История ГМЗ «Царицыно» PKZ PKZ PKZ (Przedsiębiorstwo Państwowe Pracownie Konserwacji Zabytków (PPPKZ), «Государственное предприятие Мастерские по реставрации памятников старины»), польское государственное научно-реставрационное предприятие. Основано в 1950 в Варшаве по инициативе известного польского реставратора, профессора Яна Захватовича (1900–1983) для восполнения утрат, нанесённых польской культуре во Второй мировой войне. На основе исторических исследований PKZ осуществляло подготовку научно-реставрационной документации, проводило консервационные, реставрационные и строительные работы по сохранению археологических памятников. Участвовало в подготовке научно-реставрационных кадров, сохранении традиционных технологий, занималось восстановлением и реставрацией большого количества памятников архитектуры, искусства и культуры в Польше и странах мира. В 1995 в результате приватизационных преобразований на основе краковского отделения предприятия возникла реставрационно-строительная фирма «Pracownie Konserwacji Zabytków „Arkona“ Sp. Z.o.o.» (ООО Мастерские по реставрации памятников старины «Arkona»). Будучи обществом с ограниченной ответственностью, к 1999 предприятие оказалось в состоянии банкротства, началась работа ликвидационной комиссии. В 2002 оно было преобразовано в акционерное общество Polskie Pracownie Konserwacji Zabytków Spółka Akcyjna (PPKZ S. A.), которое ныне является правопреемником PKZ. Имеет отделения в Варшаве, Гданьске, Белостоке, Люблине. В 2003 фирма получила лицензию Министерства культуры РФ на право проведения реставрационных работ. В нашей стране PKZ известно своей работой по реставрации сооружений садово-паркового ансамбля «Петергоф» (1987–1996 и 2000), Царского Села (1993–1996, 2005–2008) и др. Работа в Царицыне. В 1986 Министерство культуры СССР выбрало фирму PKZ для осуществления реставрационных работ в царицынском архитектурном ансамбле. Договор был подписан с варшавским отделением «Мастерских по реставрации памятников старины» Бюро внешней торговли ПНР. Все реставрационные работы в Царицыне осуществлялись по проектам, разработанным архитекторами И. П. Рубен («Моспроект-2», мастерская № 13) и В. В. Ивановым («Моспроект-2», мастерская № 2). В 1987–1991 и в июне 1994–августе 1995 предприятие проводило ремонтно-восстановительные работы в Среднем дворце. От музея «Царицыно» (в то время — Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР) выполнение проектов контролировал главный архитектор отдела капитального строительства музея А. А. Галашевич. С польской стороны работы возглавляли инженеры-реставраторы и архитекторы К. Бадовский, В. Галензовский, М. Шалкевич, М. Дудек, В. Гринкевич и др. Польская сторона являлась также проектировщиком технических элементов конструкции: вентиляции, отопления и т.п. В 1988–1989 фирмой PKZ был заложен ряд шурфов у Оперного дома для исследования состояния памятника. После расчистки здания от обломков и почвы были изготовлены стальная конструкция крыши и деревянная обрешётка, крыша покрыта медными листами. Были реконструированы своды с применением сплошного керамического кирпича, две каменные лестницы, сделана заново одна лестница из стали. Также осуществлена реставрация фасадов здания (с восполнением недостающих деталей декора) и интерьеров, оштукатурены стены с применением гидрофобного покрытия, на сводах и чердаке уложена термоизоляция. Были реконструированы печи, уложен пол из мраморных и керамических плит, дубовый паркет с воспроизведением узора XVIII в. Снаружи был сооружён каменный пандус и лестницы в здание. Аналогичные работы должны были начаться в 1987 и в Кухонном корпусе, однако в апреле 1987 сильный пожар полностью уничтожил кровлю и повредил стены и своды сооружения. После подписания дополнения к контракту в 1989 PKZ обязалась провести все основные работы в 1990–1992 при условии, что советская сторона ликвидирует последствия пожара и подготовит сооружение к реставрации. В 1989 фирма PKZ провела исследования у Хлебного дома с заложением шурфов. Реставрация осуществлялась в 1989–1992 и в 1994–1996. С польской стороны работами руководили инженеры-реставраторы и архитекторы К. Якубовски, Ю. Вычулковский, Л. Каспшак, С. Петрайтис, М. Куковска. Были проведены работы по усилению и восстановлению строительных конструкций — балок перекрытия, металлических конструкций сводов в помещениях, фундаментов. Работы по стенам сооружения включали ликвидацию грибка и солей, ремонт оконных блоков, штукатурные и плиточные работы. Были созданы керамзито-бетонные покрытия полов, уложена плитка. Кирпичная кладка фасадов, их белокаменный декор и карнизы также очищены и восполнены. На крыше восстановлен парапет из кирпича и белокаменных деталей. Сотрудники фирмы провели работы по созданию системы вентиляции. В 1987–1992 отреставрирована Галерея ограда с воротами (очищены сохранившиеся детали сооружения и восполнены утраченные части белокаменного декора и кирпичной кладки), а в 1987–1992 — Фигурного моста (восполнен белокаменный декор и кирпичная кладка, восстановлены утраты парапета). В 1988–1994 периодически производились поверхностные консервационные работы по стенам северного, западного и южного фасадов Большого дворца. В апреле 1994 был подписан новый контракт, по которому фирма PKZ завершала ремонтно-восстановительные работы по Оперному дому, Малому дворцу, Кавалерскому Первому корпусу, а по контракту от ноября 1994 обязывалась завершить работы по Кухонному корпусу, выполнить восстановление Оранжерейного моста и Кавалерского Третьего корпуса. К работам на последних трёх объектах польская сторона приступила в январе 1995. В 1992–1996 фирма проводила работы по восстановлению Малого дворца. Проект реставрации первоначально осуществлялся силами отечественных реставраторов. С польской стороны выполнение работ контролировали инженеры-реставраторы К. Бадовский, М. Шалкевич, Е. Вычулковски, К. Адамчик. Был осуществлён монтаж металлических конструкций под кровельное перекрытие, смонтирована медная кровля. Фирма произвела очистку фасадов и их гидроизоляцию. Из железобетона были созданы конструкции перекрытия сводов, основания для винтовых металлических лестниц, наружных крылец и пандусов. Были смонтированы деревянные конструкции интерьеров, пол и техническое подполье. Осуществлены технические работы по созданию вентиляции, отопления и т.п. В Первом Кавалерском корпусе в 1995 фирма завершила начатые в 1992 восстановительные работы. После удаления двух надстроенных этажей и штукатурки, закрывавшей кирпичную кладку стен, здание приобрело первоначальный вид. Были восстановлены белокаменные декор фасада, фронтоны и ажурный парапет здания, осуществлены внутренние инженерно-технические работы. В Третьем Кавалерском корпусе были отреставрированы внутренние конструкции, восполнены своды, смонтирован пол, также были произведены раскопки и изучение каменных конструкций бельведера. Кирпичная кладка и белокаменный декор подверглись чистке и восполнению, восстановлен цоколь здания. На Оранжерейном мосту были произведены подготовительные работы, укрепление фундаментов, некоторые строительно-реставрационные и каменотёсные работы. В разные годы наряду с PKZ различные ремонтно-восстановительные и реставрационные работы на указанных объектах осуществляли и некоторые другие отечественные организации. С 1996 финансирование реставрации в Царицыне было приостановлено, образовалась финансовая задолженность российской стороны перед PKZ. Работы были прекращены. В 1997 фирма подала официальный запрос о расторжении контрактов из-за отсутствия финансирования. В 1999 контракты от 1994 с фирмой PKZ были расторгнуты. П. Б. Ермолов Ленинский краеведческий музей садово-огородного района Ленинский краеведческий музей садово-огородного района Ленинский краеведческий музей садово-огородного района (до 1930 ‒ Царицынский историко-художественный и краеведческий музей), первый государственный музей в Царицыно. С 1926 ‒ в ведении Музейного подотдела Московского отдела народного образования (МОНО) Главнауки Наркомпроса. Согласно штатному расписанию музея на 1925‒1926 в музее числилось два человека — комендант и сторож. Официально открыт 21 июля 1927 по инициативе В. В. Казанцева, который был его первым заведующим. Первоначально располагался в трёх комнатах Третьего Кавалерского корпуса (см. ст. Давидова дача), в которой после 1917 находился «Большевистский клуб». Состоял из двух отделов: историко-художественного и краеведческого (отдел краеведения открыт 5 августа 1928). До 1929 функционировал в летнее время, т.к. из-за отсутствия отопления и двойных рам в окнах, температура в помещениях зимой не превышала +5º. В 1920-х гг. комплектование музея происходило из разных источников. Так, из музея-усадьбы Дубровицы были переданы мебель, бронза, люстры, всего ‒ 68 предметов. Также пополнения шли через музейный фонд МОНО (мебель, фарфор, ковры времени императрицы Екатерины II, портреты владельцев усадьбы Чёрная Грязь князя В. В. Голицына, Д. К. Кантемира и др.). Одним из первых мероприятий В. В. Казанцева в качестве заведующего музеем стала организация реставрационных работ в царицынском парке. В 1927‒1929 архитектором Н. А. Пустахановым были отреставрированы павильоны Миловида, Нерастанкино и Храм Цереры. В 1929 В. В. Казанцев издал небольшой путеводитель по музею с планом Царицынского парка («Царицыно. Краткие исторические сведения об усадьбе. М., 1929). В планах заведующего были также возобновление раскопок курганов, организация экспедиций и командировок. Однако в связи с начавшимся в конце 1920-х гг. гонением на усадьбоведение и историческое краеведение, В. В. Казанцев был обвинён в «приверженности к старой буржуазной исторической школе и непригодности к работе в новых условиях», снят с должности, но оставлен в музее рядовым сотрудником (до 1933). Заведующим музеем в 1929 был назначен К. С. Тихомиров (до 1931), заведовавший этого Красной школой. Им был инициирован ремонт помещений музея: проведено центральное отопление, вставлены в окна вторые рамы, в результате чего число музейных помещений увеличилось до шести (к середине 1930-х общая экспозиционная площадь составляла 240 м2, на которой выставлялось свыше 2 тыс. предметов) и он стал функционировать и зимой. Последним заведующим музея был З. Э. Кокошкинский (в 1931‒1937). Первая экспозиция музея была открыта в ноябре 1927 к 10-летию Октябрьской революции 1917. Согласно музейным отчётам, ежегодно музей в Царицыне посещали около 23 тыс. человек, для школьников организовывалось свыше 150 экскурсий. Из 6 комнат 4 были посвящены истории усадьбы Царицыно XVII–XIX вв. (500 предметов) и 2 ‒ сельскому хозяйству Ленинского района (1700 предметов). После проведения Первого Всероссийского музейного съезда (1930) главный акцент в экспозиции музея стал смещаться в сторону агитационно-массовой и пропагандистской работы. В начале 1930-х гг. в музее экспонировались преимущественно предметы, отражающие «экономику, быт и историю Ленинского садово-огородного района, главного поставщика для Москвы ягод и овощей». Были проведены выставки «Весенняя посевная кампания», «День урожая» и другие. В 1936 научным сотрудником музея Г. С. Стояновым был издан второй путеводитель по музею, в котором кратко излагалась история местности, начиная с X‒XII в. и времени вятичей. Издание было обильно снабжено иллюстрациями художника Д. Г. Соболева (Царицыно. Путеводитель по художественно-историческим усадебным памятникам Ленино-Дачное, бывшее Царицыно. М., 1936). Однако это не отсрочило закрытие музея. Историко-художественные экспонаты стали передаваться в другие хранилища: в 1931‒1937 в Калужский государственный музей (ныне — Калужский областной краеведческий музей) были переданы часть мебели и предметы декоративно-прикладного искусства, Московский областной краеведческий музей в г. Истра принял люстры, канделябры, скульптуру, живопись и портреты (всего около 200 предметов). Подлинные экспонаты постепенно вытеснялись графиками, фотографиями и муляжами. Таким образом, к 1937 музей практически полностью потерял свою историко-художественную значимость и интерес у местной публики. Постановлением президиума Мособлисполкома 11 июня 1937 музей был ликвидирован. Лит.: Езова Л. Д. «Краеведческий музей садово-огородного района» // Памятники Отечества. Альманах. 2000. № 45‒46 (1‒2). Царицыно. с. 125‒132. С. Г. Калинина Иллюстрация: У входа в музей. Фото 1930-х гг. ГМЗ «Царицыно»,Первый директор музея В. В. Казанцев. Фото 1930 г. ГМЗ «Царицыно» Глазунов Илья Сергеевич Глазунов Илья Сергеевич Глазунов Илья Сергеевич (1930 — 2017), живописец, график; инициатор создания и в 1981‒1985 первый директор Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР (см. ст. ГМЗ «Царицыно»). Окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (1957). Член Союза художников СССР (1967). Один из основателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК,1965). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1973), Народный художник СССР (1980), действительный член Российской Академии художеств (2000). Лауреат Государственной премии РФ (1997). Создатель и пожизненный ректор (с 1987) Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества. Автор картин, коллажей и рисунков на исторические темы, цикла работ к произведениям русских писателей, книжных иллюстраций, портретов выдающихся деятелей культуры и искусства, политиков и монархов. Написал ряд книг и статей о культуре и искусстве («Дорога к тебе» 1965‒1966, «Россия распятая» Ч.1‒2. 2000‒2008 и др.). В 1978‒1987 преподавал в МГХИ им. В. И. Сурикова (мастерская портрета). Руководитель проекта по воссозданию интерьеров Большого Кремлёвского Дворца (1996–1999) и ряда других проектов. После создания Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР, И. С. Глазунов инициировал в 1984 передачу музею дворцового ансамбля Царицыно и начало реставрационно-восстановительных работ. Организовывал структуру и штаты музея, комплектовал фонды в соответствии со своими идеями презентации народной культуры национальных республик СССР. Оставил должность директора в связи с началом деятельности по созданию Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества. Награждён орденами: Трудового Красного Знамени (1985), За заслуги перед Отечеством 1-й степени (2010), рядом иностранных наград, золотой медалью ЮНЕСКО за вклад в мировую культуру (2000). Почётный член Мадридской королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо (1979) и Барселонской академии изящных искусств Сан-Хорхе (1980). В 1999 по решению московского правительства в Москве была создана государственная картинная галерея Ильи Глазунова. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Лит.: Новиков В. С. Илья Глазунов. Л., 1992. П. Б. Ермолов.
PKZ PKZ (Przedsiębiorstwo Państwowe Pracownie Konserwacji Zabytków (PPPKZ), «Государственное предприятие Мастерские по реставрации памятников старины»), польское государственное научно-реставрационное предприятие. Основано в 1950 в Варшаве по инициативе известного польского реставратора, профессора Яна Захватовича (1900–1983) для восполнения утрат, нанесённых польской культуре во Второй мировой войне. На основе исторических исследований PKZ осуществляло подготовку научно-реставрационной документации, проводило консервационные, реставрационные и строительные работы по сохранению археологических памятников. Участвовало в подготовке научно-реставрационных кадров, сохранении традиционных технологий, занималось восстановлением и реставрацией большого количества памятников архитектуры, искусства и культуры в Польше и странах мира. В 1995 в результате приватизационных преобразований на основе краковского отделения предприятия возникла реставрационно-строительная фирма «Pracownie Konserwacji Zabytków „Arkona“ Sp. Z.o.o.» (ООО Мастерские по реставрации памятников старины «Arkona»). Будучи обществом с ограниченной ответственностью, к 1999 предприятие оказалось в состоянии банкротства, началась работа ликвидационной комиссии. В 2002 оно было преобразовано в акционерное общество Polskie Pracownie Konserwacji Zabytków Spółka Akcyjna (PPKZ S. A.), которое ныне является правопреемником PKZ. Имеет отделения в Варшаве, Гданьске, Белостоке, Люблине. В 2003 фирма получила лицензию Министерства культуры РФ на право проведения реставрационных работ. В нашей стране PKZ известно своей работой по реставрации сооружений садово-паркового ансамбля «Петергоф» (1987–1996 и 2000), Царского Села (1993–1996, 2005–2008) и др. Работа в Царицыне. В 1986 Министерство культуры СССР выбрало фирму PKZ для осуществления реставрационных работ в царицынском архитектурном ансамбле. Договор был подписан с варшавским отделением «Мастерских по реставрации памятников старины» Бюро внешней торговли ПНР. Все реставрационные работы в Царицыне осуществлялись по проектам, разработанным архитекторами И. П. Рубен («Моспроект-2», мастерская № 13) и В. В. Ивановым («Моспроект-2», мастерская № 2). В 1987–1991 и в июне 1994–августе 1995 предприятие проводило ремонтно-восстановительные работы в Среднем дворце. От музея «Царицыно» (в то время — Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР) выполнение проектов контролировал главный архитектор отдела капитального строительства музея А. А. Галашевич. С польской стороны работы возглавляли инженеры-реставраторы и архитекторы К. Бадовский, В. Галензовский, М. Шалкевич, М. Дудек, В. Гринкевич и др. Польская сторона являлась также проектировщиком технических элементов конструкции: вентиляции, отопления и т.п. В 1988–1989 фирмой PKZ был заложен ряд шурфов у Оперного дома для исследования состояния памятника. После расчистки здания от обломков и почвы были изготовлены стальная конструкция крыши и деревянная обрешётка, крыша покрыта медными листами. Были реконструированы своды с применением сплошного керамического кирпича, две каменные лестницы, сделана заново одна лестница из стали. Также осуществлена реставрация фасадов здания (с восполнением недостающих деталей декора) и интерьеров, оштукатурены стены с применением гидрофобного покрытия, на сводах и чердаке уложена термоизоляция. Были реконструированы печи, уложен пол из мраморных и керамических плит, дубовый паркет с воспроизведением узора XVIII в. Снаружи был сооружён каменный пандус и лестницы в здание. Аналогичные работы должны были начаться в 1987 и в Кухонном корпусе, однако в апреле 1987 сильный пожар полностью уничтожил кровлю и повредил стены и своды сооружения. После подписания дополнения к контракту в 1989 PKZ обязалась провести все основные работы в 1990–1992 при условии, что советская сторона ликвидирует последствия пожара и подготовит сооружение к реставрации. В 1989 фирма PKZ провела исследования у Хлебного дома с заложением шурфов. Реставрация осуществлялась в 1989–1992 и в 1994–1996. С польской стороны работами руководили инженеры-реставраторы и архитекторы К. Якубовски, Ю. Вычулковский, Л. Каспшак, С. Петрайтис, М. Куковска. Были проведены работы по усилению и восстановлению строительных конструкций — балок перекрытия, металлических конструкций сводов в помещениях, фундаментов. Работы по стенам сооружения включали ликвидацию грибка и солей, ремонт оконных блоков, штукатурные и плиточные работы. Были созданы керамзито-бетонные покрытия полов, уложена плитка. Кирпичная кладка фасадов, их белокаменный декор и карнизы также очищены и восполнены. На крыше восстановлен парапет из кирпича и белокаменных деталей. Сотрудники фирмы провели работы по созданию системы вентиляции. В 1987–1992 отреставрирована Галерея ограда с воротами (очищены сохранившиеся детали сооружения и восполнены утраченные части белокаменного декора и кирпичной кладки), а в 1987–1992 — Фигурного моста (восполнен белокаменный декор и кирпичная кладка, восстановлены утраты парапета). В 1988–1994 периодически производились поверхностные консервационные работы по стенам северного, западного и южного фасадов Большого дворца. В апреле 1994 был подписан новый контракт, по которому фирма PKZ завершала ремонтно-восстановительные работы по Оперному дому, Малому дворцу, Кавалерскому Первому корпусу, а по контракту от ноября 1994 обязывалась завершить работы по Кухонному корпусу, выполнить восстановление Оранжерейного моста и Кавалерского Третьего корпуса. К работам на последних трёх объектах польская сторона приступила в январе 1995. В 1992–1996 фирма проводила работы по восстановлению Малого дворца. Проект реставрации первоначально осуществлялся силами отечественных реставраторов. С польской стороны выполнение работ контролировали инженеры-реставраторы К. Бадовский, М. Шалкевич, Е. Вычулковски, К. Адамчик. Был осуществлён монтаж металлических конструкций под кровельное перекрытие, смонтирована медная кровля. Фирма произвела очистку фасадов и их гидроизоляцию. Из железобетона были созданы конструкции перекрытия сводов, основания для винтовых металлических лестниц, наружных крылец и пандусов. Были смонтированы деревянные конструкции интерьеров, пол и техническое подполье. Осуществлены технические работы по созданию вентиляции, отопления и т.п. В Первом Кавалерском корпусе в 1995 фирма завершила начатые в 1992 восстановительные работы. После удаления двух надстроенных этажей и штукатурки, закрывавшей кирпичную кладку стен, здание приобрело первоначальный вид. Были восстановлены белокаменные декор фасада, фронтоны и ажурный парапет здания, осуществлены внутренние инженерно-технические работы. В Третьем Кавалерском корпусе были отреставрированы внутренние конструкции, восполнены своды, смонтирован пол, также были произведены раскопки и изучение каменных конструкций бельведера. Кирпичная кладка и белокаменный декор подверглись чистке и восполнению, восстановлен цоколь здания. На Оранжерейном мосту были произведены подготовительные работы, укрепление фундаментов, некоторые строительно-реставрационные и каменотёсные работы. В разные годы наряду с PKZ различные ремонтно-восстановительные и реставрационные работы на указанных объектах осуществляли и некоторые другие отечественные организации. С 1996 финансирование реставрации в Царицыне было приостановлено, образовалась финансовая задолженность российской стороны перед PKZ. Работы были прекращены. В 1997 фирма подала официальный запрос о расторжении контрактов из-за отсутствия финансирования. В 1999 контракты от 1994 с фирмой PKZ были расторгнуты. П. Б. Ермолов
Ленинский краеведческий музей садово-огородного района Ленинский краеведческий музей садово-огородного района (до 1930 ‒ Царицынский историко-художественный и краеведческий музей), первый государственный музей в Царицыно. С 1926 ‒ в ведении Музейного подотдела Московского отдела народного образования (МОНО) Главнауки Наркомпроса. Согласно штатному расписанию музея на 1925‒1926 в музее числилось два человека — комендант и сторож. Официально открыт 21 июля 1927 по инициативе В. В. Казанцева, который был его первым заведующим. Первоначально располагался в трёх комнатах Третьего Кавалерского корпуса (см. ст. Давидова дача), в которой после 1917 находился «Большевистский клуб». Состоял из двух отделов: историко-художественного и краеведческого (отдел краеведения открыт 5 августа 1928). До 1929 функционировал в летнее время, т.к. из-за отсутствия отопления и двойных рам в окнах, температура в помещениях зимой не превышала +5º. В 1920-х гг. комплектование музея происходило из разных источников. Так, из музея-усадьбы Дубровицы были переданы мебель, бронза, люстры, всего ‒ 68 предметов. Также пополнения шли через музейный фонд МОНО (мебель, фарфор, ковры времени императрицы Екатерины II, портреты владельцев усадьбы Чёрная Грязь князя В. В. Голицына, Д. К. Кантемира и др.). Одним из первых мероприятий В. В. Казанцева в качестве заведующего музеем стала организация реставрационных работ в царицынском парке. В 1927‒1929 архитектором Н. А. Пустахановым были отреставрированы павильоны Миловида, Нерастанкино и Храм Цереры. В 1929 В. В. Казанцев издал небольшой путеводитель по музею с планом Царицынского парка («Царицыно. Краткие исторические сведения об усадьбе. М., 1929). В планах заведующего были также возобновление раскопок курганов, организация экспедиций и командировок. Однако в связи с начавшимся в конце 1920-х гг. гонением на усадьбоведение и историческое краеведение, В. В. Казанцев был обвинён в «приверженности к старой буржуазной исторической школе и непригодности к работе в новых условиях», снят с должности, но оставлен в музее рядовым сотрудником (до 1933). Заведующим музеем в 1929 был назначен К. С. Тихомиров (до 1931), заведовавший этого Красной школой. Им был инициирован ремонт помещений музея: проведено центральное отопление, вставлены в окна вторые рамы, в результате чего число музейных помещений увеличилось до шести (к середине 1930-х общая экспозиционная площадь составляла 240 м2, на которой выставлялось свыше 2 тыс. предметов) и он стал функционировать и зимой. Последним заведующим музея был З. Э. Кокошкинский (в 1931‒1937). Первая экспозиция музея была открыта в ноябре 1927 к 10-летию Октябрьской революции 1917. Согласно музейным отчётам, ежегодно музей в Царицыне посещали около 23 тыс. человек, для школьников организовывалось свыше 150 экскурсий. Из 6 комнат 4 были посвящены истории усадьбы Царицыно XVII–XIX вв. (500 предметов) и 2 ‒ сельскому хозяйству Ленинского района (1700 предметов). После проведения Первого Всероссийского музейного съезда (1930) главный акцент в экспозиции музея стал смещаться в сторону агитационно-массовой и пропагандистской работы. В начале 1930-х гг. в музее экспонировались преимущественно предметы, отражающие «экономику, быт и историю Ленинского садово-огородного района, главного поставщика для Москвы ягод и овощей». Были проведены выставки «Весенняя посевная кампания», «День урожая» и другие. В 1936 научным сотрудником музея Г. С. Стояновым был издан второй путеводитель по музею, в котором кратко излагалась история местности, начиная с X‒XII в. и времени вятичей. Издание было обильно снабжено иллюстрациями художника Д. Г. Соболева (Царицыно. Путеводитель по художественно-историческим усадебным памятникам Ленино-Дачное, бывшее Царицыно. М., 1936). Однако это не отсрочило закрытие музея. Историко-художественные экспонаты стали передаваться в другие хранилища: в 1931‒1937 в Калужский государственный музей (ныне — Калужский областной краеведческий музей) были переданы часть мебели и предметы декоративно-прикладного искусства, Московский областной краеведческий музей в г. Истра принял люстры, канделябры, скульптуру, живопись и портреты (всего около 200 предметов). Подлинные экспонаты постепенно вытеснялись графиками, фотографиями и муляжами. Таким образом, к 1937 музей практически полностью потерял свою историко-художественную значимость и интерес у местной публики. Постановлением президиума Мособлисполкома 11 июня 1937 музей был ликвидирован. Лит.: Езова Л. Д. «Краеведческий музей садово-огородного района» // Памятники Отечества. Альманах. 2000. № 45‒46 (1‒2). Царицыно. с. 125‒132. С. Г. Калинина Иллюстрация: У входа в музей. Фото 1930-х гг. ГМЗ «Царицыно»,Первый директор музея В. В. Казанцев. Фото 1930 г. ГМЗ «Царицыно»
Глазунов Илья Сергеевич Глазунов Илья Сергеевич (1930 — 2017), живописец, график; инициатор создания и в 1981‒1985 первый директор Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР (см. ст. ГМЗ «Царицыно»). Окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (1957). Член Союза художников СССР (1967). Один из основателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК,1965). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1973), Народный художник СССР (1980), действительный член Российской Академии художеств (2000). Лауреат Государственной премии РФ (1997). Создатель и пожизненный ректор (с 1987) Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества. Автор картин, коллажей и рисунков на исторические темы, цикла работ к произведениям русских писателей, книжных иллюстраций, портретов выдающихся деятелей культуры и искусства, политиков и монархов. Написал ряд книг и статей о культуре и искусстве («Дорога к тебе» 1965‒1966, «Россия распятая» Ч.1‒2. 2000‒2008 и др.). В 1978‒1987 преподавал в МГХИ им. В. И. Сурикова (мастерская портрета). Руководитель проекта по воссозданию интерьеров Большого Кремлёвского Дворца (1996–1999) и ряда других проектов. После создания Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР, И. С. Глазунов инициировал в 1984 передачу музею дворцового ансамбля Царицыно и начало реставрационно-восстановительных работ. Организовывал структуру и штаты музея, комплектовал фонды в соответствии со своими идеями презентации народной культуры национальных республик СССР. Оставил должность директора в связи с началом деятельности по созданию Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества. Награждён орденами: Трудового Красного Знамени (1985), За заслуги перед Отечеством 1-й степени (2010), рядом иностранных наград, золотой медалью ЮНЕСКО за вклад в мировую культуру (2000). Почётный член Мадридской королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо (1979) и Барселонской академии изящных искусств Сан-Хорхе (1980). В 1999 по решению московского правительства в Москве была создана государственная картинная галерея Ильи Глазунова. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Лит.: Новиков В. С. Илья Глазунов. Л., 1992. П. Б. Ермолов.