Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Авторское ювелирное искусство Ленинграда/Санкт-Петербурга

В Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» 13 июля 2024 года открылась выставка, посвященная авторскому ювелирному искусству Ленинграда / Санкт-Петербурга. В экспозиции – около 250 работ, созданных 51 художником в последние шестьдесят лет, начиная с середины 1960-х годов и заканчивая нынешним 2024 годом.

Выставка «Невская перспектива» показывает развитие одной отдельно взятой школы авторского ювелирного искусства – ленинградской/петербургской. «Я даже думала назвать выставку “Гений места”, – призналась куратор выставки, художник-ювелир Анна Терещенкова. –  Мне было интересно проследить, как место влияет на человека, уж слишком явные различия прослеживаются между художниками петербургской, московской или, скажем, екатеринбургской ювелирными школами. Совершенно очевидно, что город влияет на человек сильнее, чем мы думаем».

Авторские туры по выставке

Организаторы приглашают всех на авторские туры – кураторские экскурсии с участниками выставки.

Ближайшие встречи:

14 июля 2024
13:00-14:00
«Ювелирное искусство: пространство идей». Авторский тур по выставке с куратором и художником Анной Терещенковой.
Вход – по билету в музей и билету на экскурсию.

Билеты

О богатом наследии художников-ювелиров СССР сегодня знает в основном лишь узкий круг специалистов. Многие полагают, что ювелирное искусство в России существовало только в эпоху Карла Фаберже, потом исчезло, и лишь в последние десятилетие начало возрождаться. Произведения советских художников второй половины XX века все еще остаются малоизученными. Выставка «Невская перспектива» стремится восполнить этот пробел.

Экспозиция охватывает период от ранних 1960-х до наших дней. Оказавшись в самом ее начале, к примеру, можно узнать, что родоначальницей ленинградской ювелирной школы была Юта Паас-Александрова, которая училась в Таллине у людей, преподававших в Баухаусе, а позднее работала главным художником завода «Русские самоцветы». В 1954 году она стала первым ювелиром Советского Союза, пополнившим ряды Союза художников. Впоследствии и другие советские ювелиры второй половины XX века получили заветные удостоверения, а вместе с тем возможность создавать авторские, не тиражные предметы, работать с драгоценными металлами и выставляться в музеях.

Одна из задач выставки – исследовать феномен петербургской школы, попытаться обозначить её наиболее характерные черты. Некоторые из авторов родились и учились в Ленинграде, другие переехали в него уже состоявшимися ювелирами, но каждый, обладая собственным видением и авторским почерком, внес свой вклад в творческую жизнь города. Архитектура, история, художественные традиции – все это заметно повлияло на восприятие красоты, проявляясь в работах художников-ювелиров особым эстетическим каноном петербургской гармонии.

Но «Невская перспектива» – это не только ретроспективный взгляд в прошлое. Важным разделом выставки является современное ювелирное искусство. В основе этого раздела – работы молодых петербургских мастеров, собранных в том числе через открытый конкурс. Сегодня именно эти художники формируют контуры будущего авторского направления в ювелирном деле.

«Царицыно» хранит весьма любопытную ювелирную коллекцию и время от времени проводит выставки в ее честь. К примеру, в экспозиции «Основные элементы» находятся произведения петербургского ювелира и эмальера Владимира Наумова, много лет проработавшего в Эрмитаже реставратором произведений ювелирного искусства (в том числе реставрировал знаменитые яйца Карла Фаберже), а отдельный зал этой выставки посвящен наследию московского мастера Александра Голикова. Три года назад, осенью 2021-го, в Малом дворце в «Царицыне» открылась выставка «Другое дерево», на которой были представлены работы современных художников-ювелиров, использующих в качестве основного материала ценные породы дерева (мореный дуб, гагат, дрифт-вуд, эбен и другие) и его производные (фанеру, бумагу и даже обычные дрова). «Невская перспектива» отчасти продолжает уже начатый разговор, а отчасти начинает новую интересную дискуссию о судьбе ювелирного искусства в современном мире.

Куратор выставки – Анна Терещенкова, художник-ювелир, член Санкт-Петербургского союза художников

Научные консультанты выставки:
Ирина Перфильева, доктор искусствоведения, доцент, главный научный сотрудник Отдела художественных проблем дизайна, декоративного и народного искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, заслуженный деятель искусств России, член Общероссийской общественной организации «Ассоциация искусствоведов», член Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»
Галина Габриэль, кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой искусствоведения Санкт-Петербургского государственного института культуры, член Международной ассоциации искусствоведов, член Санкт-Петербургского союза художников

Участники выставки:
Музей-заповедник «Царицыно»
Екатеринбургский музей изобразительных искусств

РОСИЗО
Сергиево-Посадский музей-заповедник
частные коллекционеры