Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Новая временная экспозиция открылась на выставке «В лесу росла игрушка». Она будет посвящена знаменитой урало-сибирской маховой росписи, особенность которой в том, что на кисть наносится сразу два цвета: с одной стороны насыщенный красный, зеленый или синий, с другой – белый. При движении кисти происходит плавный переход от одного цвета в другой.

В экспозиции «Уральские сказки. Работы современного художника, родившегося в 1889 году» — двадцать одно произведение художника-анонима. Представляется он как Красил Макар. По легенде, он родился в селе Нижняя Синячиха в конце XIX века, и с 1901 по 1939 годы, в свободное от полевых работ время, расписывал бытовую утварь и избы в уральских деревнях и селах. Ранние его работы до наших дней не сохранились. С 2017 года Макар живет в Екатеринбурге. Работает и как стрит-артист (расписывает разные объекты в городе — например, клумбы, заборы, стены жилых домов), и как автор объектов и плоскостных живописных произведений.

Красил Макар, мастер: «Живописный прием с использованием двух цветов очень простой и в то же время эффектный. Народное творчество пластично и открыто для всех – минимальными средствами можно достичь максимального эффекта. Даже самые маленькие художники могут освоить уральскую роспись – вместо кисточки возможно использовать пальцы! Например, чтобы нарисовать цыпленка достаточно окунуть палец в две краски в белую и желтую и сделать круговое движение. Два движения и цыпленок готов. И даже если взглянуть на этот самый простой рисунок пальцем, можно сразу узнать в нем уральскую роспись. На Урале до сих пор есть мастер-классы для малышей, где преподают классическую урало-сибирскую домовую роспись. А в советское время существовал учебник для педагогов внеклассного образования с иллюстрациями пошаговой инструкцией приемов росписи. Меня с детства обучали уральской росписи. Когда мне было шесть, я нарисовал своего первого цыпленка и, взрослея, искал и нашел свою дорогу в искусстве, по которой мне было интересно идти».

В 2019 году Красил Макар участвовал в 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства с работой «У нас под окошком протоформ лукошко» в виде большого надувного батута. А в 2020-м стал лауреатом XI Премии Сергея Курехина, для которой спустя год сам создал приз (и его можно увидеть на выставке в «Царицыне»; своим трофеем с музеем поделилась арт-директор старейшей московской галереи XL Елена Селина, победившая в том году в номинации «Лучший кураторский проект»). В 2022 году для паблик-арт фестиваля «Чö» в Екатеринбурге Красил Макар создал «Портал» — пятиметровую арку, расписанную маховой росписью, а в 2023-м, в рамках IV Биеннале уличного искусства «Артмоссфера» на территории центра дизайна Artplay появилась его скульптура «Крапива».

В экспозиции в «Царицыне» помимо работ Макара представлены произведения урало-сибирской росписи, сделанные в Пермском крае в начале ХХ века, из частного собрания Филиппа Маякова. Такое соседство поможет проследить эволюцию и познакомиться с традиционной техникой росписи, характерной для Урала. Мастера — и старые, и современные — используют в качестве основного материала дерево и расписывают его маслом в технике маховой росписи. Особенность маховой росписи состоит в том, что на кисть наносится сразу два цвета: с одной стороны насыщенный красный, зеленый или синий, с другой — белый. При движении кисти происходит плавный переход от одного цвета в другой.

Куратором проекта выступила кандидат искусствоведения Дарья Колпашникова (она же куратор и всей выставки «В лесу росла игрушка»). «Уральские сказки» будут работать с 8 августа по 19 ноября в Хлебном доме.