Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Живопись, графика и произведения декоративно-прикладного искусства, посвященные Царицыну

В Большом дворце открыта небольшая выставка «Такое разное Царицыно». В экспозиции не более двадцати работ современных художников, посвятивших свои произведения музею: гобелены, живопись, графику, деревянные шкатулки и блюда с городецкой росписью. Это первый проект, предваряющий 40-летний юбилей музея-заповедника, который будет отмечаться в 2024 году. Предметы с царицынской тематикой собрала куратор и главный научный сотрудник музея Ольга Докучаева.

Главное место в новой экспозиции занимают работы, связанные с арт-проектами 1980-1990-х годов, когда усилия музейных сотрудников были направлены на активное участие в идущих по стране художественных процессах. К примеру, старинный поволжский городецкий промысел в то время переживал второе рождение: обновлялась техника росписи, появлялись новые авторы. По заданию музея мастера Лия Беспалова, Лидия Кубаткина, Валентина Черткова, Александра Соколова и Фаина Касатова выполнили серию работ, посвященных Царицыну. Традиционные для городецкий росписи мотивы – чаепитие, катание на тройке, народные гуляния – разворачивались на фоне баженовской архитектуры. Самые яркие работы пополнили музейную коллекцию.

Целый раздел царицынского собрания посвящен тканным миниатюрам, или мини-гобеленам. В 1998-1999 годы двум замечательным художницам, Ирине Колесниковой и Марине Нечепорук, музей предложил осмыслить полную тайн историю и причудливую архитектуру Царицына, и обе решили эту задачу нетривиально. Колесникова впервые использовала в работе грубый картон и полупразрачный папирус, а Нечепорук – колесики часового механизма. В таписерии «С днем рождения, Триеннале» ветеран отечественного текстильного искусства Эдит Паулс-Вигнере сделала акцент не на архитектуре, а на музее: полутораметровое тканное панно стало жестом дружбы и поддержки Триеннале текстильного искусства и современного гобелена – большого царицынского проекта, стартовавшего в 2011 году.

Художники, приезжающие в Царицыне на рубеже XIX-XX веков, по-новому смотрели на старинный парк и руины дворцов и старательно переносили увиденное на холст и бумагу. В разделе, посвященном изобразительному искусству, на первом месте оказывается картина известного певца русских усадеб и уходящей натуры Станислава Жуковского «Царицыно». Он создавал свой пейзаж осенью 1910 года, выбрав живописный вид на Верхний Царицынский пруд, открывающийся со ступеней павильона «Миловида». Чувства, схожие с теми, что сто лет назад испытал Жуковский, сегодня может пережить каждый художник, пришедший в парк на пленэр.

Новейшая царицынская история началась в 1984 году с основания Музея декоративно-прикладного искусства народов СССР, ставшего впоследствии «Царицыным». Наиболее ценную часть музейного собрания составляют произведения авторского и народного декоративно-прикладного искусства второй половины XX века. И хотя масштабная реставрация архитектурного ансамбля в начале 2000-х на два с лишним десятилетия развернуло вектор художественного интереса в сторону XVIII века и эпохи правления Екатерины II, сегодня музей заново открывает шедевры предметного искусства из собственной коллекции.

Ежегодно коллекция «царицынианы» пополняется произведениями изобразительного и декоративного искусства, посвященных музею. И процесс этот будет длиться, пока существует Царицыно.

Куратор выставки – главный научный сотрудник Дирекции музея-заповедника «Царицыно», кандидат искусствоведения Ольга Докучаева.

Экспозиция будет работать со 2 ноября по 26 мая на цокольном этаже Большого дворца.