Loading...
Департамент культуры города Москвы

Дорогие друзья, хочу рассказать вам о ближайших планах музея-заповедника «Царицыно».

В начале 2020 года мы определили шесть основных тем, которые легли и в основу деятельности музея, и в основу концепции развития нашей исторической территории. Мы проанализировали результаты работы музея за прошлый год и убедились, что выбор был сделан правильно. В 2021 намерены продолжать задуманное. Будем рассказывать о XVIII веке и культуре быта, по-новому показывать декоративно-прикладное искусство, вновь искать ответ на вопрос «Что такое парк?» Хотя, как нам кажется, мы его уже нашли: царицынский парк — это музей, а тема заповедника в мегаполисе сейчас становится как нельзя актуальной. Современное искусство и наши новые подходы к музеефикации исполнительских искусств становятся важным фокусом работы музея.

Парк и музей

С гордостью представляю вам ключевые выставочные проекты музея-заповедника «Царицыно» 2021 года.

— Уже в марте на разных площадках музея откроется выставка «Искусство быть рядом», посвященная теме инклюзии, которую музей делает совместно с «Благотворительным фондом Гольфстрим». Кураторы выставки: Лариса Гринберг и Надежда Гура.

— 27 апреля откроется наш самый долгожданный проект — выставка «Под маской Венеции». Этот международный проект мы переносили несколько раз, но благодаря упорству двух сторон — российской и итальянской — этот проект все же состоится в Хлебном доме. Выставка чрезвычайно важна для нас не только потому, что это запуск международного сотрудничества после пандемии, что не может не радовать, особенно (в перекрестный год России и Италии). Это развитие одной из важнейших тем музея — истории XVIII века. В этот раз рассказ пойдет об быте и культуре Венеции XVIII века, который будет особенно захватывающим благодаря участию Объединения городских музеев Венеции (MUVE). Куратор — Дарья Колпашникова, архитектор — Юлия Наполова.

— В июле стартует «IV Триеннале современного текстиля и гобелена». В этот раз смотр пройдёт в новом для нас формате: работы конкурсантов из 9 стран мира будут представлены не только в традиционном выставочном пространстве, но и совершат интервенцию в парадные интерьеры дворца, а также в пространство парка. Кроме того, мы расширили рамки проекта и теперь в конкурсе приняли участие современные художники, работающие не только с гобеленом, но и с текстилем в разных техниках. Архитектор проекта и член экспертного совета — Сергей Чобан.

— В октябре впервые за десять лет музей покажет самые яркие свои приобретения на выставке новых поступлений, а в ноябре выставку про садовое искусство в XIX веке.

— Самый наш новаторский театрально-музейный проект «Театрократия. Екатерина II и опера» откроется в сентябре в Большом дворце. Его мы делаем при поддержке Фонда Потанина в сотрудничестве с музейными и театральными партнёрами: Большим театром и Новой оперой, Золотой маской и Институтом театра, а также с ведущими российскими музеями и архивами. Кураторами проекта выступают Илья Кухаренко, Алексей Трегубов, Анна Корндорф и Екатерина Орехова. «Театрократия. Екатерина II и опера» — уникальная выставка, которую можно назвать и своего рода музейно-оперным фестивалем, посвященная Екатерине как театральному деятелю и ее оперным проектам, вкусам и страстям. В этой масштабной затее согласились принять участие не только важнейшие российские музейные институции, но и главные оперные дома страны. Экспозиция будет разворачиваться не только в залах нашего дворца, но и в виртуальных пространствах.

Более подробно о выставках этого года мы рассказывали здесь.

Конечно, мы не оставляем без внимания наш парк. Мы будем продолжать развивать инфраструктуру, создавая новые возможности для прогулок и занятий спортом, продолжим комплексную программу по исследованию старовозрастных деревьев, начатую в 2020 году. Рассказывая о парке как о музее — историческом, научном, художественном, — мы снова попробуем окунуться в атмосферу XVIII и XIX веков. И — также встретимся на аллеях с современным искусством.

Мы разработали концепцию развития территории и намерены приступить к ее реализации. Это долгая и сложная работа, которая займет не один год. Но она очень нас вдохновляет. Например, создание пейзажного лугового парка на территории Нижнего Царицынского пруда — парка нового времени. Начнёт работу наша ландшафтная лаборатория, пока он-лайн. Мы намерены сделать ее очень прикладной — возможно опыт наших агрономов и садоводов окажется вам полезным. Очень надеемся, что этим летом пройдут два традиционных фестиваля – «Дачное Царицыно» и «Фестиваль исторических садов». Тема последнего — «В поисках русского сада», и его мы проведем в этом году, тесно сотрудничая с российскими музеями-заповедниками и усадьбами.

Устойчивое развитие, культура участия и инклюзия

Хочу поделиться нашими основными подходами к работе такого большого музейного и природного комплекса как «Царицыно». Выполняя основную миссию музея по сохранению культурного наследия, мы руководствуемся принципами устойчивого развития, культуры участия и широкой инклюзии. Именно эти приоритеты задают нам вектор на несколько лет вперед.

Как мы это делаем? Во-первых, тема устойчивого развития. Она известна с 1980-х годов, но сейчас стала особенно важна, потому что говорит о связи экономического, экологического и социального. В пандемийном 2020-м все мы почувствовали, насколько тесно эти сферы связаны между собой, и как нам важно сохранить это ощущение безопасности и бережного отношения друг к другу. Что конкретно мы сделали? Мы адаптировали цели устойчивого развития под музейное жизнеобеспечение и разработали концепцию этого развития для себя сразу по многим направлениям: энергообеспечение, содержание территории, работа с посетителями, социальные гарантии для сотрудников, подбор поставщиков продукции и многое другое.

Во-вторых, мы смогли объединить музей и парк в единое полотно. И теперь выставочные проекты не просто взаимосвязаны с событийными, а являются одним проектом, рассчитанным на разные аудитории и сценарии посещения. Это значит, что все, что мы делаем, программируется с учетом всех факторов: сезонности, посетителей, ландшафта, залов и прочего. Мы даем возможность всем нашим гостям включиться в наши проекты в самых разных вариациях, через образовательные, музыкальные, театральные, издательские программы. В этом году в таком формате будут проведены проекты «Под маской Венеции» и Триеннале современного гобелена и текстиля.

В-третьих, мы начинаем серию оперных проектов. В «День истории Царицына» мы покажем реконструкцию барочной оперы «Аннета и Любен» — ту самую оперу, которую в XVIII веке представляли Екатерине II именно в Царицыне! Позже, в сентябре, оперную тему продолжит выставка-фестиваль «Театрократия. Екатерина II и опера», которая представит императрицу не только как театрального деятеля, чьи взгляды оказали решающее влияние на русскую оперу второй половины XVIII столетия, но и как человека с современным нам подходом к театру. Екатерина Великая выступала одновременно во всех качествах: либреттиста, зрителя, режиссера, цензора, критика, стратега и политика.

Ещё одна крайне важная для нас тема — инклюзия. Мы продолжим работать в двух направлениях: усиление информационной и архитектурной доступности и создание условий для комфортного диалога самых разных посетителей. Несколько лет назад мы уже сделали комплексное обследование доступности музея. В этом году решили актуализировать экспертизу, привлекая к работе институт РЕАКОМП и Московскую городскую организацию «Всероссийское общество инвалидов». У нас запланированы экскурсии на русском жестовом языке и с элементами тифлокомментирования. Также будет продолжен проект по профориентации подростков с аутизмом «Планета цветов».

Ну и конечно, мы понимаем, что с изменениями, происходящими в мире, меняется и отношение людей к культуре, к самообразованию, к познанию мира. Современный человек ценит возможность быть созидательным. Учитывая это, мы в нашем диалоге с посетителем, предоставляем возможность принимать участие в работе музея-заповедника. Мы регулярно проводим исследования, измерения, опросы, всегда с чуткостью относимся к пожеланиям гостей. Мы готовы начать проект по краудфандингу, и скоро на нашем сайте вы сможете стать членом Клуба друзей «Царицына», Клуба коллекционеров, а также вступить в программу лояльности или принять участие в акции по сбору средств для приобретения музеем нужного музейного предмета или, например, новой тактильной карты для слабовидящих.

Мы очень надеемся, что никакие внешние обстоятельства не помешают осуществлению наших планов и наших гостей ждет море музыки, красоты и счастья!


О новых форматах образовательных проектов и различных способах работы со взрослой и детской аудиторией.

Мы продолжаем работать с очень важной для нас темой — инклюзией. В этом году мы планируем усилить информационную и архитектурную доступность и создать условия для комфортного диалога самых разных посетителей. Основные наши усилия будут направлены на повышение доступности паркового пространства. Это позволит интенсивнее использовать его образовательный и рекреационный потенциал для организации музейно-образовательных программ и обращения к новым темам с новых ракурсов. К разработке этой темы мы планируем привлечь Институт РЕАКОМП и Московскую городскую организацию «Всероссийское общество инвалидов». В частности, с учетом всех нововведений в этом году впервые будут разработаны экскурсионные маршруты по территории Ореховских склонов и Аршиновскому парку, о которых прежде мы рассказывали лишь вскользь.

Специально для подростков — самой трогательной нашей аудитории — мы запустили в начале февраля творческую лабораторию «Черная грязь», в работе которой принимают непосредственное участие современные художники, историки, искусствоведы.

А в работе с молодёжной и взрослой аудиторией планируем все чаще обращаться к арт-медиации на выставках и постоянных экспозициях — ближайшая выставка, на которой будут работать арт-медиаторы — «Искусство быть», и откроется она 16 марта.

Для наших посетителей, которые по разным причинам не могут сегодня очно посетить музей-заповедник, мы разработали отдельное направление «Музей дома», включившее в себя богатый опыт дистанционной работы 2020 года.

Большие изменения ждут в этом году проект #Детское_Царицыно. Работая в этом направлении, мы руководствуемся идеей, что для ребенка музей — это пространство, востребованное на протяжении всей жизни. Посещение музея в дошкольный период, а позже с учителем должно сформировать образ музея как дружелюбного и увлекательного места, куда интересно будет вернуться одному или с друзьями, а став взрослым — прийти в музей со своей семьей. Начиная с этого года, каждый выставочный проект музея-заповедника будет сопровождаться «детским слоем».

Продолжает развиваться работа с семейной аудиторией, включая самых маленьких посетителей. Прогулки по музею для малышей проходят у нас на абсолютно всех актуальных выставках. Это возможность родителям даже с малышами посетить любую выставку, не беспокоясь, что они доставят неудобство, а благодаря дополнительным интерактивным материалам будет возможно продолжить знакомство с музеем даже дома.

Для школьных учителей в «Царицыне» подготовили новые музейные уроки в постоянных экспозициях и на временных выставках. В новом учебном году будут расширены материалы для организации проектной и исследовательской деятельности школьников, одним из результатов которой станет подготовка школьниками полноценной выставки в пространстве «Кабинета натуральной истории» — нового, пятого зала Детского музея.

А параллельно всему этому полным ходом идет подготовка серии международных образовательных онлайн-проектов, основанных на материалах выставок, и этот именно тот формат, который мы опробуем уже в самое ближайшее время, организовав импровизированный телемост.

И все это делает большая команда сотрудников музея из отделов образовательных и экскурсионных программ, направления развития и специальных проектов, экспозиционно-выставочного отдела, научные сотрудники и все те люди, что встречают и ждут вас в музее каждый день.