Loading...
Департамент культуры города Москвы

Роман готического вкуса

Специальный проект музея-заповедника «Царицыно»

Этапы развития готической культуры

Сергей Хачатуров «Тропой готического жанра»

Готика в «Царицыно»

Ансамбль подмосковной загородной резиденции Екатерины II Царицыно (1775 — 1795) — единственный в мире памятник архитектуры, полностью выдержанный в «готическом вкусе», лишенном прямого обращения к английским художественным прототипам. Всю архитектуру этого ансамбля, состоящего из десятков павильонов-шкатулочек, собранных гением архитектора Василия Баженова, исследователь Лидия Андреева сравнила с музыкой Моцарта. В самом деле, в отличие от ведомых литературной традицией английских усадеб в готическом стиле XVIII века «нежная готика» Баженова становится памятником творческому воображению как таковому. Воображению, которое преломляет практически все темы «готического вкуса» XVIII столетия. Среди них: театральная сценография, воображаемое путешествие, симфонический (не миметический) принцип аранжировки архитектурных сюжетов, сближение с репертуаром разных неклассических, неправильных мотивов внутри ориентированной на античность классицистической традиции (от маньеризма до рококо), понимание древности как интеллектуальной метафоры, а не конкретного исторического стиля, зашифрованная в архитектуре интрига готического романа с его герметической тайной… Этот единственный в мире ансамбль универсально понятого «готического вкуса» европейского искусства XVIII века интерпретируется ведущими специалистами на нашем портале. Материалы помогают достичь цельного знания готического мира Нового времени. Способствуют осознанию того, почему «готическая» архитектура Царицыно современна сегодня.

Ольга Докучаева «Архитектурный ансамбль Баженова в Царицыне и проблема заказчика»

Дмитрий Швидковский «„Готика“ в русской архитектуре последней четверти XVIII столетия, её английские источники и западноевропейские аналоги»

Готический вкус в современной российской культуре

Здесь мы будем знакомить вас с мастерами contemporary art, в творчестве которых в разных вариациях представлены сюжеты «готического вкуса». Конечно, речь идет не столько о субкультуре «готов» или о стилизации конкретного образа под стрельчатую вязь. Важно другое: осознанное обращение к той традиции «неправильных текстов» культуры, что выводят из зоны комфорта, заставляют воспринимать мир творчески, сложно и многогранно.
Возможности самые широкие. Вооружившись цифровыми камерами, мастера нового поколения могут оживлять стилистику фильмов жанра «нуар». Могут решать интеллектуальные ребусы, представляя загадочные тексты с выпавшими, потаенными, утраченными частями. Могут встраивать образы «готического жанра» (сказочные, фольклорные, средневековые) в новейшие системы визуальной и вербальной коммуникации (постинтернет, street art, постконцептуализм, mail art…).
Во многих случаях традиция «готического вкуса» высвобождает из плена клише, штампов. Она же часто помогает преодолеть цинизм жонглирования пустотелыми цитатами постмодернизма ради прорыва к метафизическому, сакральному измерению жизни. Так нам и завещали адепты «готических тем», подвергавших критике нормативную эстетику «правильного» века Просвещения.

Над проектом работали:

Сергей Хачатуров, Анна Залысина, Дарья Колпашникова, Александр Кожокин, Лев Эйдинов, Александр Дьяконов.