Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Белорусский текстиль: от традиции к современности

В Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» работает выставка, посвященная текстильным традициями Беларуси. Экспозиция завершает серию сателлитных выставок музейного проекта «В поисках народного искусства», рассказывающих о традиционных ремеслах и их развитии сегодня.

Выставка «Древо жизни» показывает одновременно  и этнографические артефакты, и современное искусство. В экспозиции старинные рушники, скатерти, костюмы соседствуют с текстильными скульптурами современной белорусской художницы Христины Высоцкой – объемными арт-объектами, выполненными в технике двустороннего ткачества.

Художник Христина Высоцкая

Христина Высоцкая – одна из самых известных белорусских художниц, работающих с текстилем сегодня. Мастерски используя традиционные приемы ткачества, она смело экспериментирует с материалами и формами.

C 2011 года Христина приняла участие в более сотни художественных выставок по всему миру. Ее работы пополнили частные коллекции в Беларуси, России, Черногории, Италии, Бельгии, Франции, Великобритании и США. Христина Высоцкая – член Белорусского союза художников и Международной ассоциации «Европейская текстильная сеть», доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и костюма Белорусской государственной академии искусств, преподаватель Европейской школы интерьера, дизайна и декора Design & Decor (Минск, Беларусь).

Тема творчества

Благодаря партнерскому участию в проекте Национального центра современных искусств Республики Беларусь, на выставке экспонируются текстильные скульптуры и инсталляции Христины Высоцкой, созданные в разные годы: «Души леса», «Древо семьи», «Адам и Ева», «Эдем». Все они сквозные, и сквозь них просматриваются не только внешняя, но и внутренняя части композиции, работа с цветом нитей, их толщиной и возможностью переплетений. Также в экспозиции представлены тканные плоскостные произведения Христины «Лес рушников» и «Млечность».Тема древа – семейного, родового и сакрального – основная в творчестве художника. В белорусской мифологии «дерево» значит «семья», «плодородие» и вечное обновление жизни. «Дрэва жыцця» (древо жизни) у белорусов объединяет энергию рода, корней, связи с землей и вселенной. А использование техники ручного качества отсылает к традиции домотканого текстиля – неотъемлемой части всей белорусской культуры. Домашнее ткачество у белорусов доминировало среди других техник текстиля. В начале ХХ века практически в каждом крестьянском доме стоял ткацкий станок. С раннего детства девочки приобщались к процессам создания ткани, начиная от простых и переходя к более сложным техникам ткачества. Каждая молодая девушка должна была сама подготовить себе приданое, в которое входили пояса, рушники, покрывала, скатерти, элементы одежды.

Композиция «Древо Познания»

Композиция «Древо Познания» – объемно-пространственный текстильный арт-объект – была центральным художественным произведением Национального павильона Республики Беларусь на выставке World Expo 2020 в Дубае и заняла второе место в номинации «Лучшие элементы и детали» Международной премии World EXPO Award. В этом конкурсе Беларусь была удостоена премии впервые.

«Древо Познания» – первая текстильная скульптура такого масштаба в истории искусства Беларуси. Девятиметровый ствол дерева из хлопковых канатов был сшит вручную во время монтажа Христиной и Людмилой Высоцкой. Для путешествия из Дубая в Беларусь конструкция была разобрана, и теперь ее отдельные фрагменты можно увидеть в «Царицыне».

Как известно, скатерти, рушники, покрывала имели не только утилитарное, но и обрядовое значение. На выставке можно будет увидеть традиционный «Свадебный» ручник 1920 года, покрывало «Розовое» (яркий образец белорусского двустороннего переборного ткачества; такие «посцілкі», или покрывала, чаще всего называли «перабіранкі») и другие экспонаты, выполненные в многонитовых узорчатых техниках вроде «дымки», браного ткачества и других. Домотканый текстиль из разных регионов Беларуси в экспозиции представлен предметами из коллекции Ольги Семашко из Минска и Музеем русского быта «По сусекам» из Москвы (коллекции Любови Мироновой и Эльмиры Ахмедовой). В собрании Ольги Семашко находятся ткани из этнографических экспедиций, но большая часть текстильной коллекции состоит из семейного архива – ткачества бабушек коллекционера Леонидии Карпович и Ксении Ганисевской, и прабабушки Татьяны Карпович.

В день открытия выставки прошла встреча с художником Христиной Высоцкой и заместителем директора Национального центра современных искусств Республики Беларусь Олесей Иноземцевой в Клубе знатоков и любителей народного искусства музея-заповедника «Царицыно». По вопросам работы Клуба обращайтесь к координатору Яне Шклярской (ShklyarskayaYG@culture.mos.ru).

Партнеры проекта:
Национальный центр современных искусств Республики Беларусь
Музей русского быта «По сусекам»