Люди и фонды
В Большом дворце открыта выставка «Люди и фонды. Коллективный проект сотрудников музея-заповедника “Царицыно”», посвященная 40-летнему юбилею музея-заповедника. Над ее созданием трудились сорок три куратора – нынешних и бывших сотрудников музея – от смотрителей до директоров. Они отобрали лучшие, по их мнению, предметы из коллекции и рассказали свою историю царицынских фондов.
На выставке представлены все коллекции «Царицына»: живопись, графика, старинные книги, скульптура, мебель, деревянный архитектурный декор, произведения из керамики, фарфора, стекла и текстиля, археологические артефакты, а также золотые и серебряные предметы, инкрустированные драгоценными камнями. Среди выбранных кураторами предметов – массивный деревянный наличник 1885 года, проекционный аппарат «Магический фонарь» начала ХХ века, гобелен «Слава Баженову» и шамотный кирпич с нарисованной на нем голубой розой, произведший фурор в 1973 году на Международном конкурсе керамики в итальянском городе Фаэнца.
История фондов
Для музея-заповедника «Царицыно» 2024 год – юбилейный. Сорок лет назад, 16 февраля 1984 года, вышло распоряжение Совета министров СССР «Об образовании Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР (ГМДПИ)». В ноябре 1993 года музей получил современное название – Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» (подробнее про историю музея смотрите здесь). Все эти годы фонды музея пополнялись, и каждый сотрудник привносил в них что-то личное (первым поступлениям в музейную коллекцию посвящен наш отдельный онлайн-проект). Так, благодаря живости ума и любознательности Вадима Помещикова, возглавлявшего в 1990-е годы ныне несуществующий отдел непрофессионального народного искусства, царицынские фонды пополнились коллекцией наивного искусства. Бывший генеральный директор Виктор Егорычев добился, чтобы в Большом дворце поселилась скульптура Александра Опекушина «Императрица Екатерина II», а за счет усилий Александра Безрукова, руководившего музеем в 2000-е годы, в Атриуме Хлебного дома появился орган. Процесс формирования музейной коллекции не останавливался ни на минуту все сорок лет и продолжается по сей день.
Медиация с кураторами выставки
Специально для проекта команда, занимающаяся музейными арт-медиациями, разработала новую программу «Маршрут перестроен». Медиация с кураторами выставки «Люди и фонды».
В этот раз её будут проводить сами кураторы проекта — сотрудники музея, в чьи обязанности общение с гостями ранее не входило. Медиаторами «Людей и фондов» на время работы выставки станут руководитель юридического отдела, специалист экспозиционно-выставочного отдела, координатор публичных программ к выставкам и другие. Для этого они прошли обучение основам медиации и постараются в полной мере применить свои новые знания и навыки на практике. Программы будут бесплатными — необходимо будет лишь купить билет в музей и успеть зарегистрироваться.
Медиации, в отличие от экскурсий, связаны с живым общением и обсуждениями. Это встречи в музее, на которых вы попробуете оценить не только произведение искусства, но и ваше восприятие произведения. Встречи непохожи друг на друга, ведь каждый медиатор рассказывает свою собственную историю и прокладывает по музею свой маршрут.
Чтобы попасть на медиацию с куратором выставки, необходимо купить билет в музей и зарегистрироваться.
Медиация с переводом на русский жестовый язык – по билету в музей и регистрации.
30 ноября, 13:00-14:30
«Маршрут перестроен». Медиация с куратором выставки «Люди и фонды» Ксенией Паршиной.
Медиацию проводит искусствовед, специалист по экспозиционно-выставочной деятельности научного отдела Ксения Паршина.
21 декабря, 16:00-17:00
«Маршрут перестроен». Медиация с куратором выставки «Люди и фонды» Екатериной Елисеевой.
Медиацию проводит специалист по экспозиционно-выставочной деятельности Екатерина Елисеева.
22 декабря, 16:00-17:00
«Маршрут перестроен». Медиация с куратором выставки «Люди и фонды» Ириной Селезневой
Медиацию проводит хранитель музейных предметов Ирина Селезнева.
В выставке принимают участие три бывших директора музея-заповедника: Виктор Егорычев, Александр Безруков и Наталья Самойленко. Все трое представляют не предметы, а целые архитектурно-музейные ансамбли. К примеру, Виктор Васильевич рассказывает, как устанавливали в Екатерининском зале скульптуру Екатерины II; Александр Сергеевич – как в музее появился Атриум Хлебного дома и орган; а Наталья Юрьевна – об Оперном доме, как самом изящном и изобретательном строении Василия Баженова в Царицыне. Получается, что у директоров экспонат больше, чем просто предмет, а виденье всего музея в целом.
Размещение экспозиции
Самое главное, что должны знать гости музея (и мы предупреждаем об этом заранее) – для того, чтобы понять весь масштаб экспозиции, придется обойти весь Большой дворец и увидеть все его выставки, потому что у «Людей и фондов» нет специально отведенного зала. Места, которые выбрали для размещения выставочных предметов, буквально разбросаны по всему пространству двух корпусов. Ознакомление к экспозицией будет напоминать такой же квест, который проходили родоначальники музея, собирая со всех уголков СССР первые поступления для фондов. Отдельными пунктами в экспозиции станет орган в Атриуме Хлебного дома и даже здание, не относящееся к двум вышеуказанным – это Средний дворец (Оперный дом), который по праву выбрала для участия в выставке бывший генеральный директор музея-заповедника Наталья Самойленко. И только его можно осмотреть прямо с улицы, стоя на Большой поляне. Чтобы увидеть всю остальную экспозицию, нужно будет купить билет в Большой дворец и Хлебный дом.
Забавный нюанс: если купить билет в Оперный дом, то можно увидеть выставку прекрасных скульптур из Останкинского дворца «Дворец во дворце», среди которых есть очень раритетные и необычные, например «Дерущиеся петухи» и «Козочка». Получается, что Оперный дом является еще и экспонатом, в котором кто-то живет – если заглянуть внутрь декоративных ваз или архитектурных макетов из «Людей и фондов», вы не найдете ни петушков, ни козочек.
Что выбрали кураторы
Полный список кураторов-участников проекта и выбранные ими произведения в отдельном файле (формат pdf).
Тактильные копии
Специально для выставки музей создал три новых тактильных экспоната — уменьшенные копии керамической композиции «Диалоги» Владимира Цивина, гобелена «Слава Баженову» Аллы Шмаковой и хрустальной вазы конца XIX века. Макеты установлены рядом с соответствующими предметами в экспозиции на первом этаже Большого дворца.
Каждый куратор написал эссе, в котором признался, какие события подтолкнули их к принятию решения работать в музее, почему они выбрали именно «Царицыно» и чем ценно происхождение предмета, который они выбрали для экспонирования. Эссе можно прочитать в экспозиции выставки – они будут размещены возле тех предметов, которым они посвящаются.
Музей декоративно-прикладного искусства в «Царицыне» был образован в 1984 году распоряжением Совета Министров СССР. Подлежащий реставрации дворцовый ансамбль стал домом для тысяч произведений авторского декоративного (предметов из стекла, керамики, фарфора, дерева, текстиля) и наивного искусства второй половины XX века. Позднее коллекция пополнилась живописью, скульптурой, гобеленами и мемориальными предметами XVII-XVIII столетий. И спустя сорок лет неустанной работы нескольких поколений сотрудников, в экспозициях и хранилище музея находятся более шестидесяти тысяч предметов.