Loading...
Департамент культуры города Москвы

Онлайн-проект в рамках предстоящей выставки новых поступлений

Онлайн-проект приурочен к одному из важнейших для музея событий 2021 года – выставке новых поступлений, которая откроется 15 октября в залах Хлебного дома. На ней будут представлены более 300 предметов, приобретённых музеем, полученных им в дар или переданных ему другими организациями за последние 10 лет.

Они составляют значимую, но малую часть тех произведений искусства и целых собраний, которыми пополнились за это время фонды «Царицына». Онлайн-проект даст возможность познакомиться с предметами, которых не будет в экспозиции, прочесть или услышать о том, как шли поиски и реставрация памятников, узнать о проведённых в ходе этой работы исторических расследованиях. Также мы хотим рассказать о дарителях представленных предметов и о том, как поступили в музей некоторые экспонаты и коллекции.

Каждый месяц до открытия выставки в Хлебном доме на сайте будут появляться новые истории. А затем мы продолжим наши рассказы, но уже в залах музея.

Часть I

Пополнение коллекций – одна из основ работы любого музея. Исторические события, изменения политического курса или настроений в обществе неизбежно накладывают свой отпечаток на эту деятельность. Нашли они отражение и в нашем музейном собрании.

Музей «Царицыно» обладает не имеющей аналогов коллекцией произведений авторского ткачества XX века. Это наиболее полное на территории России и стран СНГ собрание работ ведущих мастеров бывших союзных республик СССР. Кроме того, музей активно пополняет свои фонды старинными европейскими и русскими шпалерами. Наконец, последние десять лет «Царицыно» целенаправленно выстраивает связи с современными мастерами гобелена, чьи произведения также поступают в коллекцию. В 2021 году в музее пройдёт уже четвёртая Триеннале текстильного искусства и современного гобелена.

В первом сюжете нашего виртуального проекта три основных направления работы музея, связанной с пополнением его собрания, представлены на примере трёх гобеленов.

Гобелен «Пленение Зенобии»

Приобретение этого произведения связано с особым вниманием, которое в музее «Царицыно» уделяется наследию эпохи Екатерины Великой и ее потомков (XVIII – начало ХХ века).

В России огромный интерес к искусству шпалеры, или гобелена, проявлял Пётр I. При нём была основана Петербургская шпалерная мануфактура. Но подлинного расцвета это предприятие достигло во время царствования Екатерины II. На мануфактуре трудились более 200 мастеров. Также императрица собрала великолепную коллекцию гобеленов. Шпалера с изображением сцены пленения Зенобии отвечает вкусу века Просвещения, частью которого стала эпоха Екатерины II.

Это крупноформатное произведение (2,88 × 4,47 м), масштаб которого соответствует дворцовым интерьерам. Тонкость исполнения, сочетание шерстяных и шёлковых нитей свидетельствуют о высокой художественной ценности работы. Неизвестно, попала ли эта шпалера в Россию в XVIII столетии, но в её главном образе в то время усматривали параллель с Екатериной II.

Жившая в III веке царица Пальмиры Зенобия после смерти своего супруга, царя Одената, ввиду малолетства наследника стала самостоятельно править государством. Зенобия была покровительницей философии и христианства, под её властью Пальмира полностью покорила Сирию, а также вела завоевания в Малой Азии, став крупным соперником Рима. Современники Екатерины II сравнивали двух правительниц, называя русскую императрицу «царицей Северной Пальмиры». Но в отличие от Зенобии, армия которой была разбита римскими войсками, Екатерина не потерпела поражений.

На шпалере Зенобия изображена со служанкой, поддерживающей её шлейф. Молитвенно сложив руки, она стоит перед сидящим римским императором Аврелианом.

Обращает на себя внимание декоративная кайма, обрамляющая сцену. Широкий бордюр украшен гирляндами из цветов и плодов, по центру каждой из четырёх сторон бордюра – картуши. Обычно в таких картушах помещали герб заказчика, знак шпалерной мануфактуры или герб города, где располагалась мануфактура. Однако здесь в картушах изображены пейзажи. Это интересный и довольно редкий в прикладном искусстве приём «картины в картине», в данном случае – «гобелена в гобелене».

Гобелен «Древнерусский»

Гобелен представляет второй важнейший раздел музейного собрания – авторское декоративно-прикладное искусство ХХ–XХI веков. Эта часть нашего фонда беспрецедентна по полноте. К сожалению, после распада Советского Союза она оказалась вне фокуса общественного интереса. Однако в последние годы музей взглянул на неё по-новому. Были созданы несколько постоянных экспозиций и выставок, которые актуализировали эту коллекцию. Сейчас предпринимаются большие усилия для её пополнения. В 2019 году музею удалось приобрести два произведения Альбины Воронковой.

Гобелен был заказан автору по решению Михаила Васильевича Посохина, главного архитектора Москвы, для оформления интерьера ресторана «Арбат». Строительство этого ресторана было предусмотрено масштабным проектом перестройки Москвы и создания новой магистрали – проспекта Калинина, ставшего в 1960-е годы символом обновления города. На момент постройки это был самый большой ресторан в Европе, здание включало в себя несколько залов разной вместительности. Перед архитекторами и декораторами стояла задача создать разные по характеру помещения. Альбина Воронкова вспоминает, что Михаил Посохин сознательно сделал ставку на молодых мастеров (одним из которых в 1965 году была и она), чтобы они искали новый стиль. Художникам были поставлены только общие задачи. Никто не определял тему её произведения, древнерусский мотив родился из её собственного творческого интереса. Она в тот момент изучала искусство средневековой Руси и традиционное ткачество. Несколько условный художественный язык древнего Владимира, а также Русского Севера – с колоритными, но сдержанными образами – стал отправной точкой для формирования стиля мастера. Выработанный стиль и сюжет оказались парадоксально созвучны лаконичным формам архитектуры модернизма.

В дальнейшем гобелен пережил все перипетии отечественной истории. С 1967 года более 20 лет он украшал «русский» зал ресторана. Но в 1991 году «Арбат» был закрыт. Многие произведения, оформлявшие его интерьеры, исчезли – были выброшены, проданы, бесследно пропали. Альбина Борисовна обнаружила свои работы скатанными в подвале бывшего ресторана. Она смогла выкупить их у нового собственника помещения. В 2018 году гобелен был показан в нашем музее на монографической выставке художника и затем приобретён у автора.

Гобелен «Нойон. Спираль»

Это произведение относится к третьему разделу музейной коллекции, который включает в себя работы, являющиеся достоянием народной и традиционной художественной культуры XIX–XXI веков.

Гобелен «Нойон. Спираль» отражает развитие национальных традиций в современном мире. Этот гобелен – философское размышление автора о человеке и его пути, опирающееся на традиции национальной культуры. Цветовая гамма гобелена, узор спиралей напоминают о неолитической керамике. Почти всё пространство занимает изображение громадного быка – царственного животного в искусстве Средней Азии. В фигуре быка видится одновременно и образ горы, и образ юрты. На голове быка между рогами, стилизованными в форме полумесяца, восседает человек – Нойон. Как многолик и символичен в этом произведении образ быка, так многозначен и образ Нойона.

Нойоны – изначально представители древних монгольских родов, в империи Чингисхана – тысячники монгольской армии. Они не только командовали армией: им подчинялись семьи воинов, в их обязанности входило решение административных вопросов и судебных споров. С распадом монгольской империи они стали правителями независимых областей. Но для автора важно и созвучие слова «нойон» и имени библейского Ноя. Это собирательный образ лидера – наставника-патриарха, который из прошлого смотрит в будущее. Бык-гора-юрта становится ещё и Ноевым спасительным ковчегом.

Часть II

В первые годы существования Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР (так в 1984–1991 годах назывался музей-заповедник «Царицыно») основной его задачей было представить во всей широте характерные для национальных культур художественные промыслы и ремёсла, другие виды народного творчества и декоративного искусства.

Для этого музей не только покупал необходимые ему произведения, но и пополнял свои коллекции предметами из выставочных фондов Министерства культуры СССР и Союза художников СССР. В его собрание поступали лучшие произведения с всесоюзных, республиканских и международных выставок, с заводов, промыслов и из мастерских художников.

Сегодня музей также активно приобретает работы художников декоративного искусства, в том числе именитых мастеров, чьё творчество получило известность ещё в советское время.

В предыдущей части мы рассказали о нескольких гобеленах. Не обойдём вниманием эту тему и сейчас. Но основной акцент на этот раз будет сделан на керамике.

Царицынская коллекция авторской керамики включает как уникальные произведения, так и образцы для серийного производства, созданные художниками-керамистами второй половины XX — XXI века. Ядро коллекции составляет авторская керамика 1960–1980-х годов из России, Украины, Прибалтики, Армении, Грузии, Белоруссии, Молдавии. Многие работы выполнены в Доме творчества Союза художников СССР в Дзинтари (Латвия), оснащённом печами высокого обжига, что обеспечивало первоклассное технологическое качество керамических произведений. Сегодня этот уникальный всесоюзный творческий центр заброшен.

У художников из когда-то единой страны всё реже появляется возможность обменяться опытом. Тем ценнее панорама художественных поисков и национальных школ, представленная лучшими произведениями послевоенного декоративно-прикладного искусства из собрания «Царицына».

Особенно важна публикация коллекций музея-заповедника в рамках Генерального каталога. В настоящий момент вышло три тома: «Авторское ткачество XX‒XXI веков. Гобелены, мини-гобелены, таписсерия» (2018) и «Авторская керамика XX — начала XXI века» в двух книгах (2019, 2020).

Гобелен «Некоторые планы Царицына»

Царицыно и герои его истории представлены во многих произведениях искусства: как на чертежах, гравюрах и акварелях XVIII‒XIX веков, так и в творчестве  авторов XX столетия.

С момента своего создания музей устраивал конкурсы и выставки и делал заказы художникам. Так в собрании появлялись современные работы, вдохновлённые Царицыном. Это и городецкая роспись — изображения дворцовых построек Царицына, выполненные художниками А.В. Соколовой, Ф.Н. Касатовой и В.А. Чертковой (1989‒1990), и витражный ансамбль «1775 год. Лето в Царицыне», созданный для музея Л.И. Савельевой (1999), и гобелен А.А. Шмаковой «Слава Баженова» (1989–1990), и мини-гобелены М.Н. Нечепорук и И.Ю. Колесниковой (1997–1999).

Продолжает тему гобелен «Некоторые планы Царицына» (ручное ткачество, 100×70 см), вытканный молодым художником, выпускницей Московского архитектурного института Александрой Васильевной Бычковой (род. 1990) в 2014 году ко II Триеннале современного гобелена и текстильного искусства. Вертикальная композиция гобелена из цветной шерсти и льна включает архитектурные планы трёх любимых автором построек Царицынского архитектурного ансамбля: Фигурного моста, павильона «Миловида» и Фигурных ворот.

Рельеф «Бегство в Египет»

Важны для музея приобретения произведений керамиста Любови Степановны Ненашевой (род. 1942). Начав работать на Экспериментальном творческо- производственном комбинате Художественного фонда РСФСР в 1975 году, Любовь Степановна и сегодня участвует в работе творческих групп керамистов этого предприятия (сегодня оно носит название ЭТПК «Воронцово» Союза художников России).

На рубеже нового тысячелетия ею был создан рельеф с евангельским сюжетом «Бегство в Египет». Традиционная трактовка образов Марии с Младенцем, сидящих на упирающемся ослике, которого тянет вперёд ангел, и образа идущего следом Иосифа ритмикой движения изображённых фигур напоминает раннехристианские образцы. Однако материал — грубый шамот — сообщает о том, что это современная работа. Небольшой по размеру — 43×63 см, — этот рельеф можно было бы воспроизвести с увеличением до монументально-декоративного произведения шириной и высотой в несколько метров. Выполненный автором в собственной мастерской, рельеф был обожжён на ЭТПК «Воронцово».

Керамида «Муза»

Ещё одно произведение Л.С. Ненашевой — сосуд-скульптура из шамота, ласково названный автором «керамидой» (высота 62 см), — было создано в 1983 году. Стилистика, в которой выполнена эта работа, характерна для рубежа 1970–1980-х годов. Условность формы удачно сочетается в ней с нанесённым изображением практически иконописной женской полуфигуры. Название «керамида» в данном случае может быть истолковано как «керамическая кариатида»: вертикальная форма напоминает об архитектурных скульптурах-колоннах.

Керамида «Муза» ценна тем, что была создана в Латвийской ССР, на предприятии «Болдерай», во время работы автора в Доме творчества в Дзинтари (Юрмала). С 1965 по 1990 год там ежегодно зимой в течение двух месяцев собирались так называемые творческие группы художников-керамистов (в каждой — по 30 человек, представлявших все республики СССР). Они готовили произведения для всесоюзных и республиканских тематических выставок и международных конкурсов. Эта работа финансировалась и курировалась Союзом художников СССР и Художественным фондом СССР. Она давала художникам уникальную возможность обмена опытом, а также позволяла им познакомить со своим творчеством коллег как внутри страны, так и за её пределами. Сейчас работы, выполненные художниками в Дзинтари, редки и большей частью находятся в музейных собраниях. Приобретение этого произведения у автора помогает восполнить одну из лакун в коллекции советского декоративно-прикладного искусства.

Скульптура «Сказочный городок»

Другое произведение московской советской керамической школы, поступившее в собрание музея-заповедника «Царицыно», — декоративная скульптура «Сказочный городок», выполненная заслуженным работником культуры РСФСР Николаем Николаевичем Шмидтом (1920–2011). Н.Н. Шмидт на протяжении трёх десятилетий (1961–1993) был руководителем Центрального выставочного зала «Манеж». Как художник он создавал серии графических листов, памятные доски, декоративную керамическую пластику.

Вероятно, его интерес к пластике был связан с работой в 1942–1950 годах в малоизвестном сегодня учебном заведении — Московском институте прикладного и декоративного искусства (МИПиДИ), существовавшем в Москве с 1930 по 1952 год. Этот институт был образован после закрытия Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИНа). МИПиДИ располагался в специально для него выстроенном здании в районе бывшего посёлка Сокол. Ректором МИПиДИ был художник Александр Александрович Дейнека (1899–1969). В 1952 году МИПиДИ был объединён с Ленинградским высшим художественно-промышленным училищем (ЛВХПУ), год спустя получившим имя Веры Игнатьевны Мухиной (1889–1953). Это объединение художественных учебных заведений вынудило многих учеников переехать из Москвы в Ленинград для завершения учёбы.

Фаянсовая скульптурная композиция Н.Н. Шмидта «Сказочный городок» (20×21×20,5 см), приобретённая музеем в 2019 году у Ю.Н. Елисеева, была создана на рубеже 1960–1970-х годов. Она изображает улочку маленького русского городка с деревянными домиками, по которой едет повозка, запряжённая лошадьми.

К такого рода сюжетам в многоцветной керамике обращались выпускницы МИПиДИ Нина Павловна Полынская (1914–1989) и Валентина Валентиновна Александрова-Рославлева (1921–2005), чьи работы также есть в собрании «Царицына». По словам искусствоведа Л.В. Андреевой, «в МИПиДИ произошёл какой-то „взрыв“ малой пластики, возник колоссальный к ней интерес». Отмеченный ею феномен требует внимательного изучения на примере работ преподавателей и выпускников этого учебного заведения.

Скульптура «Чабан»

Коллекция «Авторский фарфор ХХ–XXI веков» музея-заповедника «Царицыно» включает уникальные работы известных мастеров и образцы популярных тиражных произведений российских фарфоровых заводов — Ленинградского (ЛФЗ, ныне АО «Императорский фарфоровый завод»), Дулёвского, Дмитровского и других. Она даёт возможность проследить изменение стилевых особенностей русского фарфора, ставшего неотъемлемой частью национальной художественной культуры.

Московские традиции в русском фарфоре проявились в работах выдающихся мастеров Дулёвского завода (П.М. Кожин, П.В. Леонов, А.Г. Сотников, В.К. Яснецов), в том числе в скульптуре малых форм (А.Д. Бржезицкая, Е.И. Гатилова, Г.Д. Чечулина и др.).

Недавно собрание музея пополнилось одной из таких работ — произведением народного художника РФ Евгении Ильиничны Гатиловой (1921–2021) (также выпускницы МИПиДИ).

Скульптура «Чабан» была выполнена на Дулёвском фарфоровом заводе в 1970-х годах. Чабаном во многих регионах России и в некоторых соседних странах называют пастуха, пасущего овец.

Известно, что по созданной ранее модели Е.И. Гатилова повторяла эту работу в 2000-х годах. Небольшая двухфигурная композиция (22×23,8×9,5 см) изображает пастуха, который, нагнувшись, держит за рога барашка.

Сюжеты с чабанами, как и вообще с людьми труда, были популярны в СССР. В собрании «Царицына» есть и другие произведения такого рода: фарфоровые скульптуры «Кубанский чабан» (1954) Алексея Георгиевича Сотникова (1904–1989) и «Сон чабана» (1960-е) работы Исидора Григорьевича Фрих-Хара (1893–1978).

О внимании к этой профессии свидетельствует то, что в СССР существовали региональные награды для пастухов — нагрудные знаки «Лучшему чабану Ставрополья», «Лучшему чабану» Калмыкии, Липецкой и Курской областей.