводится на футбольном поле в «Царицыне» День защиты детей. Подробнее смотрите в разделах «Спорт» и «Развлечения»

Философский дискуссионный клуб, творческие лаборатории и прочие программы для подростков, которые благодаря «Царицыну» открывают для себя, что музей – очень даже занимательное и продвинутое пространство. Подробности – в разделе для подростков.

Летние смены в каникулы, дающие возможность ребятам всех возрастов проявлять свои творческие и исследовательские таланты, совмещая отдых на природе (причем без выезда из города!) и познание в кругу новых знакомых, увлеченных общими ценностями. Следите за нашими обновлениями, программы разбирают быстро!

Услуги по проведению детских мероприятий (в музее можно просто арендовать зал или же заказать сюжетную программу, об этом тоже не стоит забывать).

И целое сообщество для семейной аудитории – проект «Детское Царицыно», который представлен в группах Вконтакте и Телеграм.

Все детские программы можно найти здесь.

Как добраться до парка «Царицыно» и как дойти до парка от метро

Музей-заповедник удобно расположен между двумя станциями метро: «Царицыно» и «Орехово» Замоскворецкой линии («зеленая» ветка). На обеих станциях есть навигация с указанием нужных выходов. На станции метро «Царицыно» нужно воспользоваться выходом 2, после выхода повернуть направо и пройти под железнодорожными мостами. Вы выйдете прямо к Центральным воротам парка (вход №1). На станции метро «Орехово» нужно воспользоваться выходом 2 – вы выйдете к Парковым воротам (вход №8).

Маршрут отличается: если вы идете от Центральных ворот – вас ждут живописные пруды, дамба, парадный вид дворцов и перепады высот, а если от Парковых – неспешная прогулка по тенистым аллеям, скрытые в деревьях павильоны, гроты, Башня-руина и многочисленные белки.

Музей-заповедник расположен в Южном административном округе Москвы, по адресу ул. Дольская, д.1. Нумерация зданий дворцово-паркового ансамбля идет по строениям: например, адрес Большого дворца – Дольская, д.1, с.4, входного стеклянного павильона – Дольская, д.1, с.6а, а Первого оранжерейного корпуса – Дольская д.1, с.32.

Часы работы и стоимость билетов

Расписание работы музея, оранжерей и парка различается (пожалуйста, обратите на это внимание при планировании вашего визита).

Музей
Вт.-Чт. 10:00-18:00
Пт.-Сб.10:00-20:00
Вс. 10:00-18:00
Выходной – понедельник

Оранжерейный комплекс
Ср.-Чт. 10:00-18:00
Пт.-Сб.10:00-20:00
Вс. 10:00-18:00
Выходные – понедельник, вторник

Дни свободного посещения в музее и оранжереях – по расписанию в рамках акции «Московская музейная неделя» (необходимо получить бесплатный билет на портале mos.ru).

Парк
Ежедневно с 06:00 до 24:00
Вход свободный

Цена билета зависит от того, что вы собираетесь посетить. Обычный билет в Большой дворец и Хлебный дом стоит 630 рублей, льготный – 350. Поход в Третий Кавалерский корпус обойдется в 150 р./80 р. (столько же – в Средний дворец), а посещение оранжерей стоит 170 р./90 р. Так как в «Царицыне» целых шесть музейных зданий, на ваш выбор предлагается много вариантов комплексных билетов (это выгодней) и билетов в отдельные корпуса.

Все льготные категории посетителей и категории посетителей с правом бесплатного прохода можно узнать в разделе «Билеты»; там же указана стоимость всех билетов.

Вход в царицынский парк свободный.

Все билеты можно купить онлайн – на сайте музея, а также по приходу в музей – в кассах.

Адреса касс:

  • Подземное пространство Большого дворца (вход через стеклянный павильон), адрес ул. Дольская, д.1, с.6а
  • Визит-центр (если вы вошли через Центральные ворота, сразу направо), адрес ул. Тюрина, д.1
  • Первый оранжерейный корпус (ул. Дольская, д.1, с.32)
  • Средний дворец (Оперный дом), адрес ул. Дольская, д.1, с.5

Приходите в «Царицыно», убедитесь во всём сами – и давайте идти вперёд вместе! Спасибо за ваш интерес и любовь к «Царицыну»!