Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Воротам и мостам в Царицыне отводится особая роль. Архитектор Василий Баженов строит резиденцию Екатерины на мысу над водой — подобно средневековому монастырю или кремлю. Однако стен у этой крепости нет: их функцию выполняют мосты и ворота. Они как бы отмечают границы всего ансамбля.

С Фигурного моста (1776–1778) начинаются строительные работы Баженова в Царицыне. Мост похож на крепостное сооружение с массивными башнями и проездной аркой и служит парадным въездом в резиденцию со стороны Шипиловского и Царицынского прудов. Сверху по мосту проходит аллея (в плане Баженова «Берёзовая перспектива»): она ведет к дворцам императрицы. Аллея начинается от Большого моста через овраг — парадного въезда в усадьбу со стороны Большой Каширской дороги (ныне — Варшавского шоссе). Завершают «Берёзовую перспективу» Фигурные (Виноградные) ворота.

Большой дворец и Хлебный дом соединяет галерея-ограда с воротами (1782–1784). На первоначальных планах Баженова она не отмечена. Замысел этой постройки очевидно появляется у архитектора позднее. Назначение галереи-ограды чисто декоративное.

Сооружение Оранжерейного моста и гротесковых мостов связано с новым этапом в жизни Царицына. После смерти Екатерины в 1796 году строительные все работы в резиденции останавливаются. Однако парк становится популярным местом для загородных прогулок и пикников. Ежедневно сюда из Москвы приезжают веселые компании купцов и романтические пары. К тому же новый глава Экспедиции Кремлевского строения Петр Валуев всячески поддерживает развитие в Царицыне оранжерейного хозяйства. К середине XIX   века местные фрукты и декоративные растения приобретают всероссийскую славу. Оранжерейный мост строится в начале XIX века по проекту Ивана Еготова (автора парковых павильонов). Мост выполняет в основном хозяйственные функции – связывает территорию с «заовражной» территорией: там как раз располагаются оранжереи и обширные плодовые сады.

Большой и Малый гротесковые мостики (1805–1808) также предположительно построены по проекту Еготова – для удобного подхода к павильону «Храм Цереры». Свое название мостики получают из-за грубо обработанного камня («гротеска») – он используется в качестве декоративных вставок в кирпичную кладку.