Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Современное искусство керамики

В музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка об искусстве керамики и его связи с промышленным дизайном. В экспозиции – эскизы и чертежи авангардистов начала XX века, давших толчок к развитию дизайна в СССР, чьи идеи заимствуют дизайнеры сегодня, и работы художников Виктора Решетникова и Татьяны Бригадировой.

В «Царицыне» хранится выдающаяся коллекция авторской керамики XX века, которая постоянно пополняется. 2019-й был объявлен в музее «Годом керамики», в рамках которого прошли пять тематических выставок, в экспозиции которых были представлены работы современных художников, а также произведения Пабло Пикассо, Жоана Миро, Михаила Врубеля и многих других, кто в том числе работал и с керамикой. В 2022 году в Большом дворце прошла выставка Владимира Петрова и Натальи Полторацкой, мастеров классической московской школы керамики 1960-х годов, а в 2023-м – персональная выставка ведущего художника Императорского фарфорового завода Татьяны Чапургиной. В этом году музей показывает двух важнейших современных московских авторов – Татьяну Бригадирову и Виктора Решетникова, работающих на границе двух миров: искусства и дизайна.

Параллельная программа

«Не просто керамика». Музейно-образовательная программа для детей от 8 лет.

Какой становится глина, попавшая в руки мастера? Может ли глина замаскироваться под другой материал, например, металл? Что такое «литофания»? Что делает произведения из фарфора более загадочными? И какой визуальный инструмент становится соавтором мастера-керамиста? Об этом вы узнаете на программе «Не просто керамика», посвященной современному искусству керамики.

Стоимость: 700 руб. для одного посетителя.
Продолжительность: 68 минут.

Справки и запись по телефону +7 (495) 322 44 33 (доб. 1141)

Подробности

«Прогулки по музею для малышей. Керамика». Интерактивная программа для детей от 3 до 6 лет.

В новой программе дети и родители познакомятся с искусством керамики и погрузятся в творчество двух современных художников, Виктора Решетникова и Татьяны Бригадировой, узнают об особенностях их стилей, а затем отправятся на мастер-класс, чтобы сделать сувенир на память.

Стоимость для детей: 400 руб.
Стоимость для взрослых: 600 руб.
Продолжительность: 45 минут

Справки и запись по телефону +7 (495) 322 44 33 (доб. 1194)

Подробности

Выходные с художником-керамистом Татьяной Бригадировой. 16-17 ноября

В этот раз на керамический интенсив приглашает Татьяна Бригадирова. Двухдневный интенсив пройдет в субботу и воскресенье, 16 и 17 ноября, сначала в «Царицыне», а затем – в мастерской художника. По окончании мероприятия вы создадите керамический пласт по собственному эскизу.

Возрастное ограничение: 12+
Стоимость:
10000 руб.
Билеты

Подробности

Медиации по выставке

«Царицыно» приглашает на медиации – встречи в музее, на которых вы попробуете оценить не только произведение искусства, но и ваше восприятие произведения. Проводником в этом станет арт-медиатор, нейтральный посредник между зрителем и выставкой, с которым можно шутить, смеяться, говорить без умолку и даже спорить, если это необходимо. Для посещения необходимо купить билет на медиацию и билет в музей (в Большой дворец и Хлебный дом).

По мнению наших медиаторов, формат медиации очень подходит выставке, рассказывающей о современном искусстве керамики и его связи с промышленным дизайном. Вашим проводником станет медиатор и методист музея-заповедника «Царицыно» Лидия Холодкова. Тема её медиации – «Несовершенство линий».

Откройте для себя, какой разной может быть керамика и насколько по-разному с ней можно работать. В этом вам помогут четыре истории, рассказанные керамикой на выставке: о детстве, о любви, об индивидуальности, о жизни в целом. Работы художников Татьяны Бригадировой и Виктора Решетникова сделаны из одного и того же материалы – глины. И то, какие они разные, наводит на мысль, что художники очень по-своему видят этот мир. Любовь по Решетникову — это евклидово пространство, топология, пчелиные соты и игра в го. Любовь у Бригадировой – зеркальное отражение, набросанное на керамическом пласте пятью тонкими линиями. В каком из образов больше жизни и огня? Кто из авторов более близок лично вам? Новая медиация – это возможность увидеть и обсудить предметы, размещённые в экспозиции, и поделиться собственными историями, которые пробудят в вас работы двух замечательных художников.

Подробности
Купить билет

Авторские туры по выставке

Татьяна Бригадирова и промышленная графика

Окончила в 1976 году Рязанское художественное училище по специальности промышленной графики, а в 1984-м – Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), отделение монументального и декоративного искусства, кафедру проектирования художественной керамики и стекла. В своих работах художник концентрирует все внимание на человеке, на его эмоциях и чувствах. По словам Татьяны, именно события в собственной жизни вдохновляют ее на создание произведений. Татьяна рисует с натуры на бумаге и на глине, создавая графическую основу для своих будущих работ в керамике. В центре ее творчества – женский образ (одна из ее самых известных серий в жанре «ню» была создана на основе набросков, сделанных с натуры). Затем эти наброски используются в керамических работах, получая пластическое выражение и собственный сюжет в процессе эксперимента с фактурами и материалами.

Виктор Решетников и скульптурный кружок

Еще будучи школьником, Виктор Решетников посещал скульптурный кружок, затем учился на отделении черчения и рисования в Педагогическом училище, потом – в Мухинском училище, откуда ушел на старших курсах и поступил в Таллинскую художественную академию на отделение керамики и стекла, которую окончил в 1979 году. По словам художника, на его становление влияли многие художники – например, один из пионеров отечественного кинетического искусства Вячеслав Колейчук, художник-нонконформист Франциско Инфанте и художник-керамист Лео Рохлин, у которого Виктор учился в Эстонии.

В основе творчества – математика, минимализм и абстракция. Такому необычному художественному восприятию способствовали освоение дисциплин вроде формообразования и комбинаторики, что, к сожалению, мало приветствовалось в Мухинском училище и с радостью встречалось в Таллинской академии. По возвращении в Москву Виктор преподавал в ландшафтном училище, делал мелкую и крупную пластику, горшки и вазы для Школы икебаны Согэцу, оформлял пространства жилых и общественных зданий. Сейчас он создает садово-парковую скульптуру, вазы, объекты и инсталляции, декоративные элементы, монументальные панно с применением принципов модульной комбинаторики, которые восходят к эпохе советских конструктивистов 1920-х годов.

Бригадирова и Решетников – очень разные художники. Они используют диаметрально противоположные творческие методы. У Татьяны – камерная, интимная керамика, у Виктора – мощная, балансирующая на грани с монументальностью. Но при всем этом в работах обоих присутствуют лаконизм, функциональность, эксперименты с пространством, что роднит их с дизайном. Чтобы раскрыть характерные черты каждого автора, куратор и архитектор экспозиции использовали очень простой ход – они разделили выставку напополам. Например, зал «Поиски формы» полностью посвящен работам Решетникова, а зал «Проявление сути» – работам Бригадировой. На контрасте легко увидеть, насколько художники разные, как по-разному смотрят на мир и разное в нем видят, и удивиться, что работы их созданы из одного и того же материала – самой обычной глины.

 

История вопроса

Первое серьезное разделение искусства, ремесла и дизайна произошло во времена промышленной революции в конце XVIII века. Спустя столетие в Англии возникло движение «Искусства и ремесла» (Arts and Crafts), последователи которого возвращали ценность ручного труда, провозглашали красоту вещей, созданных человеком, а не машиной. В XX веке на сцену вышел немецкий Баухаус, основатели которого, наоборот, боготворили индустриализацию и считали, что ремесла (да и искусство тоже) должны быть у нее в услужении. Ту же авангардную для своего времени концепцию постулировали и образованные в Москве в 1920 году ВХУТЕМАС.

Часть выставки «Быть в материале» как раз рассказывает об удачной интервенции искусства на территорию промышленного дизайна в начале прошлого столетия, когда художники сумели привнести в текстильную и фарфоровую промышленности супрематические идеи и красоту конструктивизма. В экспозиции – эскизы тканей Варвары Степановой и Любови Поповой, эскизы росписей тарелок Алексея Колосова и Ирины Рождественской. Достаточно одного взгляда на эти работы, чтобы понять, насколько сильна тенденция к взаимопроникновению искусства и дизайна в декоративно-прикладном искусстве. Специалисты десятилетиями спорят, где проходит водораздел между ремеслом, коллекционным дизайном, малотиражной художественной промышленностью и, собственно, искусством. В последнее столетие искусство все чаще становится источником идей для дизайнеров, а дизайн помогает художникам актуализировать творческие порывы. Эта взаимосвязь как раз фиксируется на выставке «Быть в материале».


Виктор Решетников. Эхо. 2017