Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Концертная программа

29 августа

Главная сцена
17:00-18:00 Российский национальный оркестр
19:00-19:15 Торжественное открытие фестиваля
19:15-20:00 Теона Контридзе
20:10-21:10 «Музыка в цветах». Оркестр Георгия Гараняна и певица Маргарита Позоян

Территория фестиваля
16:00-17:00 Цветочное шествие театра «Пантомимы» в сопровождении оркестра Brevis Brass Band
18:00-19:00 Театр «Малый Трианон»
18:00-19:00 Театр-шоу «Яръ»
18:00-19:00 Музыкальная программа «Музыка в саду»

30 августа

Главная сцена
15:00-15:30 Награждение финалистов модного показа «Королевская осанка»
17:00-18:00 Agafonnikov Band с lounge-программой «История музыки»
18:00-19:00 Трио «Фавориты» (опера, неоклассика)
19:00-20:00 Таис Урумидис

Территория фестиваля
12:00-15:00 Модный показ школы «Королевская осанка»
15:00-18:00 Джазовая программа «Музыка в саду»

31 августа

Главная сцена
13:00-14:00 Торжественная церемония награждения победителей — конкурсных проектов фестиваля
14:00-15:00 Московский камерный оркестр «Времена года»
17:00-18:00 Квартет «Страдиваленки»
18:00-20:00 Ансамбль «Стронский Бэнд»

Территория фестиваля
12:00-13:00 Джазовая программа «Музыка в саду»
14:00-16:00 Перформанс театра «Чудаки»
15:00-16:00 Цветочное шествие театра «Пантомимы» в сопровождении оркестра Brevis Brass Band

1 сентября

Главная сцена
16:00-18:00 Танцевальный мастер-класс с победителями и призерами российских турниров по бальным танцам
17:00-19:00 Кавер-бэнд Алексея Минченко
19:00-20:00 Оркестр волынщиков Москвы

Территория фестиваля
16:00-17:00 Музыкальная программа «Музыка в саду»

2 сентября

Главная сцена
16:00-17:00 Инструментально-световое шоу Katrin Electro SHow с программой «Неоклассика» (электоарфа, электоскрипка, электровиолончель, электроальт)
17:00-18:00 Соня Берия с программой «История, сады, цветы»
18:00-20:00 Группа Interstar

Территория фестиваля
16:00-17:00 Музыкальная программа «Музыка в саду»

3-8 сентября

Территория фестиваля
15:00-16:00 Музыкальная программа «Музыка в саду»

Мастер-классы

Место проведения: шатер для мастер-классов
Время проведения: 29 августа – 8 сентября с 15:00 до 18:00
Занятия проводит творческая мастерская Светланы Субботиной

29 августа
«История сада». Обучение технике шерстяной акварели

30 августа
«Цветы и сады». Обучение технике аппликации

31 августа
Обучение технике оригами

1 сентября
Обучение технике квиллинга

2 сентября
Обучение технике аппликации

С 3 по 8 сентября
Мастер-классы по квиллингу, изготовлению открыток, оригами, аппликации

Экскурсии

В рамках фестиваля будут проводится экскурсии по выставочным садам и историческому парку Царицыно.

Участников экскурсии проведут по садовым композициям фестиваля, а также познакомят с историей создания исторического пейзажного парка Царицыно, научат «читать» его композицию и угадывать замысел садовых мастеров.

Даты проведения экскурсий:
30 августа;
31 августа;
1 сентября;
4 сентября;
5 сентября;
6 сентября;
7 сентября;
8 сентября.

*29 августа, 2 и 3 сентября экскурсии не проводятся

Расписание экскурсий:
12:00 – Экскурсия по территории фестиваля. Продолжительность 45 мин. Стоимость 150 р.
14:00 – Экскурсия по территории фестиваля и историческому пейзажному парку. Продолжительность 90 мин. Стоимость 180 р.
16:00 — Экскурсия по территории фестиваля. Продолжительность 45 мин. Стоимость 150 р.

Место сбора участников — у стойки администратора в Первом оранжерейном корпусе. Приобрести билет можно также в кассе Первого оранжерейного корпуса.

Специальные события

29 августа, 19:00 (главная сцена)
Торжественное открытие фестиваля

31 августа, 11:30 (Виноградная оранжерея)
Лекция Лоры Коньям «Мои сады, вдохновленные искусством и историей»

31 августа, 13:00 (главная сцена)
Церемония награждения победителей — конкурсных проектов фестиваля

31 августа, 14:00 (территория фестиваля)
Премьера парковой керамики и встреча с авторами-керамистами

31 августа — 1 сентября, 12:30 — 18:00 (Виноградная оранжерея)
Открытая ландшафтная приёмная. Консультации по ландшафтному дизайну

7 — 8 сентября, 12:30 — 18:00 (Виноградная оранжерея)
Открытая ландшафтная приёмная. Консультации по ландшафтному дизайну

С 29 августа по 8 сентября 2019 года в музее-заповеднике «Царицыно» пройдет II Фестиваль исторических садов, в рамках которого в царицынском парке можно будет увидеть одновременно 25 садов разных эпох в миниатюре. Традиционно площадка фестиваля расположится на территории Воздушных садов — по соседству с царицынскими оранжереями, недалеко от станции метро «Орехово».

Фестиваль исторических садов впервые прошел в 2018 году. Его гостями стали более 320 тысяч человек. Популярность фестиваля легко объяснима: экспозиция садов-миниатюр под открытым небом в парке, который сам по себе является памятником садово-паркового искусства XIX века, вызвала большой интерес публики. И одним фестивалем работа музея с этой темой не ограничивается — ежегодно в Царицыне проходят выставки, конференции, концерты и циклы лекций, посвященные истории парков.

Тема фестиваля этого года — «Сады, вдохновленные историей». Участники конкурса — известные ландшафтные архитекторы и дизайнеры — на небольших участках земли воплотят свои проекты садов, отражающие стиль и идеи разных исторических эпох, от Древнего Рима и средневековой Франции до эпохи модерна и экспериментов нашего цифрового века.  Например, в проекте под названием «Русские горки» в окруженной живыми растениями инсталляции соединены два аттракциона – «русские горки» из современного парка развлечений и ставшие их прототипом  катальные горки  XVIII века.  Авторы другого проекта («Французский огород на крыше собора Парижской Богоматери») предлагают еще один путь возрождения знаменитого памятника. Сад «Мондриан» станет растительной вариацией на тему одной из самых известных картин голландского художника. Фестиваль открывается вслед за завершением важного царицынского выставочного проекта «Сады Серебряного века», одной из тем которого стала история крымской усадьбы Новый Кучук-Кой. По мотивам представленного на выставке описания усадебного цветника будет создан садик «Кучук-Кой», который станет одной из конкурсных работ фестиваля.

Работы конкурсантов будет оценивать жюри во главе с Лорой Коньям (Laure Quoniam)— членом Французской федерации ландшафтных архитекторов (FFP). Помимо нее в жюри входят хранитель садов Русского музея Ольга Черданцева, директор музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова и другие. Торжественное награждение проектов-победителей состоится 31 августа.

Важное отличие фестиваля этого года — внеконкурсная программа, в которой участвуют пять музеев-заповедников: «Царское Село», «Ясная Поляна», «Горки Ленинские», Алупкинский музей-заповедник и петербургский Летний сад. Так, «Ясная Поляна» представит в Царицыне клумбу — точную копию композиции из луговых трав и цветов, которой с большой долей вероятности любовался Лев Николаевич Толстой. Историки из Летнего сада воссоздадут по сохранившимся чертежам «Лабиринт» — боскет, существовавший при Петре I, но уничтоженный наводнением 1777 года. Царскосельские садовники высадят 10-метровый цветочный партер, а сотрудники «Горок Ленинских» — цветочную мозаичную клумбу, точный аналог той, что украшала парадный вход в дом миллионерши Зинаиды Морозовой в начале XX века. Из Воронцовского парка в Алупке приедет проект «Русский исторический розарий» — фотовыставка, посвященная многочисленным сортам роз, названным в честь русских императоров и их потомков.

В рамках Фестиваля исторических садов будет организована образовательная программа. Работы, участвующие в конкурсе, и парковые сооружения Царицына можно будет осмотреть на экскурсии «Вкруг замка парк», в оранжереях будет работать «Ландшафтная приемная», в которой студенты Аграрного университета им. К.А. Тимирязева будут рассказывать, как ухаживать за растениями в саду и дома. Для детей будут организованы флористические и экологические мастер-классы, игры и конкурсы.

Все дни работы фестиваля на сцене и небольших площадках будут выступать яркие музыкальные коллективы и уличные театры: Agafonnikov Band, Таис Урумидис, оркестр «Времена года», «Стронский бэнд», Оркестр шотландских волынок и барабанов, Соня Берия и другие.

Фестиваль исторических садов в «Царицыне» в этом году станет площадкой для еще одного эксперимента. 31 августа в парке впервые пройдет День керамики. Специально для музея-заповедника художники создают объекты парковой керамики; жанр этот в России, к сожалению, пока малоизвестен. Какие именно объекты будут представлены, станет известно только в день мероприятия, но они останутся в парке навсегда. До конца фестиваля их можно будет увидеть на территории Воздушных садов, а после — в местах, которые авторы выберут для своих работ сами. В День керамики в Царицыне также пройдет «Керамический пикник», в котором примут участие художники, готовые отказаться от стерильной выставочной обстановки и показать свои работы всем желающим в непринужденной атмосфере фестиваля — просто сидя на траве.

Ландшафтные дизайнеры и архитекторы, авторы конкурсных работ фестиваля: О. Тихомирова, Д. Лисицына, Е. Образцова М. Рускова, Н. Климова, Л. Леонтьева, Е. Гинсбург, О. Волошина, Е. Макарова, Д. Белостоцкая, М. Геворгян, А. Онофрейчук, О. Онофрейчук, М. Борисова, Е. Роговой, Т. Койсман, Г. Фокичева, Е. Алямовская, О. Калупина, А. Щедрин, Н. Климова, О. Трильби, Е. Кравцова, О. Пискарева, Н. Емельянова, А. Силенская, Ю. Щелина.

Вход на Фестиваль исторических садов свободный.

Жюри фестиваля:

— Лора Коньям, председатель жюри. Ландшафтный архитектор, член Французской федерации ландшафтных архитекторов, Париж;

— Пол Харви-Брукс, ландшафтный архитектор, Великобритания. Неоднократный победитель выставки Chelsea Flower Show, c 2015 года — член Почетного жюри выставок RHS Garden;

— Витторио Перетто, ландшафтный архитектор, Италия;

— Ольга Таратынова, директор музея-заповедника «Царское Село», г. Санкт-Петербург;

— Ольга Черданцева, хранитель садов Русского музея, г. Санкт-Петербург;

— Софья Веселова, доцент кафедры искусствоведения МГУ, историк садово-паркового искусства;

— Игорь Вознесенский, Заслуженный архитектор РФ.

Конкурсные проекты участников:

«Из глубины веков»

Площадь – 100 м²

Автор – Ольга Тихомирова.

Рим. Его руины хранят память о далеком прошлом. В вечном городе открывается дорога к красоте и поэзии. Белый мрамор и благоухающая зелень: сад, которым некогда наслаждались патриции и который не выходит из моды несколько тысячелетий.


«Версаль ледникового периода»

Площадь – 50 м²

Автор – Дарья Лисицына.

Имя «Версаль» давно уже стало нарицательным. Автор дает интерпретацию этого великолепного сада через призму постапокалипсиса и ледниковой зимы. Сад будто покрыт толстым слоем снега, а скульптуры – скованы льдом. Весь антураж выполнен не из природных, а искусственных материалов. Это метафора окружающей нас имитации. «Версаль ледникового периода» – имитация сада, где мрамор оказывается пластиком, а дерево – пенополистиролом. Давайте задумаемся, кто мы? И где грань между истиной и обманом?

«Русские горки»

Площадь – 50 м²

Автор – Елизавета Образцова.

В садах и парках России XVIII века сочетались разные европейские стили, но у русского парка были и свои особые черты. В садово-парковой архитектуре нашли свое отражение национальные традиции и сложные климатические условия. Во времена Екатерины II русская зимняя забава – катание с гор – была воплощена в парковом павильоне с катальной горкой в Ораниебауме (архитектор Антонио Ринальди) и Царском Селе (архитектор Франческо Бартоломео Растрелли). Это были эффектные и сложные увеселительные сооружения, которые работали и зимой , и летом. Аттракционы настолько поражали иностранных гостей, что подобные развлечения стали появляться и при дворах других европейских монархов. Считается, что именно они стали прототипом знаменитого аттракциона «Русские горки», неотъемлемого элемента всех современных парков развлечений.

Именно «Катальная горка», как особая черта русского садово-паркового стиля, легла в основу идеи сада «Русские горки». Инсталляция – образ русской забавы – находится в окружении цветника в природном стиле, в котором высажены эхинацея, злаки, котовник, дуб, ель, береза и другие растения.

«Воспоминание»

Площадь – 50 м²

Автор – Мила Рускова

Образ классического деревенского русского дома сродни краеугольному камню в фундаменте мировосприятия. Мы все, живущие в городах, соприкасались с этой культурой, с этим традиционным устройством дома и сада, обусловленного тесным взаимодействием с землей. Детство в деревне, лето у бабушки, пейзажи и литературные образы, – идея деревенского дома возвращает к простым ценностям, чистым детским помыслам, мудрости старших, – тому, что в современном городском темпе так легко забывается. Своя история соприкосновения с таким домом есть у каждого. Прозрачные очертания дома, его призрачный интерьер – это воспоминание, это та простая ценностная система координат, которую мы храним в себе. Сад, исполненный как набросок, даёт наблюдателю пространство дорисовать собственные воспоминания.

«Старый-Новый Кучук-Кой»

Площадь – 50 м²

Автор – Наталья Климова.

В истории Серебряного века есть сад, художественное значение которого огромно, а судьба трагична. Крымская вилла Новый Кучук-Кой создана по заказу Якова Жуковского, родственника и друга Врубеля, в 1910-е годы. Он пригласил сюда лучших мастеров «Голубой розы». Павел Кузнецов создал сияющие майоликовые панно и мозаики, Александр Матвеев – статуи спящих мальчиков и девушек. Заворожённый мир Кучук-Коя сохранен в десятках картин и акварелей Петра Уткина. Усадьба понесла тяжелый урон и во время войны, и в последующие годы, а сейчас находится на грани гибели. Чуду, которым был и вновь должен стать Кучук-Кой, посвящен целый зал работающей в «Царицыне» выставки «Сады Серебряного века» – в нем впервые в истории собраны проекты и пейзажи, поврежденные скульптуры и обломки мозаик. Великий памятник еще можно спасти; и выставка должна привлечь к нему широкое общественное внимание.

Вокруг белой статуи мальчика, расположенной в центре цветника, цвели желто-синяя стелющаяся свинчатка (плумбаго) и пунцовые герани. Ближнюю к дому половину этого круга обрамляла розовая герань, дальнюю – малахитовая листва мушмулы. Верхняя часть внешней окружности была обсажена ночной красавицей, цветы которой имеют оттенки от белого до пунцового. Вход в цветник был оформлен растениями темных, плотных, бархатистых тонов (желто-коричневый, фиолетовый). Затем следовали парные куртины с кустами лилий – своеобразные кулисы цветочного театра, дающие переход к пышному, легкому, светлому ковру центрального круга. Фоном для этого зрелища служили кусты сирени, высаженные парными куртинами на противоположной стороне цветника. В центре росло несколько кипарисов – вертикальный акцент, подобный обелиску на заднем плане театральной сцены. Реконструкция формы и цвета выполнена для выставки Наной Абдрашитовой.

«Московское барокко»

Площадь – 50 м²

Авторский коллектив: Л.А. Леонтьева.

Архитекторы: Е.В. Гинсбург, О.А. Волошина, Е.Я. Макарова, Д.А. Белостоцкая.

Садово-парковая инсталляция «Московское барокко» представляет собой реплику парадного партера, украшавшего усадьбу Никиты Юрьевича Трубецкого в Нескучном саду во второй половине XVIII столетия. Усадьба была жемчужиной усадебной архитектуры XVIII века. Созданная по проекту архитектора Дмитрия Васильевича Ухтомского в 1750-1753 гг., она олицетворяла упорядоченность, роскошь, изысканность, свидетельствовала о могуществе рода Трубецких. В усадьбе лоск регулярности пространства соседствовал с природной естественностью оврагов и берега реки Москвы.

«Место Силы»

Площадь – 50 м²

Автор – Мелс Геворгян.

Сад задуман под впечатлением от посещения мест стоянок первобытного человека, для которых установка каменных изваяний являлось способом связи с вселенной. Бесформенная глыба камня, отдаленно напоминающая человеческое сердце, является символом этой связи, и как древний артефакт, возведенный на каменном постаменте, отмечает расположение места силы. Здесь исторический сад  –  это место, где проводили священные ритуалы, где человек впервые изменял окружающую среду. Горный ландшафт с луговыми травами дополняет этот образ и создает атмосферу тишины и уединенного созерцания природы.

«Прогулка у воды»

Площадь – 50 м²

Авторы – Андрей и Ольга Онофрейчук.

Проект-интерпретация регулярного французского сада в современном видении ландшафтного искусства. Сад обладает всеми канонами французского стиля – симметричность, прямые линии, стриженые формы. В то же время, используя современные приемы в виде ступеней в воде, малых архитектурных форм, водных цветущих растений, авторы попытались интегрировать классический исторический сад в актуальную архитектуру нашего времени.

 

«Спираль времени»

Площадь – 50 м²

Автор – Милена Борисова.

В центре сада находится водоём с Нимфеями и круглой светящейся сферой, в которой мерцают огоньки. Это символ источника жизни. Водоем окружён растительными композициями, расположенными по спирали, с соблюдением плавного перехода от высоких растений к низким. В начале пути среди растений видны семена, жёлуди, шишки; далее по спирали к центру встречаются сначала маленькие, и потом все более крупные растения. На переднем плане, помимо растений средней полосы, высажены тропические растения и папоротники, как символ начала времён.

 

«Отражение»

Площадь – 50 м²

Автор – Евгений Роговой.

Отражения двух разных эпох объединяются в одном маленьком саду, где прошлое и будущее смотрят друг на друга сквозь призрачную дымку времени. Как-будто поезд бежит по рельсам, считая год за годом, меняя времена, стили, эпохи. Образ сада навеян видами Павловского парка, где когда-то встретились романтический ландшафтный парк и первая российская железная дорога. Композиция сада символически разделена на две части железнодорожными рельсами. Они как время делят и комбинируют образы, понятия, сады.

Время течет, как вода, сквозь завесу которой можно увидеть две части сада. Одна часть сада имитирует зону ожидания. Она похожа на железнодорожную платформу или фрагмент современного места отдыха. Скамья, мостовая, урна – все лаконично и просто. Другая часть выставочного сада представляет собой эрзац-ландшафтный парк. Плавная дорожка, осыпанная гранитной крошкой, ведет к площадке, символизирующей ротонду, на которой находится место тихого отдыха, со скамьей вблизи водоема. Раскидистое дерево и обилие свободно растущих кустарников отсылают к пейзажам долины реки Славянки в Павловском парке. Сад не пестрит яркими красками, он тих и спокоен, располагает к созерцанию. Несмотря на свои небольшие размеры, он не ограничивает воображение; в нем может долго размышлять, погружаясь то в сады Петербурга конца XVIII века, то в современные пространства, и думать о будущем. Каким оно будет? И какими станут сады?

«Французский огород на крыше Собора Парижской Богоматери»

Площадь – 50 м²

Автор – Татьяна Койсман.

«Сильное отчаяние, как и сильная радость, не может долго продолжаться», – писал в своем бессмертном романе «Собор Парижской Богоматери» Виктор Гюго. Проект представляет, как может выглядеть классический французский огород на крыше знаменитого собора. Идеи органического земледелия и пермакультуры особенно актуальны для больших городов. Слияние огорода и рынка на площади возле Собора могут вдохнуть новую жизнь в символ Парижа.

«Ginkgo biloba»

Площадь – 50 м²

Автор – Галина Фокичева.

Листочек раздвоенной формы дерева Гинкго вдохновил когда-то великого писателя, поэта и философа Иоганна Гёте на создание стихотворных строк. И, как оказалось, стал предметом философских рассуждений. Две грани одного целого – как простое и сложное, радость и печаль, свет и тьма, любовь и разлука – повод поразмышлять о полярности и двойственности бытия.

«Карасан»

Площадь – 25 м²

Авторы – Елена Алямовская и Ольга Калупина.

Сад-воспоминание о далеком Юге. Топиарные туи напоминают тосканские кипарисы. Растения в цветочном партере притягивают взгляд отдыхающих под мавританской декоративной стенкой. Дивные травы шелестят как в жарких прериях или саваннах. Такова российская традиция создания загородных имений по образу и подобию парков Англии, Италии, Франции, Ирана. В 1860-1870 годах Николай Николаевич Раевский (третий), внук генерала Раевского – героя отечественной войны 1812 года, взялся за благоустройство родовых имений Партенит и Карасан. Парк Карасан хранит дух садов XIX века в рощах средиземноморских растений, среди газонов, аллей и дорожек. Три сосновых рощи светятся яркой зеленью на фоне рощ дуба каменного, кипариса крупноплодного и кедра гималайского. Две рощи звенят голосами птиц. Тихий сумрак наполнен дивными запахами цветущих деревьев и кустарников. Основой композиции конкурсного проекта стал центральный партер перед южным фасадом дворца Раевских.

«USADBA 2.0»

Площадь – 25 м²

Автор – Андрей Щедрин.

Так может выглядеть памятник архитектуры в цифровой век, когда истинный дворец утрачен, а новый построен уже с применением современных материалов и технологий и с упрощением деталей до сверхминимализма. Детали – самое ценное в архитектуре – стали прямыми линиями. Беседка или аркада выполнена из габионной решетки. Металлические борта боскетов сверху выложены рулонным газоном и постепенно переходят в вертикальное положение. Дорожки покрыты парковочными решетками с брусчаткой и также переходят в вертикальную стену. Стена, символизирующая современный город, выполнена из решетки, растений и световых фонарей. Стена это символика современного города.

«Мондриан»

Площадь – 25 м²

Автор идеи – Наталья Климова, архитектор.

Авторы сада – Наталья Климова, архитектор, дизайнер, и Ольга Трильби, доктор биологических наук, ландшафтный архитектор, дендролог.

Сад посвящен 100-летию творчества голландского художника Пита Мондриана, одного из основателей «Де Стейл» ( нидерл. De Stijl«Стиль»), и создан по мотивам его известной картины «Композиция с красным, желтым, синим и черным» (1921). «Я выстраиваю линии и цветовые комбинации на плоской поверхности, чтобы выразить красоту самым простым способом. Природа (или то, что я вижу) вдохновляет меня и побуждает передать ее как можно ближе к истине. Я считаю, что это вполне возможно путем рисования горизонтальных и вертикальных линий, причем это нужно делать не по плану, а руководствуясь интуицией» (Пит Мондриан).

«Геометрические картины» отражают особый порядок в мироздании. Четырехугольник как символ нового человеческого сообщества и квадрат как сторона куба (одного из идеальных платоновских тел) стали основными принципами «неопластицизма», – так Мондриан обозначил это направление абстрактного искусства. В палитре художника три базовых цвета: желтый, синий и красный. Желтый – движение луча (вертикаль), синий – небесный свод (горизонтальный) и красный, как соединение желтого и синего, – идея гармонии и равновесия, выраженные в отношениях небес и земли, мужского и женского, вертикали и горизонтали.

По словам авторов, философия и работы художника стали основой для создания этого проекта: «Используя принципы неопластицизма, мы создали живой сад, предназначенный для медитации и любования природой». Сад представляет собой объемную композицию, верхняя и нижняя плоскости которой разбита на любимые Мондрианом квадраты и прямоугольники. К программным красному, желтому и синему цветам добавлены белый, серый, черный и зеленый. Тщательно продуман выбор растений: «лохматые» злаки (желтые сислерия, молиния, ячмень гривастый) рядом с идеально графичными туями и самшитом.

«По мотивам Нижегородской провинциальной усадьбы»

Площадь – 25 м²

Генплан усадьбы и парка Баташевых в Выксе.

Усадебно-промышленный комплекс крупнейших русских заводчиков братьев Ивана и Андрея Баташевых расположен в исторической части современного города Выксы Нижегородской области. Так как здание главного усадебного дома было построено в 1765–1770 годах, можно предположить, что одновременно со зданием был построен парк. На плане генерального межевания 1778 года парк показан в полном объеме его современной регулярной части, состоящей из четырех боскетов с крестообразной диагональной планировкой, с главной аллеей и точно обозначенными участками под теплицы и пруд.

«Палитра художника»

Площадь – 25 м²

Автор – Екатерина Кравцова

Сад, посвященный  Клоду Моне, построен по мотивам многочисленных картин, на которых великий импрессионист изобразил любимые сады в своей усадьбе в местечке  Живерни, недалеко от Парижа. Самостоятельно обустраивая пространство вокруг дома, Моне и здесь работал как художник, создающий живописное полотно с учетом перспективы, формы, цвета, света и тени. Сажая цветы, он подбирал их как краски для нанесения на холст. Выкопав пруд, он украсил его поверхность кувшинками, а берега – плакучими ивами, бамбуком, ирисами, розами и рододендронами. Мане писал: «Ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели». Создав живую картину, художник переносил ее на полотна, которых здесь было написано более сотни.

В оформлении сада «Палитра художника» его авторы использовали лаванду, хризантему мультифлора, разные сорта пузыреплодника. Растения самых разных форм, размеров и расцветок позволяют создать яркую и цельную картину, которую усиливают копии пейзажей Моне, установленные на мольбертах вдоль садовой дорожки.

«Возвращение к истокам»

Площадь – 25 м²

Авторы – Оксана Пискарева и Наталья Емельянова

Ученый-энциклопедист, агроном и ландшафтный архитектор Андрей Тимофеевич Болотов писал, что многие русские садовники в XVIII-XIX веках черпали вдохновение в картинах европейских художников, которые, в свою очередь, воспроизводили на полотнах прекрасные картины, созданные природой. Нам остается только внимательно смотреть, прислушиваться и грамотно использовать то, что природа нам предлагает.

Авторы этого проекта поставили перед собой задачу создать уютный и комфортный сад, обратившись к истории и культуре своей страны, используя простые и доступные растения.

Идея простого и немного сентиментального сада «Возвращение к истокам» была навеяна очарованием старых русских усадеб – с их незатейливыми и будто слегка запущенными клумбами, скромными луговыми цветами, милыми сердцу березками.

«Зеленая комната свободы»

Площадь – 25 м²

Автор – Анастасия Силенская

«Зеленая комната свободы» рассказывает об эмоциональных переживаниях человека. Форма сада говорит языком прошлого, а элементы, выполненные из современных материалов, символизируют рост и прогресс. Мир меняется, и люди – вместе с ним; мы становимся более толерантными и терпимыми к модернистским идеям и к мнениям, отличным от наших. Этот сад – символ жизни и свободы.

 

«Сад иллюзий»

Площадь – 25 м²

Автор – Юлия Щелина

Основным образом для создания нашего сада стали сады замка Вилландри – один из ярких примеров французского паркового искусства XVI века. Сады разбиты на трех уровнях. Верхний уровень – это Водяной сад, созданный вокруг пруда в форме зеркала Людовика XV. Средний находится на уровне залов первого этажа замка, а на нижнем уровне сделан стилизованный огород.

В проекте «Сад иллюзий» представлены «водное зеркало» и клумбы симметричных форм. Основная идея – показать  исторический сад в современном исполнении. Чтобы по-новому взглянуть на сады традиционного французского стиля, авторы решили соединить регулярную планировку и оптическую иллюзию. Центральным элементом здесь стал водоем с функцией превращения. Вокруг него в необычных формах высажены луговые растения: злаки и травы (шалфей, лиатрисы и другие).

Внеконкурсные проекты:

«Горки. Подъем»

Площадь – 100 м²

Автор – ландшафтный архитектор Екатерина Боганова.

Сад представлен государственным музеем-заповедником «Горки Ленинские».

«Город неразрывно связан с дачей, не будь города, не было бы дач», утверждал в 1912 г. журнал «Дачник». В конце XIX – начале ХХ в. со словом «дача» связывалось и место отдыха, и особый образ жизни. Дачная культура стала продолжением культуры усадебной.

Не обошла дачная жизнь и усадьбу Горки, расположенную в чудесном уголке ближнего Подмосковья. На большом участке, расположенном в юго-восточной части усадьбы, возник дачный поселок с садами и огородами, крокетными и городошными площадками, купальнями и лодочными станциями на реке Пахре.

В Горках все располагало к летнему отдыху. При последней хозяйке усадьбы Зинаиде Морозовой по проекту знаменитого архитектора Федора Шехтеля усадьба была реконструирована с учетом всех новейших достижений и требований времени. В результате архитектурно-парковый ансамбль приобрел великолепный неоклассический облик, интерьеры которого восхищали гармоничным сочетанием современного комфорта с атмосферой старой дворянской усадьбы.

После прогулок хозяева и их гости собирались за чайным столом на балконе или веранде Большого дома: пили чай, беседовали, читали, слушали музыку, любуясь прекрасной клумбой, расположенной прямо у парадного входа. Мы воссоздадим частицу прошлого и будем рады представить её вам.

«Пчелы жужжат в саду»

Площадь – 100 м²

Автор – ландшафтный архитектор Екатерина Боганова

Сад представлен музеем-заповедником «Ясная Поляна».

«Еще у меня появилась страсть к цветникам. Мы все занимаемся устройством цветников, копаемся в земле лопатами, всякий устраивает свою клумбу. И то, что и мать, и гувернер заняты были цветами, делало это занятие и для детей интересным, и как будто важным.» (С.А.Толстая. Письмо 1879 г.)

Во времена Л. Н. Толстого центральная клумба перед хозяйским домом была достаточно солнечной – сейчас же рядом выросло большое дерево, и обширная тень накрывает клумбу, касаясь веранды. Мы попытались восстановить исторический цветник, с розами, флоксами и другими садовыми цветами. А на веранде зрители могут прочитать заметки садовника Ясной Поляны.

 

«Лабиринт Летнего сада»

Площадь – 100 м²

Авторы – ландшафтные архитекторы Елена Алямовская и Ольга Калупина, автор идеи – Ольга Черданцева.

Сад представлен музейным комплексом «Русский музей» (Санкт-Петербург).

Летний сад Русского музея Санкт-Петербурга представит фрагмент Лабиринта – одного из элементов садового ансамбля. Исторически Лабиринт Летнего сада – это узорная система дорожек, обнесённых шпалерником, проходящая среди деревьев разных пород, в том числе плодовых. В трельяжных беседках Лабиринта, его нишах и на площадках располагались фонтаны, украшенные свинцовыми позолоченными скульптурными группами зверей и птиц по мотивам басен Эзопа.

На фестивале в Царицыно планируется создание императорской беседки с имитацией фонтана по мотивам басни Эзопа «Гора родила мышь». По обеим сторонам от беседки будут располагаться трельяжные ниши с кадочными топиарными формами и скамьями для отдыха.

 

«Современная классика»

Площадь – 100 м²

Авторы – Оксана Пискарева и Наталия Емельянова

Сад представлен ландшафтным бюро Gardie и агрохолдингом «Поиск».

Партерные цветники ассоциируются с царской роскошью и дворцово-парковыми ансамблями: витиеватые узоры, яркие краски и строгая геометрия зеленых бордюров.

Мы взглянули на классические партеры по-новому и решили использовать нестандартные цвета и непривычные материалы. Такой партерный цветник может стать не только украшением исторических садов, но и прекрасно подойдет для городского озеленения, оформления скверов и парков.

Фотопроект «Русский исторический розарий»

АвторЮта Арбатская

Проект представлен Алупкинским дворцово-парковым музеем-заповедником.

Научный сотрудник музея-заповедника Юта Арбатская описала сорта роз, выведенные и названные в честь известных деятелей российского государства и членов дома Романовых. История России в лицах и розах будет открывать маршрут по выставочным садам фестиваля.

Партнеры фестиваля: