Loading...
Департамент культуры города Москвы

Онлайн-проект в рамках предстоящей выставки новых поступлений

Онлайн-проект приурочен к одному из важнейших для музея событий 2021 года – выставке новых поступлений, которая откроется 15 октября в залах Хлебного дома. На ней будут представлены более 300 предметов, приобретённых музеем, полученных им в дар или переданных ему другими организациями за последние 10 лет.

Они составляют значимую, но малую часть тех произведений искусства и целых собраний, которыми пополнились за это время фонды «Царицына». Онлайн-проект даст возможность познакомиться с предметами, которых не будет в экспозиции, прочесть или услышать о том, как шли поиски и реставрация памятников, узнать о проведённых в ходе этой работы исторических расследованиях. Также мы хотим рассказать о дарителях представленных предметов и о том, как поступили в музей некоторые экспонаты и коллекции.

Каждый месяц до открытия выставки в Хлебном доме на сайте будут появляться новые истории. А затем мы продолжим наши рассказы, но уже в залах музея.

Пополнение коллекций – одна из основ работы любого музея. Исторические события, изменения политического курса или настроений в обществе неизбежно накладывают свой отпечаток на эту деятельность. Нашли они отражение и в нашем музейном собрании.

Музей «Царицыно» обладает не имеющей аналогов коллекцией произведений авторского ткачества XX века. Это наиболее полное на территории России и стран СНГ собрание работ ведущих мастеров бывших союзных республик СССР. Кроме того, музей активно пополняет свои фонды старинными европейскими и русскими шпалерами. Наконец, последние десять лет «Царицыно» целенаправленно выстраивает связи с современными мастерами гобелена, чьи произведения также поступают в коллекцию. В 2021 году в музее пройдёт уже четвёртая Триеннале текстильного искусства и современного гобелена.

В первом сюжете нашего виртуального проекта три основных направления работы музея, связанной с пополнением его собрания, представлены на примере трёх гобеленов.

Гобелен «Пленение Зенобии»

Приобретение этого произведения связано с особым вниманием, которое в музее «Царицыно» уделяется наследию эпохи Екатерины Великой и ее потомков (XVIII – начало ХХ века).

В России огромный интерес к искусству шпалеры, или гобелена, проявлял Пётр I. При нём была основана Петербургская шпалерная мануфактура. Но подлинного расцвета это предприятие достигло во время царствования Екатерины II. На мануфактуре трудились более 200 мастеров. Также императрица собрала великолепную коллекцию гобеленов. Шпалера с изображением сцены пленения Зенобии отвечает вкусу века Просвещения, частью которого стала эпоха Екатерины II.

Это крупноформатное произведение (2,88 × 4,47 м), масштаб которого соответствует дворцовым интерьерам. Тонкость исполнения, сочетание шерстяных и шёлковых нитей свидетельствуют о высокой художественной ценности работы. Неизвестно, попала ли эта шпалера в Россию в XVIII столетии, но в её главном образе в то время усматривали параллель с Екатериной II.

Жившая в III веке царица Пальмиры Зенобия после смерти своего супруга, царя Одената, ввиду малолетства наследника стала самостоятельно править государством. Зенобия была покровительницей философии и христианства, под её властью Пальмира полностью покорила Сирию, а также вела завоевания в Малой Азии, став крупным соперником Рима. Современники Екатерины II сравнивали двух правительниц, называя русскую императрицу «царицей Северной Пальмиры». Но в отличие от Зенобии, армия которой была разбита римскими войсками, Екатерина не потерпела поражений.

На шпалере Зенобия изображена со служанкой, поддерживающей её шлейф. Молитвенно сложив руки, она стоит перед сидящим римским императором Аврелианом.

Обращает на себя внимание декоративная кайма, обрамляющая сцену. Широкий бордюр украшен гирляндами из цветов и плодов, по центру каждой из четырёх сторон бордюра – картуши. Обычно в таких картушах помещали герб заказчика, знак шпалерной мануфактуры или герб города, где располагалась мануфактура. Однако здесь в картушах изображены пейзажи. Это интересный и довольно редкий в прикладном искусстве приём «картины в картине», в данном случае – «гобелена в гобелене».

Гобелен «Древнерусский»

Гобелен представляет второй важнейший раздел музейного собрания – авторское декоративно-прикладное искусство ХХ–XХI веков. Эта часть нашего фонда беспрецедентна по полноте. К сожалению, после распада Советского Союза она оказалась вне фокуса общественного интереса. Однако в последние годы музей взглянул на неё по-новому. Были созданы несколько постоянных экспозиций и выставок, которые актуализировали эту коллекцию. Сейчас предпринимаются большие усилия для её пополнения. В 2019 году музею удалось приобрести два произведения Альбины Воронковой.

Гобелен был заказан автору по решению Михаила Васильевича Посохина, главного архитектора Москвы, для оформления интерьера ресторана «Арбат». Строительство этого ресторана было предусмотрено масштабным проектом перестройки Москвы и создания новой магистрали – проспекта Калинина, ставшего в 1960-е годы символом обновления города. На момент постройки это был самый большой ресторан в Европе, здание включало в себя несколько залов разной вместительности. Перед архитекторами и декораторами стояла задача создать разные по характеру помещения. Альбина Воронкова вспоминает, что Михаил Посохин сознательно сделал ставку на молодых мастеров (одним из которых в 1965 году была и она), чтобы они искали новый стиль. Художникам были поставлены только общие задачи. Никто не определял тему её произведения, древнерусский мотив родился из её собственного творческого интереса. Она в тот момент изучала искусство средневековой Руси и традиционное ткачество. Несколько условный художественный язык древнего Владимира, а также Русского Севера – с колоритными, но сдержанными образами – стал отправной точкой для формирования стиля мастера. Выработанный стиль и сюжет оказались парадоксально созвучны лаконичным формам архитектуры модернизма.

В дальнейшем гобелен пережил все перипетии отечественной истории. С 1967 года более 20 лет он украшал «русский» зал ресторана. Но в 1991 году «Арбат» был закрыт. Многие произведения, оформлявшие его интерьеры, исчезли – были выброшены, проданы, бесследно пропали. Альбина Борисовна обнаружила свои работы скатанными в подвале бывшего ресторана. Она смогла выкупить их у нового собственника помещения. В 2018 году гобелен был показан в нашем музее на монографической выставке художника и затем приобретён у автора.

Гобелен «Нойон. Спираль»

Это произведение относится к третьему разделу музейной коллекции, который включает в себя работы, являющиеся достоянием народной и традиционной художественной культуры XIX–XXI веков.

Гобелен «Нойон. Спираль» отражает развитие национальных традиций в современном мире. Этот гобелен – философское размышление автора о человеке и его пути, опирающееся на традиции национальной культуры. Цветовая гамма гобелена, узор спиралей напоминают о неолитической керамике. Почти всё пространство занимает изображение громадного быка – царственного животного в искусстве Средней Азии. В фигуре быка видится одновременно и образ горы, и образ юрты. На голове быка между рогами, стилизованными в форме полумесяца, восседает человек – Нойон. Как многолик и символичен в этом произведении образ быка, так многозначен и образ Нойона.

Нойоны – изначально представители древних монгольских родов, в империи Чингисхана – тысячники монгольской армии. Они не только командовали армией: им подчинялись семьи воинов, в их обязанности входило решение административных вопросов и судебных споров. С распадом монгольской империи они стали правителями независимых областей. Но для автора важно и созвучие слова «нойон» и имени библейского Ноя. Это собирательный образ лидера – наставника-патриарха, который из прошлого смотрит в будущее. Бык-гора-юрта становится ещё и Ноевым спасительным ковчегом.

Продолжение следует