Loading...
Департамент культуры города Москвы

Дорогие друзья, хочу рассказать вам о ближайших планах музея-заповедника «Царицыно».

В начале 2020 года мы определили шесть основных тем, которые легли и в основу деятельности музея, и в основу концепции развития нашей исторической территории. Мы проанализировали результаты работы музея за прошлый год и убедились, что выбор был сделан правильно. В 2021 намерены продолжать задуманное. Будем рассказывать о XVIII веке и культуре быта, по-новому показывать декоративно-прикладное искусство, вновь искать ответ на вопрос «Что такое парк?» Хотя, как нам кажется, мы его уже нашли: царицынский парк — это музей, а тема заповедника в мегаполисе сейчас становится как нельзя актуальной. Современное искусство и наши новые подходы к музеефикации исполнительских искусств становятся важным фокусом работы музея.

Парк и музей

С гордостью представляю вам ключевые выставочные проекты музея-заповедника «Царицыно» 2021 года.

— Уже в марте на разных площадках музея откроется выставка «Искусство быть рядом», посвященная теме инклюзии, которую музей делает совместно с «Благотворительным фондом Гольфстрим». Кураторы выставки: Лариса Гринберг и Надежда Гура.

— 27 апреля откроется наш самый долгожданный проект — выставка «Под маской Венеции». Этот международный проект мы переносили несколько раз, но благодаря упорству двух сторон — российской и итальянской — этот проект все же состоится в Хлебном доме. Выставка чрезвычайно важна для нас не только потому, что это запуск международного сотрудничества после пандемии, что не может не радовать, особенно (в перекрестный год России и Италии). Это развитие одной из важнейших тем музея — истории XVIII века. В этот раз рассказ пойдет об быте и культуре Венеции XVIII века, который будет особенно захватывающим благодаря участию Объединения городских музеев Венеции (MUVE). Куратор — Дарья Колпашникова, архитектор — Юлия Наполова.

— В июле стартует «IV Триеннале современного текстиля и гобелена». В этот раз смотр пройдёт в новом для нас формате: работы конкурсантов из 9 стран мира будут представлены не только в традиционном выставочном пространстве, но и совершат интервенцию в парадные интерьеры дворца, а также в пространство парка. Кроме того, мы расширили рамки проекта и теперь в конкурсе приняли участие современные художники, работающие не только с гобеленом, но и с текстилем в разных техниках. Архитектор проекта и член экспертного совета — Сергей Чобан.

— В октябре впервые за десять лет музей покажет самые яркие свои приобретения на выставке новых поступлений, а в ноябре выставку про садовое искусство в XIX веке.

— Самый наш новаторский театрально-музейный проект «Театрократия. Екатерина II и опера» откроется в сентябре в Большом дворце. Его мы делаем при поддержке Фонда Потанина в сотрудничестве с музейными и театральными партнёрами: Большим театром и Новой оперой, Золотой маской и Институтом театра, а также с ведущими российскими музеями и архивами. Кураторами проекта выступают Илья Кухаренко, Алексей Трегубов, Анна Корндорф и Екатерина Орехова. «Театрократия. Екатерина II и опера» — уникальная выставка, которую можно назвать и своего рода музейно-оперным фестивалем, посвященная Екатерине как театральному деятелю и ее оперным проектам, вкусам и страстям. В этой масштабной затее согласились принять участие не только важнейшие российские музейные институции, но и главные оперные дома страны. Экспозиция будет разворачиваться не только в залах нашего дворца, но и в виртуальных пространствах.

Более подробно о выставках этого года мы рассказывали здесь.

Конечно, мы не оставляем без внимания наш парк. Мы будем продолжать развивать инфраструктуру, создавая новые возможности для прогулок и занятий спортом, продолжим комплексную программу по исследованию старовозрастных деревьев, начатую в 2020 году. Рассказывая о парке как о музее — историческом, научном, художественном, — мы снова попробуем окунуться в атмосферу XVIII и XIX веков. И — также встретимся на аллеях с современным искусством.

Мы разработали концепцию развития территории и намерены приступить к ее реализации. Это долгая и сложная работа, которая займет не один год. Но она очень нас вдохновляет. Например, создание пейзажного лугового парка на территории Нижнего Царицынского пруда — парка нового времени. Начнёт работу наша ландшафтная лаборатория, пока он-лайн. Мы намерены сделать ее очень прикладной — возможно опыт наших агрономов и садоводов окажется вам полезным. Очень надеемся, что этим летом пройдут два традиционных фестиваля – «Дачное Царицыно» и «Фестиваль исторических садов». Тема последнего — «В поисках русского сада», и его мы проведем в этом году, тесно сотрудничая с российскими музеями-заповедниками и усадьбами.

Устойчивое развитие, культура участия и инклюзия

Хочу поделиться нашими основными подходами к работе такого большого музейного и природного комплекса как «Царицыно». Выполняя основную миссию музея по сохранению культурного наследия, мы руководствуемся принципами устойчивого развития, культуры участия и широкой инклюзии. Именно эти приоритеты задают нам вектор на несколько лет вперед.

Как мы это делаем? Во-первых, тема устойчивого развития. Она известна с 1980-х годов, но сейчас стала особенно важна, потому что говорит о связи экономического, экологического и социального. В пандемийном 2020-м все мы почувствовали, насколько тесно эти сферы связаны между собой, и как нам важно сохранить это ощущение безопасности и бережного отношения друг к другу. Что конкретно мы сделали? Мы адаптировали цели устойчивого развития под музейное жизнеобеспечение и разработали концепцию этого развития для себя сразу по многим направлениям: энергообеспечение, содержание территории, работа с посетителями, социальные гарантии для сотрудников, подбор поставщиков продукции и многое другое.

Во-вторых, мы смогли объединить музей и парк в единое полотно. И теперь выставочные проекты не просто взаимосвязаны с событийными, а являются одним проектом, рассчитанным на разные аудитории и сценарии посещения. Это значит, что все, что мы делаем, программируется с учетом всех факторов: сезонности, посетителей, ландшафта, залов и прочего. Мы даем возможность всем нашим гостям включиться в наши проекты в самых разных вариациях, через образовательные, музыкальные, театральные, издательские программы. В этом году в таком формате будут проведены проекты «Под маской Венеции» и Триеннале современного гобелена и текстиля.

В-третьих, мы начинаем серию оперных проектов. В «День истории Царицына» мы покажем реконструкцию барочной оперы «Аннета и Любен» — ту самую оперу, которую в XVIII веке представляли Екатерине II именно в Царицыне! Позже, в сентябре, оперную тему продолжит выставка-фестиваль «Театрократия. Екатерина II и опера», которая представит императрицу не только как театрального деятеля, чьи взгляды оказали решающее влияние на русскую оперу второй половины XVIII столетия, но и как человека с современным нам подходом к театру. Екатерина Великая выступала одновременно во всех качествах: либреттиста, зрителя, режиссера, цензора, критика, стратега и политика.

Ещё одна крайне важная для нас тема — инклюзия. Мы продолжим работать в двух направлениях: усиление информационной и архитектурной доступности и создание условий для комфортного диалога самых разных посетителей. Несколько лет назад мы уже сделали комплексное обследование доступности музея. В этом году решили актуализировать экспертизу, привлекая к работе институт РЕАКОМП и Московскую городскую организацию «Всероссийское общество инвалидов». У нас запланированы экскурсии на русском жестовом языке и с элементами тифлокомментирования. Также будет продолжен проект по профориентации подростков с аутизмом «Планета цветов».

Ну и конечно, мы понимаем, что с изменениями, происходящими в мире, меняется и отношение людей к культуре, к самообразованию, к познанию мира. Современный человек ценит возможность быть созидательным. Учитывая это, мы в нашем диалоге с посетителем, предоставляем возможность принимать участие в работе музея-заповедника. Мы регулярно проводим исследования, измерения, опросы, всегда с чуткостью относимся к пожеланиям гостей. Мы готовы начать проект по краудфандингу, и скоро на нашем сайте вы сможете стать членом Клуба друзей «Царицына», Клуба коллекционеров, а также вступить в программу лояльности или принять участие в акции по сбору средств для приобретения музеем нужного музейного предмета или, например, новой тактильной карты для слабовидящих.

Мы очень надеемся, что никакие внешние обстоятельства не помешают осуществлению наших планов и наших гостей ждет море музыки, красоты и счастья!


О новых форматах образовательных проектов и различных способах работы со взрослой и детской аудиторией.

Мы продолжаем работать с очень важной для нас темой — инклюзией. В этом году мы планируем усилить информационную и архитектурную доступность и создать условия для комфортного диалога самых разных посетителей. Основные наши усилия будут направлены на повышение доступности паркового пространства. Это позволит интенсивнее использовать его образовательный и рекреационный потенциал для организации музейно-образовательных программ и обращения к новым темам с новых ракурсов. К разработке этой темы мы планируем привлечь Институт РЕАКОМП и Московскую городскую организацию «Всероссийское общество инвалидов». В частности, с учетом всех нововведений в этом году впервые будут разработаны экскурсионные маршруты по территории Ореховских склонов и Аршиновскому парку, о которых прежде мы рассказывали лишь вскользь.

Специально для подростков — самой трогательной нашей аудитории — мы запустили в начале февраля творческую лабораторию «Черная грязь», в работе которой принимают непосредственное участие современные художники, историки, искусствоведы.

А в работе с молодёжной и взрослой аудиторией планируем все чаще обращаться к арт-медиации на выставках и постоянных экспозициях — ближайшая выставка, на которой будут работать арт-медиаторы — «Искусство быть», и откроется она 16 марта.

Для наших посетителей, которые по разным причинам не могут сегодня очно посетить музей-заповедник, мы разработали отдельное направление «Музей дома», включившее в себя богатый опыт дистанционной работы 2020 года.

Большие изменения ждут в этом году проект #Детское_Царицыно. Работая в этом направлении, мы руководствуемся идеей, что для ребенка музей — это пространство, востребованное на протяжении всей жизни. Посещение музея в дошкольный период, а позже с учителем должно сформировать образ музея как дружелюбного и увлекательного места, куда интересно будет вернуться одному или с друзьями, а став взрослым — прийти в музей со своей семьей. Начиная с этого года, каждый выставочный проект музея-заповедника будет сопровождаться «детским слоем».

Продолжает развиваться работа с семейной аудиторией, включая самых маленьких посетителей. Прогулки по музею для малышей проходят у нас на абсолютно всех актуальных выставках. Это возможность родителям даже с малышами посетить любую выставку, не беспокоясь, что они доставят неудобство, а благодаря дополнительным интерактивным материалам будет возможно продолжить знакомство с музеем даже дома.

Для школьных учителей в «Царицыне» подготовили новые музейные уроки в постоянных экспозициях и на временных выставках. В новом учебном году будут расширены материалы для организации проектной и исследовательской деятельности школьников, одним из результатов которой станет подготовка школьниками полноценной выставки в пространстве «Кабинета натуральной истории» — нового, пятого зала Детского музея.

А параллельно всему этому полным ходом идет подготовка серии международных образовательных онлайн-проектов, основанных на материалах выставок, и этот именно тот формат, который мы опробуем уже в самое ближайшее время, организовав импровизированный телемост.

И все это делает большая команда сотрудников музея из отделов образовательных и экскурсионных программ, направления развития и специальных проектов, экспозиционно-выставочного отдела, научные сотрудники и все те люди, что встречают и ждут вас в музее каждый день.

Научные и издательские планы

История музея — это результат многолетнего труда целого поколения историков, искусствоведов и наших научных сотрудников. Досконально изучая артефакты и архивы, разбирая доказательства и опровергая слухи, они буквально по крупицам воссоздали царицынскую хронологию. Я безмерно горжусь сотрудниками нашего научно-исследовательского отдела, которые ежегодно проводят десятки конференций, участвуют в написании книг и брошюр, помогают в создании выставок, ведут исследовательскую работу, поддерживают связь с коллекционерами, а также дают бесчисленные интервью, помогая журналистам избегать неточностей и фактических ошибок в статьях и документальных фильмах.

Уже назначена дата III Андреевских научных чтений — ежегодной конференции, названной в честь искусствоведа Лидии Владимировны Андреевой, стоявшей у истоков современного музея «Царицыно», — 19 октября 2021 года. Но это далеко не единственное научное собрание, которое музей проведет в наступившем году.

Осенью будут организованы круглый стол «Авторское ткачество» (в рамках IV Триеннале современного гобелена и текстиля) и конференция «Стратегия развития исторических территорий» (к Фестивалю исторических садов).

Полным ходом идут подготовка новой постоянной экспозиции, посвященной царицынской археологии, подбор нумизматических экспонатов для выставки «Москва и москвичи в эпоху Александра I», которая откроется в будущем году, и разработка новой выставки из серии «Воображаемый Восток», которая будет посвящена культуре Индии.

Идет работа над созданием мемориального кабинета Лидии Андреевой, который станет музейным ресурсным центром по изучению декоративного искусства XX–XXI веков, и подготовкой новых выставочных проектов в рамках экспозиции «Дачное Царицыно».

Важной частью научно-исследовательской работы музея является издательская деятельность. Мы уже получили из типографии два каталога — взрослый и детский — к выставке «Под маской Венеции», которая откроется в Хлебном доме уже в апреле.

До конца года планируем выпустить еще шесть полновесных изданий — в том числе новый том генерального каталога музейных фондов, посвященный коллекции художественного стекла XX–XXI веков. Книга эта станет продолжением большого издательского проекта, в рамках которого уже вышли каталоги «Авторское ткачество XX–XXI веков. Гобелены, мини-гобелены, таписерия» и «Авторская керамика XX–начала XXI века».

Готовится к печати книга к выставке «Театрократия. Екатерина II и опера», которая откроется в сентябре.

Мы регулярно переиздаем уже написанные книги, внося необходимые уточнения и улучшая дизайн: в этом году будут переизданы наша самая востребованная печатная продукция — брошюры, рассказывающие о Царицыне; «Прогулки с археологом» — о более чем 4000-летней истории места, на котором стоит музей; Прогулки с натуралистом» — о Царицыне как заповеднике; и «Прогулки с краеведом» — о Царицыне как о месте, где в разные годы жили очень разные люди.

Мы очень надеемся, что никакие внешние обстоятельства не помешают осуществлению этих грандиозных планов, за которым стоит огромный труд наших научных сотрудников, которые в свою очередь являются частью большой и дружной команды «Царицына».

Парк

Мы очень любим наш царицынский парк. Более 5 миллионов посетителей парковой территории за 2020, непростой год — подтверждение и вашей взаимности. Конечно же, мы с нетерпением ждем весны и открытия сезона – времени, когда можно будет гулять по романтичным аллеям (в сопровождении друзей или наших аудиогидов, погружаясь в атмосферу XVIII или XIX веков), кататься на электромобилях или на лодках, ходить на самые популярные наши экскурсии. Мы будем активно продолжать заниматься инфраструктурой, благоустройством и содержанием территории, создавая для вас новые возможности.

Сразу отвечу на вопрос, который вы уже активно задаёте в социальных сетях – состоится ли в этом году очередной Фестиваль исторических садов. Мы очень надеемся, что да, и прямо сейчас у нас идет активное обсуждение главной идеи. У нас отличные шансы в конце августа вас удивить!

Мы продолжим рассказывать о нашем парке как о музее. Музее, экспонатами которого являются виды, точки раскрытия, эмоции, которые вы переживаете – и эмоции не случайные, а заложенные в проект парка его создателем, садовым архитектором Френсисом Ридом. Летом нас ждет захватывающий эксперимент. На время Триеннале текстильного искусства и гобелена парк станет выставочной площадкой. Мы сами с большим нетерпением ждем результатов этого яркого эксперимента – насколько убедительным окажется дуэт текстильного искусства и пейзажного парка.

«Царицыно» — это не только музей и пейзажный парк, это еще и заповедник. Судя во вашей реакции в соцсетях, эта тема вам тоже очень интересна. Уже который год самой популярной фотографией в нашем Инстаграмме оказывается очередной портрет белки. Наши белки отлично умеют позировать! Для самых пытливых исследователей заповедника в рамках цикла «Что такое парк» мы записали разговоры с териологом, бриологом и альгологолом. А в планах у нас лихенолог, и не только! Мы продолжим комплексную программу по исследованию старовозрастных деревьев, начатую в 2020 году. Это кропотливый и очень важный процесс.

И еще одна мечта вполне может осуществиться (такое довольно часто случается у нас в «Царицыне»). Мы очень хотим вернуть исторический облик одной из ключевых точек раскрытия нашего пейзажного парка у павильона «Миловида». Это сложный системный проект, но мы успешно продвигаемся в его реализации.

Год назад была разработана концепция развития территории. Мы приступаем к ее реализации, сейчас время первого этапа – создание проекта. Это долгая и сложная работа, которая займет много времени. Но она очень нас вдохновляет. Особенно создание пейзажного лугового парка на территории Нижнего царицынского пруда — парка нового времени.

Уже совсем скоро начнет работу наша ландшафтная лаборатория, пока онлайн. Мы хотим сделать ее прикладной и полезной. Как вам, например, такая идея: разработка идеи о том, как украсить свой собственный балкон цветами с помощью консультаций наших агрономов, которые знают о цветах все? Будем ждать ваши ответы в социальных сетях музея.