I Фестиваль исторических садов
Концертная программа
Место проведения — территория Воздушных садов (ближайший вход – у станции метро «Орехово»)
31 августа, пятница
15:00–18:00
Аллея исторических садов
Классические музыкальные произведения в исполнении музыкантов театра «Геликон-Опера»
16:00–19:00
Аллея исторических садов
Театрализованная программа с участием мимов в футуристических костюмах от дизайнера Елены Басовой и «живых статуй» в костюмах и венецианских масках
18:00
Аллея исторических садов
Артисты театра «Геликон-Опера». «Цветочное шествие», оперный флешмоб
18:05–18:30
Главная сцена фестиваля
Торжественная церемония открытия Фестиваля исторических садов
18:30– 20:00
Главная сцена фестиваля
Большая концертная программа «Оперный бал в “Царицыне”» в исполнении оркестра и солистов театра «Геликон-Опера»
1 сентября, суббота
День неоклассики
15:00–18:00
Аллея исторических садов
Классические музыкальные произведения в исполнении «Limocello», «Arfa-Sound», «Marimba Plus Duo»
16:00–19:00
Аллея исторических садов
- Перформанс «Белый лес» в исполнении артистов театра «Эскизы в пространстве»
- Выступление артистов шоу-театра «AURUM»
17:00–20:00
Главная сцена фестиваля
Концертная программа с участием квартета «StradiВаленки», музыкального коллектива «Катрин Электро-шоу», вокального проекта «Arriva», солистов Большого тетра Ксении Дежнёва и Давида Посулихина и фортепианного трио «Bel Suono»
2 сентября, воскресенье
День джаза
15:00–18:00
Аллея исторических садов
Джаз в исполнении «Jazz Band Move», «Bridge Brothers Band», «Jazz Forever Band»
16:00–19:00
Аллея исторических садов
Костюмированный перформанс от дизайнера Венеры Казаровой
17:00–20:00
Главная сцена фестиваля
Джазовая программа с участием Этери Бериашвили (проект «Голос 2»), Российского квартета саксофонистов, Государственного оркестра джазовой музыки имени Олега Лунстрема и Мари Карне, Вадима Эйленкрига с оркестром. Ведущий – Иван Чуйков
3 сентября, понедельник
День классики
15:00–18:00
Аллея исторических садов
Классические музыкальные произведения в исполнении дуэта «VISA» (скрипка и саксофон) и дуэта «Tres Notas» (испанская гитара)
4 сентября, вторник
16:00–17:00
Аллея исторических садов
Ансамбль барабанщиц с программой «История музыки»
17:00–18:00
Главная сцена фестиваля
«Шоу иллюзий и волшебства» фокусника и иллюзиониста Дмитрия Вольного
18:00–19:00
Главная сцена фестиваля
«Open Opera Project». Популярные оперные арии и дуэты в исполнении Марии Гридневой (сопрано) и Виталия Макаренко (баритон)
5 сентября, среда
17:00–18:00
Главная сцена фестиваля
Театр «Чудаки». Интерактивный спектакль «Бал насекомых»
18:00–19:00
Главная сцена фестиваля
Популярные музыкальные композиции и классические произведения в современной интерпретации, музыка из кинофильмов в исполнении оркестра духовых инструментов «Московские фанфары»
6 сентября, четверг
16:00–17:00
Главная сцена фестиваля
Танцевальная студия «Идеал». Мастер-класс по историко-бытовым танцам эпохи Екатерины II
17:00–18:30
Главная сцена фестиваля
Квартет «StradiВаленки». Программа «По странам и континентам»
7 сентября, пятница
17:00–18:00
Аллея исторических садов
Театрализованный парад «Цветы и музыка» в сопровождении духового оркестра «Brevis Brass Band»
18:00–19:00
Главная сцена фестиваля
Торжественная церемония награждения победителей «Фестиваля исторических садов»
19:00–20:00
Главная сцена фестиваля
Лёгкая лирическая музыка, зажигательные танцевальные мотивы – как современные, так и ретро – в исполнении музыкального коллектива «Стронский бенд»
Образовательная программа
Место проведения – Виноградная оранжерея и Второй оранжерейный корпус
1 сентября, суббота
14:00–16:00
Виноградная оранжерея
Круглый стол на тему «Историческое наследие и современность в садово-парковом искусстве»
14:00–15:00
Ассортимент цветочных растений в парках XV–ХVIII веков
Мария Максименко, кандидат сельскохозяйственных наук, ландшафтный архитектор
15:00–16:00
Игры, развлечения, забавы в парках ХVIII–ХIХ веков и их возрождение в ХХI веке
Ольга Дробнич, реставратор парков, и Алексей Чернов, историк, реставратор парков
2 сентября, воскресенье
Лекции
Виноградная оранжерея
14:00–15:00
Английский коттеджный сад и стилизация
Лектор – Наталья Черных, старший преподаватель кафедры ландшафтной архитектуры РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева
15:00–15:30, 16:30–17:00, 18:00–19:00
Практика создания садов-стилизаций в условиях средней полосы России
Лектор – Елена Горская, ландшафтный архитектор
15:30–16:30
Итальянские сады и стилизации
Лектор – Наталья Черных, старший преподаватель кафедры ландшафтной архитектуры РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева
17:00–18:00
Голландские сады в русских усадьбах
Лектор – Наталья Черных, старший преподаватель кафедры ландшафтной архитектуры РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева
3 сентября, понедельник
Лекции
Виноградная оранжерея
16:00–17:00
Перспективные многолетники для дизайна современных цветников
Лектор – Елена Константинова, ландшафтный дизайнер, селекционер
17:00–18:00
Авторский подход к созданию современного сада на примере сада «Свет и тени»
Лектор – Елена Константинова, ландшафтный дизайнер, селекционер
4 сентября, вторник
Лекции
Виноградная оранжерея
14:00–15:00
Регулярные сады России XVIII века
Лектор – Виталий Патлис, ландшафтный дизайнер, основатель группы компаний «Садоголики», генеральный директор ООО «Гернер»
15:00–16:00
Редкие термины и понятия садово-паркового искусства исторических садов
Лектор – Виталий Патлис, ландшафтный дизайнер, основатель группы компаний «Садоголики», генеральный директор ООО «Гернер»
16:30–19:00
Сад в японском стиле в условиях средней полосы России
Лекторы – Наталья Черных, старший преподаватель кафедры ландшафтной архитектуры РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева; Елена Горская – ландшафтный архитектор
5 сентября, среда
15:30–16:30
Виноградная оранжерея
Лекция «Растения для теневого сада»
Лектор – Наталья Борисова, ландшафтный архитектор
16:30–17:15
Виноградная оранжерея
Лекция «Художники в саду. Развитие программы международных пленэров в исторических садах»
Лектор – Анна Филимонова, художник (Россия, Франция)
17:15–18:00
Второй оранжерейный корпус
Прогулка по историческим садам Франции в сопровождении художника Анны Филимоновой (Россия, Франция)
17:30–18:30
Виноградная оранжерея
История ланд-архитектуры и топиарной стрижки
Лектор – Екатерина Ожегова, преподаватель кафедры ландшафтной архитектуры МАРХИ
6 сентября, четверг
Лекции
Виноградная оранжерея
12:00–13:30
Оранжерейное хозяйство в Санкт-Петербурге в XVIII веке
Лектор – Виктор Мельников, сотрудник сектора социокультурного развития садов и зелёных территорий Государственного Русского музея
14:00–15:30
Огороды Петра Великого
Лектор – Виктор Мельников, сотрудник сектора социокультурного развития садов и зелёных территорий Государственного Русского музея
16:00–17:00
Сады Франции от Средневековья до современности. Сохранение, реставрация, поддержка
Лектор – княгиня Мари-Соль де ла Тур д’Овернь, вице-президент Фонда поддержки парков и садов Франции
7 сентября, пятница
Лекции
Виноградная оранжерея
14:00–15:00
Искусство и сад: от Аrts & Crafts до Art in landscaping
Лектор – Людмила Белых, ландшафтный дизайнер, руководитель компания «Вelstudio», художник, преподаватель Школы современного ландшафта
15:00–16:00
Сам себе ландшафтный архитектор
Лектор – Элла Ахметова, ландшафтный архитектор, сотрудник ландшафтного бюро «Genius design»
16:00 — 17:00
История создания малых садов и их использование в современном ландшафтном дизайне
Лектор – Людмила Бальмонд, член Союза дизайнеров России, ландшафтный дизайнер
17:00–18:00
Сердце русского авангарда в долине Луары. Фильм и лекция
Лектор – Ольга Черданцева, главный хранитель садов Государственного Русского музея, ведущий инженер сектора эксплуатации Летнего сада
8 сентября, суббота
14:00–15:00
Русский сад. Его нет, но он был…
Лектор – Мария Ожерельева, член Союза архитекторов РФ
15:00–16:30
История создания Летнего сада в Санкт-Петербурге
Лектор – Виктор Мельников, сотрудник сектора социокультурного развития садов и зелёных территорий Государственного Русского музея
17:30–19:00
История Михайловского сада
Лектор – Виктор Мельников, сотрудник сектора социокультурного развития садов и зелёных территорий Государственного Русского музея
Программа мастер-классов
Место проведения – шатёр на территории фестиваля
1 сентября, суббота
15:00–18:00
Цветы в витражах
Художники Татьяна Петкова и Татьяна Саламандра, студия художественного стекла «Спектр»
17:00–19:00
Весёлые травянчики
Творческая студия Светланы Субботиной
2 сентября, воскресенье
15:00–18:00
Розы в витраже
Художники Татьяна Петкова и Татьяна Саламандра, студия художественного стекла «Спектр»
16:00–18:00
Бабочки из фетра
Творческая студия Светланы Субботиной
3 сентября, понедельник
15:00–18:00
Подсолнухи из атласных лент
Творческая студия Светланы Субботиной
15:00–19:00
Розы из цветного фарфора
Антонина Малькова, художник-керамист, творческое кафе «Paint it»
4 сентября, вторник
14:00–15:00
Садовый архитектор
Специалисты ГМЗ «Царицыно»
15:00–17:00
Рисуем лето в технике эмбру
Творческая студия Светланы Субботиной
15:00–19:00
Мини-букеты из глины
Антонина Малькова, художник-керамист, творческое кафе «Paint it»
16:00–17:00
Садовый архитектор
Специалисты ГМЗ «Царицыно»
5 сентября, среда
14:00–15:00
Открытка с набойкой на ткани
Специалисты ГМЗ «Царицыно»
15:00–16:40
Топиарная стрижка хвойных растений
Александр Шаронин, специалист по топиарному садоводству
15:00–19:00
Подвеска из фарфора
Художники Татьяна Петкова и Татьяна Саламандра, студия художественного стекла «Спектр»
16:00–17:00
Открытка с набойкой на ткани
Специалисты ГМЗ «Царицыно»
16:00–18:00
Браслеты в технике макраме
Творческая студия Светланы Субботиной
6 сентября, четверг
14:00–15:00
Открытка с линогравюрой
Специалисты ГМЗ «Царицыно»
15:00–19:00
Полевые цветы из цветного фарфора
Антонина Малькова, художник-керамист, творческое кафе «Paint it»
16:00–17:00
Открытка с линогравюрой
Специалисты ГМЗ «Царицыно»
16:00–18:00
Аромасаше из трав
Творческая студия Светланы Субботиной
7 сентября, пятница
14:00–15:00
Открытка с изображением в технике цианотипии
Специалисты ГМЗ «Царицыно»
14:00–16:00
Пленэр на природе
Специалисты Российского университета дружбы народов
15:00–17:00
Цветы осени
Зоя Чащихина, ученица японского мастера Акиры Ёсидзавы, автора азбуки оригами, президент Московского детского центра оригами
16:00–17:00
Открытка с изображением в технике цианотипии
Специалисты ГМЗ «Царицыно»
17:00–19:00
Пленэр на природе
Специалисты Российского университета дружбы народов
17:00–18:00
Создание букета из садовых растений
Элла Ахметова, ландшафтный архитектор, ландшафтное бюро «Geniusdesign»
8 сентября, суббота
12:00–15:00
Игра-бродилка «Тенистыми аллеями»
Специалисты ГМЗ «Царицыно»
Старт и финиш — у Первого оранжерейного корпуса
12:00–14:00
Искусство бонсай
Специалисты Российского университета дружбы народов
15:00–17:00
Осень рисуем
Творческая студия Светланы Субботиной
15:00–17:00
Искусство бонсай
Специалисты Российского университета дружбы народов
16:00–18:00
Волна
Художники Татьяна Петкова и Татьяна Саламандра, студия художественного стекла «Спектр»
9 сентября, воскресенье
14:00–15:00
Садовый архитектор
Специалисты ГМЗ «Царицыно»
15:00–17:00
Брелок из цветов
Творческая студия Светланы Субботиной
16:00–17:00
Садовый архитектор
Специалисты ГМЗ «Царицыно»
С 31 августа по 9 сентября в «Царицыне» можно увидеть не один пейзажный парк XIX века, а сразу более двадцати парков в миниатюре из разных стран и эпох: лучшие ландшафтные дизайнеры, художники и архитекторы представят свои творческие работы на конкурс фестиваля. Праздник будет проходить в Воздушных садах — исторической части Царицынского парка, недалеко от станции метро «Орехово».
Оргкомитет фестиваля рассмотрел все присланные на конкурс заявки и определил двадцать два финалиста. Основные темы работ посвящены садовым традициям от Средних веков до постмодернизма. Сады Древней Руси и парки эпохи Екатерины II, сады Италии эпох Ренессанса, маньеризма и барокко, сады Франции, в которых всегда был важен масштаб и перспектива, сады Голландии с их знаменитыми клумбами и цветниками, парки Британии с их пейзажными сценами и уютными уголками, а также сады зоологические и ботанические и современный жанр «зеленого города».
«В нашей ландшафтной галерее появятся образы садов Средневековья и Ренессанса: замкнутые садики и зелёные театры, приют фавна и сад богини Авроры. Многие работы вдохновлены садами итальянского барокко и классицизма Версаля. Здесь есть строгое трёхлучие, перечёркивающее лёгкую виньетку, – символ победы разума над чувствами; зелёный круг, из которого веером выступает треугольный партер; замкнутый лабиринт, в центре которого стоит одинокое дерево. Эпохи Просвещения и романтизма представлены свободными, иногда озорными образами: бал Наташи Ростовой с зелёными фигурами в каменных белых одеждах; пятнадцать котов Екатерины II, спрятанные от посетителей подобно камням японского сада Рёандзю. Образы ХХ века представлены садом, созданным по картине Лисицкого, и постмодернистским бильярдным столом. Особая тема – сады-путешествия, которые предлагают пройти от эпохи к эпохе, погрузиться в старину, окрашенную серебряной ностальгией», – говорит Борис Соколов, профессор РГГУ, доктор искусствоведения, член жюри фестиваля.
С 31 августа по 9 сентября все гости музея-заповедника «Царицыно» смогут увидеть работы финалистов и оценить мастерство, с которым их идеи воплощены в реальность. Профессиональное международное жюри оценит работы финалистов и определит победителей конкурса. Возглавляет жюри Княгиня Мари-Соль де ла Тур д’Овернь, вице-президент Фонда парков и садов Франции.
В рамках фестиваля состоится VII Научно-практическая конференция «Приспособление для современного использования и содержание исторических парков. Проблематика и успешный опыт». В ее работе примут участие эксперты Национальной ассоциации «Возрождение исторических садов и парков», представители музеев, научные сотрудники и ведущие специалисты профильных организаций из разных регионов РФ. Конференция пройдет 6 и 7 сентября в Баженовском зале музея-заповедника «Царицыно».
Отдельного внимания заслуживает музыкальная программа фестиваля, которая начнётся 31 августа с оперного флешмоба в парке и «Оперного бала в Царицыне» в исполнении артистов Московского музыкального театра «Геликон-Опера». Гостей фестиваля ждут также День джаза, День неоклассики, различные концерты на открытом воздухе.
В программе фестиваля — театральные постановки, концерты, лекции, семинары и круглые столы, посвященные паркам разных эпох. Специально для детей будут организованы мастер-классы и интерактивные экскурсии, на которых участники попробуют спроектировать собственной парк. Все десять дней, что будет длиться фестиваль, в парке будет работать маркет с работами художников и ремесленников.
Жюри фестиваля:
Княгиня Мари-Соль де ла Тур д’Овернь, вице-президент Фонда поддержки парков и садов Франции, председатель жюри детского конкурса «Планета цветов»;
Альберто Приоло, практикующий итальянский архитектор, руководитель архитектурного бюро «IAW RUS» в Москве;
София Веселова, доцент МГУ имени М.В. Ломоносова, историк садово-паркового искусства;
Ольга Черданцева, главный хранитель садов Русского музея, Руководитель рабочей группы международного фестиваля «Императорские сады России»;
Ольга Дробнич, генеральный директор ООО «Парковая реставрация»;
Борис Соколов, профессор РГГУ, доктор искусствоведения, автор сайта «Сады и время»;
Мария Ожерельева, архитектор, член Союза архитекторов, Союза дизайнеров, Московского объединения ландшафтных архитекторов;
Михаил Судаков, член Союза архитекторов, Союза дизайнеров, Московского объединения ландшафтных архитекторов;
Таисия Вольфтруб, президент Ассоциации ландшафтных архитекторов России;
Елизавета Фокина, генеральный директор Государственного музея-заповедника «Царицыно».
Работы финалистов:
«Этюд №14» (XVII век)
Автор: Ксения Николаева
Площадь: 25 кв.м
Сад создан по мотивам парка Версаля и эпохи правления короля Людовика ХIV в стиле французского регулярного парка ХVII века.
Людовик Великий, Король-Солнце. Убеждённый сторонник принципа абсолютной монархии и божественного права королей: «Государство — это я!»
Масштабность, размах, роскошь… Карнавалы, праздники, маскарады… Своеобразный «перевёрнутый мир» — король на несколько часов становится шутом, а шут позволяет себе появиться в образе короля. Но так ли это на самом деле? Нет. Все подчинено логике и здравому смыслу. Роскошь и богатство введены в жесткие рамки и имеют четкие границы, которые никто не смеет переступать. Чувства отодвинуты на задний план. От любви отказываются ради идеи, долга, государства и политики.
«Sketch 1980-3» (XX век)
Автор: Иван Сусеков
Площадь: 25 кв.м
В основу идеи сада легла картина Эля Лисицкого под названием «Предварительный эскиз для плаката», написанная в 1920 году. Дитя XХ века с его переменами и катаклизмами, авангард отринул традиции и провозгласил новую художественную реальность. Прямолинейность, четкость и бескомпромиссность — его твердое «нет» прежней картине мира. Как когда-то классицизм поставил человека над природой, так теперь авангард провозгласил идею превыше формы. Противоположные друг другу в нюансах, эти стили оказались близки друг другу в главном — через отрицание телесности, натуральности и мягкости они идут к господству разума и идеи, подчиняя природу и форму своим потребностям. Сад в стиле авангардного классицизма предстаёт в строгих топиарных формах, с чёткими границами и странной, неестественной композицией, давая зрителю повод для размышлений о той эпохе.
«Грани разума» (XVII век)
Автор: Олеся Гурина
Площадь: 25 кв.м
Идея сада вдохновлена садом в Карлсруэ, который был заложен в 1709 году и стал одним из образцов регулярного стиля, доведенного до идеала. Французскому классицизму присуще зонирование пространства от центра – дворца и использование радиально-лучевых аллей, исходящих из круглых площадок, зрительно увеличивающих объем. В проекте использован прием звездчатого рисунка. Доминирующее положение занимает центральная инсталляция, а вся планировочная система ориентирована на раскрытие видов «к ней» и «от нее».
В XVII – XVIII веках церковь начинает утрачивать своё влияние среди влиятельных и образованных классов. Наступает «век разума». Это имело особое значение при проектировании ландшафтов, где разум помогал заполнить духовный вакуум, беспокоивший всех мыслящих людей.
В центре данного проекта – Человек с сознательным и подсознательным восприятием мира. Сознание — высшая форма отражения и восприятия мира личностью. Все структурировано, всюду присутствуют яркие краски-эмоции и четкое разграничение пространства. Партерные цветники отражают эту сторону внутреннего мира человека. Бессознательное огромно, это недра, которые скрыты от самого человека, но играют важную роль в его жизни. Это темная часть психики человека, царство монохромности и тайны.
«Сад для влюбленных» (ХХ век)
Автор: Александр Жуков
Площадь: 60 кв.м
Сад как место встречи влюбленных.
«Найди Кота» (XVIII век)
Автор: Екатерина Попова
Площадь: 50 кв.м
Садовые развлечения стали популярными в XVIII – начале XIX века, когда в России широко вошли в обиход новинки западноевропейской усадебной культуры. Весь парк усилиями садоводов превращался в игровую площадку. Этому способствовали «обманные» виды – изображения, помещаемые в концах аллей и создававшие иллюзию.
Российская императрица Екатерина II души не чаяла в кошках, примером чего может послужить история ее пропавшего кота. После того, как кот исчез, было велено его отыскать, и дано объявление обывателям – чтобы те не боялись вернуть императрице пропавшего «кота сераго с серыми же лапами». Сад совмещает любовь русской императрицы к котам и идею самого знаменитого памятника японской культуры XVI века — «Сада пятнадцати камней» храма Рёандзи. Загадка этого сада в том, что в нем недостает одного камня. Обитатели храма утверждают, что увидеть пятнадцатый камень может лишь просветленный человек. Надпись на камне в саду гласит: «То, что каждый имеет, является всем, в чем он нуждается». В фестивальной работе вместо камней будут размещены силуэты котов, и нужно будет найти пятнадцатого, любимого кота императрицы.
В саду использованы принципы пейзажного парка и традиционного японского сада. Растения — можжевельники, сосны, ели, восточные разновидности клена. Присутствует галька, камни, элементы газона. Важная часть — стилизованная японская традиционной маска самурая с мордой кота, на маске изображен иероглиф Любовь.
«Сон Авроры» (XVII век)
Автор: Ольга Дьорди
Площадь: 25 кв.м
Однажды во сне богиня новой зари Аврора увидела чудесный сад, волшебные круглые врата, из которых льется вода, но если приблизиться к вратам, вода перестает литься. По обе стороны врат — два озерца, которые, казалось бы, преграждают путь, но из воды виднеются камни, по которым можно попасть в сад. Пройдя через врата, Аврора увидела, что весь сад огражден живой изгородью и по обе стороны от нее раскидываются дорожки, словно тень, падающая от врат и отпечатанная на земле. Проследовав вглубь этого сада, она наткнулась на ступени. Аврора поднялась наверх. Присев возле озерца, она проснулась новой зарей.
«Путь к сердцу» (XVI век)
Автор: Милена Борисова
Площадь: 25 кв.м
Лабиринт — удивительный исторический артефакт. Кельты считаются создателями самых древних из известных лабиринтов. Позднее лабиринты появлялись в средневековых христианских садах. Благодаря итальянским архитекторам эпохи Ренессанса сады-лабиринты распространились по всей Европе. Легендарный лабиринт Версальского парка не сохранился, но в истории он останется как уникальный по сложности и красоте. В наши дни по всему миру появляются современные сады-лабиринты, со своей историей и причудливой формой.
«Элемент времени» (XVI век)
Автор: Элла Ахметова
Площадь: 50 кв.м
В XVI веке были популярны ниши с фонтанами, которые называют «театрами». Отдельные элементы больших садов соединялись единой осью при помощи этих мини-театров.
Сад «Элемент времени» — малый образ исторического сада эпохи итальянского Возрождения с использованием растений российской климатической зоны для возможного повторения в наших садах. Название отражает идею автора — воплощение исторического элемента ландшафтной архитектуры в современной интерпретации, ощущение сферичности времени как элемента жизни.
«Первый бал Наташи Ростовой» (XIX век)
Автор: Дарья Лисицына
Площадь: 25 кв.м
Пары на балу, застывшие в танце, склонившиеся в беседе, будто вчера еще кружили и парили, а сегодня стали лишь призраками прошлого. Скульптуры сделаны из ткани, покрытой бетоном, поэтому смотрятся как парковые скульптуры. Сад дополнен зеркалами в дворцовом стиле и классически постриженными растениями в кашпо.
«Snooker» (XX век)
Авторы: Дина Манцурова, Анна Гончарова, Людмила Бусаргина, Михаил Палагин.
Площадь: 50 кв.м
«Snooker» означает «ловушка, обман».В этом постмодернистском саду в духе Марты Шварц с гротеском и иронией зашифрованы знакомые элементы игры: разноцветные шары, кий, рамка, лузы, плоскость стола — яркие, гипертрофированные, полифактурные. Постмодернизм играет в бильярд!
«Сад Фавна» (XVI век)
Авторы: Татьяна Дворядкина, Наталья Дмитриева
Площадь: 100 кв.м
Пространство сада разделено на две части. Одна — партер, строгий и геометричный, со стрижеными формами и розами. Вторая — пейзажный итальянский сад. Общее настроение сада романтичное, спокойное, это зеленое умиротворение. Сад сдержан и монохромен. Контраст темного и светлого, зелень растений, белый мрамор, желтоватый камень, топиарные формы. Ротонда, увитая плющом — тайный угол под пологом больших деревьев. В ней присутствует дух фавна, играющего на дудочке — воплощение доброго итальянского божества.
«Сад уединения» (XIX век)
Автор: Екатерина Боганова
Площадь: 25 кв.м
Зеленая комната для уединения и отдыха с окном для созерцания большого сада. Это — самое приятное место в саду любой эпохи и любого стиля. Сад уединения дышит легкостью и спокойствием.
«Этюд» (XVII век)
Автор: Мелс Геворкян
Площадь: 200 кв.м
Классический сад эпохи барокко. В центре расположен фонтан с романтическим памятником влюбленному. Вокруг — изгородь со стриженными кустами. На самой площадке гуляют персонажи этой постановки. Влюбленная пара общается на языке балетного танца, ребёнок выгуливает собаку, а всадник с лошадью прогуливаются по кругу.
Все фигуры и архитектурные формы изготовлены из сена. Работа дополнена множеством аксессуаров, которые призваны оживить атмосферу сада.
«Восхождение розы» (XIX век)
Автор: Клод Паске
Площадь: 50 кв.м
Розарий в определенном смысле напоминает романтизм. Роза остается «королевой цветов», которую ценят все поколения садовников. Появившаяся 5000 лет назад в Китае, она продолжила свое существование на земле египтян, греков и римлян. Быстро растущий успех и селекция позволили ей занять наиболее важное место в садах. Термин «Розарий» стал обозначать коллекцию сортов роз. Именно эта идея собрания роз определяет многое в садах XIX в. Форма цветка происходит от классических французских канонов, но, несмотря на строгость, мы можем восхищаться многообразием цветов. Плетистые розы, ползущие вверх, обвивают металлические перголы, высокие трельяжи. Такие сады приглашают к чувственной прогулке, наполненной запахами и оттенками цветов – в чем проявляется иная сторона романтизма.
«Лабиринт сада Дианы де Пуатье» (XVI век)
Автор: Виталий Патлис
Площадь: 100 кв.м
Реконструкция лабиринта сада замка Шенонсо времен Дианы де Пуатье. Вместо кустарников использован газон, чтобы можно было увидеть рисунок лабиринта и в то же время пройтись по нему.
«Secret Garden» (XIX век)
Автор: Елена Горская
Площадь: 50 кв.м
Наш Тайный сад несет в себе образ английского натуралистического сада викторианской эпохи с элементами в стиле художественного движения «Искусств и ремесел». Тайный сад — это образ идеального мира, райских кущ, где человек обретает покой и умиротворение. Здесь живут воспоминания и мечты.
Сад включает в себя все природные составляющие – камень, воду, растения, металл, воздух, свет и тень, что дает нам возможность соприкоснуться с природой во всем её разнообразии. Этот зеленый кабинет состоит из двух частей – гостиная на возвышении с мебелью, и пруд лилий, обрамленный разнообразными растениями.
«Сад Благой любви» (XIV век)
Автор: Клод Паске
Площадь: 49 кв.м
Формы сада напоминают о Средневековье. Левая часть, удобная для прогулок, чтения и отдыха, не что иное как сад наслаждений. Эта часть сада — выражение Божественной любви к человеку, сад земных удовольствий, где «Благая любовь» цветет в избытке грациозных растений. «Благая любовь» — это стремление к изящной, чувственной любви, обусловленной искренностью и уважением по отношению к партнеру ради взаимной радости и счастья. Это место считалось благоприятным для написания стихов во времена трубадуров.
Центр и правая часть напоминают «гербарий» — сад с ароматными растениями, и по форме представляют квадрат, окаймленный грядками с лекарственными растениями и ароматными пряными травами. Квадрат, земной символ, встраивается в символику Средневековья, связанную с числом 4 — четыре стороны, четыре райских цветка, четыре Евангелия, четыре времени года. Четыре стороны квадрата — это символ совершенства в Средние Века. Поэтому он служит основой для создания садов.
«Mon plaisir» (XVIII век)
Авторы: Олег Подстаницкий и Елена Романова
Площадь: 50 кв.м
Сад «Mon plaisir» (Мон плезир) – образ русской усадьбы эпохи Просвещения. Ярким олицетворением философии Просвещения является картина, висевшая в то время во многих французских благородных домах и отвечающая в том числе и русским дворянским представлениям — «Voila mes plaisirs», что в переводе с французского означает «Вот мои удовольствия». Находясь в саду «Mon plaisir», Вы ощутите наполненность сада символизмом и идеями эпохи Просвещения конца XVIII века.
Сад разделен на две части. С одной стороны располагаются два столба Храма Соломона — равновесие противодействующих сил: женского и мужского начал, белого и красного цветов, луны и солнца. По левой стороне мы видим белые розы, по правой – ярко-красные. С противоположной — алтарь Венеры. Сочетание культа разума с культом чувственной эротики — главное, что занимало представителей той эпохи. Алтарь находится в зарослях некогда регулярного сада, имеющего правильную геометрическую площадку для отдыха и наслаждений и обрамленного боскетами кустарника. Скульптуры алтаря, окруженного благоухающим цветником с розами, — белые голуби, любимые птицы богини Венеры и символ ее божественной милости.
«Возвращение» (XVII век)
Автор: Ольга Тихомирова
Площадь: 50 кв.м
Долгие годы в садах были популярны альпийские горки, ручьи, японские садики, огороды, пейзажные ландшафты с извилистыми дорожками. Это было обусловлено ограниченными земельными возможностями, маленькими дачными участками и, конечно, материальными средствами. В последние годы, с наметившейся тенденцией жить за городом, люди стали строить большие дома, вновь появились усадьбы и дворцы с огромными территориями, а вместе с ними — желание подчеркнуть красоту и богатство домов, украсить их большими парадными партерами в стиле французского классицизма.
Данный сад – фрагмент одного из таких «подмосковных Версалей», центральная часть настоящего дворцового ансамбля, созданного ранее тем же автором. Мягкая геометрия подчеркивает многогранность большого сада, его величие и красоту. Партер всесезонный, так как сделан только из туй. Два цвета — жёлтый и оттенки зеленого. При желании его можно расцветить- есть места, куда можно поставить вазоны с летниками или подсадить розы. Отсутствие многоцветия даёт возможность «отдохнуть глазу» и располагает к спокойствию и умиротворению.
«Sad» (XVII век)
Автор: Сергей Гаврильчик
Площадь: 49 кв.м
Природа в её первозданном виде. Культурно-эстетическое сооружение, главное свойство которого — это невозможность постичь бога и мир.
В противоположность саду, заполненному растениями, которые постоянно находятся в «движении жизни», в изменении, сад камней связан с идеей неизменности мира, устойчивости его фундаментальных основ. Камни, застывшие в особой картине, заставляют человека видеть ассоциативные образы, которые каждый понимает по-своему. Минимализм и простота камней порождают ощущение гармонии, вызывает настоящее эстетическое наслаждение. Конструкция подобных сооружений, вызывает тягу к любованию природой, размышлению, уединению, отстранению от мирской суеты и повседневных проблем.
Здесь в явном виде выступают такие принципы, как умение видеть прелесть обыденного и изящество простоты.
«Колесо времени» (Путешествие по эпохам)
Автор: Любовь Данилина
Площадь: 27 кв.м
Малый сад представляет собой участок, разделённый на три двора вытянутой формы. Прогуливаясь по этому саду, можно представить себе образ седовласой старушки в старинных серебряных очках. В саду преобладают седые злаковые травы, а так же декоративно-лиственные гейхеры, дорожки выполнены в пейзажном стиле, усыпаны гравием, вокруг все словно позеленело от времени. Завершает композицию огромное окно. Прогуливаясь по саду «Колесо времени», можно отвлечься от земных проблем и заглянуть в прошлое, отправившись на несколько веков вспять.
«Течение времени» (Путешествие по эпохам)
Авторы: Анастасия Колегова, Елена Филиппова
Площадь: 100 кв.м
Сад представляет собой зеленую комнату, закрытую по трем сторонам стенами с декоративными резными элементами из вертикально растущего газона. В стены пространства встроены отверстия с глазками, в которые можно посмотреть и увидеть предметы прошлых эпох (броши, письма с сургучной печатью, кубки, атрибутику великих эпох). В центре расположен длинный стол на 8 персон с каждой стороны, в середине которого протекает вода, которая символизирует бесконечное течение времени, смену эпох и парадигм. За столом можно уютно расположиться и провести время в неспешной обстановке, в окружении формованных кустарников, штамбовых цветущих растений и цветочных композиций на столах. Тема сада отсылает к прошлым эпохам, благодаря своей форме, симметрично расположенным деталям, ажурным рисункам и штамбовым деревьям, но это и современный сад, оформленный всего несколькими растениями и материалами в зелено-серебряной гамме. Идея сада — переосмысление классических форм и адаптация идей прошлого для современного человека.
Внеконкурсная работа «Сад медитаций» (XV век)
Автор: Анна Филимонова
Площадь: 25 кв.м
В пейзажном парке, окружающем феодальные крепостные стены замка Эне-ле-Вьей, раскинулись водные сады Ренессанса. Они приглашают посетителя на прогулку по истории садового искусства. Старинные каменные стены, сохранившиеся за каналами, представляет собой пять комнат — словно пять монастырских дворов под открытым небом, и в каждой находится сад, посвященный одной из эпох.
«Сад медитаций» напоминает сады Средневековья, его центром является фреска с изображением Святого Франциска, читающего проповедь птицам, по мотивам известной одноименной росписи Джотто. Эта фреска является данью признательности четырем членам семьи владельцев замка, каждый из которых сыграл важную роль в Эне, а также показывает любовь к природе и животным, которая объединяла их всех. Жорж-Анри, друг птиц, Жеро — поэт, Жанна — душа этого замка и Жан-Пьер, влюбленный в природу. Этот сад полон любви, поэзии и гармонии.
Внеконкурсная работа «Сад в яйце» (XIX век)
Автор: Йонас Кристоф Эггер
Концепция сада приурочена к проведению года экологии в России. Центральным элементом является объект в форме яйца, напоминающий знаменитые ювелирные изделия Фаберже.
Яйцо – это символ зарождения жизни. Его скорлупа оберегает живой организм от агрессивного внешнего мира. В данном случае в качестве живого существа, сохраняемого внутри, выступает сама природа. Ее символизирует водный источник в виде дубового дерева, который находится в центре яйца и открывается взору посетителей только при распускании лепестков. Когда сад открывается, от источника исходит водный пар и играет приятная музыка. Фонтан дерево со всех сторон окружен растениями, которые полностью покрывают внутреннюю поверхность лепестков.
Вся конструкция размещена на каменистой площадке, создающей ощущение голой неплодородной местности. После раскрытия яйцо преобразуется в цветок, играющий красками посреди темной пустыни.
Объявлены победители конкурса
Международное жюри Фестиваля исторических садов в музее-заповеднике «Царицыно» объявило победителей конкурса — ими стали 11 ландшафтных дизайнеров, создавших на территории Воздушных садов в Царицыне самые красивые парковые миниатюры.
Профессиональное международное жюри во главе с вице-президентом Фонда поддержки парков и садов Франции княгиней Мари-Соль де ла Тур д’Овернь оценивало работы в пяти номинациях: «Сад в регулярном стиле», «Сад в пейзажном стиле», «Сад в авангардном стиле», «Элемент сада» и «Арт-объект». Главным критерием было знание истории садово-паркого искусства и мастерство стилизации. «Secret Garden» Елены Горской, стилизованный под английский натуралистический сад Викторианской эпохи конца XIX века, стал победителем в номинации «Сад в регулярном стиле», а постмодернистский «Sketch 1980-3» Ивана Сусекова — лучшим арт-объектом. Сад-ловушка «Snooker», посвященный футуристическим идеям 1920-х годов, победил в номинации «Сад в авангардном стиле», а проект «Путь к сердцу» стал первым в номинации «Элемент сада».
Партнеры фестиваля:
Научная конференция
6 сентября в музее-заповеднике «Царицыно» открывается VII научно-практическая конференция Национальной ассоциации «Возрождение исторических садов и парков»
Программа конференции рассчитана на два дня 6 и 7 сентября. Ее тема – «Приспособление для современного использования и содержание исторических парков. Проблематика и успешный опыт». С докладами в Баженовском зале Большого дворца выступят представители музеев, высших учебных заведений, научные сотрудники и ведущие специалисты профильных организаций России и зарубежья.
Доклады участников смогут послушать все желающие (при наличии входного билета в музей)
Среди выступающих:
Жаклин Гибсон (Jacqueline Gibson), консультант по устойчивому развитию, дворец-музей Бленхейм, Великобритания
Тема доклада: «Великое прошлое и устойчивое будущее. Вызовы и возможности самого «зеленого» дворца-музея Европы»
Мари-Соль де ла Тур д’Овернь (Mariesol de La Tour d’Auvergne), вице-президент Фонда парков и садов Франции, владелица замка Эне-ле-Вьей, кавалер Ордена Почетного легиона за развитие международных культурных связей
Изабелла далла Раджионе (Isabella dalla Ragione), президент фонда Archeologia Arborea, Италия
Тема доклада: ¨«Междисциплинарный подход к сохранению старинных сортов плодовых деревьев»
Ирина Александровна Маркина, председатель совета по наследию Союза архитекторов России, председатель правления НП «Наследие без границ», академик ААН, государственный эксперт
Тема доклада: «Европейский опыт сохранения и приспособления к современным условиям элементов ландшафта и парковой архитектуры в объектах культурного наследия — памятниках садово-паркового искусства»
Антон Геннадьевич Мартынов, директор ГАУК г. Москвы «Усадьба Воронцово»
Тема доклада: «Усадьба Воронцово: история создания и развития с XVIII века до наших дней. Приспособление к современным условиям»
Борис Михайлович Соколов, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории и истории искусства факультета истории искусства, Российский государственный гуманитарный университет, Москва
Тема доклада: «Погружение в историю: рекреационные формы в европейских музеях-заповедниках»
Выставка художницы Анны Филимоновой
В рамках Фестиваля исторических садов в «Царицыне» проходит выставка русской и французской художницы Анны Филимоновой. Во Втором оранжерейном корпусе представлена серия из 26 работ, посвященных историческим садам Франции. Это виды замка Вилландри и его садов, знаменитых своими топиарными формами и огородами с многоцветием овощей и лекарственных трав; водные сады и зеленые комнаты замка Эне-ле-Вьей; настурциевая аллея и японские вишни дома-усадьбы Клода Монэ в Живерни; вековые кедры вокруг замка Дианы де Пуатье Шомон; маковые поля вокруг декоративного огорода в замке Шатоньер; сказочные сады замка Риво.
Выставка работает с 24 августа по 10 сентября.
Фотоконкурс
Музей-заповедник «Царицыно» провел конкурс любительской пейзажной фотографии, который стал проектом-сателлитом фестиваля. Работы оценивались в двух номинациях: «Изображения садов и парков мира» и «Пейзажи музея-заповедника «Царицыно».
Победители конкурса получат именные грамоты; лучшие фотоработы конкурсантов будут размещены на баннерных стендах на территории Фестиваля исторических садов.
Все фотографии и авторы, вошедшие в число победителей конкурса, представлены на сайте музея-заповедника в фотогалерее «Победители фотоконкурса в рамках Фестиваля исторических садов».
Сад лекарственных растений
В рамках фестиваля в «Царицыне» открыта ботаническая экспозиция «Сад лекарственных растений», в которой можно увидеть редкие лечебные травы и кустарники и принять участие в специальных экскурсиях.
«Сад лекарственных растений» находится между Первым и Вторым Оранжерейными корпусами на территории парка «Царицыно». В саду высажены более шестидесяти видов трав и плодовых кустарников, полезные свойства давно подтверждены на практике. Например, монарда двойчатая, которую северо-американские индейцы на протяжении веков использовали как антисептик, а современные стоматологи — в качестве действующего вещества в ополаскивателях для рта. Или лофант тибетский — сильнейший природный иммуностимулятор. Или кровохлебка лекарственная, у которой десятки названий — кровососка, мышьяк, ужачье зелье, черноголовка, — и которая обладает ярко выраженным кровоостанавливающим действием. Рядом с посадками установлена карта сада, благодаря которой легко сориентироваться. Cотрудники Царицынских оранжерей проводят по саду регулярные экскурсии. Они расскажут о каждом ростке, каждой посадке, объяснят, какие травы годятся для выращивание на дачном огороде, а каким нужны круглый год тепличные условия. Экскурсия по саду незаметно перетечет в экскурсию по Второму оранжерейному корпусу, где растут редкие — родом из субтропических широт — пряные и плодовые растения. Например, лавровое дерево, ананас, эвкалипт, гуава, цитронелла и плектрантус, который еще называют «комнатной мятой».
Билеты на «Ботанические беседы» можно приобрести онлайн и в кассах музея.
Новости Фестиваля
В «Царицыне» прошел курс лекций о садовых стилях
Определены победители конкурса любительской пейзажной фотографии
Фотогалерея «Победители фотоконкурса в рамках Фестиваля исторических садов»
Научно-практическая конференция Национальной ассоциации «Возрождение исторических садов и парков»
Прогулка по историческим садам Франции. Выставка художницы Анны Филимоновой
Фестиваль исторических садов в «Царицыне»: виртуальная экскурсия по главным проектам. Москва 24
Фестиваль исторических садов посетили участники проекта «Арттерапия»
Фестиваль исторических садов в программе «Навигатор» на детском канале «Карусель»
Объявлены победители конкурса на Фестивале исторических садов