Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Одно из главных сооружений царицынского ансамбля. Построен в 1778-1784 гг. Именно с него – по замыслу архитектора Василия Баженова – должна начинаться дворцовая часть резиденции. Парадный 80-метровый мост считается самым крупным из всех сохранившихся мостов XVIII века и выдающимся шедевром русского мостового строительства.

Массивное сооружение кажется легким из-за арочных пролетов — широких у основания и узких в верхней части. Мост богато и причудливо декорирован. Арки напоминают порталы готических соборов. Краснокирпичная кладка украшена белокаменными геометрическими фигурами.

Баженов строит Большой мост для соединения дворцовой части с «заовражной» (там предполагается построить конюшенный двор). А также – для связи с Каширской дорогой. Работа идет трудно и с перерывами. Еще на стадии рытья котлованов из-под земли начинают бить ключи. Грунт оказывается зыбким. Строителям приходится забить в землю более двух тысяч свай. К 1784 году мост готов — не хватает только парапета. Генерал-губернатор Москвы и Петербурга Яков Брюс осматривает сооружение и рапортует Екатерине II: «Акедюк [“акведук”] имеет вид огромный и великолепный, так что достоин памяти потомству царствования Вашего Величества и напоминает век Древнего Рима».

Однако в июне 1785 года Баженов попадает в опалу. Императрица отстраняет его от дальнейших работ. После смерти Екатерины II строительство резиденции прекращается.

В начале XIX века под руководством архитектора Ивана Еготова – ученика Баженова – достроены боковые части моста. Уложено дорожное покрытие. Завершен кирпичный парапет с башенками-столбами.
С конца XIX века мост становится частью Царицынского шоссе – оно связывает станцию Царицыно с Каширской дорогой. Во время Великой Отечественной войны по мосту проходят танковые колонны. В 1975 году автомобильное движение по территории Царицынской резиденции закрывается. Мост к этому времени пребывает уже в полуразрушенном состоянии.

В ходе масштабных реставрационных работ 1985-2007 гг. восстановлены рухнувшие проезды над арками и парапет. Реконструированы многие декоративные элементы. Сегодня облик Большого моста полностью восстановлен в варианте начала XIX века.