Клуб знатоков и любителей народного искусства в «Царицыне»
В музее стартовал новый проект – цикл встреч в формате открытых дискуссий, которые объединят на одной площадке ценителей и профессионалов, исследователей и энтузиастов, ученых и коллекционеров и, конечно, современных мастеров и художников народного искусства.
Поводом для создания Клуба стала выставка «В поисках народного искусства», открытая недавно в музее-заповеднике «Царицыно» и созданная на основе его обширных коллекций.
Может ли народное искусство быть актуальным, востребованным, модным? Мы уверены, что да.
Как найти и объединить интересные инициативы, разбросанные по территории бывшего СССР?
Как научиться видеть и понимать красоту народного искусства?
Как ценить и сберегать те сокровища народной культуры, которые достались нам в наследство?
На эти и многие другие вопросы мы попытаемся ответить вместе с нашими экспертами и друзьями на встречах «Клуба любителей и знатоков народного искусства».
Расписание встреч
март 2023. «Ручная печать по ткани: от реконструкции традиций к новым технологиям»
Специальные гости проекта: Вера Голубева, мастер кубовой набойки; Галина Карева, заведующая отделом «Музей ивановского ситца» Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д. Г. Бурылина; Тутинисо Ашурмадова, заведующая музеем этнографии Академии наук Республики Таджикистан (онлайн-включение); Ирина Талызина, мастер ручного крашения и печати (по текстилю), сотрудник Музея традиционного искусства народов мира «Традарт».
Вера Голубева. Фрагмент триптиха «На зимнем берегу у моря Белого» (по сказке М.С. Крюковой «Нагай-птица»). Лен, ткань хлопчатобумажная; кубовая набойка.
Первая встреча Клуба знатоков и любителей народного искусства в музее-заповеднике «Царицыно» запустила цикл дискуссий, посвященных народному искусству.
10 марта участники Клуба встретились, чтобы подробно и на ярких (во всех смыслах слова) примерах разобрать тему «Ручная печать по ткани». На мероприятии собралось множество заинтересованных слушателей, онлайн ко встрече присоединились мастера и исследователи из самых разных городов от Павловского Посада до Челябинска.
Обсудили кубовую набойку, натуральное крашение, традиционные набойки Таджикистана, волнительную и даже немного опасную «расшифровку» старинных рецептурных книг, а также бытовые сложности творцов, которым порой бывает очень непросто «добыть» для любимого занятия нужные красители и смеси.
Цели и задачи клуба
Директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина в приветственном слове отметила, что идея серии научно-практических встреч по теме сохранения народного искусство появилась в процессе работы над выставкой «В поисках народного искусства». Сам выставочный проект – это результат серьёзной исследовательской работы музея-заповедника, а параллельная программа адресована не только широкой аудитории, но и экспертам. «Музею очень важно объединять истинных почитателей и знатоков декоративно-прикладного и народного искусства, налаживать профессиональный диалог вокруг темы народного искусства во всех ее проявлениях. Хотелось бы, чтобы встречи клуба были регулярными и плодотворными», — отметила Елизавета Фокина.
Куратор выставки, заместитель директора по научной работе Ольга Докучаева добавила, что выставка впервые показала феномен расцвета «советского народного искусства» в послевоенное время как грандиозный и успешный эксперимент, осуществленный при мощной поддержке государства. Народное искусство стало тогда частью культуры миллионов. Сейчас наступило время поисков новых путей для переосмысления советского опыта и актуализации традиций народного искусства. Одна из целей клуба – не только посмотреть, что происходит сейчас в народном искусстве, но также понять, что мы сами можем сделать, чтобы оно вновь стало интересно и широко востребовано в нашей стране.
Набойка: мастера и их дело
Куратор Клуба знатоков и любителей народного искусства, сокуратор выставки «В поисках народного искусства» старший научный сотрудник ГМЗ «Царицыно» Юлия Иванова рассказала о «капсуле времени», которая есть в пространстве выставке, и экспозиция которой будет меняться – в ней показаны предметы, созданные современными авторами, которые вдохновляются народным искусством. В частности, сейчас там представлены ткани мастера и коллекционера народного костюма Веры Голубевой.
Юлия Иванова также отметила растущий интерес к печати на ткани и привела в пример проекты, направленные на популяризацию этого направления – например, Музей печати на ткани во французском Мюлузе, где хранится большая коллекция текстильных образцов, набойных досок, и где посетители могут попробовать печатать на ткани и Музей истории русского платка и шали в Павловском Посаде, где ежегодно проводится праздник набойки.
Вера Голубева, мастер кубовой набойки, занимается возрождением традиционной техники русских красильщиков уже не первый год. В своем выступлении «Путь индиго. Реконструкция кубовой набойки» она рассказала о процессе создания набоек, об окрашивании, а также о мероприятиях по всему миру, где ей довелось побывать, показывая свое искусство. Она отметила, что интерес к кубовой набойке растёт.
Галина Карева, заведующая отделом «Музей ивановского ситца» Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д. Г. Бурылина, который предоставил для выставки «В поисках народного искусства» уникальные брючные костюмы работы Вячеслава Зайцева, сделала сообщение о богатейшей коллекции музея, которая включает 550 тысяч образцов тканей, включая археологические экспонаты.
Она рассказала захватывающую историю о том, как специалисты музея при участии приглашенного мастера Павла Осипова расшифровывали старинные рецептурные книги ручной печати по ткани. Им удалось восстановить технологии крашения и набойки середины XIX века.
Павел Осипов, мастер по окрашиванию тканей и ручной набойке, основатель мастерской «Балина», тоже поделился с участниками своим опытом, подключившись к встрече Клуба онлайн из Самары. Он подтвердил, что интерес к авторской продукции в технике ручной печати по ткани растет, в особенности при создании этнографических костюмов и даже признался, что некоторые его работы пытались продать в музей под видом антикварных.
Тутинисо Ашурмадова, заведующая музеем этнографии Академии наук Республики Таджикистан показала удивительно красивые традиционные набойки Таджикистана, среди которых встречались и двусторонние экземпляры.
Ирина Талызина, мастер ручного крашения и печати по текстилю, сотрудник Музея традиционного искусства народов мира «ТрадАрт» показала, как выглядят отпечатанные в техниках «экопринта» (экотипия, цианотипия, хлоропринт) хлопок, ситец, шерсть и шёлк. В основе всех техник лежит контактное крашение и получение отпечатка за счёт природных тонинов в растениях и их реакции с металлами. В планах мастера — высадить целый «красильный ботанический сад».
В течение года запланировано еще минимум шесть встреч клуба, и, как отметили участники первой встречи, это будет востребованный проект, который поможет привлечь интерес к изучению народного искусства.
апрель 2023. «Русский Север. Наследники традиций»
На втором заседании Клуба знатоков и любителей народного искусства под названием «Русский Север. Наследники традиций» участники поговорили о передаче ремесленных традиций, важности сохранения не только предметов, но и имен мастеров, особенностях экспедиций на Русский Север и формировании музейных коллекций.
Специальные гости: Ирина Владимировна Огородник, директор Детской школы народных ремесел (г. Архангельск); Сергей Леонидович Шеметов, мастер по бересте, народный мастер России, педагог (с. Конево, Плесецкий район, Архангельская обл.); Марина Николаевна Милютина, начальник отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия Кенозерского национального парка, кандидат философских наук (г. Архангельск); Александр Васильевич Ильин, директор Музея народного искусства, коллекционер (г. Ростов Великий, Ярославская область).
май 2023
Информация будет представлена позже
июнь 2023
Информация будет представлена позже
июль 2023
Информация будет представлена позже
сентябрь 2023
Информация будет представлена позже
декабрь 2023
Информация будет представлена позже