Стать Романовым
Воспитание и образование в императорской семье
В Большом дворце открыта выставка, подробно рассказывающая о том, чему учили и как воспитывали будущих императоров, их сестер и братьев. Здесь можно увидеть сотни экспонатов, включая глобус Павла I, тетрадки Александра II, табель успеваемости Александра III, а также дневники, письма, контурные карты, альбомы для рисования, настольные игры, оловянных солдатиков, игрушечные пушки и серебряную погремушку XVII века, в которую, возможно, играл Петр I.
Обучение великих князей начиналось в раннем детстве и продолжалось лет до двадцати, постепенно расширяясь и углубляясь за счет введения новых дисциплин. Выставка рассказывает о каждом этапе – от рождения до присяги. Внутри – мемориальные вещи и архивные документы.
Концерт закрытия: Ансамбль «Сирин» с программой «От Алексея Михайловича до Николая II». 04.04.24, 20:00
Дорогие друзья! 4 апреля организаторы проекта подготовили для вас музыкальный сюрприз: для вас выступит ансамбль духовной музыки «Сирин» под управлением Андрея Котова. В программе «От Алексея Михайловича до Николая II» прозвучат духовные песнопения, «домашние» канты и псальмы XVII-XIX веков, которые звучали при дворе и в домах русских царей династии Романовых.
Концерт состоится 4 апреля в 20:00 в Атриуме Хлебного дома. Перед выступлением для гостей проведут экскурсии по выставке.
Экспозиция и залы
Детство
Первый выставочный зал посвящен рождению детей. В допетровскую эпоху о появление на свет царского ребенка возвещали «молельные» грамоты и записи в разрядных книгах. Самый ранний документ в экспозиции – книга стольника Григория Собакина, в которой в ноябре 1672 года была сделана запись о рождении Петра I (к слову, став царем, а потом императором, Петр ввел правило издавать указы и манифесты о рождении императорских детей, и эта традиция сохранилась до начала XX века). Радостью от рождения детей императоры делились и в личной переписке: Екатерина II в письме шведскому королю Густаву III с восторгом сообщала о рождении внука, будущего Александра I, и советовалась, как лучше ухаживать за младенцем. В том же зале – самый старинный экспонат на выставке, серебряная погремушка в форме цветочного бутона на витой ручке XVII века из Музеев Кремля. К сожалению, кому точно она принадлежала, неизвестно, но с большой долей вероятности с ней играли дети из семьи Романовых. Игрушки более позднего времени, преимущественно XIX века, находятся в зале, отведенном под игры и развлечения: оловянные солдатики, которых обожал Александр II, настольная игра «Европейская война» с картонными фигурками конных и пеших воинов русской, французской, немецкой и австрийской армии, в которую играл цесаревич Алексей, лото с изображенными на фишках животными, куклы, детские игральные карты и, конечно же, игрушечные артиллерийские орудия.
Иллюстрация: Погремушка. Германия, Нюрнберг. Последняя четверть XVII века. Серебро, литьё, чеканка, золочение. Из фондов Музеев Московского Кремля
Образование
Самый важный раздел выставки посвящен образовательным системам, принятым в семье российских императоров в разные годы. О том, что детей нужно учить по программе, а не абы как, первой задумалась Екатерина II. Под влиянием Ивана Бецкого, знаменитого педагога екатерининского времени, основателя Смольного института благородных девиц и сторонника идей Мишеля де Монтеня и Джона Локка, Екатерина II в 1784 году написала «Наставления», где помимо прочего возводило закаливание в культ, а уроки иностранных языков объявляла обязательными. Еще одной образовательной методикой стал «План учения: наследника престола Александра Николаевича», написанный поэтом Василием Жуковским для будущего Александра II. План был основан на теории «элементарного природосообразного воспитания и обучения» швейцарского педагога-гуманиста Иоганна Песталоцци. Жуковский утверждал, что образование и воспитание должны быть взаимосвязаны и подчинены воспитанию добродетели. У каждого наследника престола был, что называется, табель успеваемости, и несколько таких императорских журналов в экспозиции можно будет изучить. По словам куратора выставки, самым плохим учеником, согласно архивам, был Александр III: «Сплошные тройки».
Иллюстрация: Готовальня. Мастерская А. Самойлова при Ижорских заводах.1827 год. Принадлежала цесаревичу Александру Николаевичу (будущему Александру II). Готовальня: кожа, дерево, бархат, латунь; циркули и другие инструменты: медь, литье, полировка. Из фондов музея-заповедника «Павловск»
Присяга
Последние залы выставки рассказывают о финальном этапе в обучении престолонаследников – образовательных путешествиях. Как известно, первым в такие путешествия пустился Петр I (и об этом на выставке свидетельствуют несколько документов), но впоследствии, в силу разных причин традиция эта забылась и лишь благодаря императрице Марии Федоровне в XIX веке вновь вошла в обиход. На выставке рассказывается о поездке великого князя Николая Павловича в 1816 году по России и в Англию, о так называемом «венчании с Россией» Александра II в 1837-м и знаменитом путешествии Николая II на Восток в 1890-91-м годах. Детство у наследников престола обычно заканчивалось церемонией торжественного объявления их наследниками престола. Это означало достижение совершеннолетия (для цесаревича в 16, для великих князей в 20 лет). Позже ритуал этот заменили на церемонию принесения присяги на верность отечеству. К этому моменту обучение великого князя фактически заканчивалось.
Иллюстрация: Цесаревич Алексей Николаевич с учителями. 1916 год. Из Государственного архива Российской Федерации
Организаторы о проекте
Кликните на изображение для дополнительной информации.
Экскурсии
-
Стать Романовым. Авторский тур с куратором
Марина Сидорова – о выставке и жизни императорских семей в человеческих измерениях детства и учебы
-
Экскурсия по выставке «Стать Романовым»
Узнаём, как учились и во что играли дети в императорских семьях на выставке «Стать Романовым»
Публичная программа
-
Узнать Россию и дать видеть себя будущим подданным
Из параллельной программы к выставке «Стать Романовым»
-
Почему дети не хотят учиться?
Образовательная программа в рамках выставки «Стать Романовым»
Детские программы
-
Стать собой
Серия встреч о самоопределении и поиске своего пути. Из параллельной программы к выставке «Стать Романовым»
-
Заботы и забавы маленьких Романовых
Узнаём, как жили дети в императорской семье на выставке «Стать Романовым»
-
Детство во дворце
Задачки из учебника Магницкого, «пузеля», ребусы и любимые игры детей императоров
Партнеры выставки
— Государственный исторический музей
— Музеи Московского Кремля
— Государственный Эрмитаж
— Государственный музей истории религии
— Государственный архив Российской Федерации
— Российский государственный архив древних актов
— Российская государственная библиотека
— Государственный музей А. С. Пушкина
— Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств
— Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана РАН
— Музей-заповедник «Останкино и Кусково»
— Музей-заповедник «Царское Село»
— Музей-заповедник «Павловск»
— Музей-заповедник «Гатчина»
Информационные партнеры
Партнеры публичной программы
Выставка «Стать Романовым. Воспитание и образование в императорской семье» показывает, насколько серьезно во все времена родители относились к воспитанию и образованию своих детей. Вне зависимости от положения в обществе – или, наоборот, лишь благодаря ему – они старались дать детям лучшее образование, привить хорошие манеры, воспитать в них добросердечие. В этом плане за последние триста с лишним лет ничего не изменилось, и выставка в «Царицыне» лишь подтверждает это.
«Стать Романовым» продолжает серию выставочных проектов, исследующих влияние императорского дома Романовых на ход российской истории, развитие социальных институтов, культуры и искусства. За последние десять лет в музее прошли несколько выставок – в том числе «Александровский дворец в Царском Селе и Романовы» (2016-2018 годы), «Екатерининский корпус Монплезира» (2019 год) и «Романовы. Воспоминания о Крыме» – и каждая раскрыла историю, быт и традиции императорской семьи с новой стороны.
Игра «Метаморфоза». Санкт-Петербург, издательство «Мастерская детских игр и забав Б.И. Шайкевича». Начало XX века. Из фондов музея-заповедника «Гатчина»