Пламень и нега Востока. Турецкая тема в русской культуре 1760-1840-х годов
11 октября в Хлебном доме открывается масштабная выставка, посвященная «турецкому стилю» (тюркери) в русском искусстве. В экспозиции представлены более 500 редких экспонатов из 25 собраний ведущих российских музеев, библиотек и частных коллекций. Значительная часть произведений демонстрируется впервые.
Основная задача нового выставочного проекта — раскрыть историческое своеобразие и художественные особенности одного из направлений ориентализма — тюркери (фр. turquerie). Наиболее яркие его проявления в русской культуре связаны с периодом правления Екатерины II и эпохой расцвета русского романтизма первой половины XIX века. Это и определило хронологические рамки проекта, который позволит современному зрителю впервые увидеть, каким образом события реальной истории привели к страстному увлечению турецкими мотивами в русской культуре, оформившемуся во второй половине XVIII века в собственную версию ориентализма.
В отличие от чисто декоративного и развлекательного европейского варианта, русский «восточный вкус» в его турецкой версии приобретает серьезный символический смысл в связи с русско-турецкими войнами и планами Екатерины II по освобождению Константинополя от Османской империи. Россия знакомилась с новой для нее культурой и искусством не только в ходе военных кампаний, но и благодаря художникам, входящим в состав дипломатических миссий. На основе зарисовок Ивана Данилова и Григория Сергеева во время их пребывания в Турции в составе посольств князя Николая Репнина в 1775 году и Михаила Кутузова в 1793 году были созданы гравюры, на которых был запечатлен образ неведомой прежде земли. Также на выставке можно увидеть уникальные листы из коллекции Михаила Ларионова — серии «турецких типов» из популярных европейских изданий конца XVII — первой половины XIX, посвященных путешествиям в Османскую империю.
Экспозиция разнообразна по своему составу: живопись, графика, декоративное искусство, проекты архитектурных построек, декорации театральных постановок и даже игральные карты. У каждого из разделов выставки — своя тема. Так, зал «Живописный Константинополь» впервые соединяет вместе произведения русских художников, созданные под впечатлением от путешествий в столицу Оттоманской Порты, и великолепные образцы восточных редкостей, которые были привезены в Россию из Турции, из собрания Музеев Московского Кремля, — драгоценную панагею, часы, украшенные алмазами, и саблю турецкой работы из собрания «Оружейной палаты».
Раздел «Восточная Аркадия. Путешествие по Тавриде» — это виды городов и крепостей, дворцов и усадеб Крыма эпохи романтизма, созданные художниками и архитекторами и сохраняющие восточный колорит этих мест (Г. Сергеевым, Х. Гейслером, К. Боссоли, Дж. Кваренги, Н. Чернецовым, Ж. Мевиллем, Ф. Боденом, И. Айвазовским). Посетителей зала ждет неожиданный сюрприз — инсталляция известного петербургского художника Юрия Молодковца в виде проекции черно-белых фотографий, сделанных в этом году в тех же самых местах Южного берега Крыма, которые изображены на полотнах и в графике первой половины XIX века. Съемка была осуществлена в рамках проекта.
В зале «Роскошь и нега Востока» зритель погрузится в фантазии в духе сказок «Тысячи и одной ночи». Впервые в контексте русского ориентализма будет «рассказана» история поэмы Пушкина «Бахчисарайский фонтан». Центральный экспонат этого раздела — полотно «Жены Гирея» Карла Брюллова из собрания Всероссийского музея А. С. Пушкина (знаменитая Мойка 12).
В разделах «Русский корпус на Босфоре» и «Есть упоение в бою» — редкие образцы различных видов оружия и произведения искусства в батальном жанре, отражающие события русско-турецких войн конца XVIII — первой четверти XIX века.
Представление о том, насколько стиль тюркери был популярен с конца XVIII века в России дают разделы «Кейф по-турецки» и «Мода à la turque», где представлены турецкие ткани и ковры, восточное оружие и керамика, кальяны и трубки, шали и портреты дам в тюрбанах.
Тема выставки «Пламень и нега Востока» имеет непосредственное отношение к Царицыну. История строительства дворцово-паркового ансамбля связана с торжествами, устроенными летом 1775 года в Москве по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией. Архитектор Баженов, который занимался оформлением этого грандиозного праздника на Ходынском поле, уже в следующем году получил от Екатерины II заказ на строительство резиденции в Царицыне, ее новом владении. В итоге некоторые баженовские постройки архитектурного ансамбля Царицыно напоминают бутафорские «турецкие» павильоны Ходынки — их можно увидеть в разделе «Театр истории. Век Екатерины» на рисунках Матвея Казакова, ученика Баженова.
Новая выставка продолжает серию успешных проектов «Царицыно», посвященных взаимоотношениям России со странами Востока — «Панорама империй: Путешествие цесаревича Николая Александровича на Восток», «Кавказский словарь», «Воображаемый Восток. Китай по-русски. XVIII — начало ХХ века».
Партнеры проекта:
Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник;
Музей архитектуры им А. В. Щусева;
Российская государственная библиотека;
Музей-усадьба Останкино;
Кураторы выставки: кандидат искусствоведения О. А. Соснина (Музеи Московского Кремля), историк А. М. Валькович.
Дизайнер — Юлия Наполова.
Выставка работает в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» 11 октября 2017 — 14 января 2018.