Детский музей в «Царицыне»
Программы для детей
В Детском музее проходят детские интерактивные программы:
«Копилка древностей. Археология в Царицыне» для детей 9–12 лет;
«Прогулки по музею для малышей. Время Царицына» для детей 3–6 лет и их родителей.
Расписание сеансов представлено по ссылке.
Детский музей в «Царицыне» — это часть большой (взрослой) экспозиции музея-заповедника. И мы приглашаем родителей с детьми не только весело провести время в музее, но и узнать много нового об истории Царицына — теперь прогулка по залам Большого дворца будет больше напоминать увлекательный квест.
«Это вовсе не детский, а семейный проект, — рассказывает куратор выставочного проекта, руководитель бюро «АртТерра», по сути, построившего выставку внутри выставки. — Мы сознательно не ставили возрастные ограничения. Нашей задачей было создать выставку, на которой было бы одинаково интересно малышу, которому хочется все трогать, подростку, который постоянно бухтит, и их родителям, которые от всего устали и хотят передохнуть. Музей для всех! Именно по этой причине все лучшие современные детские музеи в мире — перенасыщены, перенаполнены, и поэтому каждый посетитель находит в них что-то, что интересно именно ему».
Все пять залов Детского музея расположены на первом этаже Большого дворца. В первых двух представлена история строительства царицынского дворцового ансамбля, рассказанная на языке игр и занимательных викторин. Что было на месте Царицына тысячу лет назад? Кто такой Кантемир, и почему вотчина, подаренная ему Петром I, называлась Черная Грязь? Кто строил Большой дворец? Когда в Царицыне возник пейзажный парк, а в нем – дачный поселок? Ответы на все вопросы можно найти в Детском музее в «Царицыне».
Все экспонаты расположены на небольшой высоте, чтобы ребенку было удобно их рассматривать, трогать, нажимать, крутить, вертеть. В залах нет ни одного предмета, к которому нельзя было бы прикоснуться (за исключением редких музейных экспонатов, расположенных в специальных застекленных нишах). «В Детском музее ни в коем случае нельзя говорить «не трогай», — объясняет генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. — Это пространство свободного познания! Ребенку должно быть интересно до дрожи, и экспонат он должен не только видеть, но слушать, осязать и ощущать. В любую историю у ребенка должна быть возможность влезть — причем в буквальном смысле этого слова».
Один из двух первых залов Детского музея называется «Время Царицына». В нем посетители знакомятся с «культурными слоями» этого места, узнают, как оно менялось, на месте чего сегодня стоит музей, что было здесь четыре тысячи лет — в бронзовом веке. Кураторы долго думали, как заинтересовать этой информацией ребенка. Решение пришло само собой: детям должно быть любопытно, каким видели Царицыно их сверстники, жившие сотни лет назад. В зале «растет» старый дуб (его прототипу, что на самом деле растет в царицынском парке, уже больше 250 лет), вокруг которого лесенкой расположены отзвуки эпох. Самостоятельно изучить прошлое помогут многочисленные интерактивные модули. Например, в одном из модулей предлагается выбрать из букварей разного времени тот, по которому учились читать в ХVII веке, а в другом — определить среди множества строений то, в котором жила Екатерина II. В модуле, посвященном современной истории Царицына, можно узнать, кто населял здания царицынского ансамбля во времена СССР. Есть в зале и место для совсем крохотных посетителей. Пока старшие братья и сестры решают интеллектуальные головоломки, малыши могут поиграть в кубики — естественно, тоже про «Царицыно» — в специальной зоне с мягким покрытием.
Второй зал рассказывает о строительстве дворцов в XVIII веке. Он выполняют эту задачу в максимально наглядной форме — с помощью настенного магнитного паззла, представляющего собой фрагмент фасада Оперного дома в «Царицыне».
Третий зал посвящен дворцовым увеселениям XVIII века: фейерверкам, балам и театральным представлениям. Помимо обычных экспонатов, с которыми дети могут взаимодействовать, в зале можно поиграть в компьютерную игру, которая поможет смоделировать собственное пиротехническое шоу.
Четвертый зал называется «Царицыно под открытым небом», и здесь можно почувствовать атмосферу старого тенистого парка: цветовая гамма, построенная на оттенках зеленого, экспозиционные модули в форме садовых решеток и ворот, рекреационные участки и детская горка для катания. Атмосферу дополняют видео-инсталляция, посвященная временам года, а также интерактивные модули «Три исторических облика царицынского ландшафта» и «Азбука садово-паркового искусства», знакомящая с основными понятиями, категориями и терминами.
Есть в Детском музее и пятый зал. Это отдельное многофункциональное образовательное пространство – связующее звено между детским и «взрослым» музеем. В зале – три зоны. Театральная зона со сценой, зрительным залом, декорациями со встроенным кукольным театром станет местом проведения интерактивных музейных программ. Внешне декорации стилизованы под фасады зданий царицынского ансамбля, и зрители будто оказываются на дворцовой площади, украшенной фигурными боскетами. При необходимости зона легко превращается в конференц- или кинозал. Вторая тематическая зона посвящена культуре развлечений в XVIII веке. Третья зона – экспозиция «Кабинет натуральной истории» – посвящена эпохе Просвещения с ее культом наук. На рубеже XVIII-XIX веков учёность и изящный вкус стали признаками хорошего тона. Образованные люди создавали в своих домах кабинеты естественной истории, собирая в них предметы искусства, привезенные из путешествий редкие образцы флоры и фауны, научные приборы и многое другое. При каждом таком кабинете непременно была библиотека. В отличие от кунсткамер кабинеты естественной истории предназначались не для собирания диковин, а для научных и образовательных занятий.
Центральный объект нашего Кабинета — огромный деревянный шкаф с автономной подсветкой, которая управляется системой «умный дом». Система позволяет выстраивать по витринам шкафа «световой маршрут», подсвечивая по очереди нужные по сценарию предметы. Предметы, выставленные в стеклянных витринах шкафа, выстроены в полноценную экспозицию. Это подлинные предметы XVIII – начала XIX веков, дополненные дидактическими материалами – макетами, бутафорией, антикварными предметами. В ближайших планах – снабдить Кабинет наборами для научных опытов по трем дисциплинам, получившим развитие в конце XVIII века: оптике, механике и ботанике.
Кабинет натуральной истории придуман как творческая лаборатория для школьных и музейных проектов. На время проведения групповых занятий зал перекрывается. По определенному расписанию кабинет натуральной истории будет открыт для индивидуального посещения гостями детского музея.