Гжель. Времена года
В арт-пространстве кофейни «17 75» в Малом дворце взор кофеманов и чаевничающих радует очаровательная миниатюрная выставка «Гжель. Времена года». Как можно догадаться из названия, в экспозиционных витринах – узнаваемые бело-голубые фигурки, сервизы, декоративные тарелки и многое другое.
Выставка представляет современные работы из коллекции Союза гжельских мастеров на тему времен года: фигурки птиц и цветов, весёлые скульптурные композиции, нарядные блюда, панно, наборы для чаепития, кувшины, шкатулки, супницы и даже «потешный» чайник. И взрослым, и детям будет интересно поразглядывать «Гармониста», «Пряху», «Кукольника», «Рыбу-кита», «Уточку», птицу-«Сирин» и, конечно, четырех милых дам, давших название выставке («Времена года»). А из экспликаций (и ниже на странице) вы узнаете, что такое «гжельский куст» и почему некоторые предметы вовсе и не бело-голубые.
Выставка проходит в три этапа. В течение лета в экспозиции были представлены традиционные работы гжельских мастеров. С 1 сентября на выставке появится майолика – изделия из обожжённой глины, покрытые глазурью и красками. А с наступлением зимы в арт-пространстве кафетерия установят елку и оборудуют уютный камин (точнее, его имитацию), украшенные изделиями из Гжели.
-
Л.А. Чернов, В.В. Чернова. Скульптуры «Времена года». Фарфор, подглазурная роспись -
Н.Б. Мичугина. Композиция «Интервью». Фарфор, надглазурная роспись
Все, что вы хотели знать о гжельской росписи
Гжель – один из российских центров производства керамики. Так называемый Гжельский куст – это 27 деревень, расположенных примерно в 60 километрах к востоку от Москвы, в Раменском районе. Местность эта издавна славилась глинами, и их добыча здесь велась с середины XVII века. Тогда же было налажено производство расписной глазурованной керамической посуды. Причём изначально роспись была не бело-синей, а разноцветной. К началу XIX века на территории Гжели работали десятки небольших предприятий, выпускающих предметы из фарфора: посуду, игрушки, статуэтки. К концу XIX столетия промысел пришёл в упадок.
Восстановление керамического производства началось в середине XX века. Тогда же определяющим стал бело-голубой стиль росписи, начали активно использоваться кобальтовые краски, на производство пришли самобытные художники. С 1960 года произведения гжельских мастеров представляли на зарубежных выставках, они получали награды и стали известны во всём мире. Сегодня в Гжели работают несколько крупных предприятий и небольшие частные мастерские.
В 2020 году был создан Союз гжельских мастеров. В него входят 40 художников, музейно-выставочный центр «Дом Салтыкова», музей-мастерская «Артель» и Музей крестьянского быта Гжели. Художники проводят экскурсии по своим мастерским, устраивают мастер-классы по гончарному делу, формованию фарфоровых изделий и гжельской росписи. Члены союза активно участвуют в выставках, конференциях, круглых столах и прочих мероприятиях, связанных с народными художественными промыслами и керамикой. Ежегодно проходит фестиваль «Гжельфест».
-
П.Н. Гордеев. Сервиз «Грановитый». Фарфор, подглазурная роспись -
В.В. Неплюев, С.В. Жукова. Квасник «По грибы». Фарфор, подглазурная роспись -
Л.А. Чернов, В.В. Чернова. Скульптура «Кукольник». Фарфор, подглазурная роспись -
В.В. Неплюев, С.В. Жукова. Шкатулка и скульптуры «Художники». Фарфор, подглазурная роспись
С 1 сентября формат выставки, как и было обещано, частично изменился, и пространство кофейни до зимы будут украшать произведения, выполненные в технике майолики. Майолика старше гжельской керамики примерно на пять с половиной тысяч лет – глазурованные керамические изделия были в ходу еще в Древней Месопотамии. Современные гжельские мастера, работающие в традиционной технике росписи «синим кобальтом», время от времени обращаются к майолике, чтобы создать яркие, почти лубочные скульптуры.
-
Э. А. Зинонова. Скульптура «Под березой спрятался». Майолика, роспись по сырой эмали пигментами и глазурями -
Э. А. Зинонова. Скульптура «Дружим». Майолика, роспись по сырой эмали пигментами и глазурями -
В. В. Чепрасова. Подсвечник «Кот с кашей». Майолика, роспись пигментами и глазурями по сырой эмали -
Э. А. Зинонова. Скульптура «Жар-птица прилетела». Майолика, роспись по сырой эмали пигментами и глазурями
Выставка продлится до 18 мая. Вход свободный. Совместить культпоход можно с дегустацией воздушных круассанов. А чтобы вы не потерялись, ловите координаты Малого дворца.
Ждем вас в «Царицыне»!