Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы.

«Храм Цереры» («Золотой сноп») — небольшая беседка на южной границе царицынского пейзажного парка. Построена в 1805 году по проекту архитектора Ивана Еготова.

Местоположение беседки выбрано не случайно. Летом 1775 года – уже после покупки Царицына – здесь в шалаше отдыхает Екатерина II. С этого холма она наблюдает за сельским праздником: его устраивает для императрицы Григорий Потемкин при участии местных крестьян.

После смерти Екатерины II в 1796 году все работы по строительству резиденции останавливаются. Однако силами начальника Московской кремлевской экспедиции Петра Валуева активизируется деятельность в царицынских оранжереях. В результате – вплоть до 1870-х гг. – Царицыно пользуется славой крупнейшего поставщика фруктов и ягод в Москву и Петербург.

Фактически постройка беседки знаменует официальное начало нового этапа в жизни Царицына. Неслучайно Валуев заказывает архитектору поставить в «Храме» именно статую Цереры – древнеримской богини плодородия с позолоченным снопом в руках. Сама беседка представляет собой ротонду с колоннадой на трехступенчатом основании. Купол венчает сноп колосьев – тоже позолоченных.

В конце XIX века в Царицыне начинается массовое строительство дач. Примерно в то же время из беседки пропадает статуя Цереры.

В 1925 году Царицынский ансамбль переходит в ведение Главнауки. Открывается и историко-краеведческий музей. В связи с этим «Храм Цереры» решено подновить. Заменен ветхий сноп на куполе ротонды. Вместо пропавшей скульптуры на постамент ставят статую Цереры из подмосковной усадьбы Лукино.
В годы Великой Отечественной войны «Храм Цереры» сильно поврежден. Составитель паспорта объекта за 1947 год констатирует с интонацией судмедэксперта: «Кровля проржавела почти полностью, „сноп“ на вершине купола разрушен почти весь. Мраморная скульптура „Церера“ разбита — отсутствует голова, частично руки. Вся статуя расстреляна из огнестрельного оружия».

С 1954 года начинается постепенная реставрация беседки. Но окончательный исторический облик ей возвращен лишь в 2007 году. Восстановлены белокаменные ступени и колонны. Медное покрытие купола. Пьедестал вновь украшает Церера – современная версия скульптуры работы Александра Бурганова.