Зелёные дворцы. Пять веков регулярного парка
В Хлебном доме с 18 января откроется выставка «Зеленые дворцы» – об истории садового искусства Европы и России от эпохи Возрождения до наших дней. В экспозиции – архитектурные планы, чертежи, гравюры, зарисовки, театральные эскизы и три сотни фотографий, которые куратор выставки сделал во время экспедиций по многим странам мира.
Автор выставки-альманаха – доктор искусствоведения, профессор РГГУ и знаток паркового искусства Борис Соколов – исследует историю регулярного парка и связь исторических садов с современными. Регулярный сад построен на идеях геометрии и перспективы, он демонстрирует победу над хаосом и власть над жизненными обстоятельствами. Этот древнейший тип сада существовал ещё в Междуречье и Древнем Египте и востребован до сих пор.
Роман 1499 года как точка отсчёта
Точкой отсчета всей истории регулярного парка куратор предлагает считать 1499 год, когда в Венеции был издан роман Франческо Колонны «Гипнэротомахия Полифила» с многочисленными иллюстрациями. Мистическое путешествие главного героя (он тоскует по возлюбленной, и при этом спит и видит сны) приводит его в сады из стекла, в водный лабиринт, на остров-сад Кифера. Воображаемые сады, описанные в нем, послужили основой для реальных садов Италии и отчасти Версаля. Роман был очень популярен (к примеру, он упоминается в «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле) и переведен на несколько языков. Старинные экземпляры этой книги хранятся в Российской Государственной библиотеке и Библиотеке Академии наук, а в течение четырех месяцев один из них можно будет увидеть в «Царицыне». В 1997 году Борис Соколов начал полный русский перевод книги; сейчас работа подходит к завершению.
Франческо Колонна (1433-1527). «Гипнэротомахия Полифила». Венеция. 1499 год. Из коллекции Российской Государственной библиотеки
Экспозиция: космос, кипарисы и чудовища
Экспозиция занимает девять залов. В зале «Сад и космос» находится инсталляция художницы Наны Абдрашитовой (по совместительству архитектора экспозиции), описывающая, как симметрия раковины наутилуса может повторяться в симметрии целого парка. Залы «Кипарисы Юга» и «Тюльпаны Севера» рассказывают о пышных садах Италии, Испании и Португалии и строгих парках Голландии и Дании. Отдельный зал посвящен Версалю, его бескрайним панорамам, сокровенным боскетам и изысканным фонтанам. Один из лейтмотивов, который использовал куратор – история о «Войне садов» между королем Людовиком XIV и его претенциозным министром финансов Никола Фуке, в ходе которой были созданы два лучших парка Франции, Во-ле-Виконт и Версаль.
Особенной любовью куратора пользуются европейские сады эпохи маньеризма и скульптуры, ставшие их визитными карточками: знаменитый «Парк Чудищ» (или Sacro Bosco) в Бомарцо, скульптура «Апеннинский колосс» на Вилле ди Пратолино в Тоскане, скульптуры Микеланджело в Садах Боболи во Флоренции, «Зелёная женщина» в Затерянных садах Хелиган в графстве Корнуолл, и Вилла Скарцуола, созданная в 1950-е годы архитектором и дизайнером Томазо Буцци, который преобразовал средневековые руины францисканского монастыря в собственную версию идеального города по мотивам романа «Гипнэротомахии Полифила».
В одном из залов куратор Борис Соколов объясняет, что во все времена сады влияли друг на друга, заимствовали детали, перенимали решения: например, Большой каскад в парке замка Сен-Клу послужил прототипом Большого каскада в Петергофе, а Версаль вдохновил строителей парка Королевского дворца в Казерте.
Завершение путешествия: лабиринт и сонет XVII века
Финальный зал «Сад земных заблуждений» устроен в виде лабиринта, проходя через который, можно вызубрить «Садовый алфавит», а в конце обнаружить сюрприз – анаморфный рисунок на зеркальной колонне. Путешествие завершает рассказ о барочном саде виллы Барбариго в Вальсанзибио, который целиком посвящен превратностям человеческих судеб. В саду есть все: лабиринт, келья монаха, скульптура Сатурна, несущего Время, и остров с птичником и кроликами, которые в свою очередь символизируют душу и тело. В центре зала помещены строки сонета сонета XVII века, вырезанного на ступенях лестницы в Вальсанзибио.
Приди, о странник, и душой почувствуй:
Все вещи редкие, приятные для взгляда,
И всё, что здесь для красоты и блага –
Дела природы, вовсе не искусства.
Здесь Солнца луч приятней и живее,
Венера здесь прекрасней в пене моря,
Здесь свет Луны с дневным сияньем спорит,
И Марса гнев здесь силы не имеет.
Сатурн свое не пожирает чадо,
Юпитер милостивый лик являет,
Здесь и Меркурию хитрить не надо.
Здесь места нет слезам, здесь смех витает,
Вдали от высших гроз душе отрада.
Там Преисподней мрак, здесь Рай сияет.
(Перевод Бориса Соколова)
Куратор проекта
Борис Михайлович Соколов – доктор искусствоведения, профессор факультета истории искусства РГГУ, переводчик и один из ведущих в России специалистов по истории мировой садово-парковой архитектуры. На сегодняшний день на счету ученого более 200 статей и монографий, в том числе: каталоги к выставкам «Пейзажный парк в Европе и России. От Просвещения к романтизму» и «Сады Серебряного века», статьи «От Врат Ада к новому Кучук-Кою. Традиции Огюста Родена в парковом ансамбле А. Т. Матвеева», «Трактат Горация Уолпола «История современного вкуса в садоводстве» (1770) и рождение концепции национального садового стиля», «Усадьба замок Ховард в Йоркшире. От сада памяти к георическому пейзажу» и многие другие. Разыскивает и исследует сады и парки мира, воспетые в классической литературе. Готовит к выпуску первый полный перевод книги «Гипнэротомахия Полифила» на русский язык.
Выставка продолжает цикл, начатый в «Царицыне» несколько лет назад. В 2017 году в Хлебном доме с большим успехом прошел «Садовый спектакль. Искусство пейзажного парка в Европе и России», который стал первым в России проектом, посвященным пейзажному стилю в садовом искусстве XVIII века, а двумя годами позже – «Сады Серебряного века» о садах и парках эпохи символизма и модерна. Каждое лето, начиная с 2018 года, в «Царицыне» проходит Фестиваль исторических садов (в этом году он пройдет уже в восьмой раз). Сам царицынский парк давно стал частью музейной экспозиции, и весной этого года, во время V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена весной в нем появятся ландшафтные арт-объекты, выполненные в технике ткачества.
К выставке «Зеленые дворцы» уже издан каталог, в который куратор Борис Соколов включил вдвое больше материалов, чем можно увидеть в экспозиции, а в параллельной программе запланированы лекции и кураторские экскурсии.
Участники проекта
Государственный дворцово-парковый музей-заповедник «Останкино и Кусково»
Государственный музей А.С. Пушкина
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Государственный музей-заповедник «Царское Село»
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Центральный военно-морской музей имени Петра Великого
Библиотека Российской академии наук
Российская государственная библиотека
Коллекция Бориса Соколова
Коллекция Виктории Черненко