Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

В музее стартовал новый проект – цикл встреч в формате открытых дискуссий, которые объединят на одной площадке ценителей и профессионалов, исследователей и энтузиастов, ученых и коллекционеров и, конечно, современных мастеров и художников народного искусства.

Поводом для создания Клуба стала выставка «В поисках народного искусства», открытая недавно в музее-заповеднике «Царицыно» и созданная на основе его обширных коллекций.

Может ли народное искусство быть актуальным, востребованным, модным? Мы уверены, что да.

Как найти и объединить интересные инициативы, разбросанные по территории бывшего СССР?

Как научиться видеть и понимать красоту народного искусства?

Как ценить и сберегать те сокровища народной культуры, которые достались нам в наследство?

На эти и многие другие вопросы мы попытаемся ответить вместе с нашими экспертами и друзьями на встречах «Клуба любителей и знатоков народного искусства».

Приглашаем присоединиться к сообществу клуба ВКонтакте, чтобы быть в курсе последних событий и анонсов, а также делиться комментариями, впечатлениями и интересными материалами.

Расписание встреч

март 2023. «Ручная печать по ткани: от реконструкции традиций к новым технологиям»

Первая встреча Клуба знатоков и любителей народного искусства в музее-заповеднике «Царицыно» запустила цикл дискуссий, посвященных народному искусству.

10 марта участники Клуба встретились, чтобы подробно и на ярких (во всех смыслах слова) примерах разобрать тему «Ручная печать по ткани». На мероприятии собралось множество заинтересованных слушателей, онлайн ко встрече присоединились мастера и исследователи из самых разных городов от Павловского Посада до Челябинска.

Обсудили кубовую набойку, натуральное крашение, традиционные набойки Таджикистана, волнительную и даже немного опасную «расшифровку» старинных рецептурных книг, а также бытовые сложности творцов, которым порой бывает очень непросто «добыть» для любимого занятия нужные красители и смеси.

Цели и задачи клуба

Директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина в приветственном слове отметила, что идея серии научно-практических встреч по теме сохранения народного искусство появилась в процессе работы над выставкой «В поисках народного искусства». Сам выставочный проект это результат серьёзной исследовательской работы музея-заповедника, а параллельная программа адресована не только широкой аудитории, но и экспертам. «Музею очень важно объединять истинных почитателей и знатоков декоративно-прикладного и народного искусства, налаживать профессиональный диалог вокруг темы народного искусства во всех ее проявлениях. Хотелось бы, чтобы встречи клуба были регулярными и плодотворными», — отметила Елизавета Фокина.

Куратор выставки, заместитель директора по научной работе Ольга Докучаева добавила, что выставка впервые показала феномен расцвета «советского народного искусства» в послевоенное время как грандиозный и успешный эксперимент, осуществленный при мощной поддержке государства. Народное искусство стало тогда частью культуры миллионов. Сейчас наступило время поисков новых путей для переосмысления советского опыта и актуализации традиций народного искусства. Одна из целей клуба не только посмотреть, что происходит сейчас в народном искусстве, но также понять, что мы сами можем сделать, чтобы оно вновь стало интересно и широко востребовано в нашей стране.

Набойка: мастера и их дело

Куратор Клуба знатоков и любителей народного искусства, сокуратор выставки «В поисках народного искусства» старший научный сотрудник ГМЗ «Царицыно» Юлия Иванова рассказала о «капсуле времени», которая есть в пространстве выставке, и экспозиция которой будет меняться – в ней показаны предметы, созданные современными авторами, которые вдохновляются народным искусством. В частности, сейчас там представлены ткани мастера и коллекционера народного костюма Веры Голубевой.

Юлия Иванова также отметила растущий интерес к печати на ткани и привела в пример проекты, направленные на популяризацию этого направления – например, Музей печати на ткани во французском Мюлузе, где хранится большая коллекция текстильных образцов, набойных досок, и где посетители могут попробовать печатать на ткани и Музей истории русского платка и шали в Павловском Посаде, где ежегодно проводится праздник набойки.

Вера Голубева, мастер кубовой набойки, занимается возрождением традиционной техники русских красильщиков уже не первый год. В своем выступлении «Путь индиго. Реконструкция кубовой набойки» она рассказала о процессе создания набоек, об окрашивании, а также о мероприятиях по всему миру, где ей довелось побывать, показывая свое искусство. Она отметила, что интерес к кубовой набойке растёт.

Галина Карева, заведующая отделом «Музей ивановского ситца» Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д. Г. Бурылина, который предоставил для выставки «В поисках народного искусства» уникальные брючные костюмы работы Вячеслава Зайцева, сделала сообщение о богатейшей коллекции музея, которая включает 550 тысяч образцов тканей, включая археологические экспонаты.

Она рассказала захватывающую историю о том, как специалисты музея при участии приглашенного мастера Павла Осипова расшифровывали старинные рецептурные книги ручной печати по ткани. Им удалось восстановить технологии крашения и набойки середины XIX века.

Павел Осипов, мастер по окрашиванию тканей и ручной набойке, основатель мастерской «Балина», тоже поделился с участниками своим опытом, подключившись к встрече Клуба онлайн из Самары. Он подтвердил, что интерес к авторской продукции в технике ручной печати по ткани растет, в особенности при создании этнографических костюмов и даже признался, что некоторые его работы пытались продать в музей под видом антикварных.

Тутинисо Ашурмадова, заведующая музеем этнографии Академии наук Республики Таджикистан показала удивительно красивые традиционные набойки Таджикистана, среди которых встречались и двусторонние экземпляры.

Ирина Талызина, мастер ручного крашения и печати по текстилю, сотрудник Музея традиционного искусства народов мира «ТрадАрт» показала, как выглядят отпечатанные в техниках «экопринта» (экотипия, цианотипия, хлоропринт) хлопок, ситец, шерсть и шёлк. В основе всех техник лежит контактное крашение и получение отпечатка за счёт природных тонинов в растениях и их реакции с металлами. В планах мастера — высадить целый «красильный ботанический сад».

В течение года запланировано еще минимум шесть встреч клуба, и, как отметили участники первой встречи, это будет востребованный проект, который поможет привлечь интерес к изучению народного искусства.

Видеозапись встречи смотрите здесь.

апрель 2023. «Русский Север. Наследники традиций»

Народное искусство Русского Севера как объединяющее начало

21 апреля 2023 года в музее-заповеднике «Царицыно» состоялось второе заседание Клуба знатоков и любителей народного искусство на тему «Русский Север. Наследники традиций». Новая встреча тематического клуба еще раз доказала: наследие этого невероятного региона с его богатой историей и уникальными промыслами неизменно находит отклик в сердцах людей всех поколений. Дети и взрослые и в XXI веке тянутся к истокам ремесла и переосмысляют былые ценности в современном искусстве.

Связующие нити

Предваряя выступления специальных гостей, сокуратор выставки «В поисках народного искусства» Юлия Иванова отметила, что Русский Север – понятие настолько емкое, что его не охватить ни географическими мерками, ни рамками исторических эпох. Это, скорее, особый уклад жизни, сложившийся из-за сурового климата и непростых условий, и особый пласт культуры, созданный приезжавшими сюда людьми. После себя они оставили великие памятники архитектуры и древнерусского искусства. И этот необыкновенный мир остается источником вдохновения как для мастеров, восстанавливающих традиции рукоделия, так и для их учеников, и для работников музейной индустрии, и для частных коллекционеров, и для современных художников.

Тема встречи была выбрана неслучайно. 22 апреля в рамках проекта «В поисках народного искусства» открылась сателлитная выставка детской школы народных ремесел в Архангельске. Этот «храм народного искусства» знаменит на всю Россию благодаря тонкому умению основателя школы Владимира Бурчевского и его последователей передать «из рук в руки» тайны мастеров и привить к ним искреннюю любовь юного поколения. Именно их работы можно увидеть в новой экспозиции, где нашлось место и ткачеству, и бересте, и резьбе по кости, и прочим видам народных промыслов края.

Экспедиции прошлого и настоящего

Искать народное искусство – дело очень непростое. Говоря об опыте культурных экспедиций, которые и открыли для мира самородков из народа, главный научный сотрудник музея-заповедника «Царицыно» Ольга Докучаева подчеркнула, что собрать нашу богатейшую коллекцию удалось в том числе благодаря таким «закупочным экспедициям», в которых исследователи по крупицам добывали народные сокровища из отдаленных уголков страны.

К примеру, в 1985 году – через год после основания нашего музея (тогда он назывался Государственный музей декоративно-прикладного искусства СССР) – коллега Ольги Владимировны Юрий Васильевич Максимов отправился именно в Архангельскую область. Он отыскал там свыше 150 предметов, часть которых как раз представлена на выставке «В поисках народного искусства»: это и коллекция прялок, и одежда (сарафаны, городские кофты фартуки), и домашний текстиль и ткачество, и многое другое.

О том, как дело обстоит с экспедициями в наше время, рассказала Марина Николаевна Милютина, начальник отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия Кенозерского национального парка. Но внимание она привлекла не к нему, а к своему новому проекту в регионе – музею «Дом на восьми ветрах» в селе Лопшеньга в Онежском поморье. Немыслимые красоты края, специфика его быта и промыслов просто кричали о необходимости сделать тут музей. Но на момент знакомства с деревушкой у инициативной группы не было ни единого экспоната, но именно общение с местными жителями – по сути та же культурная экспедиция в ее современном формате – позволила собрать более 300 экспонатов, 95% из которых – дары владельцев. Это и сборные прялки (сборные – потому что пряли прямо во время основного промысла, ловли рыбы), и старинные рыболовецкие приспособления (крошни с корзиной для переноски семги или воронка для слива тюленьего жира), венчальный венец, предметы мужского рукоделия, женский праздничный костюм с уникальным полушубком, невероятные плетеные серьги и многое другое.

История в современности

Народное искусство никуда не уходит, оно живет, дышит и даже находит отражение в современном искусстве.

Сергей Шеметов, мастер по бересте, народный мастер России и педагог из села Конево, выступал на заседании Клуба в народном костюме и знакомил участников не только с рассказом о своем учителе – знаменитом Михаиле Васильевиче Варварском, но и с его работами (а также своими произведениями искусства из бересты). На встрече клуба можно было увидеть солонку-переноску или берестяной самолет Варварского (и тоже шаркунок: «любая работа должна звучать»). А так он делал из этого материала буквально все – вплоть до действующей модели мельницы. И учил работать с материалом (например, правильно «варить шаркунок») молодых ребят вроде Сергея, который теперь передает эту науку дальше в своей «Берестудии».

Культура и традиции Русского Севера поддерживают и в школе детского творчества в вологодском селе Нюксеница, коллектив которого устроил для участников нашего Клуба настоящий онлайн-концерт: ребята в национальных костюмах показали, как занимаются росписью, ткачеством, а затем залихватски запели и заплясали. Показали даже традиционные игры и пожелали всем собравшимся «многая лета» (очень музыкально пожелали, подняв всем и без того прекрасное настроение).

Живы поморские традиции и в современном искусстве. Это подтвердила художник-калиграф Ксения Ладатко, которая представляла в «Капсуле времени» в рамках выставки «В поисках народного искусства» свою композицию «Поморский вавилон». Это текстильная мозаика из натуральных лент, что использовались в быту поморов. В центре композиции – зеркало с пословицей «Каждому кулику свое болото: мне тут». А сама форма работы повторяет узоры таинственных природных лабиринтов, найденных в Поморье и датированных 2-3 веком до н. э.

Неугасающий интерес – благородная цель

Выступил на заседании Клуба и частный коллекционер Александр Ильин, директор Музея народного искусства в Ростове. Он рассказывал не только о музее, который знаменит на всю область своим невероятным собранием расписного резного дерева и народных икон или уникальными экспонатами (например, одной из всего трех сохранившихся по всей России прялок авторства Степана Амосова). Александр тоже говорил о том, насколько интересно народное творчество людям. Как мастера и хранители традиций могут часами брести через леса в малюсенький поселок, чтобы только увидеть «тот самый зеленый цвет», что был на исторической росписи, которая им полюбилась. Как обычные посетители могут по четыре часа слушать рассказы об экспонатах (и это не фигура речи, а рекорд музея, установленный Александром и благодарной слушательницей буквально в начале апреля). Интерес есть – и задача музеев его поддерживать.

Какие-то отдельные предметы народного искусства могут становиться брендом территории и поводом для туристических анимационных программ, но в этом кроется и определенная боль исследователей: государственные гранты выделяются на «украшательства», а не поддержку мастеров. И задача музеев – в том числе как можно больше рассказывать именно об исследованиях, о мастерах и их работах, о преемственности и поддержании традиций. То есть переосмыслять и популяризировать народное искусство. Этим мы и занимаемся.

Следите за новостями и присоединяйтесь к Клубу знатоков и любителей народного искусства музея-заповедника «Царицыно».

июнь 2023

Информация будет представлена позже

июль 2023

Информация будет представлена позже

сентябрь 2023

Информация будет представлена позже

декабрь 2023

Информация будет представлена позже

Фотогалереи

Март 2023. «Ручная печать по ткани: от реконструкции традиций к новым технологиям»

 

Апрель 2023. «Русский Север. Наследники традиций»