Сады и парки Арка-руина на острове Арка-руина на острове Арка-руина на острове («Жилище русалок», «Русалкины ворота»), одна из самых ранних построек в Царицынском парке. Создана по проекту архитектора И. В. Еготова предположительно в 1804. Имеет исключительно декоративное назначение. Остров с Аркой находится на Верхнем Царицынском пруде напротив павильона Нерастанкино. Строительство сооружения было начато после проведения работ по углублению и расширению верхней части пруда, в результате чего существовавший здесь ранее искусственный островок увеличили и разделили надвое узким каналом-протокой. Сложенная из кирпича и облицованная белым камнем Арка была перекинута через протоку и объединила её берега. Первоначально, как видно на планах первой трети XIX в., … постройку завершала башенка с развевающимся вымпелом. Арочный пролёт фланкировали фрагменты стены или насыпи, имитировавшей в миниатюре крепостной вал. После того как в 1807 была окончательно расчищена луговина перед галереей Нерастанкино, Арка составила с ней видовую пару. Из-под портика галереи Арка на острове, поставленная в отдаленной перспективе на фоне воды и запрудных рощ (см. ст. Царицынские заповедные рощи), выглядела наиболее эффектно. В то же время одной из лучших картин, представавших взору во время водной прогулки по Верхнему Царицынскому пруду, был сияющий на солнце павильон Нерастанкино, зрительно вписанный в проём Арки. Возникшие в XIX в. названия постройки: «Жилище русалок», «Русалкины ворота» указывают на романтический характер её восприятия современниками. По преданиям, на лужайке напротив Арки-руины девушки окрестных деревень собирались в дни широко отмечаемого в Царицыне праздника Троицы и водили хороводы на «русальную неделю». В XIX‒XX вв. Арка на острове не реставрировалась. Башенка была утрачена, скорее всего, во второй половине XIX в. Следы существования канала-протоки прослеживались до 1990-х гг., когда рухнула срединная часть пролёта арки. В результате реставрации 2006‒2007 Арка на острове была восстановлена без воссоздания канала, а также башенки и насыпей по сторонам от арки. Разросшиеся деревья в настоящее время заменены газоном. В результате на сегодняшний день сооружение утратило свой романтический характер. Лит.: Минеева К. И. Царицыно. М. 1982; Докучаева О. В. Эмоционально-смысловой аспект восприятия пейзажного парка Царицына // Царицынский научный вестник. М., 1993. Вып. 1; она же. Пейзажный парк // Царицыно. М., 2005. О. В. Докучаева Гротесковые мосты Гротесковые мосты Гротесковые мосты, три однопролётных декоративных арочных моста-виадука, соединяющих склоны сухого оврага в южной части Царицынского парка — Большой гротесковый (сооружён на месте разобранного обветшавшего каменного моста 1790-х гг.), Малый гротесковый и Третий гротесковый. Располагаются между павильонами Нерастанкино и Храм Цереры Построены в 1805 по проекту архитектора И. В. Еготова из красного кирпича тычковой кладкой с отделкой белым мячковским камнем. Мосты упоминаются в описях царицынского ансамбля 1825, 1859 и 1886. Первоначально имели парапеты из грубооколотого, рустованного камня («гротескового», или «дикого» — отсюда название мостов). В 1808 парапет Малого гротескового моста был заменен на 10 гладких белокаменных тумб, а на Третий мост были установлены 6 белокаменных тумб ‒ «круглыя с шариками на верху» (по описи 1825). Между тумбами мостов были установлены деревянные решетки, выкрашенные краской. Опись 1886 даёт представление о размерах и состоянии мостов. О Большом мосте сообщается: «В парке на большом овраге каменный мост в одну большую арку шириною 7 ¼ арш., обделанный местами белым и гротесковым камнем без парапета и перил, свод протекает, толщина его с лица до 1 арш., стены снизу подмыты, ширина моста в 4 арш., высота 3 аршина». В дальнейшем «гротесковый» парапет Большого моста уже не восстанавливался. Малый мост «на большом овраге, кирпичный и часть из белаго камня и гротеско, снизу подломан, без парапета и перил, ширина моста 4 арш., арка 3 сажени, свод кирпичный с лица толщиною в 2 кирпича обломан, высота моста от 5 до 6 аршин, на нём выросли большия деревья». Состояние Третьего моста было ещё хуже: «маленький каменный мост, стены из кирпича, а снизу из белаго камня, полуразрушен и разобран, по верху ширина до 2 ½ аршин». К середине XX в. Большой и Малый мосты находились в полуразрушенном состоянии и были покрыты растительностью, а Третий мост был полностью утрачен ещё в начале века. Серьёзные научно-реставрационные работы по восстановлению мостов осуществлены под руководством архитектора М. В. Дьяконова. В 1960 был отреставрирован Большой мост. В ходе реставрации были восстановлены частично обветшавшие кирпичная кладка и белокаменные детали карниза и арок, восстановлены оплывшие откосы оврага, отремонтирована проезжая часть мостов. Вместо «гротескового парапета» были установлены металлические ограждения. Малый мост отреставрирован в 1961. Работы включали: восстановление полуразрушенных карнизов и белокаменной облицовки (в том числе, упавшими облицовочными камнями), частичную реставрацию кирпичной кладки, восстановление 10 белокаменных тумб и железных кованых решёток. С 1982 Большой и Малый мосты находятся на учёте как памятники архитектуры. К началу 1990-х годов мосты снова пришли в полуразрушенное состояние, а тумбы Малого моста были сброшены в овраг. Следующая реставрация состоялась в 2006–2007. Третий мост был воссоздан заново на основе описаний, сохранившихся изображений и аналогов начала XIX в. по проекту коллектива архитекторов-реставраторов под руководством М. Д. Голубина. Гладкоотесанные детали устоев и арки Большого моста эффектно контрастируют со вставками из «гротескового» камня. Малый мост имеет более сдержанный декор, вставками из «гротескового» камня украшена только арка пролета. Третий мост, самый маленький из гротесковых мостов, сооружён из красного кирпича с отделкой гладкими белокаменными блоками, радиально расходящимися от арки. Появление гротесковых мостов было вдохновлено «готической» архитектурой дворцового ансамбля В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. Мосты органично вписываются в романтический характер садово-парковых сооружений Царицына. П. Б. Ермолов Диппмана сад Диппмана сад Диппмана сад (в советское время — Ленинский сад), популярное место отдыха царицынских дачников и гостей Царицыно в дачный период его истории. Располагался на берегу залива Верхнего Царицынского пруда вблизи Царицынской плотины (ныне на месте сада Диппмана — театр «Царицыно»). Название получил по имени многолетнего владельца Б. Диппмана. Возник в конце 1860-х — 1870-е гг. на прилегающем к Валуевскому дому участке, отданном Московской удельной конторой в аренду А. Я. Щеглову под устройство гостиницы и ресторана. В 1867–1870 Щеглов построил на этом участке здание летнего театра. Следующим арендатором Г. И. Орловым, на этом участке была «устроена просторная площадка, уставленная столами для желающих пить чай или закусывать на чистом воздухе. Площадка окружена гирляндою разноцветных стеклянных фонариков, висящих на проволоке, и по вечерам фонарики эти зажигаются, что представляет довольно эффектный вид». С 1883 на протяжении около 30 лет арендатором участка был Б. Диппман, которому контрактом было разрешено иметь «летний увеселительный сад, а в дворцовых постройках ресторан и буфет для продажи крепких напитков, театр, жилые помещения и меблированные комнаты», лавку «с продажей жизненных продуктов, а также в саду и театре устраивать танцевальные вечера, спектакли, фейерверки и другие увеселения». Арендная плата в 1883 составляла 780 руб., а в 1913 — 1500 руб. в год. Увеселительный «семейный сад» был чрезвычайно популярен среди дачников и москвичей. В 1885 Валуевский дом сгорел, и вместо него Б. Диппман построил деревянное одноэтажное здание ресторана. В 1887 на участке появилось новое здание летнего театра. Кроме того, в саду были построены арендатором деревянное двухэтажное здание гостиницы, две сдававшиеся в аренду дачи, баня (страховая оценка всех строений в 1913 составила 19 500 рублей). Плотно застроенный участок был тем не менее очень уютным: «Московский листок» так описывал в 1898 сад: «Расположенный в сотне шагов от станции, увеселительный сад г. Дипмана представляет собою крохотный участок земли, густо засаженный молодыми акациями, берёзками и не менее крохотные площадки с цветными клумбами и миниатюрными столиками, расставленными по всем направлениям. Посредине сада стоит большой со сквозными широкими дверями двухэтажный дом, заключающий в себе ресторан. Театр немного поменьше и находится сбоку. Тут же имеется и круглая веранда с музыкантами… Тут действительно нужна была чисто немецкая способность бороться с теснотой». В саду регулярно устраивались спектакли с участием профессиональных артистов и любителей, по окончании которых регулярно проводились танцевальные вечера. В саду часто звучала хорошая музыка. Так, в 1891 на танцевальных вечерах играл военный оркестр «Софийского Его Величества полка» под управлением солиста оркестра Большого театра Ф. В. Путкамера (1854–1922). Диппман так заботился «об удобствах лиц, приезжающих потанцевать», что по договорённости с железнодорожным начальством, устроил для них возможность оставаться в Царицыне до самого окончания бала и уезжать оттуда на рассвете с поездом, проходящим через Царицыно около 4 часов утра». В саду Диппмана и на противоположном берегу Царицынского пруда регулярно устраивались фейерверки, играли в кегли и бильярд. Здесь появлялись и такие необычные новинки, как, например, «автоматический шкаф с шоколадом и конфектами фабрики Эйнем», на который, по свидетельству корреспондента «Московского листка» (июнь 1888), со страхом и удивлением смотрели дети. Особенно много посетителей становилось в саду к концу летнего сезона. Б. Диппман, прожив в Царицыне 15 лет, так объяснял этот феномен: «равнодушие к моему саду бывает только первый месяц, когда им [дачникам. — ред.] интересен каждый кустик, травка и вообще лоно природы, а вот когда им всё это начнёт надоедать, тогда число посетителей в моем саду начнёт увеличиваться». На протяжении 30 лет в саду Диппмана побывали многие выдающиеся деятели русской культуры и науки. В называвшихся «стойлами» номерами гостиницы жили Н. Д. Телешов, И. А. Бунин и др. В спектаклях на сцене летнего театра принимали участие выдающиеся русские актёры (А. Я. Глама-Мещерская, В. Н. Андреев-Бурлак, М. И. Писарев, В. П. Далматов и др.). Сад Дипмана, в котором были «назначены танцы» и «играла военная музыка», упоминается в известном рассказе Л. Н. Андреева «Петька на даче». После Октябрьской революции 1917 сад продолжал оставаться центром культурной жизни посёлка Ленино. В разные годы здесь выступали певцы Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, балерина Е. В. Гельцер, пианист С. Т. Рихтер. В одной из построек бывшего сада Диппмана размещался первый царицынский кинотеатр (сгорел в 1937). В 1950-х гг. на территории сада был построен Дом культуры Ленинского района. А. А. Баранова Иллюстрация: Сад Диппмана. Открытка. Из коллекции В. В. Егорычева Миловида Миловида Миловида («Миловидова галерея»), парковый павильон в пейзажной части Царицынского парка. Сооружён в 1803 по проекту и под наблюдением архитектора И. В. Еготова. Расположен на пересечении Глухого проспекта (Несторовой аллеи) и Утренней дорожки. Представляет собой галерею, перекрытую полуциркульным сводом, который поддерживают шестнадцать колонн дорического ордера, с четырьмя «кабинетами» по ее сторонам. Цилиндр ложного свода при сооружении был расписан кессонами в технике гризайль клеевыми красками. Стены павильона сложены из красного, хорошо обожженного кирпича (размер 23–24×11–12×5,5–6 см) на известковом растворе с относительно тонкими швами 10–12 мм. Первоначально верхняя часть павильона была построена из вертикально поставленных бревен диаметром 16 см, плотно пригнанных друг к другу и поставленных на нижние бревенчатые обвязки, покоившиеся на кирпичных стенах, с верхними обвязками, служившими для врубки в них кружал деревянного цилиндрического свода и для крепления на них стропил. Впервые упоминается в 1811 («…на плотине против Миловиды слюз промыло, которой также надлежит исправить»). Известен также выполненный учеником архитектуры ЭКС В. А. Бакаревым чертёж начала XIX века — план и фасад «Миловиды». В 1823 кровля «Миловиды» ремонтировалась, были оштукатурены внутри и снаружи стены. Из описи 1825, опубликованной И. Е. Забелиным, следует, что сквозная арка павильона была украшена «довольно хорошими мраморными бюстами». «Галерея Миловида каменная с наделкою в верху деревянною оштукатуренною, крытая железом; на верху ея статуев три, бюстов четыре, ваз две, свинксов два, у крыльца дельфинов два; внутри ея колонн больших шестнадцать, небольших восемь, оштукатуренных по дереву. По бокам по две комнаты с дубовыми створчатыми дверями с задвижками, и в каждой по два окошка с желузями под краскою; в середине ея на четырех тубах белого камня большие бюсты белого мрамора на таковых же пьедесталах. В выше означенной Миловиде стульев с точеными ножками под краскою с плетёными сидениями из верёвок, покрытыя жёлтою краскою — восемнадцать; таковых же под дикою краскою с сидениями плетенными из камыша — восемь; столов дубовых больших складных — три». 18 июня 1835 четыре мраморных бюста, находившихся в Миловиде, были перенесены, по распоряжению министра Императорского двора князя П. М. Волконского, в вестибюль Александринского летнего дворца. В донесении смотрителя села Царицыно А. Егорова в Московскую дворцовую контору (МДК) от 4 мая 1838 павильон назван ветхим, ввиду чего смотрителю предписано его заколотить «до исправления от ветхости». В июне 1855 в смету на «разныя исправления казарм в селе Царицыне», составленную архитектором В. Г. Дрегаловым, была включена статья по восстановлению штукатурного покрытия и покраске «у Миловидовой беседки по колоннам и стенам внутри и снаружи». По описи 1859 павильон находился в удовлетворительном состоянии, хотя алебастровые скульптуры обозначены как обвалившиеся от времени. В рапорте в МДК царицынский смотритель титулярный советник Гурьянов просил разрешения использовать беседку для отдыха и чаепития посетителей. В это же время архитекторский помощник Н. А. Андреев составил «Фасад с планом беседки Миловидовой в Селе Царицыне». В 1860 «Миловида» была включена в ведомость строений в Царицыне, подлежавших разборке (составлена архитектором Н. А. Шохиным по поручению МДК); обветшавшие к 1860 скульптурное убранство павильона и полы из лещадных плит были сняты (и уже не восстанавливались), однако павильон разобран не был. В 1870–1880-е гг. он был приспособлен под чайный домик. Известно, что 20 мая 1883 в «Миловиде» «кушала чай» герцогиня Эдинбургская, бывшая до замужества великой княгиней Марией Александровной. У соседних куртин, получивших название Миловидовой рощи, летом играл духовой оркестр. Однако вскоре пить чай в павильоне стало нельзя. В 1860–1941 павильон неоднократно ремонтировался: штукатурились его боковые кирпичные стены, заменялись деревянные конструкции, живопись на своде галереи подвергалась прописке. В 1915, когда Удельное ведомство, приступило к очередному ремонту беседки, Московское археологическое общество обратилось в Управление Московского удельного округа с просьбой «обратить внимание на то, чтобы при ремонте никакие детали и отдельные части не были изменяемы, т. к. здание это представляет собой художественный и исторический интерес». Наблюдение за работами со стороны Московского археологического общества было поручено его члену Н. Б. Бакланову, и управляющему Царицынским имением Н. А. Рохманову было предписано оказывать Бакланову «возможное содействие». В ночь с 21 на 22 июля 1941 воздушной волной от немецкой авиабомбы была повреждена отделка павильона: частично осыпались карнизы, лепные барельефы, модульоны, живопись, штукатурка. К началу 1950-х гг. павильон находился в полуразрушенном состоянии. В 1954–1961 Центральной проектно-реставрационной мастерской Академии архитектуры СССР были проведены исследования и комплексная реставрация павильона под руководством архитектора М. В. Дьяконова. Основные работы были проведены в 1958–1960, а в 1961 восстановлена живопись (художники-реставраторы Е. В. Тихомиров и Н. А. Пахомов). К началу 1990-х гг. павильон вновь обветшал, а в 1992 был серьёзно повреждён пожаром. В 2006–2007 отреставрирован по проекту коллектива архитекторов-реставраторов под руководством М. Д. Голубина. Автор росписей — художник Е. Ю. Патлажанова, скульптуры сфинксов создал А. В. Сусликов, статуи вакханок, богинь Авроры и Венеры западного фронтона, медальоны главных фасадов — В. Н. Крючков. А. А. Баранова, П. Б. Ермолов «Нерастанкино» «Нерастанкино» «Нерастанкино» (Галерея Нерастанкина), садовый павильон в Царицынском парке. Построен в 1803 по инициативе П. С. Валуева «для отдохновения посетителей» в связи с устройством публичных гуляний в Царицыне, по проекту и под наблюдением архитектора И. В. Еготова. Располагается на вершине пологого берегового склона в южной части парка, сразу за Большим проспектом. Ориентирован на обзор со стороны Верхнего Царицынского пруда. От «Нерастанкино» открывается живописный вид на пруд и Арку-руину на острове. Павильон представляет собой типичное парковое сооружение-галерею в стиле классицизма, имеет два вытянутых фасада, всю центральную часть которых занимает широкий сквозной проход, оформленный строгими дорическими (тосканскими) портиками с аттиками. Галерея перекрыта невысоким куполом. Низ павильона снабжён небольшим цоколем, стены сложены из красного, хорошо обожжённого кирпича размером 25×12×6 см тычковой кладкой на известковом растворе со швами 9–12 мм. Фактура кладки стен, контрастирующая с гладкими белокаменными деталями, является особенностью художественного решения павильона. В публикациях начала ХХ в. именовался также «Старой Миловидой», «Храмом Меланхолии». 5 августа 1803 архитектор И. В. Еготов представил рапорт в Экспедицию Кремлёвского строения (ЭКС) с приложением плана и фасада «на построение вновь в селе Царицыне в аглинском саде Каменной Галереи» и сметы, в которой строительство оценивалось примерно в 550 р. Постройку павильона осуществлял крепостной крестьянин деревни Выхино графа Н. П. Шереметева Михаил Карташёв. Согласно договору с ЭКС он должен был делать «каменною, плотничною и прочей работою галерею, кроме статуй» за 235 р. Помимо Еготова, за строительством наблюдал архитектор И. Т. Таманский. Покрытие крыши павильона железом осуществлял крестьянин А. Тимофеев: «в аглинском саду на галлереи купола с желобьями и отливами с выкрашением их на варёном масле голанскою сажею а купола зелёной медянкой». 2 ноября Я. Л. Грузинский рапортовал в ЭКС об окончании строительства павильона. В июне 1808 крестьянин Г. И. Батухин поставил по приказу Валуева для установки в павильон «вазы точёныя» из цельного белого камня вышиной в 5 четвертей (88,9 см) толщиною в аршин (71,12 см) за 32 р. Некоторые исследователи ошибочно относили документы о строительстве «Нерастанкино» к истории возведения павильона «Миловида», поскольку наименование (обе назывались галереями) и указания на местоположение этих сооружений были весьма расплывчаты, а проектные чертежи не обнаружены. Так, на плане Царицынского парка 1816 павильон обозначен как беседка «Миростанкина», на другом плане, относящемся к 1813–1816, она вновь именуется просто «галлереей». В описи строений «Английского сада» 1825 (опубликована И. Е. Забелиным) отмечены «у передней стены в двух впадинах по статуе и две вазы белого камня точёные», галерея «крытая тёсом, а кумпол железный», два окна с жалюзи; внутри находилась деревянная крашеная мебель (2 круглых стола, 2 скамьи, 8 кресел «решётчатых»), «очаг с крышкою из тёсу, в коем прогонов железных два». В описи 1859 галерея представлена так: «Галлерея Нерастанкина каменная с деревянным оштукатуренным сводом, а стены с наружи не оштукатурены о 4-х калонах франтанами, а под оными карниз с цоколем крыльцами и сандриками из белаго камня с двумя окошками без рам, крыша крыта тёсом, а купол железом ветхая». В описи имеется отметка другим почерком: «крыльцо развалилось», а «тёс полу сгнил». Таким образом, вероятно, были утрачены как скульптурное убранство павильона, так и две рамы с жалюзи. В сентябре 1876 окружной надзиратель П. Ф. Хорошкевич предложил разваливающуюся от ветхости «небольшую каменную галлерею в парке» продать с торгов на снос. Однако после осмотра в октябре построек Царицынского парка архитектор И. А. Рязанцев заключил, что колонны, стены и само основание павильона Нерастанкино «находятся в прочном состоянии, но чтобы предупредить их от повреждения крышу, часть стропил и обрешётку на них необходимо исправить и перекрыть вновь железом». В последующие годы павильон, как и другие павильоны парка, подвергался ремонту. В 1914 один из членов Московского археологического общества сообщал, что в павильоне «подгнили кружала деревяннаго свода и осыпалась штукатурка». В 1927–1929 павильон отремонтирован под руководством архитектора Н. А. Пустаханова. После ремонта 1930-х гг. павильон был окрашен снаружи по кирпичу жёлтой известковой и масляной краской. В это время использовался в качестве парковой библиотеки-читальни. К 1947 году павильон находился в удовлетворительном состоянии, но кровля требовала ремонта, а декоративные вазы были разрушены. В 1954 зафиксировано расхищение многих белокаменных блоков лестницы, осыпание известковой покраски стен, частичное выветривание кирпичной кладки и повреждение цоколей. В некоторых местах была утрачена нижняя кладка проёмов торцевых фасадов, внешнее декоративное убранство из белого камня имело повреждения и частичные утраты, кровля требовала замены. В 1958–1960 павильон был вновь отреставрирован по проекту М. В. Дьяконова: восстановлены утраченные белокаменные детали, кирпичная кладка, стропила и кровля (в 1961 окрашена в зелёный цвет), удалена позднейшая покраска стен. Скульптурное убранство восстановлено не было. В 1982 были отмечены повреждения штукатурного покрытия свода, сколы и незначительные утраты белокаменных частей и деталей, трещина кирпичной стены в левой нише главного фасада. Пол был залит цементным раствором и поврежден. Полная реставрация павильона осуществлена под руководством М. Д. Голубина в 2006–2007: в нишах-экседрах были установлены декоративные вазы, площадка вокруг павильона замощена плиткой; окрашенные стены сохранили характерную фактуру кирпичной кладки, контрастирующую с гладкостью белокаменных деталей. А. А. Баранова, П. Б. Ермолов Садовники царицынские Садовники царицынские Садовники царицынские, в 1775–1860 служители при Царицынском парке и оранжереях Царицынского дворцового имения. После покупки Екатериной II имения Чёрная Грязь, где, по докладу управителя В. Я. Карачинского от 18 июня 1775, находились «сад регулярный и ранжерея, к котором потребно садовых мастеров», императрица повелела определить сюда садовников. 24 июня 1775 в Чёрную Грязь из дворцового Головинского сада в Москве были отправлены садовник Яков Фёдоров и огородник Иван Лукин для «исправления садовых работ». Я. Фёдоров происходил «из каменщиковых детей», вступил в службу в 1752 и получал жалование 24 руб. в год. И. Лукин, «из садовниковых детей», состоял в службе с 1768 и получал 12 руб. в год. Фёдорову и Лукину давалась лестная характеристика: «Состояния и поведения доброго, в садовничестве и огородничестве искусны и тем заслуживают прибавки жалования». Фёдорову было назначено жалование 60 рублей, а Лукину — 36 руб. в год. Плодовые сады имения, как и прежде при владельце князе С. Д. Кантемире, были отданы в аренду крестьянам села Коломенское. На работе при царицынских садах и оранжерее остались и садовники С. Д. Кантемира. 30 августа 1775 И. П. Елагин сообщил в Главную дворцовую канцелярию о повелении императрицы «отпущенных от бригадира князя Кантемира дворовых людей Петра Артемонова сына Саладовникова с женою принять к смотрению за садами в село Царицыно и производить им денежное и хлебное жалование и протчее против того, сколько они у князя Кантемира получали». В 1784 в Царицыно для устройства Английского сада прибыл «выписанный из Англии» садовый мастер Ф. Рид (составленный Ридом план «саду царицынскаго» был «апробован» императрицей в августе 1784). Работы по созданию Английского сада были начаты Ридом в марте 1785 и продолжались до его смерти в 1799. Для построенных в 1784–1787 оранжерей управитель Карачинский в конце 1786 нанял немецкого садовника И. Рака, который работал в Царицыне до начала 1790-х гг. В 1794 по докладу управителя А. И. Воейкова последовал указ Екатерины II о выплате садовникам при оранжереях сверх жалованья 20 коп. с 1 руб. выручки от продажи плодов. После смерти Рида царицынский управляющий князь А. А. Кольцов-Масальский по повелению императора Павла I «препоручил» Английский сад садовому подмастерью С.. Т. Махову. С приходом на должность главы Экспедиции Кремлёвского строения П. С. Валуева возобновились активные работы в Английском саду и оранжереях Царицына. В 1802 при Английском саде состояли садовый подмастерье С. Махов и садовый ученик М. Яковлев, при оранжереях — садовый подмастерье И. Селуянов и 12 садовников. На работах в Английском саду весной-летом 1803 ежемесячно было занято от 60 до 100 работников (главным образом, местных крестьян и крестьянок). Временные работники требовались для «вырубки ненужных дерев» бывшего регулярного сада (здесь создавалась Большая поляна), «для выкопания пней и обрабатывания кломб», «к очищению листа, хворосту и всякой нечистоты». В дальнейшем на должности садовников назначались сыновья служителей Царицынского имения и и способные крестьянские дети из других дворцовых сёл и деревень. В Царицыно «для обучения ранжерейной и садовой науке» был определён Василий Алексеев, сын крестьянина села Всесвятского. В 1809 году в возрасте 14 лет он был уже садовником с жалованием 50 рублей в год. Сын умершего крестьянина с. Коньково Михайло Васильев, определенный в Царицыно «для обучения садовой науке по аглицкому вкусу» в 1809 в возрасте 17 лет был садовником с жалованьем 90 рублей в год. В сентябре 1804 по предложению царицынского управителя Я. Л. Грузинского на должность садового мастера при царицынском Английском саде и оранжереях был по контракту определен «знающий из иностранцев садовник», прусский подданный К. С. Унгебауер. Несмотря на его активную и успешную деятельность, в сентябре 1809 он был внезапно отстранен П. С. Валуевым от надзора за оранжереями и оставлен лишь «при смотрении аглинских садов», оранжереи же «по искусству и способностям» были «препоручены» садовым подмастерьям Ивану Селуянову и Николаю Ильину. По «недостаточности» при оранжереях садовников и учеников им предлагалось «принять в садовые ученики из неопределенных ещё в службу придворнослужительских детей». В 1813 Н. Ильин, «дознанный» Валуевым «лучшим, искуснейшим и деятельнейшим», стал «исправлять должность садового мастера». В 1828 Ильин, ставший главным садовником всех московских и подмосковных дворцовых садов и оранжерей, тяжело заболел, и на эту должность был назначен известный садовый мастер Ф. Пельцель. В Царицыне Пельцель бывал нечасто. Руководством работами в Царицыне занимались в разные годы старший садовник Василий Демидов (1840-е гг.), старший садовник Алексей Волнистов и придорный садовник Николай Ильин Самолётов (1850-е гг.). Н. И. Самолётов (вероятно являвшийся родственником главного садовника Н. Ильина) стал одним из первых царицынских арендаторов (см. ст. Самолётовы), взяв в аренду в 1850-х гг. участок с бывшей казармой. С 1881 года царицынскими арендаторами были его сыновья дворцовый садовник Илья Николаевич Самолётов и капельдинер Большого театра Василий Николаевич Самолётов. После отдачи оранжерей в аренду И. Ю. Давидову оранжерей (1859) и передачи Царицына из ведения Московской дворцовой конторы в Удельное ведомство (1860) штатная должность садовника царицынского имения упразднена (во второй половине XIX — начале XX вв. удельное ведомство проводило в Царицыне лишь лесокультурные работы, а на участках арендаторов работали частные садовники). Лит.: Баранова А. А. Царицынские садовники // Царицынский научный вестник. М., 2002. Вып. 5. с. 5–31. А. А. Баранова «Храм Цереры» «Храм Цереры» «Храм Цереры» (Золотой Сноп), садово-парковый павильон на южной окраине пейзажной части Царицынского парка. Построен в 1805 архитектором И. В. Еготовым. Инициатор создания павильона — П. С. Валуев, поручивший Еготову «в селе Царицыне в саду зделать вновь два мостика и храмик». В докладе императору Александру I за 1805 Валуев сообщал: «В самом саду, обогащенном в истекшем годе различными плантациями, сооружен храм богине Церере». В 1806 в центре павильона на постаменте была установлена скульптура древнеримской богини земледелия и урожая Цереры с позолоченным снопом в руках, которые дали названия павильону. Храм представляет собой ротонду из 8 колон ионического ордера, перекрытых куполом и стоящих на трехступенчатом стилобате. Купол беседки декорирован парапетом-балюстрадой и металлическим снопом колосьев. Тип подобной беседки-ротонды был широко распространён в садово-парковой архитектуре классицизма второй половины 18 — первой трети 19 в. Наиболее ранний сохранившийся чертёж этого сооружения, выполненный учеником архитектуры В. А. Бакаревым не ранее 1812, представляет собой учебную копию с внесенными позднее карандашными исправлениями. В описи царицынского сада 1825, опубликованной И. Е. Забелиным, павильон описан следующим образом: «Храм Цереры о осьми колоннах белого камня, на коем кумпол, крытый железом с таким же балюстратом под краскою, в середине онаго сноп жестяной, раскрашен, колосья и протчия места вызолочены; внутри онаго площадка и две ступени белого камня, по середине онаго на тумбе дикого камня статуя одна. Против онаго у подсадки статуя белого камня, вокруг коей деревянная беседка». В донесении смотрителя села Царицыно титулярного советника А. Е. Егорова в Московскую дворцовую контору от 4 мая 1838 о ветхостях беседок царицынского английского парка павильон «Храм цереры» не упомянут, что, вероятно, свидетельствует о хорошем состоянии беседки. Опись строений Царицыно от 20 мая 1859 сообщает: «Храм Цереры круглой формы о восьми колоннах с перемычками белого камня с деревянным куполом, крыт железом, на кумполе изобрежён металлический сноп — один. Кругом онаго ступени из белого камня обвалились и разбились, по середине каменной пьедестал из дикого камня». С 1860-х гг. в павильоне неоднократно проводились ремонтные работы. В 1914 член Московского археологического общества Н. Б. Бакланов сообщал «На крыше беседки „Золотой сноп“ также появилась растительность и свалилась балюстрада». Первая реставрация павильона проведена в 1929 архитектором Н. А. Пустахановым: восстановлены утраченные ионические капители, сделанные по образцу сохранившихся старых, заменён обветшавший золочёный сноп на куполе. На уцелевший постамент архитектором была установлена новая скульптура Цереры из подмосковной усадьбы Боде-Колычёвых Лукино. За время Великой Отечественной войны Храм Цереры был значительно повреждён, что зафиксировано в паспорте павильона 1947: «Ступени стилобата сильно выветрены, а кроме того растаскиваются. Лепные капители сильно проколоты, кровля проржавела почти полностью, „сноп“, на вершине купола разрушен почти весь. Мраморная скульптура — „Церера“ разбита — отсутствует голова, частично руки. Вся статуя расстреляна из огнестрельного оружия». К середине XX в. павильон был полуразрушен: цоколь и пол сооружения имели утраты до 75 %, были утрачены капители. Балясины парапета из листового железа и сноп пришли в негодность и частично утрачены. Колонны и их базы повреждены сколами и высеченными надписями. Скульптура Цереры была снята с пьедестала и лежала на земле у районного Дома культуры. В 1954–1961 Центральной проектно-реставрационной мастерской Академии архитектуры СССР были проведены исследования и комплексная реставрация павильона под руководством архитектора М. В. Дьяконова. Была установлена прежняя скульптора и новый сноп из листовой латуни. К середине 1990-х гг. павильон вновь пришёл в аварийное состояние. В ходе реставрационных работ, проведённых ОАО ГПР-1. Мосотделстрой-7, ЗАО реставрационно-строительная компания «Возрождение» по проекту ОАО «Моспроект-2» им. М. В. Посохина в 1999–2001, 2003 и 2007, павильон приобрёл современный вид: замощена площадка у беседки, восстановлен парапет-баллюстрада с объёмными балясинами, вместо плоских, вырезанных из листового железа, бывших ранее. В 2007 в беседке установлена скульптурная женская фигура со снопом и серпом в руках работы А. Н. Бурганова (см. ст. Бургановы). Лит.: Забелин И. Е. Сведения о Московских и подмосковных садах XVIII-XIX столетий. Сад в селе Царицыне // Опыты изучения русских древностей и истории. М., 1873. Т. 2. А. А. Баранова, П. Б. Ермолов
Арка-руина на острове Арка-руина на острове («Жилище русалок», «Русалкины ворота»), одна из самых ранних построек в Царицынском парке. Создана по проекту архитектора И. В. Еготова предположительно в 1804. Имеет исключительно декоративное назначение. Остров с Аркой находится на Верхнем Царицынском пруде напротив павильона Нерастанкино. Строительство сооружения было начато после проведения работ по углублению и расширению верхней части пруда, в результате чего существовавший здесь ранее искусственный островок увеличили и разделили надвое узким каналом-протокой. Сложенная из кирпича и облицованная белым камнем Арка была перекинута через протоку и объединила её берега. Первоначально, как видно на планах первой трети XIX в., … постройку завершала башенка с развевающимся вымпелом. Арочный пролёт фланкировали фрагменты стены или насыпи, имитировавшей в миниатюре крепостной вал. После того как в 1807 была окончательно расчищена луговина перед галереей Нерастанкино, Арка составила с ней видовую пару. Из-под портика галереи Арка на острове, поставленная в отдаленной перспективе на фоне воды и запрудных рощ (см. ст. Царицынские заповедные рощи), выглядела наиболее эффектно. В то же время одной из лучших картин, представавших взору во время водной прогулки по Верхнему Царицынскому пруду, был сияющий на солнце павильон Нерастанкино, зрительно вписанный в проём Арки. Возникшие в XIX в. названия постройки: «Жилище русалок», «Русалкины ворота» указывают на романтический характер её восприятия современниками. По преданиям, на лужайке напротив Арки-руины девушки окрестных деревень собирались в дни широко отмечаемого в Царицыне праздника Троицы и водили хороводы на «русальную неделю». В XIX‒XX вв. Арка на острове не реставрировалась. Башенка была утрачена, скорее всего, во второй половине XIX в. Следы существования канала-протоки прослеживались до 1990-х гг., когда рухнула срединная часть пролёта арки. В результате реставрации 2006‒2007 Арка на острове была восстановлена без воссоздания канала, а также башенки и насыпей по сторонам от арки. Разросшиеся деревья в настоящее время заменены газоном. В результате на сегодняшний день сооружение утратило свой романтический характер. Лит.: Минеева К. И. Царицыно. М. 1982; Докучаева О. В. Эмоционально-смысловой аспект восприятия пейзажного парка Царицына // Царицынский научный вестник. М., 1993. Вып. 1; она же. Пейзажный парк // Царицыно. М., 2005. О. В. Докучаева
Гротесковые мосты Гротесковые мосты, три однопролётных декоративных арочных моста-виадука, соединяющих склоны сухого оврага в южной части Царицынского парка — Большой гротесковый (сооружён на месте разобранного обветшавшего каменного моста 1790-х гг.), Малый гротесковый и Третий гротесковый. Располагаются между павильонами Нерастанкино и Храм Цереры Построены в 1805 по проекту архитектора И. В. Еготова из красного кирпича тычковой кладкой с отделкой белым мячковским камнем. Мосты упоминаются в описях царицынского ансамбля 1825, 1859 и 1886. Первоначально имели парапеты из грубооколотого, рустованного камня («гротескового», или «дикого» — отсюда название мостов). В 1808 парапет Малого гротескового моста был заменен на 10 гладких белокаменных тумб, а на Третий мост были установлены 6 белокаменных тумб ‒ «круглыя с шариками на верху» (по описи 1825). Между тумбами мостов были установлены деревянные решетки, выкрашенные краской. Опись 1886 даёт представление о размерах и состоянии мостов. О Большом мосте сообщается: «В парке на большом овраге каменный мост в одну большую арку шириною 7 ¼ арш., обделанный местами белым и гротесковым камнем без парапета и перил, свод протекает, толщина его с лица до 1 арш., стены снизу подмыты, ширина моста в 4 арш., высота 3 аршина». В дальнейшем «гротесковый» парапет Большого моста уже не восстанавливался. Малый мост «на большом овраге, кирпичный и часть из белаго камня и гротеско, снизу подломан, без парапета и перил, ширина моста 4 арш., арка 3 сажени, свод кирпичный с лица толщиною в 2 кирпича обломан, высота моста от 5 до 6 аршин, на нём выросли большия деревья». Состояние Третьего моста было ещё хуже: «маленький каменный мост, стены из кирпича, а снизу из белаго камня, полуразрушен и разобран, по верху ширина до 2 ½ аршин». К середине XX в. Большой и Малый мосты находились в полуразрушенном состоянии и были покрыты растительностью, а Третий мост был полностью утрачен ещё в начале века. Серьёзные научно-реставрационные работы по восстановлению мостов осуществлены под руководством архитектора М. В. Дьяконова. В 1960 был отреставрирован Большой мост. В ходе реставрации были восстановлены частично обветшавшие кирпичная кладка и белокаменные детали карниза и арок, восстановлены оплывшие откосы оврага, отремонтирована проезжая часть мостов. Вместо «гротескового парапета» были установлены металлические ограждения. Малый мост отреставрирован в 1961. Работы включали: восстановление полуразрушенных карнизов и белокаменной облицовки (в том числе, упавшими облицовочными камнями), частичную реставрацию кирпичной кладки, восстановление 10 белокаменных тумб и железных кованых решёток. С 1982 Большой и Малый мосты находятся на учёте как памятники архитектуры. К началу 1990-х годов мосты снова пришли в полуразрушенное состояние, а тумбы Малого моста были сброшены в овраг. Следующая реставрация состоялась в 2006–2007. Третий мост был воссоздан заново на основе описаний, сохранившихся изображений и аналогов начала XIX в. по проекту коллектива архитекторов-реставраторов под руководством М. Д. Голубина. Гладкоотесанные детали устоев и арки Большого моста эффектно контрастируют со вставками из «гротескового» камня. Малый мост имеет более сдержанный декор, вставками из «гротескового» камня украшена только арка пролета. Третий мост, самый маленький из гротесковых мостов, сооружён из красного кирпича с отделкой гладкими белокаменными блоками, радиально расходящимися от арки. Появление гротесковых мостов было вдохновлено «готической» архитектурой дворцового ансамбля В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. Мосты органично вписываются в романтический характер садово-парковых сооружений Царицына. П. Б. Ермолов
Диппмана сад Диппмана сад (в советское время — Ленинский сад), популярное место отдыха царицынских дачников и гостей Царицыно в дачный период его истории. Располагался на берегу залива Верхнего Царицынского пруда вблизи Царицынской плотины (ныне на месте сада Диппмана — театр «Царицыно»). Название получил по имени многолетнего владельца Б. Диппмана. Возник в конце 1860-х — 1870-е гг. на прилегающем к Валуевскому дому участке, отданном Московской удельной конторой в аренду А. Я. Щеглову под устройство гостиницы и ресторана. В 1867–1870 Щеглов построил на этом участке здание летнего театра. Следующим арендатором Г. И. Орловым, на этом участке была «устроена просторная площадка, уставленная столами для желающих пить чай или закусывать на чистом воздухе. Площадка окружена гирляндою разноцветных стеклянных фонариков, висящих на проволоке, и по вечерам фонарики эти зажигаются, что представляет довольно эффектный вид». С 1883 на протяжении около 30 лет арендатором участка был Б. Диппман, которому контрактом было разрешено иметь «летний увеселительный сад, а в дворцовых постройках ресторан и буфет для продажи крепких напитков, театр, жилые помещения и меблированные комнаты», лавку «с продажей жизненных продуктов, а также в саду и театре устраивать танцевальные вечера, спектакли, фейерверки и другие увеселения». Арендная плата в 1883 составляла 780 руб., а в 1913 — 1500 руб. в год. Увеселительный «семейный сад» был чрезвычайно популярен среди дачников и москвичей. В 1885 Валуевский дом сгорел, и вместо него Б. Диппман построил деревянное одноэтажное здание ресторана. В 1887 на участке появилось новое здание летнего театра. Кроме того, в саду были построены арендатором деревянное двухэтажное здание гостиницы, две сдававшиеся в аренду дачи, баня (страховая оценка всех строений в 1913 составила 19 500 рублей). Плотно застроенный участок был тем не менее очень уютным: «Московский листок» так описывал в 1898 сад: «Расположенный в сотне шагов от станции, увеселительный сад г. Дипмана представляет собою крохотный участок земли, густо засаженный молодыми акациями, берёзками и не менее крохотные площадки с цветными клумбами и миниатюрными столиками, расставленными по всем направлениям. Посредине сада стоит большой со сквозными широкими дверями двухэтажный дом, заключающий в себе ресторан. Театр немного поменьше и находится сбоку. Тут же имеется и круглая веранда с музыкантами… Тут действительно нужна была чисто немецкая способность бороться с теснотой». В саду регулярно устраивались спектакли с участием профессиональных артистов и любителей, по окончании которых регулярно проводились танцевальные вечера. В саду часто звучала хорошая музыка. Так, в 1891 на танцевальных вечерах играл военный оркестр «Софийского Его Величества полка» под управлением солиста оркестра Большого театра Ф. В. Путкамера (1854–1922). Диппман так заботился «об удобствах лиц, приезжающих потанцевать», что по договорённости с железнодорожным начальством, устроил для них возможность оставаться в Царицыне до самого окончания бала и уезжать оттуда на рассвете с поездом, проходящим через Царицыно около 4 часов утра». В саду Диппмана и на противоположном берегу Царицынского пруда регулярно устраивались фейерверки, играли в кегли и бильярд. Здесь появлялись и такие необычные новинки, как, например, «автоматический шкаф с шоколадом и конфектами фабрики Эйнем», на который, по свидетельству корреспондента «Московского листка» (июнь 1888), со страхом и удивлением смотрели дети. Особенно много посетителей становилось в саду к концу летнего сезона. Б. Диппман, прожив в Царицыне 15 лет, так объяснял этот феномен: «равнодушие к моему саду бывает только первый месяц, когда им [дачникам. — ред.] интересен каждый кустик, травка и вообще лоно природы, а вот когда им всё это начнёт надоедать, тогда число посетителей в моем саду начнёт увеличиваться». На протяжении 30 лет в саду Диппмана побывали многие выдающиеся деятели русской культуры и науки. В называвшихся «стойлами» номерами гостиницы жили Н. Д. Телешов, И. А. Бунин и др. В спектаклях на сцене летнего театра принимали участие выдающиеся русские актёры (А. Я. Глама-Мещерская, В. Н. Андреев-Бурлак, М. И. Писарев, В. П. Далматов и др.). Сад Дипмана, в котором были «назначены танцы» и «играла военная музыка», упоминается в известном рассказе Л. Н. Андреева «Петька на даче». После Октябрьской революции 1917 сад продолжал оставаться центром культурной жизни посёлка Ленино. В разные годы здесь выступали певцы Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, балерина Е. В. Гельцер, пианист С. Т. Рихтер. В одной из построек бывшего сада Диппмана размещался первый царицынский кинотеатр (сгорел в 1937). В 1950-х гг. на территории сада был построен Дом культуры Ленинского района. А. А. Баранова Иллюстрация: Сад Диппмана. Открытка. Из коллекции В. В. Егорычева
Миловида Миловида («Миловидова галерея»), парковый павильон в пейзажной части Царицынского парка. Сооружён в 1803 по проекту и под наблюдением архитектора И. В. Еготова. Расположен на пересечении Глухого проспекта (Несторовой аллеи) и Утренней дорожки. Представляет собой галерею, перекрытую полуциркульным сводом, который поддерживают шестнадцать колонн дорического ордера, с четырьмя «кабинетами» по ее сторонам. Цилиндр ложного свода при сооружении был расписан кессонами в технике гризайль клеевыми красками. Стены павильона сложены из красного, хорошо обожженного кирпича (размер 23–24×11–12×5,5–6 см) на известковом растворе с относительно тонкими швами 10–12 мм. Первоначально верхняя часть павильона была построена из вертикально поставленных бревен диаметром 16 см, плотно пригнанных друг к другу и поставленных на нижние бревенчатые обвязки, покоившиеся на кирпичных стенах, с верхними обвязками, служившими для врубки в них кружал деревянного цилиндрического свода и для крепления на них стропил. Впервые упоминается в 1811 («…на плотине против Миловиды слюз промыло, которой также надлежит исправить»). Известен также выполненный учеником архитектуры ЭКС В. А. Бакаревым чертёж начала XIX века — план и фасад «Миловиды». В 1823 кровля «Миловиды» ремонтировалась, были оштукатурены внутри и снаружи стены. Из описи 1825, опубликованной И. Е. Забелиным, следует, что сквозная арка павильона была украшена «довольно хорошими мраморными бюстами». «Галерея Миловида каменная с наделкою в верху деревянною оштукатуренною, крытая железом; на верху ея статуев три, бюстов четыре, ваз две, свинксов два, у крыльца дельфинов два; внутри ея колонн больших шестнадцать, небольших восемь, оштукатуренных по дереву. По бокам по две комнаты с дубовыми створчатыми дверями с задвижками, и в каждой по два окошка с желузями под краскою; в середине ея на четырех тубах белого камня большие бюсты белого мрамора на таковых же пьедесталах. В выше означенной Миловиде стульев с точеными ножками под краскою с плетёными сидениями из верёвок, покрытыя жёлтою краскою — восемнадцать; таковых же под дикою краскою с сидениями плетенными из камыша — восемь; столов дубовых больших складных — три». 18 июня 1835 четыре мраморных бюста, находившихся в Миловиде, были перенесены, по распоряжению министра Императорского двора князя П. М. Волконского, в вестибюль Александринского летнего дворца. В донесении смотрителя села Царицыно А. Егорова в Московскую дворцовую контору (МДК) от 4 мая 1838 павильон назван ветхим, ввиду чего смотрителю предписано его заколотить «до исправления от ветхости». В июне 1855 в смету на «разныя исправления казарм в селе Царицыне», составленную архитектором В. Г. Дрегаловым, была включена статья по восстановлению штукатурного покрытия и покраске «у Миловидовой беседки по колоннам и стенам внутри и снаружи». По описи 1859 павильон находился в удовлетворительном состоянии, хотя алебастровые скульптуры обозначены как обвалившиеся от времени. В рапорте в МДК царицынский смотритель титулярный советник Гурьянов просил разрешения использовать беседку для отдыха и чаепития посетителей. В это же время архитекторский помощник Н. А. Андреев составил «Фасад с планом беседки Миловидовой в Селе Царицыне». В 1860 «Миловида» была включена в ведомость строений в Царицыне, подлежавших разборке (составлена архитектором Н. А. Шохиным по поручению МДК); обветшавшие к 1860 скульптурное убранство павильона и полы из лещадных плит были сняты (и уже не восстанавливались), однако павильон разобран не был. В 1870–1880-е гг. он был приспособлен под чайный домик. Известно, что 20 мая 1883 в «Миловиде» «кушала чай» герцогиня Эдинбургская, бывшая до замужества великой княгиней Марией Александровной. У соседних куртин, получивших название Миловидовой рощи, летом играл духовой оркестр. Однако вскоре пить чай в павильоне стало нельзя. В 1860–1941 павильон неоднократно ремонтировался: штукатурились его боковые кирпичные стены, заменялись деревянные конструкции, живопись на своде галереи подвергалась прописке. В 1915, когда Удельное ведомство, приступило к очередному ремонту беседки, Московское археологическое общество обратилось в Управление Московского удельного округа с просьбой «обратить внимание на то, чтобы при ремонте никакие детали и отдельные части не были изменяемы, т. к. здание это представляет собой художественный и исторический интерес». Наблюдение за работами со стороны Московского археологического общества было поручено его члену Н. Б. Бакланову, и управляющему Царицынским имением Н. А. Рохманову было предписано оказывать Бакланову «возможное содействие». В ночь с 21 на 22 июля 1941 воздушной волной от немецкой авиабомбы была повреждена отделка павильона: частично осыпались карнизы, лепные барельефы, модульоны, живопись, штукатурка. К началу 1950-х гг. павильон находился в полуразрушенном состоянии. В 1954–1961 Центральной проектно-реставрационной мастерской Академии архитектуры СССР были проведены исследования и комплексная реставрация павильона под руководством архитектора М. В. Дьяконова. Основные работы были проведены в 1958–1960, а в 1961 восстановлена живопись (художники-реставраторы Е. В. Тихомиров и Н. А. Пахомов). К началу 1990-х гг. павильон вновь обветшал, а в 1992 был серьёзно повреждён пожаром. В 2006–2007 отреставрирован по проекту коллектива архитекторов-реставраторов под руководством М. Д. Голубина. Автор росписей — художник Е. Ю. Патлажанова, скульптуры сфинксов создал А. В. Сусликов, статуи вакханок, богинь Авроры и Венеры западного фронтона, медальоны главных фасадов — В. Н. Крючков. А. А. Баранова, П. Б. Ермолов
«Нерастанкино» «Нерастанкино» (Галерея Нерастанкина), садовый павильон в Царицынском парке. Построен в 1803 по инициативе П. С. Валуева «для отдохновения посетителей» в связи с устройством публичных гуляний в Царицыне, по проекту и под наблюдением архитектора И. В. Еготова. Располагается на вершине пологого берегового склона в южной части парка, сразу за Большим проспектом. Ориентирован на обзор со стороны Верхнего Царицынского пруда. От «Нерастанкино» открывается живописный вид на пруд и Арку-руину на острове. Павильон представляет собой типичное парковое сооружение-галерею в стиле классицизма, имеет два вытянутых фасада, всю центральную часть которых занимает широкий сквозной проход, оформленный строгими дорическими (тосканскими) портиками с аттиками. Галерея перекрыта невысоким куполом. Низ павильона снабжён небольшим цоколем, стены сложены из красного, хорошо обожжённого кирпича размером 25×12×6 см тычковой кладкой на известковом растворе со швами 9–12 мм. Фактура кладки стен, контрастирующая с гладкими белокаменными деталями, является особенностью художественного решения павильона. В публикациях начала ХХ в. именовался также «Старой Миловидой», «Храмом Меланхолии». 5 августа 1803 архитектор И. В. Еготов представил рапорт в Экспедицию Кремлёвского строения (ЭКС) с приложением плана и фасада «на построение вновь в селе Царицыне в аглинском саде Каменной Галереи» и сметы, в которой строительство оценивалось примерно в 550 р. Постройку павильона осуществлял крепостной крестьянин деревни Выхино графа Н. П. Шереметева Михаил Карташёв. Согласно договору с ЭКС он должен был делать «каменною, плотничною и прочей работою галерею, кроме статуй» за 235 р. Помимо Еготова, за строительством наблюдал архитектор И. Т. Таманский. Покрытие крыши павильона железом осуществлял крестьянин А. Тимофеев: «в аглинском саду на галлереи купола с желобьями и отливами с выкрашением их на варёном масле голанскою сажею а купола зелёной медянкой». 2 ноября Я. Л. Грузинский рапортовал в ЭКС об окончании строительства павильона. В июне 1808 крестьянин Г. И. Батухин поставил по приказу Валуева для установки в павильон «вазы точёныя» из цельного белого камня вышиной в 5 четвертей (88,9 см) толщиною в аршин (71,12 см) за 32 р. Некоторые исследователи ошибочно относили документы о строительстве «Нерастанкино» к истории возведения павильона «Миловида», поскольку наименование (обе назывались галереями) и указания на местоположение этих сооружений были весьма расплывчаты, а проектные чертежи не обнаружены. Так, на плане Царицынского парка 1816 павильон обозначен как беседка «Миростанкина», на другом плане, относящемся к 1813–1816, она вновь именуется просто «галлереей». В описи строений «Английского сада» 1825 (опубликована И. Е. Забелиным) отмечены «у передней стены в двух впадинах по статуе и две вазы белого камня точёные», галерея «крытая тёсом, а кумпол железный», два окна с жалюзи; внутри находилась деревянная крашеная мебель (2 круглых стола, 2 скамьи, 8 кресел «решётчатых»), «очаг с крышкою из тёсу, в коем прогонов железных два». В описи 1859 галерея представлена так: «Галлерея Нерастанкина каменная с деревянным оштукатуренным сводом, а стены с наружи не оштукатурены о 4-х калонах франтанами, а под оными карниз с цоколем крыльцами и сандриками из белаго камня с двумя окошками без рам, крыша крыта тёсом, а купол железом ветхая». В описи имеется отметка другим почерком: «крыльцо развалилось», а «тёс полу сгнил». Таким образом, вероятно, были утрачены как скульптурное убранство павильона, так и две рамы с жалюзи. В сентябре 1876 окружной надзиратель П. Ф. Хорошкевич предложил разваливающуюся от ветхости «небольшую каменную галлерею в парке» продать с торгов на снос. Однако после осмотра в октябре построек Царицынского парка архитектор И. А. Рязанцев заключил, что колонны, стены и само основание павильона Нерастанкино «находятся в прочном состоянии, но чтобы предупредить их от повреждения крышу, часть стропил и обрешётку на них необходимо исправить и перекрыть вновь железом». В последующие годы павильон, как и другие павильоны парка, подвергался ремонту. В 1914 один из членов Московского археологического общества сообщал, что в павильоне «подгнили кружала деревяннаго свода и осыпалась штукатурка». В 1927–1929 павильон отремонтирован под руководством архитектора Н. А. Пустаханова. После ремонта 1930-х гг. павильон был окрашен снаружи по кирпичу жёлтой известковой и масляной краской. В это время использовался в качестве парковой библиотеки-читальни. К 1947 году павильон находился в удовлетворительном состоянии, но кровля требовала ремонта, а декоративные вазы были разрушены. В 1954 зафиксировано расхищение многих белокаменных блоков лестницы, осыпание известковой покраски стен, частичное выветривание кирпичной кладки и повреждение цоколей. В некоторых местах была утрачена нижняя кладка проёмов торцевых фасадов, внешнее декоративное убранство из белого камня имело повреждения и частичные утраты, кровля требовала замены. В 1958–1960 павильон был вновь отреставрирован по проекту М. В. Дьяконова: восстановлены утраченные белокаменные детали, кирпичная кладка, стропила и кровля (в 1961 окрашена в зелёный цвет), удалена позднейшая покраска стен. Скульптурное убранство восстановлено не было. В 1982 были отмечены повреждения штукатурного покрытия свода, сколы и незначительные утраты белокаменных частей и деталей, трещина кирпичной стены в левой нише главного фасада. Пол был залит цементным раствором и поврежден. Полная реставрация павильона осуществлена под руководством М. Д. Голубина в 2006–2007: в нишах-экседрах были установлены декоративные вазы, площадка вокруг павильона замощена плиткой; окрашенные стены сохранили характерную фактуру кирпичной кладки, контрастирующую с гладкостью белокаменных деталей. А. А. Баранова, П. Б. Ермолов
Садовники царицынские Садовники царицынские, в 1775–1860 служители при Царицынском парке и оранжереях Царицынского дворцового имения. После покупки Екатериной II имения Чёрная Грязь, где, по докладу управителя В. Я. Карачинского от 18 июня 1775, находились «сад регулярный и ранжерея, к котором потребно садовых мастеров», императрица повелела определить сюда садовников. 24 июня 1775 в Чёрную Грязь из дворцового Головинского сада в Москве были отправлены садовник Яков Фёдоров и огородник Иван Лукин для «исправления садовых работ». Я. Фёдоров происходил «из каменщиковых детей», вступил в службу в 1752 и получал жалование 24 руб. в год. И. Лукин, «из садовниковых детей», состоял в службе с 1768 и получал 12 руб. в год. Фёдорову и Лукину давалась лестная характеристика: «Состояния и поведения доброго, в садовничестве и огородничестве искусны и тем заслуживают прибавки жалования». Фёдорову было назначено жалование 60 рублей, а Лукину — 36 руб. в год. Плодовые сады имения, как и прежде при владельце князе С. Д. Кантемире, были отданы в аренду крестьянам села Коломенское. На работе при царицынских садах и оранжерее остались и садовники С. Д. Кантемира. 30 августа 1775 И. П. Елагин сообщил в Главную дворцовую канцелярию о повелении императрицы «отпущенных от бригадира князя Кантемира дворовых людей Петра Артемонова сына Саладовникова с женою принять к смотрению за садами в село Царицыно и производить им денежное и хлебное жалование и протчее против того, сколько они у князя Кантемира получали». В 1784 в Царицыно для устройства Английского сада прибыл «выписанный из Англии» садовый мастер Ф. Рид (составленный Ридом план «саду царицынскаго» был «апробован» императрицей в августе 1784). Работы по созданию Английского сада были начаты Ридом в марте 1785 и продолжались до его смерти в 1799. Для построенных в 1784–1787 оранжерей управитель Карачинский в конце 1786 нанял немецкого садовника И. Рака, который работал в Царицыне до начала 1790-х гг. В 1794 по докладу управителя А. И. Воейкова последовал указ Екатерины II о выплате садовникам при оранжереях сверх жалованья 20 коп. с 1 руб. выручки от продажи плодов. После смерти Рида царицынский управляющий князь А. А. Кольцов-Масальский по повелению императора Павла I «препоручил» Английский сад садовому подмастерью С.. Т. Махову. С приходом на должность главы Экспедиции Кремлёвского строения П. С. Валуева возобновились активные работы в Английском саду и оранжереях Царицына. В 1802 при Английском саде состояли садовый подмастерье С. Махов и садовый ученик М. Яковлев, при оранжереях — садовый подмастерье И. Селуянов и 12 садовников. На работах в Английском саду весной-летом 1803 ежемесячно было занято от 60 до 100 работников (главным образом, местных крестьян и крестьянок). Временные работники требовались для «вырубки ненужных дерев» бывшего регулярного сада (здесь создавалась Большая поляна), «для выкопания пней и обрабатывания кломб», «к очищению листа, хворосту и всякой нечистоты». В дальнейшем на должности садовников назначались сыновья служителей Царицынского имения и и способные крестьянские дети из других дворцовых сёл и деревень. В Царицыно «для обучения ранжерейной и садовой науке» был определён Василий Алексеев, сын крестьянина села Всесвятского. В 1809 году в возрасте 14 лет он был уже садовником с жалованием 50 рублей в год. Сын умершего крестьянина с. Коньково Михайло Васильев, определенный в Царицыно «для обучения садовой науке по аглицкому вкусу» в 1809 в возрасте 17 лет был садовником с жалованьем 90 рублей в год. В сентябре 1804 по предложению царицынского управителя Я. Л. Грузинского на должность садового мастера при царицынском Английском саде и оранжереях был по контракту определен «знающий из иностранцев садовник», прусский подданный К. С. Унгебауер. Несмотря на его активную и успешную деятельность, в сентябре 1809 он был внезапно отстранен П. С. Валуевым от надзора за оранжереями и оставлен лишь «при смотрении аглинских садов», оранжереи же «по искусству и способностям» были «препоручены» садовым подмастерьям Ивану Селуянову и Николаю Ильину. По «недостаточности» при оранжереях садовников и учеников им предлагалось «принять в садовые ученики из неопределенных ещё в службу придворнослужительских детей». В 1813 Н. Ильин, «дознанный» Валуевым «лучшим, искуснейшим и деятельнейшим», стал «исправлять должность садового мастера». В 1828 Ильин, ставший главным садовником всех московских и подмосковных дворцовых садов и оранжерей, тяжело заболел, и на эту должность был назначен известный садовый мастер Ф. Пельцель. В Царицыне Пельцель бывал нечасто. Руководством работами в Царицыне занимались в разные годы старший садовник Василий Демидов (1840-е гг.), старший садовник Алексей Волнистов и придорный садовник Николай Ильин Самолётов (1850-е гг.). Н. И. Самолётов (вероятно являвшийся родственником главного садовника Н. Ильина) стал одним из первых царицынских арендаторов (см. ст. Самолётовы), взяв в аренду в 1850-х гг. участок с бывшей казармой. С 1881 года царицынскими арендаторами были его сыновья дворцовый садовник Илья Николаевич Самолётов и капельдинер Большого театра Василий Николаевич Самолётов. После отдачи оранжерей в аренду И. Ю. Давидову оранжерей (1859) и передачи Царицына из ведения Московской дворцовой конторы в Удельное ведомство (1860) штатная должность садовника царицынского имения упразднена (во второй половине XIX — начале XX вв. удельное ведомство проводило в Царицыне лишь лесокультурные работы, а на участках арендаторов работали частные садовники). Лит.: Баранова А. А. Царицынские садовники // Царицынский научный вестник. М., 2002. Вып. 5. с. 5–31. А. А. Баранова
«Храм Цереры» «Храм Цереры» (Золотой Сноп), садово-парковый павильон на южной окраине пейзажной части Царицынского парка. Построен в 1805 архитектором И. В. Еготовым. Инициатор создания павильона — П. С. Валуев, поручивший Еготову «в селе Царицыне в саду зделать вновь два мостика и храмик». В докладе императору Александру I за 1805 Валуев сообщал: «В самом саду, обогащенном в истекшем годе различными плантациями, сооружен храм богине Церере». В 1806 в центре павильона на постаменте была установлена скульптура древнеримской богини земледелия и урожая Цереры с позолоченным снопом в руках, которые дали названия павильону. Храм представляет собой ротонду из 8 колон ионического ордера, перекрытых куполом и стоящих на трехступенчатом стилобате. Купол беседки декорирован парапетом-балюстрадой и металлическим снопом колосьев. Тип подобной беседки-ротонды был широко распространён в садово-парковой архитектуре классицизма второй половины 18 — первой трети 19 в. Наиболее ранний сохранившийся чертёж этого сооружения, выполненный учеником архитектуры В. А. Бакаревым не ранее 1812, представляет собой учебную копию с внесенными позднее карандашными исправлениями. В описи царицынского сада 1825, опубликованной И. Е. Забелиным, павильон описан следующим образом: «Храм Цереры о осьми колоннах белого камня, на коем кумпол, крытый железом с таким же балюстратом под краскою, в середине онаго сноп жестяной, раскрашен, колосья и протчия места вызолочены; внутри онаго площадка и две ступени белого камня, по середине онаго на тумбе дикого камня статуя одна. Против онаго у подсадки статуя белого камня, вокруг коей деревянная беседка». В донесении смотрителя села Царицыно титулярного советника А. Е. Егорова в Московскую дворцовую контору от 4 мая 1838 о ветхостях беседок царицынского английского парка павильон «Храм цереры» не упомянут, что, вероятно, свидетельствует о хорошем состоянии беседки. Опись строений Царицыно от 20 мая 1859 сообщает: «Храм Цереры круглой формы о восьми колоннах с перемычками белого камня с деревянным куполом, крыт железом, на кумполе изобрежён металлический сноп — один. Кругом онаго ступени из белого камня обвалились и разбились, по середине каменной пьедестал из дикого камня». С 1860-х гг. в павильоне неоднократно проводились ремонтные работы. В 1914 член Московского археологического общества Н. Б. Бакланов сообщал «На крыше беседки „Золотой сноп“ также появилась растительность и свалилась балюстрада». Первая реставрация павильона проведена в 1929 архитектором Н. А. Пустахановым: восстановлены утраченные ионические капители, сделанные по образцу сохранившихся старых, заменён обветшавший золочёный сноп на куполе. На уцелевший постамент архитектором была установлена новая скульптура Цереры из подмосковной усадьбы Боде-Колычёвых Лукино. За время Великой Отечественной войны Храм Цереры был значительно повреждён, что зафиксировано в паспорте павильона 1947: «Ступени стилобата сильно выветрены, а кроме того растаскиваются. Лепные капители сильно проколоты, кровля проржавела почти полностью, „сноп“, на вершине купола разрушен почти весь. Мраморная скульптура — „Церера“ разбита — отсутствует голова, частично руки. Вся статуя расстреляна из огнестрельного оружия». К середине XX в. павильон был полуразрушен: цоколь и пол сооружения имели утраты до 75 %, были утрачены капители. Балясины парапета из листового железа и сноп пришли в негодность и частично утрачены. Колонны и их базы повреждены сколами и высеченными надписями. Скульптура Цереры была снята с пьедестала и лежала на земле у районного Дома культуры. В 1954–1961 Центральной проектно-реставрационной мастерской Академии архитектуры СССР были проведены исследования и комплексная реставрация павильона под руководством архитектора М. В. Дьяконова. Была установлена прежняя скульптора и новый сноп из листовой латуни. К середине 1990-х гг. павильон вновь пришёл в аварийное состояние. В ходе реставрационных работ, проведённых ОАО ГПР-1. Мосотделстрой-7, ЗАО реставрационно-строительная компания «Возрождение» по проекту ОАО «Моспроект-2» им. М. В. Посохина в 1999–2001, 2003 и 2007, павильон приобрёл современный вид: замощена площадка у беседки, восстановлен парапет-баллюстрада с объёмными балясинами, вместо плоских, вырезанных из листового железа, бывших ранее. В 2007 в беседке установлена скульптурная женская фигура со снопом и серпом в руках работы А. Н. Бурганова (см. ст. Бургановы). Лит.: Забелин И. Е. Сведения о Московских и подмосковных садах XVIII-XIX столетий. Сад в селе Царицыне // Опыты изучения русских древностей и истории. М., 1873. Т. 2. А. А. Баранова, П. Б. Ермолов