Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Музей-заповедник «Царицыно» празднует 295-летие со дня рождения Екатерины II, без которой не было бы ни дворцов, ни «нежной готики», ни самого слова «Царицыно». В память об императрице и её неуемной фантазии с 21 апреля в Большом дворце откроется капсульная выставка, представляющая избранную иконографию императрицы.

Медальон. Императорский стеклянный  завод. Россия, XIX век. Стекло, дерево, бронза, матирование, отливка

Российской императрице, пожелавшей иметь близ Москвы летнюю увеселительную резиденцию, в музее-заповеднике «Царицыно» посвящены две масштабные экспозиции («Екатерина II. Золотой век Российской империи» и «Царицыно Екатерины II») и самый главный экспонат – скульптура, созданная в 1896 году Александром Опекушиным и с 2007 года украшающая Екатерининский зал Большого дворца. Новый выставочный проект – дополнение к уже рассказанной истории. Три десятка портретов Екатерины II – на них императрица стоит, сидит, смотрит на художника прямо или искоса, изображена анфас и в профиль – экспонируются рядом на одной стене: их можно охватить одним взглядом, почти не мигая.

Среди портретов Екатерины II есть один, который императрица любила больше других – работа кисти Петра Дрождина 1797 года. Художник писал императрицу, конечно, не с натуры (такой прерогативой пользовались лишь немногие придворные живописцы, чьи таланты безусловно признавались при дворе – например, Иоганн Лампи-старший или Федор Рокотов), а с одного из самых оригинальных в её иконографии портретов, созданного десятью годами раньше. Во время крымского путешествия императрицы в 1787 году по заказу Григория Потёмкина крепостной художник Михаил Шибанов изобразил императрицу в бархатном кафтане и собольей шапке, без скипетра, аллегорических животных и орденских лент. Екатерине неожиданно понравилась этот сдержанный образ, и впоследствии она просила копировать именно его и дарила копии приближённым и гостям. Редкая работа Дрождина хранится в коллекции музея, оригинал Шибанова – в Русском музее в Петербурге, в «Царицыне» – его точная копия.

Ещё две картины, на которые стоит обратить внимание – это портрет, созданный в 1770-е годы Генрихом Бухгольцем (он писал в духе датского живописца Виргилиуса Эриксена, много лет проработавшего в России), и портрет кисти Леонтия Миропольского, отреставрированный в прошлом году в Петербурге по заказу «Царицына».

Один из двух объемных экспонатов – это арт-объект, созданный по мотивам коронационного платья 1762 года из фондов Музеев Московского Кремля. Группа из четырёх дизайнеров использовали современные технологии (плоттерную резку) и материалы (тайвек), чтобы повторить орнамент и аппликацию в виде двуглавых орлов, которой украшен оригинальный наряд. Макет платья сидит на двухметровом манекене и подсвечен изнутри так, чтобы каждая деталь была видна.

В названии инсталляции использована фраза, которой Екатерина II обычно заканчивала письма близким людям – к примеру, сыну Павлу или Григорию Потёмкину. На современный русский язык «впрочем, пребываю к вам доброжелательная» можно перевести как «искренне ваша» или «всегда на связи».

Инсталляция к 295-летию со дня рождения Екатерины II в Большом дворце – прелюдия к празднованию 40-летия музея-заповедника «Царицыно». Выставка «Люди и фонды» откроется в начале лета, и будет не столько рассказывать о четырёх десятилетиях, ушедших на становление музея, сколько знакомить с нашими очень разнообразными коллекциями и людьми, продолжающими создавать музей прямо сейчас.