Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

В Малом дворце музея-заповедника «Царицыно» открылась выставка «Тень женщины» — третья по счету в рамках проекта «Год керамики в Царицыне».

Две первые выставки — «Вокруг вазы» и «Цветы и травы» — проходили в Царицынских оранжереях и представляли собой своеобразный диалог между растениями и керамикой.  Новая экспозиция разместилась в Малом дворце — памятнике архитектуры, построенном Василием Баженовым в 1780-х годах, — и представляет собой попытку представить керамику в  царицынской «нежной готике».

Основа музейной керамической коллекции «Царицына» — авторские работы художников 1950-90-х годов и России, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии и других союзных республик. В отличие от живописи и скульптуры керамика в СССР была менее всего подвержена цензуре, и художники, работающие с глиной и огнем, чувствовали себя свободней в выражении своих чувств и мыслей. Особенное место в коллекции занимают предметы, созданные участниками «Одной композиции» — ленинградской арт-группы, совершившей революцию в керамическом искусстве XX века. Во многом благодаря им керамика в СССР смогла вырваться из узких рамок утилитарного ремесла и превратилась в самостоятельное искусство. Работу одного из участников «Одной композиции» Александра Задорина можно увидеть еще до того, как окажетесь в музее. Скульптура «Отдых» 1986 года — сложенный из отдельных керамических объектов портрет жены художника — украшает афишу выставки «Тень женщины».

В экспозиции более полусотни работ из царицынской коллекции. Среди них «Девицы красавицы» Валентины Александровой-Рославлевой, «Роза с платежом в рассрочку» эстонской художницы Эллинор Пийпуу, «Драгоценности» московского медальера Владимира Петрова, изобразившего две части обнаженного женского торса — верхнюю и нижнюю, — аккуратно сложенные в подарочные коробки. Что представляла собой «Одна композиция» и чем знамениты ее художники, можно понять, рассмотрев на выставке фантастические работы — «Сидящую» Александра Гущина и «Диалоги» Владимира Цивина.

«Год керамики в Царицыне» — международный выставочный проект, в котором традиционно участвуют современные художники из разных городов и стран. Марина Акилова из Пскова привезла в Москву скульптурную экспозицию «Встреча» — соединенные шнуром конусы из нежного белого шамота, а Дина Глаголева — фарфорового «Биоробота», напоминающего одновременно и персонажа советского фильма «Москва-Кассиопея», и героя японской манги. Один из зарубежных участников выставки — финская художница Катарина Кайандер.  Ее работа «Furla. Handbag» — две разнокалиберные дамские сумочки — прошли через дровяной обжиг в печи типа «Ноборигама» во время Международного керамического симпозиум высокого огня в Гаврилов Яме, на который съезжаются художники со всего мира (из Японии, Индии, Франции, Голландии).

Куратор выставки «Тень женщины» Татьяна Пунанс проведет несколько авторских экскурсий (первая уже 28 сентября в 14:00, и на нее можно зарегистрироваться). Также в рамках выставки будет организован традиционный Ceramic Talks — открытая дискуссия с художником, психологом и искусствоведом о женской красоте и том, как она преломляется в современном искусстве.

Выставка работает в Малом дворце до 20 октября.

В выставке участвуют: Марина Акилова, Анна Андрианова, Екатерина Базлова, Наталия Бодрикова, Татьяна Бригадирова, Ангелина Бугровская, Зинаида Бушкова, Екатерина Васильева, Дина Глаголева, Дарья Гостинская, Екатерина Гуринович, Ольга Гуринович, Катарина Кайандер, Маргарита Камардина, Елена Краснова, Евгения Леванова, Лариса Лехова, Елена Малявина, Виктор Николаев, Елена Орехова, Наталья Пензина, Владимир Петров, Светлана Покровская, Наталья Полторацкая, Мария Потапова, Надежда Раниш, Алиса Самаринкина, Елизавета Семенова, Марина Сиротинская, Елена Скворцова, Ольга Скубченко, Александра Створа, Марина Степанова-Ланская, Екатерина Сухарева, Анна Филиппова, Мария Фофанова, Ольга Хан, Елена Хлендовска, Василий Шлычков.