Шедевры Царицына. В отпуск с художником
Авторское стекло из коллекции музея-заповедника «Царицыно»
Проект знакомит с произведениями из коллекции стекла музея-заповедника «Царицыно», которые художники создали или задумали во время творческих отпусков. Творческие дачи – летние резиденции для плодотворной работы художников – появились в академической системе ещё до 1917 года, но долгое время были доступны только узкому кругу заслуженных мастеров. Ситуация стала меняться в 1950-е годы в связи с «оттепелью» и с формированием творческих союзов. Помимо дач, появились дома творчества Союза художников СССР и республиканских союзов; система достигла расцвета в 1970-е годы.
В принадлежавших Союзу художников СССР домах творчества – в Гурзуфе, Хосте, Юрмале, Паланге и на озере Сенеж – собирались художники из разных республик, в атмосфере дружеского соперничества происходил интереснейший обмен идеями. Со временем у всесоюзных домов творчества появилась специализация. Так, юрмальский «Майори» сотрудничал с мастерскими рижской Академии художеств и с комбинатом «Максла», занимавшимся производством стекла, и был единственным местом, где художники по керамике и стеклу могли свободно экспериментировать. Но художник не обязательно ехал «поработать в материале». Многие ценили дома творчества за новые впечатления и творческий импульс, которые там получали. Дома творчества республиканских и региональных отделений Союза художников – московского, ленинградского, российского, украинского, грузинского, армянского, казахского, киргизского и латвийского – располагались в очень живописных местах: на черноморском и балтийском побережьях, на озере Иссык-Куль и на берегу Оки, в лесах Тверской области и в Старой Ладоге.
Со временем необходимость дополнительных источников вдохновения для художников осознали и руководители производств. В 1970-е годы заводские художники получили оплачиваемый творческий отпуск – возможность поехать в командировку по территории СССР, сделать эскизы и зарисовки, которые впоследствии будут использованы в работе.
Представленные на фото произведения, а также другие прекрасные образцы художественного стекла из коллекции музея можно увидеть на выставках «Основные элементы» и «На грани. Искусство гранения и гравировки стекла» в Хлебном доме.
Кликните по фотографии, чтобы узнать подробности.
Часть I. В отпуск к морю
Часть II. В отпуск на дачу
Образцом художественного общежития за городом были и остаются дача Поленова и прекрасное содружество Абрамцевского кружка – ареалы творческой свободы и совершенствования мастерства.
Первая официальная творческая дача – Дача Академии художеств в Тверской губернии – появилась в 1883 году. Инициативу её создания приписывают Илье Репину. Второе рождение «Академички», или «Репинки», как её называют художники, произошло в 1948 году, когда в отремонтированные здания приехал первый поток художников. Желающих попасть сюда было очень много, но даже при том, что дача стала работать круглый год, она могла принять только 120 человек летом и 60 зимой. Потоки длились по два месяца, каждый заканчивался смотром работ.
В позднейших республиканских домах творчества атмосфера дружеской конкуренции и взаимного обогащения идеями сохранялась. Но неприхотливого дачного быта, посиделок на террасе, камерности – всего этого в корпусах из стекла и бетона не хватало, хотя они и были комфортнее.
В 1970-е годы стали возникать собственные дачи художников. Мастера, даже не будучи академиками, могли получить участок под дачу, или снимали комнаты в старых дачах, или уезжали на лето в деревню. Их привлекали личная свобода, возможность отрешиться от суеты большого города, естественная и спокойная жизнь на лоне природы, наслаждение нехитрыми радостями.
Часть III. В отпуск по историческим местам
Туризм в СССР становится массовым в 1960-е годы: в 144 городах открыты клубы туристов, отрасль развивается, и появляется Центральный совет по туризму и экскурсиям – в будущем одна из крупнейших организаций этого профиля в мире.
В 1970-е увеличиваются туристские потоки на север и восток страны – в Карелию, на Кольский полуостров, на Урал, в Сибирь, на Байкал, в столицы республик Средней Азии. Тогда же складывается маршрут по городам Центральной России, где сохранились уникальные памятники древнерусского белокаменного зодчества XII–XIII веков, – Золотое кольцо.
Часть IV. В отпуск наедине с дикой природой
В конце 1970-х годов творческий отпуск художника в стекольной промышленности был осознан как производственная необходимость: заводы художественного стекла нуждались в новых идеях.
Художники предпочитали отправляться в далёкие места, открывать для себя дикую природу, тем более что и дорогу, и сам отпуск оплачивали производства. Такое путешествие сложно планировать: оно всегда вызов, – но и впечатления оставляет самые яркие.
У руководства отраслью и у художественных советов, которые отбирали произведения на выставки или для оформления общественных пространств, была своя цель. Им хотелось, чтобы авторы отказались от штампов, от повторения плакатных сюжетов, связанных с темой просторов Родины, быта и работы людей в сложных условиях. Принятые тогда решения помогли в поисках не только новых образов, но и новых технических приёмов.