Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Акция! Вы можете посетить Малый дворец бесплатно при покупке комплексного билета в Большой дворец и Хлебный дом. Акция действует с 15 ноября по 29 декабря. (Подробности)

Художник императорского фарфорового завода Татьяна Чапургина

Традиционные технологии смешиваются с новыми жанрами, вазы отсылают к этническим культурам, модерн оживает в фантастических цветах, а времена года воплощаются в платья. Новая фарфоровая экспозиция в Малом дворце открывает пространство эксперимента и свободы выбора, приглашая пройти по дороге из фарфорового кирпича в историю безграничных возможностей материала. Всё это дарит вам художник Императорского фарфорового завода Татьяна Чапургина, чья персональная выставка работает в Малом дворце в «Царицыне» с 20 октября. Здесь сойдется всё: вазы, панно, платья из «фарфоровой» ткани, украшения, аксессуары и даже ковер. Большинство предметов Татьяна создала специально для «Царицына» – все они экспонируются впервые.

Экспозиция

Название созвучно творческому кредо Чапургиной. Фарфор может всё, и уже в аванзале можно увидеть две чашки с автопортретом художницы, расписанные в технике pâte-sur-pâte – надглазурными красками, золотом и монохромным пером. Pâte-sur-pâte, или «масса на массе» – старинная, сложная и очень неторопливая манера росписи. Рисунок наносится шликерной массой (из белой глины, глицерина и воды) слой за слоем. Чтобы получить декор высотой в пару миллиметров, нужно пройти кисточкой до 30 раз, просушивая каждый слой.

Во втором зале посетителей встречают пятнадцать ваз с говорящими во времени формами – «антоновка», «фрезия», «лилия», «ламповая», «карелия», «папирус», «русская», «большая китайская», – составленные в композицию на фоне мозаичного триптиха, занимающего всю стену. А в зале по соседству – сюита «Волшебный сад. Времена года» из семи «фарфоровых» платьев. Каждое платье собрано из тысяч крохотных фарфоровых пластов, закрепленных с помощью мононити на шелке, органзе, хлопке или шерсти. В той же технике созданы и семь декоративных воротников (один из них – в египетском стиле!). В отдельной витрине — браслеты, серьги и перстень от известных петербургских сестер-ювелиров Натальи и Татьяны Тарасовы, к которым Чапургина добавила расписные фарфоровые пластины, а также флаконы для парфюма, две сумки (фарфоровые лишь частично; например, ручки у них сделаны из текстиля) и чайный сервиз на шесть персон под названием «Timeless But Not Classic».

Последний зал выставки – это «фарфоровая комната». В ней – шкаф и стул начала XX века, при реставрации получившие декоративные фарфоровые вставки, светильники из фарфора, ковер, тоже фарфоровый, и стол, одна из ножек которого заменена фарфоровой.

Классический рецепт фарфора

Пятьдесят процентов глины, двадцать пять процентов кварца и двадцать пять процентов калиевого полевого шпата – это классический состав твердого фарфора. Любые изменения в рецептуре недопустимы и приняты на всем земном шаре. После обжига при температуре 1410 градусов фарфор становится очень прочным. Нельзя с уверенностью сказать, что именно такой рецепт изобрел в XVIII веке Дмитрий Виноградов, ведь в то время химии как таковой не было, и все определялось по сырью.

«Фарфор – это породы из природы, – говорит Татьяна Чапургина. – Масса, с которой я работаю, в готовом виде похожа на жидкую сметану. Я выливаю ее на гипсовый пласт, докатываю до нужной толщины и режу на определенные формы, которые мне нужны для проекта». Подготовка «фарфоровой» ткани похожа на ткачество: художник разрисовывает маленькие пласты, каждый размером с фалангу пальца, и собирает из них будущее полотно. Пока пласты сырые, в каждом проделываются отверстия – минимум четыре, – для того, чтобы потом их пришить к ткани. «До обжига пласты очень ломкие, исчезающие под взглядом, на них страшно дышать. Обычно я обжигаю на 800 градусах, чтобы излишняя влага из фарфора ушла, и он стал более крепким. Дальше расписываю поверхности, глазурую их и обжигаю еще раз, уже на 1300 градусах. Только после этого они становятся фарфором». Фарфоровую массу можно обжигать и при более высоких температурах, но при обжиге в 1410 градусов получается звенящий, белый-белый фарфор, а художнику иногда нужен молочный, и в этом случае температуру в печи сознательно занижают.

Что касается формы ваз, то их создали 100-150 лет назад. «Музейная», «антоновка», «китайская большая», «лилия», «фрейзия» – у каждой формы есть автор. Потом модельщики превратили форму в гипсовую модель, а литейщики отлили ее в фарфоре. Десятки людей участвуют в том, чтобы ваза дошла до художника, который будет ее расписывать.

Жанровый фьюжн
Кликните на изображение для дополнительной информации.

Параллельная программа

В параллельной программе к выставке запланированы кураторские и авторские экскурсии, мастер-классы для детей и взрослых. На все эти события понадобится регистрация – анонсы будут публиковаться на сайте музея.

28 октября, 14:00. Кураторская экскурсия по выставке с Ольгой Сосниной

Фарфор может всё, и доказательством этому служат экспонаты, целиком или частично созданные из фарфора. Пятнадцать ваз с говорящими во времени формами, сюита из семи «фарфоровых» платьев и семи декоративных воротников (один даже в египетском стиле!), две дамские сумочки, чайный сервиз на шесть персон, шкаф, стул, светильник и даже ковер. Куратор выставки, кандидат искусствоведения Ольга Соснина на экскурсии расскажет, как создавались эти предметы и почему для художника столь важно быть свободным и самовыражаться без оглядки на общепринятые правила.

Вход – по билету в музей и билету на экскурсию.

Встреча участников – у касс в подземном пространстве музея (вход в подземное пространство – через стеклянный павильон между Большим дворцом и Хлебным домом).

18 ноября, 14:00. Авторский тур по выставке с Татьяной Чапургиной

Пятьдесят процентов глины, двадцать пять процентов кварца, двадцать пять процентов калиевого полевого шпата – классический состав твердого фарфора. Именно его Татьяна Чапургина использует в работе, создавая фарфоровые платья, украшения, предметы мебели и посуду. «Фарфор может все» – творческое кредо художницы дало название выставке. До 17 марта экспозиция работает в Малом дворце, и раз в месяц экскурсию по ней проводит сам автор.

Для желающих попасть на экскурсию мы предлагаем два типа билетов:
1. Если вы, помимо выставки в Малом дворце, собираетесь посетить Большой дворец и Хлебный дом – покупайте этот билет.
2. Если вам нужен только Малый дворец – это билет для вас.

Билеты на экскурсию можно купить онлайн и в кассах музея (при наличии свободных мест).

Встреча участников – в Малом дворце.

19 ноября – 10 декабря. Музейная мастерская для подростков

Музей-заповедник «Царицыно» запускает новое направление – музейную мастерскую для подростков и молодых людей от 14 до 17 лет. Музейная мастерская поможет преодолеть расстояние между строгим музейным содержанием и миром современных старшеклассников.

Первый набор музейной мастерской будет посвящен арт-медиации, или экскурсии «наоборот», на которой между ведущим и посетителями завязывается разговор, и в результате рождается авторский маршрут по выставке. У нас нет цели научить участников мастерской профессиональной арт-медиации. Мы обращаемся к этому формату, чтобы услышать «голос» подростков в залах новой выставки.

Среди участников мы ждем всех, кто любит посещать выставки и интересуется музеями, и тех, кто не понимает, зачем ходить в музеи и что там может быть интересного. Нам важны разные голоса и мнения.

Для участия необходимо заполнить анкету до 10 ноября 2023 года.

Занятия будут проходить по воскресеньям с 19 ноября по 10 декабря.

Подробности

Подарки

Пока в Малом дворце работает выставка художника, в сувенирном магазине в Большом дворце продаются расписанные по мотивам ее произведений чашки, блюдца, сливочник, чайник и зонты. Все предметы из авторской коллекции «Татьянин день» и являются фирменными изделиями Императорского фарфорового завода.

Организаторы о проекте
Кликните на изображение для дополнительной информации.

Как купить билет

Обратите внимание: в Малом дворце касс нет. Билет нужно будет приобрести заранее – в кассах Большого дворца, Первого оранжерейного корпуса или онлайн.

Для посетителей предусмотрено несколько типов билетов: билет для посещения Малого и Среднего дворцов, комплексные билеты на 5, 6 и 7 посещений, включающие отдельное посещение каждого здания дворцового комплекса. Главное достоинство комплексного билета заключается в том, что вы можете посещать музей в разные дни – он работает в течение месяца, по одному проходу в каждое здание.

Вы можете посетить Малый дворец бесплатно при покупке комплексного билета в Большой дворец и Хлебный дом. Акция действует с 15 ноября по 29 декабря. (Подробности)

Все виды входных билетов представлены здесь. Следите за нашими обновлениями!

Примечание: Оперный дом не работает 20, 28, 29 октября и 11 ноября. Если вы собираетесь посетить выставку в Малом дворце в эти дни, купите билет по ссылке (или можно выбрать соответствующий комплексный билет на основной странице).

Как добраться до Малого дворца

Чтобы вы не заплутали в парке, сообщаем, как дойти до Малого дворца. На территории множество входов, но два основных, которые вас сразу доведут до места – это Центральные ворота (КПП №1, м. «Царицыно») и Оранжерейные ворота (КПП №9), м. «Орехово».

Также рядом с парком есть три платные парковки.

Выставка продолжает цикл «Императорский фарфоровый завод в Царицыне» и приурочена к 280-летию ИФЗ, которое будет праздноваться в 2024 году.

История Императорского фарфорового завода

XVIII-XX вв.

Фарфоровое производство в России в 1744 году с создания «Невской порцелиновой мануфактуры» – третьего в Европе предприятия по производству фарфора. Для работ на мануфактуре был приглашен горный инженер Дмитрий Виноградов, который не только составил рецепт отечественной фарфоровой массы, но и изобрел рецепт глазурей, красок по фарфору, золотого порошка для декора, спроектировал печи для обжига и разработал методы формовки.

При Екатерине Великой мануфактура стала называться Императорским фарфоровым заводом, и тогда же все изделия завода начали маркировать вензелем правящего монарха. С конца ХVIII века и вплоть до Октябрьской революции 1917 года ИФЗ был одним из ведущих производств фарфора в Европе.

XX-XXI вв.

В 1918 году завод национализировали, и перед ним была поставлена задача: производить «агитационный фарфор в высоком смысле этого слова – революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению».

Во время Великой Отечественной войны большая часть оборудования и вся коллекция заводского музея целиком были эвакуированы в город Ирбит, где был налажен выпуск автосвечей – для танков. Блокаду осажденного Ленинграда пережили многие художники завода, а в 1944 году, в канун 200-летия завода, художница Анна Яцкевич разработала геометрический узор «Кобальтовая сеточка», ставший визитной карточкой Императорского фарфора. В конце 1960-х годов на заводе создали технологию и осуществили промышленный выпуск костяного фарфора – изделий повышенной белизны, тонкости и просвечиваемости. За эту разработку группа специалистов завода была удостоена Госпремии СССР в области науки и техники.

Сегодня ИФЗ выпускает предметы из твердого и тонкостенного костяного фарфора, сервизы и памятные сувениры, вазы, жанровая и анималистическая скульптура, декоративные пласты для оформления интерьера, музейные реплики – всего около четырех тысяч наименований. Спустя почти три века Императорский фарфоровый завод остается лидером по производству фарфоровых изделий в России.


Кобальтовая сетка – фирменный узор ИФЗ.

До встречи в «Царицыне»!