Loading...
Департамент культуры города Москвы

Программы для детей

В пространстве Детского музея проходит интерактивная программа «Копилка древностей. Археология в Царицыне» для детей в возрасте от 9 до 12 лет.

В ходе программы участники «побывают» в мультипликационном поселении вятичей в первом зале детского музея, примут участие в игре-раскопках в зале, посвященном царицынскому парку, и далее отправятся с найденными старинными артефактами в кабинет натуральной истории, где будут их исследовать.

Заполняя специальный паспорт археологической находки, дети узнают правила описания предмета и обращения с ним, и смогут почувствовать себя настоящими археологами.

Программа рекомендована для детей от 9 до 12 лет.

Продолжительность: 1 час.

Расписание сеансов представлено по ссылке.

 

Обратите внимание! С большинством предметов в Детском музее можно взаимодействовать. При этом обязательно использование перчаток. Детские перчатки просим приносить с собой.

Детский музей в «Царицыне» — это часть большой (взрослой) экспозиции музея-заповедника. И мы приглашаем родителей с детьми не только весело провести время в музее, но и узнать много нового об истории Царицына — теперь прогулка по залам Большого дворца будет больше напоминать увлекательный квест.

«Это вовсе не детский, а семейный проект, — рассказывает куратор выставочного проекта, руководитель бюро «АртТерра». — Мы сознательно не ставили возрастные ограничения. Нашей задачей было создать выставку, на которой было бы одинаково интересно малышу, которому хочется все трогать, подростку, который постоянно бухтит, и их родителям, которые от всего устали и хотят передохнуть. Музей для всех! Именно по этой причине все лучшие современные детские музеи в мире — перенасыщены, перенаполнены, и поэтому каждый посетитель находит в них что-то, что интересно именно ему».

Все пять залов Детского музея расположены на первом этаже Большого дворца. В первых двух представлена история строительства царицынского дворцового ансамбля, рассказанная на языке игр и занимательных викторин. Что было на месте Царицына тысячу лет назад? Кто такой Кантемир, и почему вотчина, подаренная ему Петром I, называлась Черная грязь? Кто построил Большой дворец? Когда в Царицыне возник пейзажный парк, а в нем — дачный поселок? Ответы можно найти в Детском музее в «Царицыне».

Все экспонаты расположены на небольшой высоте, чтобы ребенку было удобно их рассматривать, трогать, нажимать, крутить, вертеть. В залах нет ни одного предмета, к которому нельзя было бы прикоснуться (за исключением музейных экспонатов из фондов «Царицына», расположенных в специальных нишах). «В музее для детей ни в коем случае нельзя говорить «не трогай ничего», — объясняет генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. — Это пространство свободного познания! Ребенку должно быть интересно до дрожи, и экспонат он должен не только видеть, но и чувствовать, осязать, слышать. В любую историю у ребенка должна быть возможность влезть — причем в буквальном смысле этого слова».

Один из двух первых залов Детского музея называется «Время Царицына». В нем посетители знакомятся с «культурными слоями» Царицына, узнают, как менялось место, где сегодня стоит музей, что было здесь четыре тысячи лет — в бронзовом веке. Кураторы долго думали, как заинтересовать этой информацией ребенка. Решение пришло само собой: детям должно быть любопытно, каким видели Царицыно их сверстники, жившие и сто, и двести лет назад. В зале «растет» самый старый в Царицынском парке дуб (ему уже больше 250 лет), вокруг которого лесенкой расположены «звуковые картинки» разных эпох. Самостоятельно изучить прошлое помогут многочисленные интерактивные модули. Например, в одном из модулей предлагается выбрать из букварей разного времени тот, по которому учились читать в ХVII веке, а в другом — определить среди множества строений то, в котором жила Екатерина II. В модуле, посвященном современной истории Царицына, можно узнать, кто населял здания царицынского ансамбля во времена СССР. Есть в зале и место для совсем маленьких посетителей. Пока старшие братья и сестры решают интеллектуальные головоломки, малыши могут поиграть в кубики — естественно, тоже про «Царицыно» — в специальной зоне с мягким покрытием.

Второй зал рассказывает о строительстве дворцов в XVIII веке. Он выполняют эту задачу в максимально наглядной форме — с помощью настенного магнитного пазла, представляющего собой фрагмент фасада Оперного дома в «Царицыне».

Третий зал посвящен дворцовым увеселениям XVIII века — фейерверкам, балам и театральным представлениям того времени. Помимо обычных экспонатов, с которыми дети могут взаимодействовать, в зале можно поиграть в компьютерную игру, которая поможет смоделировать собственное пиротехническое шоу.

Четвертый зал, «Царицыно под открытым небом», передает атмосферу парка: цветовая гамма, построенная на оттенках зеленого, экспозиционные модули в форме садовых решеток и ворот, рекреационные участки и детская горка для катания. Атмосферу дополняют видео-инсталляция, посвященная временам года, а также интерактивные модули  «Три исторических облика царицынского ландшафта» и «Азбука садово-паркового искусства», знакомящая с основными понятиями, категориями и терминами.

В 2021 году в Детском музее открылся пятый зал. Это отдельное многофункциональное образовательное пространство – связующее звено между детским и «взрослым» музеем. В зале – три зоны. Театральная зона со сценой, зрительным залом, декорациями со встроенным кукольным театром станет местом проведения интерактивных музейных программ. Внешне декорации стилизованы под фасады зданий царицынского ансамбля, и зрители будто оказываются на дворцовой площади, украшенной фигурными боскетами. При необходимости зона легко превращается в конференц- или кинозал. Вторая тематическая зона посвящена культуре развлечений в XVIII веке. Третья зона – экспозиция «Кабинет натуральной истории» – посвящена эпохе Просвещения с ее культом наук. На рубеже XVIII-XIX веков учёность и изящный вкус стали признаками хорошего тона. Образованные люди создавали в своих домах кабинеты естественной истории, собирая в них предметы искусства, привезенные из путешествий редкие образцы флоры и фауны, научные приборы и многое другое. При каждом таком кабинете непременно была библиотека. В отличие от кунсткамер кабинеты естественной истории предназначались не для собирания диковин, а для научных и образовательных занятий.

Центральный объект нашего Кабинета — огромный деревянный шкаф с автономной подсветкой, которая управляется системой «умный дом».  Система позволяет выстраивать по витринам шкафа «световой маршрут», подсвечивая по очереди нужные по сценарию предметы. Предметы, выставленные в стеклянных витринах шкафа, выстроены в полноценную экспозицию. Это подлинные предметы XVIII – начала XIX веков, дополненные дидактическими материалами – макетами, бутафорией, антикварными предметами. В ближайших планах – снабдить Кабинет наборами для научных опытов по трем дисциплинам, получившим развитие в конце XVIII века: оптике, механике и ботанике.

Кабинет натуральной истории придуман как творческая лаборатория для школьных и музейных проектов. На время проведения групповых занятий зал перекрывается. По определенному расписанию кабинет натуральной истории будет открыт для индивидуального посещения гостями детского музея.