Жёлтый звук
Параллельная концертная программа к выставке
В параллельной программе к выставке выступят композитор Владимир Мартынов, солисты ансамбля «XX век», пианист и коллекционер старинных фортепиано Петр Айду и исследователь творчества Шнитке, композитор и музыковед Иван Соколов. На одном из концертов сокуратор выставки Михаил Погарский прочитает циклическую поэму собственного сочинения под музыку Ираиды Юсуповой.
Все концерты пройдут в Атриуме Хлебного дома
Начало в 18:00
Вход – по билету в музей
5 сентября, 19:00
Авторская программа Владимира Мартынова (фортепиано)
В программе прозвучит композиция «Танцы Калиюга» – медитативное, минималистичное произведение, которое исполняется самим автором – целиком и без перерывов.
19 сентября, 18:00
Солисты ансамбля «ХХ век»
В программе: струнное трио «Trio a cordes de Paris» Эдисона Денисова, «Ярило» Николая Корндорфа для фортепиано и магнитофонной плёнки и струнное трио Альфреда Шнитке.
17 октября, 18:00
Перформанс «Квинтовый круг»
Циклическая поэма Михаила Погарского, музыка Ираиды Юсуповой, постановка Елены Шкурпелло.
31 октября, 18:00
Иван Соколов (фортепиано). «Шнитке и его окружение»
В программе: фортепианные сонаты Альфреда Шнитке и Галины Уствольской.
14 ноября, 18:00
Петр Айду (фортепиано). Лекция-концерт «Жёлтый звук — анархия в музыке»
Сценическая композиция, придуманная Василием Кандинским и композитором Фомой Гартманом между 1909 и 1912 годами, стала одним из мифов и символов авангарда. На лекции-концерте музыканта Петра Айду и доцента МГУ, исследователя Константина Дудакова-Кашуро будет рассказано о замысле Кандинского, художественных и музыкальных контекстах и о сценических воплощениях, а также о музыкальном решении этого произведения. Пётр Айду исполнит сочинения, не только составлявшие параллель открытиям абстрактной живописи, но и являвшиеся своеобразным ориентиром для неё. На концерте прозвучат фрагменты оригинального текста из архива Фомы Гартмана.
В программе: Альфред Шнитке и фортепианная европейская музыка.
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» 31 июля открывается синтетический арт-проект, посвящённый 85-летию со дня рождения музыкального гения ХХ века, композитора Альфреда Шнитке.
Для музыки Альфреда Шнитке характерны масштабные концептуальные замыслы, полистилистика, многоуровневое цитирование. Мир его музыкальных образов включает в себя звучание неразрешимых вечных тем. Одним из самых сложных и одновременно самых интересных произведений Шнитке можно считать синтетическую сценическую композицию «Жёлтый звук» (1974). Толчком к её созданию для композитора стало предложение Геннадия Рождественского написать произведение специально для готовившегося им концерта «Музыка и живопись». В основу легло либретто Василия Кандинского, переведённое с немецкого самим Шнитке. Композиция Кандинского развивала идеи синтеза искусств и определения слова как внутреннего звука. Она была сопровождена подробной световой партитурой и должна была соединить цвет, пластику, слово, музыку. В этом произведении точка, линия, цвет, ритм и звук являются вибрациями одного пространственного и духовного содержания.
Авторы выставки «Желтый звук» решили перевести музыку Шнитке на язык современного искусства. По мнению художника Василия Власова, музыка, самое абстрактное из всех видов искусств, обладает невероятной возможностью передавать яркие впечатления. Музыка и изобразительное искусство связаны между собой общими корнями, имеют, в сущности, одну духовную платформу и содержат в себе всё многообразие нашего мира.
«Развивая идеи Кандинского и Шнитке, – говорит сокуратор выставки Михаил Погарский, – мы стремились воплотить идею контрапункта музыки и визуального искусства, передать силу его воздействия в поле напряжения между со-звучием и противо-звучием. Образы, слышимые и видимые, – это эмоциональный сплав сложных структур, композиционных решений, ритмов, неординарных форм и энергетических наполнений».
Царицынский проект «Желтый звук» включает в себя коллективную книгу-альбом в формате Livre d’artiste (Книга художника), а также несколько синтетических арт-объектов и фантастических музыкальных инструментов, объединяющих звуковые и визуальные образы. Все это дополняется многочисленными видео-работами. А на подходе к Хлебному дому зрителя будут встречать арт-инсталляции, соединяющие воедино музыкальные и ландшафтные образы. Столь масштабная попытка объединить музыку, слово и визуальное искусство в единый синтетический проект делается, пожалуй, впервые после экспериментов авангардистов в начале ХХ века. В рамках проекта пройдёт серия концертов современных композиторов, посвященных великому Альфреду Шнитке.
В проекте участвуют художники: Михаил Погарский, Василий Власов, Валерий Орлов, Алексей Орловский, Олег Кудряшов, Эвелина Шац, Вера Аткарская, Сергей Брюханов, Наталья Синёва, Александр Суворов, Петр Перевезенцев, Кира Матиссен, Вера Хлебникова, Сергей Смирнов, Сергей Якунин, Александра Митлянская, Дарья Коновалова-Инфанте, Борис Марковников, Александр Юликов, Виталий Копачев, Леонид Тишков, Сергей Катран, Владимир Сафаров, Анна Хомякова, Михаил Тихонов, Александр Савельев, Марина Щелокова, Евгений Гор, Ольга Булгакова, Александр Ситников, Наталья Ситникова, Василий Николаев, Александр Панкин, Эмиль Гузаиров, Николай Власов, Валерий Корчагин, Лариса Белима, Яна Стрижевская и другие.
Кураторы: Михаил Погарский, Василий Власов, Виталий Пацюков.
Для посетителей музея выставка будет работать до 17 ноября.