Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

21 марта во Втором оранжерейном корпусе в рамках мультипроекта «Керамика в Царицыне» открылась выставка, на которой можно увидеть предметы из фондовой коллекции музея-заповедника и работы современных художников-керамистов.

Керамический промысел существует с древнейших времен, но лишь в XX веке сделал первые шаги к тому, чтобы стать настоящим искусством — таким, как живопись или скульптура. Интерес к новому способу самовыражения испытывали многие художники — Дерен и Матисс, Пикассо и Леже, Миро и Малевич, Врубель и многие другие. «Авторская керамика, не индустриальная, не тиражная, созданная ради художественного высказывания, обладающая эстетической ценностью, несущая образы и метафоры, предназначена, что называется, “для красоты”, — объясняет куратор Татьяна Пунанс. — В выставке участвуют работы 29 профессиональных художников-керамистов, и каждая из них представляет собой яркое произведение искусства».

Помимо работ современных художников в экспозиции представлены предметы из царицынской коллекции, созданные классиками советской керамической школы, активно творившими в 1960–80-е годы, — Михаилом Копылковым из легендарной ленинградской арт-группы «Одна композиция», латвийском художником Петерисом Мартинсоном, представителями московской школы керамики Владимиром Петровым и Натальей Полторацкой и многими другими.

На первой выставке в рамках проекта в Царицыне представлены только вазы. По мнению куратора, ваза — это первооснова работы с глиной, протоязык керамики, предмет, способный собрать воедино любой интерьер и даже стать его центром. Знаменитый Жорж Брак, художник, скульптор, основатель кубизма, считал, что ваза формирует пространство, «как музыка тишину».

Художественная керамика постоянно меняется. Но большинство людей по-прежнему видят в чашках только чашки, а в тарелках только тарелки. В Европе вопрос этот давно решен, и керамическое искусство развивается параллельно с промдизайном. «Данная тема активно дискутировалась еще в 1970-е, когда станковая керамика только начинала отделяться от промыслов, — рассказывает Татьяна Пунанс, — и в апреле, на первой встрече из цикла Ceramic Talks мы как раз поговорим о том, чем искусство отличается от ремесла и может ли красота быть полезной».

Выставка «Вокруг вазы» — часть мультипроекта «Керамика в Царицыне», который музей-заповедник проводит впервые в этом году. В рамках проекта пройдут четыре выставки, два цикла «Бесед о керамике», будет создан интернет-проект «Керамика в лицах и историях» и организован Клуб Коллекционеров, участники которого смогут посетить кураторские экскурсии по постоянной экспозиции декоративно-прикладного искусства музея-заповедника «Царицыно», послушать лекции и встретиться с художниками в их мастерских, познакомиться с коллекционерами, собирающими керамику. Для тех, готов изучить мир керамики максимально подробно, музей организует три тематические поездки по керамическим столицам Европы — в Ригу, Белград и Париж.

Музей-заповедник «Царицыно» был создан и до переименования в 1992 году оставался Государственным музеем декоративно-прикладного искусства народов СССР (ГМДПИ). В «Царицыне» хранится богатое собрание керамики советского периода. В 2019 году выйдет второй том Генерального каталога музея, который будет посвящен исключительно керамической коллекции.

Выставка «Вокруг вазы» будет работать с 21 марта по 25 апреля и станет центром притяжения для всех, кто любит нетривиальное искусство и живое общение.