Loading...
Департамент культуры города Москвы

Экскурсии по выставке

По выставке проводятся регулярные экскурсии.

Возрастное ограничение: 6+

Стоимость для одного посетителя в составе сборной группы: 330 руб.* (60 мин.)
Билет можно купить в кассе музея за наличные деньги и по карте, а также онлайн.
При покупке билета онлайн выберите дату по ссылке

*Входные билеты приобретаются отдельно в кассе музея или онлайн по ссылке

Обучающимся образовательных организаций города Москвы (школы и колледжи) при посещении музеев и выставочных залов необходимо иметь при себе Социальную карту москвича или карту «Москвёнок». Право бесплатного прохода предоставляется в случае успешной верификации карты.

Телефон для справок: +7 (495) 322 44 33 (доб. 1142)

Аудиогид с куратором

По выставке можно пройти с аудиогидом и услышать экскурсию куратора проекта Ольги Барковец.

Стоимость аудиогида без учета входного билета в музей 300 рублей на 1 человека. В стоимость входит также несколько экскурсий по постоянным выставкам.

Аудиогид выдается в подземном пространстве Большого дворца во время работы музея.

Параллельная программа

12 марта, 13:00. Большой дворец. Предпоказ выставки с куратором Ольгой Барковец.

26 марта, 13:00. Зал «Арзамас», Большой дворец. Лекция «Императорское путешествие по Тавриде». Лектор Марина Сидорова – кандидат исторических наук, начальник выставочного отдела Государственного архива РФ.

23 апреля, 14:00. Зал «Арзамас», Большой дворец. Лекция «Дворцовый Крым». Лектор — Андрей Карагодин, кандидат исторических наук, старший преподаватель исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

14 мая, 14:00. Зал «Арзамас», Большой дворец. Лекция «Ливадия в жизни императоров Александра II и Александра III». Онлайн-встреча с историком-архивистом, куратором выставки Ольгой Барковец.

28 мая, 14:00. Зал «Арзамас», Большой дворец. Лекция «Дачный Крым». Лектор — Андрей Карагодин, кандидат исторических наук, старший преподаватель исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

В музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка об истории и архитектуре южных императорских и великокняжеских резиденций, о воспоминаниях их владельцев. Она объединяет рассказ об императорских имениях не только в Ореанде и Ливадии, но и о менее известных усадьбах, память о владельцах которых была скрыта за вывесками ведомственных санаториев.

«Наш новый выставочный проект – о том, каким остался Крым в памяти Романовых, – рассказывает генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. – Мы готовили его более двух лет, чтобы представить экспонаты из двадцати музеев и архивов Москвы, Санкт-Петербурга, Крыма и из частных коллекций. Фотографии, гравюры, мундиры и платья, документы помогут погрузиться в историю полуострова и мысленно совершить путешествие на его знаменитый Южный берег. Благодаря современным технологиям посетители услышат шум моря и крики чаек, ощутят легкие пленяющие ароматы кипарисов, магнолий и роз, “прогуляются” по аллеям Ливадийского парка и “полистают” семейные альбомы».

Первой из династии Романовых Крым посетила императрица Екатерина II. Но первое императорское имение – Нижняя Ореанда – появилось здесь только спустя полвека. В октябре 1825 года Александр I, решил построить дом в Ореанде: «Я скоро переселюсь в Крым, я буду жить здесь частным человеком», – говорил он. Но планам не суждено было сбыться.

Договор о приобретении Ореанды заключил в 1826 году его младший брат – Николай I. На Южном берегу Крыма покупали землю и строили дворцы многие Романовы. Имения Ливадия Александр II, Ай-Тодор великого князя Михаила Николаевича и его сына Александра Михайловича, Харакс великого князя Георгия Михайловича, Дюльбер великого князя Петра Николаевича, Чаир великой княгини Анастасии Николаевны и великого князя Николая Николаевича, Кичкинэ великого князя Дмитрия Константиновича – это архитектурные памятники второй половины XIX – начала XX века, о которых впервые подробно будет рассказано на выставке в «Царицыне».

«Романовы не просто отдыхали в Крыму, они занимались его благоустройством, – объясняет куратор выставки Ольга Барковец. – В Крыму прокладывали дороги, строили оросительные системы, решали проблему водоснабжения полуострова, разбивали сады и виноградники. Романовы занимались благотворительностью и сохранением памятников культурного наследия полуострова. При этом каждый член императорской фамилии находил занятие себе по душе».

Выставка занимает 11 залов Большого дворца. Каждый зал посвящен одной теме – имению, владельцу, историческому событию. К примеру, главному архитектору Ялты Николаю Краснову, построившему в Крыму более 60 зданий, в том числе дворцы Дюльбер, Харакс и новый Ливадийский.

На экспозиции реконструированы детская игровая площадка в виде парохода, палуба императорской яхты «Штандарт». Письма, дневниковые записи, фотографии представлены в мультимедийном формате.

В рамках параллельной программы к выставке музей-заповедник «Царицыно» подготовил цикл лекций. Историки, преподаватели, сотрудники музеев расскажут, чем поразила Таврида Николая I, какой образ жизни вели обитатели крымских дворцов и почему архитектура императорских усадеб в Крыму вызывала неоднозначную реакцию критиков и как это было сопряжено с размышлениями лучших умов того времени о судьбе русской монархии.

Партнеры выставки

Архитектура выставки: бюро PS Culture

Музеи-участники выставки

Государственный архив Российской Федерации
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Государственный музей-заповедник «Павловск»
Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Государственный музей-заповедник «Царское Село»
Институт истории материальной культуры Российской академии наук
Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого
Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации
Российский государственный исторический архив
Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник
Ливадийский дворец-музей
Симферопольский художественный музей
Центральный музей Тавриды
Ялтинский историко-литературный музей
Государственный архив Республики Крым

Частные коллекционеры

А. И. Васютинский (Москва)
С. А. Подстаницкий (Москва)
Е. Г. Тростенцов (Москва)
П. Ульструп (Копенгаген)