Птичий концерт
Параллельная программа к выставке
В рамках выставки проводятся авторские экскурсии, лекции и детские программы. Подробности каждого события — по ссылкам:
13 февраля, 14:00. Экскурсия с куратором Сергеем Хачатуровым. 12+
С 25 февраля до закрытия выставки (по расписанию), 16:00. Детская программа «Прогулки по музею с малышами». От 3 до 6 лет.
27 февраля, 13:00. Лекция Михаила Морозова «Полет в камне». 12+
27 февраля, 16:00. Экскурсия с дизайнером выставки Егором Кошелевым. 12+
06 марта, 13:00. Лекция Аскольда Смирнова «Скворец Моцарта, или Птичьи курьёзы классической эпохи». 12+
27 марта, 13:00. Лекция Марии Хачатуровой «Птичий концерт. Птицы в музыкальной культуре». 12+
Новая выставка проекта Роман готического вкуса посвящена птицам в искусстве.
Миссия выставки «Птичий концерт» – просветительская, а содержание согласуется с причудливым многообразием мира старинных усадеб. Для века Просвещения, времени создания усадьбы Царицыно, птицы были вестниками богов, аллегорией воздушного царства, символами добродетелей и пороков. Для человека XVIII столетия, служителя культа Природы, их жизнь в согласии с Естеством была эталоном.
У темы «птичьего концерта» есть прототипы в античной культуре. Греческий учёный Герон Александрийский в I веке нашей эры изобрёл кинетический фонтан, который действовал по принципу сифона. Композиция фонтана включала сову и чирикающих птиц – эти образы отражали натурные наблюдения за гомонящими птицами, которые пытаются прогнать сову от своих гнёзд.
Однако в режиссуре выставки усилен «готический» мотив – ведь философские, литературные и даже мистические темы в историю этого сюжета внесла именно средневековая культура. Джеффри Чосер в 1380-е годы написал поэму «Парламент птиц», в которой рассказал, как птицы в День святого Валентина (День всех влюблённых) выбирают себе пару на общей ассамблее. Тему ассамблеи птиц продолжили нидерландские художники барокко, создавшие её музыкальную версию – образ птичьего ансамбля.
Для современных художников ансамбль и ассамблея птиц стали поводами создания занимательных пластических образов и композиций. Используя идею подвижности и лёгкости пернатых, многозначность их образов в культуре, художники сделали птиц посланниками и одновременно – пародистами серьёзных тем, известных из истории искусства.
Прогулка по выставке напоминает визит к коллекционеру редкостей, странностей, причуд. Такими собирателями славились неклассические времена – от маньеризма до романтизма.
Первый зал. Ассамблея
В первом зале тема птичьего концерта раскрывается павлиньим хвостом, веером всех возможных сюжетов. Видеоперформанс мастерской Виктора Рыжакова и группы «Залпом» обращает нас к XIV веку, времени Джеффри Чосера, который зашифровывал брачные церемонии королевских дворов в чудесные любовные послания, «валентинки». Сама композиция перформанса «Парламент птиц» с променадом по баженовскому Царицыну напоминает, как тему птичьего концерта понимали художники – начиная с мастера эпохи барокко Франса Снейдерса и заканчивая представителями метамодернистской «новой искренности» современного театра.
Здесь же, в первом зале, маньеристические гравюры, фарфоровые птицы разных эпох и культур вводят нас в мир художественной орнитологии. Из сегодняшнего дня вызов принимают Евгения Буравлёва и Егор Плотников. Созданные ими элегические образы тонко резонируют с идеей меланхолии усадебного парка, где птицы – это души обитателей усадьбы. Частокол из перьев-стрел и птица-узник графика Антона Морокова задают настрой сумрачных возвышенных эмоций.
Перформанс «Парламент птиц». Мастерская Виктора Рыжакова. Костюмы Андрей Бартенев. Фото Гоша Бергал.
Второй зал. Кунсткамера
Второй зал – с овальным куполом – предоставляет возможность совершить в сопровождении пернатых краткое путешествие в историю европейского искусства. Прообраз «птичьего концерта» – фонтан Герона Александрийского с совой и чирикающими птахами – воссоздали художники Пётр Дьяков и Леонид Цхэ. А Егор Кошелев нарисовал целую галерею птиц-травести и трикстеров из знаменитых сюжетов мирового искусства, от барокко до модернизма.
Егор Кошелев. Дадаистская голова. Холст, акрил, 2020.
Третий зал. Плен
Самый «готический» зал – угловой, с инсталляцией Егора Кошелева «Каскад птичьих клеток». Тревожное клаустрофобное ощущение заставляет вспомнить тайные комнаты замков, в которых роскошь соседствует с преступлением и мрачной темницей.
Антон Мороков. Птичий дом. Диптих. Бумага, тушь. 2017
Четвертый зал. Меланхолия
В завершение вояжа – странное пространство сквота. Большая комната. Посредине раскорячился потёртый шкаф. Комнату наполняет призрачный свет, очертания предметов растворяются в нишах и складках портьер. Так обращается к птичьей теме поколение миллениалов. Сумрак растрескавшейся комнаты ассоциируется с атмосферой «птичьей стаи» обитателей загадочного интерната из молодёжного фанфика по роману Мариам Петросян «Дом, в котором…». Атмосферу таинственного дома из романа создаёт Филипп Шейн. Шкаф – музыкальный механизм. Благодаря художнику Владимиру Карташову и музыканту Moa Pillar пребывание в комнате подобно медитации с распознаванием звуков живой природы внутри киберреальности нашего времени.
Владимир Карташов. Без названия. Холст, масло. 2020
Выставка пройдет в Малом дворце музея-заповедника «Царицыно» с 21 октября 2020 года по 25 апреля 2021 года.
Куратор выставки – Сергей Хачатуров.
Дизайнер – Егор Кошелев.