Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

27 апреля в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылась выставка о поэзии реальных и воображаемых садов второй половины XIX – начала ХХ века

Сияющий сад и таинственный парк – любимая тема в культуре Серебряного века. Сад питает воображение и рождает символы, соединяет природные стихии с изысканными формами искусства. Образ сада изменчив: цветок, в котором скрыта Вселенная, оживающий кованый стебель в ограде особняка, библейский Рай и античная священная роща. Александр Блок однажды сказал: «Что нам сажать розы на земле, не лучше ли на небе?». «Небесным садоводством» занимались писатели Чехов и Гаршин, поэты Бальмонт и Анненский, художники Васнецов и Гончарова, архитекторы Шехтель и Квятковский. Интеллектуалы Серебряного века, влюбленные в старинные парки, – Александр Бенуа, Владимир Курбатов, Алексей Греч, — стали историками и защитниками садового мира уже в ХХ веке.

Выставка, на которой представлено около 400 экспонатов из 20 музеев и частных собраний, посвящена всем вариантам садовой темы Серебряного века. Каждый зал – как глава одной этой большой книги. «Сад символов» представляет загадочные цветы Александра Головина и Михаила Врубеля, узорные ткани Александра Гауша и утренний пейзаж Игоря Грабаря, образы женщины-цветка и платья-цветка. В следующем зале в цвете и рельефах воссоздан знаменитый древнерусский интерьер 1903 года – «Теремок» Головина, который приютил мебель из двух рассадников нового стиля – Абрамцева и Талашкина. Рядом размещена архитектурная графика Федора Шехтеля и видеофильм о «каменном саде» в архитектуре русского модерна.

Два больших зала посвящены живописным воплощениям сада. «Сад памяти» показывает панораму образов реального парка: здесь представлены лирические усадебные сцены Станислава Жуковского, малые сокровища пейзажного искусства — пейзажи Федора Васильева и Валентина Серова, удивительная и малоизвестная картина Эльзы Баклунд «Бабушкино платье», любимые парки Александра Бенуа — Петергоф и Версаль. Можно долго рассматривать крошечные гравюры Анны Остроумовой-Лебедевой, на которых показаны моменты жизни Павловского парка, утро и вечер, солнце и дождь, туман и радуга. Зал «Сад мечты» посвящен образам, которые Николай Гумилев назвал «сады моей души». Это музыкальные композиции Виктора Борисова-Мусатова, созданные по собственным фотографиям, лирические образы художников «Голубой розы», искусственные цветы и потусторонние праздники Николая Сапунова.

Ностальгия по прежним садам и предчувствие будущих разрушений окрашивают всю культуру Серебряного века. В зале под названием «В старой усадьбе» представлена история гибели императорского дворца в Ореанде и стихи двух поэтов, скорбящих «над просветленною страданьем красотой». Здесь представлена и большая серия художественных фотографий, в которых усадебный парк уже овеян туманом времени. «Сады на сцене» – это антология пейзажных образов в русском театре, где ведущую роль занимают эскизы Бенуа к фантастическому балету «Павильон Армиды», где представлены постановки Мариинского и Художественного театров, Частной русской оперы и «Русских балетов».

Жизни в саду, дачным играм и городским увеселительным садам, летним платьям и веерам, садовым образам в рекламе спектаклей и даже клея «Синдетикон» посвящен зал «Человек в саду». Здесь представлены виды комнат и террас, наполненных растениями, давно исчезнувший аквариум в московском саду «Аквариум», весёлые и иронические сценки Константина Сомова и Бориса Кустодиева. Вслед за этим зритель попадает в будущее, в эпоху, которая последовала за расцветом символизма. В зале «От сада к пейзажу» собраны произведения художников, которые все больше уходили в космическое, всеобъемлющее ощущение мира: фантастические пейзажи Константина Богаевского, вдумчивые натюрморты Кузьмы Петрова-Водкина, авангардные цветы Натана Альтмана, Давида Бурлюка, Натальи Гончаровой. В начале ХХ века в Россию пришло увлечение идеей города-сада, мечтой о гармоничной жизни среди природы и культуры. На выставке показаны два проекта: город-курорт Ласпи в Крыму, грандиозные формы которого созданы Иваном Фоминым, и поселок-сад Никольское, ранняя работа братьев Весниных. Пройдет несколько лет, и эти архитекторы будут создавать социалистические города и парковые пространства.

В истории Серебряного века есть сад, художественное значение которого огромно, а судьба трагична. Крымская вилла Новый Кучук-Кой создана по заказу Якова Жуковского, родственника и друга Врубеля, в 1910-е годы. Он пригласил сюда лучших мастеров «Голубой розы». Павел Кузнецов создал сияющие майоликовые панно и мозаики, Александр Матвеев – статуи спящих мальчиков и девушек. Заворожённый мир Кучук-Коя сохранен в десятках картин и акварелей Петра Уткина. Усадьба понесла тяжелый урон и во время войны, и в последующие годы, а сейчас находится на грани гибели. Чуду, которым был и вновь должен стать Кучук-Кой, посвящен особый зал – в нем впервые в истории собраны проекты и пейзажи, поврежденные скульптуры и обломки мозаик. Великий памятник еще можно спасти, и выставка должна привлечь к нему широкое общественное внимание.

«Сады Серебряного века» – это уже второй проект куратора Бориса Соколова в Царицыне. В 2017 году в Хлебном доме с большим успехом прошла выставка «Садовый спектакль. Искусство пейзажного парка в Европе и России». Тема паркового искусства будет продолжена в конце лета вторым Фестивалем исторических садов и парков «Сады, вдохновленные историей», который, как и прошлогодний фестиваль, пройдет под открытым небом.

 

Выставка «Сады Серебряного века» работает для посетителей музея в Хлебном доме с 27 апреля по 26 августа 2019 года.

Куратор выставки: Борис Соколов, профессор РГГУ, автор проекта «Сады и время»
Художник: Нана Абдрашитова
Участники выставки:
Государственный Русский музей
Музей-заповедник «Петергоф»
Музей истории Санкт-Петербурга
Музей театрального и музыкального искусства Санкт-Петербурга
Государственный исторический музей
Государственная Третьяковская галерея
Театральный музей им. А.А. Бахрушина
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева
Российская государственная библиотека
Самарский областной художественный музей,
Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева
Музей-заповедник «Абрамцево»
Новгородский музей-заповедник
Музей-квартира И.И.Бродского

Частные коллекционеры:
В.А. Дудаков
Т.А. и С.Л. Макеевы
П.В. Жуковский
Е.Г. Болотских
Б.М. Соколов

Образовательная программа к выставке «Сады Серебряного века»

25 мая, 13.00
Кураторская экскурсия с Борисом Соколовым «Голубая роза Кучук-Коя»

Экскурсия по выставке «Сады Серебряного века» — это путешествие по темам и экспонатам, открывающим образ сада в искусстве символизма и в архитектуре русского модерна. Среди шедевров, что можно увидеть в экспозиции, — графика Врубеля и Бенуа, усадебные пейзажи Жуковского и Грабаря, натюрморты Головина и Сапунова, фотографии Борисова-Мусатова, проекты городов-садов Фомина и Весниных. Особенное внимание куратор уделит залу с материалами по крымской усадьбе Кучук-Кой. Мастера художественного объединения «Голубая роза» — живописец Павел Кузнецов и скульптор Александр Матвеев — создали в Кучук-Кое уникальный, поэтичный ансамбль, который в наши дни находится на грани гибели. О майоликах и цветниках Кучук-Коя, о его создании, смысле и путях спасения Борис Соколов — куратор выставки, профессор РГГУ, автор проекта «Сады и время», фотограф и путешественник — расскажет во всех подробностях.

Участие в экскурсии — по билету в музей.

 

25 мая, 15:00
Поэтическая встреча на выставке «И окунаться в неизвестность…»
Совместный проект музея-заповедника «Царицыно» и ГИТИСа

Студенты театральных вузов прочтут стихи поэтов Серебряного века: И. Северянина, А. Блока, З. Гиппиус, В. Маяковского, С. Есенина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, И. Бродского, Б. Пастернака, С.Черного.

Вход — по билету в музей.

 

8 июня, 15:00
Поэтическая встреча на выставке «Век мой, зверь мой»
Совместный проект музея-заповедника «Царицыно» и ГИТИСа

Студенты 2-го курса актерского факультета Института театрального искусства им. И.Д. Кобзона (мастерская заслуженного артиста РФ, доцента Д.С. Бозина) прочтут стихи поэтов Серебряного века: М. Сельвинского, В. Маяковского, С. Черного, А. Крученых, В. Маяковского, М. Цветаевой, О. Мандельштама, А. Ахматовой.

Вход — по билету в музей.

 

15 июня, 15:00
Мода Серебряного века
Лекция Аси Аладжаловой, историка моды, коллекционера винтажной одежды, руководителя Театра исторического костюма «Ретрообраз».

Вход — по билету в музей.