Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Музей «Царицыно» обладает богатой коллекцией анималистического искусства XIX–XX веков (графика, живопись, барельефы, скульптура, фарфор, керамика, текстиль, ювелирные украшения).

Анималистика — древнейший жанр изобразительного искусства. Наскальная живопись, фигурки тотемных животных, монументальная скульптура дохристианской эпохи — в истории искусств не было периода, когда бы художники не обращались к теме живой природы. Коллекция «Царицына» позволяет проследить, как на протяжении столетия менялся метод изображения животного мира.

В эпоху модерна скульпторы и живописцы охотно экспериментировали с традиционными материалами и техниками. Пример тому — стул «Совы», изготовленный по эскизу художницы Елены Поленовой, участницы знаменитого «мамонтовского кружка», образованного в конце XIX века в подмосковном Абрамцеве меценатом Саввой Мамонтовым, или предметы из Абрамцевской керамической мастерской, также принадлежавшей Мамонтову. К слову, именно в этой мастерской Михаил Врубель изготовил панно «Принцесса Греза», по сей день украшающее фасад гостиницы «Метрополь».

Зарисовки животных, сделанные художниками анималистами в ученых экспедициях первой половины XX века, заменяли дорогостоящую в то время фотографию. Этими рисунками иллюстрировали биологические справочники и каталоги, поэтому в них особенно ценилось точное сходство с натурой. На выставке можно увидеть рисунки и рельефы одного из родоначальников советской анималистики, выпускника ВХУТЕМАС Дмитрия Горлова, любившего говорить, что специальность он приобрел в Московском зоопарке.

В марте 2018 года выставка «Заповедник» обогатилась новыми экспонатами. Теперь на ней можно увидеть ценные образцы северной вышивки XIX — начала XX века: на домотканых полотенцах из Архангельской области — изображения птиц (в том числе двуглавого орла) и фантастических животных. В еще одной новой витрине представлены декоративные ткани с анималистическими мотивами, созданные в начале 1960-х годов художниками Эстонии, Литвы и России, которые буквально погружают нас в эстетику того времени.

Стоит обратить внимание на работу Тамары Санчес «Змея» (1986). Только при ближайшем рассмотрении можно понять, что круглое панно состоит из множества разноцветных лоскутов ситца, бязи и сатина, собранных в единую картину по уникальной авторской методике. Одновременно это и каталог-напоминание о богатом ассортименте тканей, которые тогда производились отечественными фабриками.

Из всех жанров изобразительного искусства анималистика, наверное, наиболее понятна и привлекательна для детей. Специально для малолетних посетителей подготовлен путеводитель по экспозиции с вопросами и полезной информацией. При входе на выставку создана творческая зона с готовыми схемами для бумажных поделок и карандашами. Ребенок может создать свое собственное животное, используя готовые шаблоны или применив творческую фантазию.