Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Образовательная программа в рамках выставки

С 29 сентября по 21 декабря в рамках выставки «Екатерина Великая. К 290-летию со дня рождения» пройдет 11 лекций, посвященных екатерининской эпохе и ее культурным аспектам. Все лекции будут проводиться в Большом дворце, в зале Arzamas. Вход на лекции – по билету в музей. Для посещения необходима регистрация. Ссылки на регистрацию размещены в описаниях к лекциям.

29 сентября, 14:00
Хорошие манеры: от Екатерины II до наших дней.
Лектор – Татьяна Баранова.

12 октября, 15:00
Мальтийские надежды Екатерины II.
Лектор – Елена Смелянская.

13 октября, 15:00
Чесменская победа и её отражение в искусстве.
Лектор – Алексей Яковлев.

19 октября, 14:00
Дворцовый переворот и воцарение Екатерины II.
Лектор – Игорь Курукин.

23 ноября, 15:00
Дети и мужчины великой императрицы: «Я делаю государству немалую пользу, воспитывая молодых людей».
Лектор – Игорь Курукин.

23 ноября, 16:00
Экскурсия «Изображения Екатерины II в живописи и скульптуре»
Экскурсию проведет Людмила Маркина, доктор искусствоведения, заведующая отделом живописи XVIII — первой половины XIX века Третьяковской галереи, куратор выставки «Екатерина Великая. К 290-летию со дня рождения».

30 ноября, 15:00
Соратник Екатерины II граф Н.И. Панин.
Лектор – Алексей Яковлев.

7 декабря, 15:00
Возвращение Дмитрия Левицкого: ключи к творчеству художника и его «Портрет Екатерины II с георгиевской лентой».
Лектор – Сергей Кузнецов.

В программе возможны изменения.

На время работы этой необычной выставки в залах обновленной постоянной екатерининской экспозиции в Большом дворце будут размещены произведения искусства из других российских собраний. Живопись и скульптура, предоставленная Эрмитажем, Русским музеем, Третьяковской галереей, Историческим музеем и Рыбинским музеем-заповедником, дополнят рассказ о разных сторонах правления Екатерины II. Так, в зале, посвященном коронационным торжествами 1762 года в Москве, можно увидеть единственное в своем роде произведение – «Аллегорию на воцарение Екатерины II» работы неизвестного русского мастера (Государственный исторический музей). В основе сюжета –  русская народная картинка. Екатерина II крепко сжимает руку маленького сына и указывает на фигуры Христа и ангелов, парящих в небесах. Таким образом подчеркивается ее роль хранительницы прав наследника престола, Павла Петровича, и божественное происхождение ее власти. Тема военных побед дополнена уникальным изображением Чесменской битвы кисти голландского художника Теодора Роде (Государственная Третьяковская галерея). Аллегория символизирует морской триумф России, укрепившейся в Средиземноморье.

По свидетельствам современников Екатерина II не была наделена особой красотой, но отличалась огромным обаянием. Важное место на выставке уделено иконографии императрицы. В обширном наследии выбраны наиболее редкие  изображения. Один из шедевров – коронационный портрет Екатерины II во всех регалиях царской власти (Государственная Третьяковская галерея), написанный в 1763 году Федором Рокотовым.

Особое место в экспозиции уделено скульптурным изображениям императрицы. Государственный Эрмитаж предоставил мраморный бюст Екатерины II в вуали (1769) работы Мари-Анн Колло (ученица Этьена Фальконе; она была автором головы Петра I для его Медного всадника). Гипсовый эскиз этой работы Колло итальянский скульптор Бартоломео Кавачеппи использовал как образец для создания еще одного бюста императрицы (ГТГ). У посетителей выставки есть редкая возможность сопоставить эти два произведения.

Подлинной жемчужиной выставки стал детский портрет Алексея Бобринского (1770), внебрачного сына Екатерины II и Григория Орлова, предоставленный Рыбинским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. В трактовке образа маленького графа русский художник немецкого происхождения Карл Людвиг Христинек успешно преодолевает парадную условность. Алексей Бобринский, грустно взирающий на зрителя, исполнен пленительной непосредственности и выразительности. По словам современника, мальчик был «телосложения слабого, боязлив, робок и застенчив, однако кроток и послушен». На портрете его образ соответствует этому описанию.

Выставка проработает с 18 августа 2019 года по 12 января 2020 года.