Авторское ювелирное искусство, скульптуру и арт-объекты из дерева представят в Малом дворце
В Малом дворце музея-заповедника «Царицыно» открывается выставка «Другое дерево», представляющая авторское ювелирное искусство, скульптуру и арт-объекты из дерева. «Другое дерево» – часть международного проекта GOODWOOD.
«Дерево может быть «другим», разным, неожиданным, очень выразительным материалом, – рассказывает Елизавета Фокина, генеральный директор музея-заповедника «Царицыно». – Разнообразие экспонатов выставки «Другое дерево» может удивить даже специалистов. В Малом дворце мы покажем 188 работ 57 современных художников из 11 стран: авторские украшения и мелкую пластику, ксилографию и скульптуру из распространенных и экзотических пород дерева».
Дерево в экспозиции будет представлено во все своей выразительности: от жесткого конструктивизма в скульптурах Виктора Вотского до обаяния обычной коряги в подвесе «Большая рыба» Алексея Крюкова, от черно-белой графики эбена с полированным металлом в работах Светланы Крундышевой до ярких цветных всплесков в брошах Mi-Mi Moscow и скульптурах Насти Фомичевой. В экспозиции будут можно будет увидеть скульптуры из дерева и ксилографию известных петербургских художников Виктора Грачева и Виктора Вотского. Голландский художник Лукас Аронс покажет на выставке скульптуру «Over… time»: рядом с пнем, на срезе которого можно посчитать годовые кольца, будет нарастать, а в конце дня таять лед, символизируя цикличность процессов в живой природе.
Материалом, вдохновляющим художников, стали как привычные породы дерева (клен, береза, сосна), так и экзотические (амарант, венге, зебрано), а также шпон, фанера, спички, уголь, коряги и даже опавшие сухие листья. К примеру, в создании коллекции брошей «Список черных кораблей» латвийский дизайнер Анна Фаныгина использовала обрезки и щепки вяза, вишни и скального дуба, собранные на судостроительной верфи в Венеции, где смолят и реставрируют старинные гондолы.
Почему – дерево? На этот вопрос отвечает основатель проекта GOODWOOD, художник-ювелир Олег Тихомиров: «Дерево легко в обработке, обладает прекрасными конструктивными качествами, красивыми цветом и фактурой. В любой этнографической коллекции всегда найдутся деревянные артефакты. Но дерево не осталось чисто ремесленным материалом. Оно нашло применение в авторских ювелирных украшениях, где, соседствуя с металлом и камнями, утвердилось на самом острие современного дизайна. Дерево используется в современной скульптуре, где пластические поиски продолжают традиции русского авангарда. В европейской скульптуре дерево эффектно контрастирует с камнем, заплетается в сложные фактуры, создает неожиданные комбинации».
Работа с нетрадиционными и недрагоценными материалами освобождает художников от гнета «драгоценности» и дает возможность в полной мере проявить фантазию, считает куратор выставки «Другое дерево» Анна Терещенкова: «Дерево никак не назовешь новым материалом, но несмотря на это его до сих пор воспринимают как непривычный, неподходящий для ювелирное искусства. Наш проект – это доказательство тому, что благодаря своей пластичной природе дерево вступает в соавторство с художниками и помогает найти новые формы и содержание».
Музей-заповедник «Царицыно» обладает большой коллекцией ювелирных изделий, которая начала формироваться в 1980-е годы, сразу после образования музея декоративно-прикладного искусства народов СССР – так первоначально назывался музей. В коллекции нашли свое место как художественное наследие (например, изделия знаменитых ювелирных фирм, в том числе Фаберже), так и традиционные украшения народов Кавказа и Средней Азии и произведения мастеров народных промыслов. Особое место в собрании заняла авторская «ювелирка» концептуального направления. Художники из России, Прибалтики, Армении часто использовали недрагоценные металлы в сочетание с пластиком, эмалями, деревом для создания мини-объектов. Сегодня это наиболее актуальный раздел ювелирной царицынской коллекции. Имена художников, чьи работы находятся в собрании музея, известны далеко за пределами России — например, Ольги и Феликса Кузнецовых, работающих в технике эмалирования, или Геннадия Ленцова, чьи авангардные арт-объекты хранятся не только в «Царицыне», но и в Оружейной палате Московского Кремля. Владимир Наумов, с середины 1980-х годов побеждавший в конкурсах ювелирного искусства и художественной эмали в Польше, США, Италии, Франции, Испании, участвует и в выставке «Другое дерево», связывая несколько поколений ювелиров и эмальеров.
Куратор проекта – Анна Терещенкова
Дизайнер – Эрик Белоусов
Выставка проработает в Малом дворце с 10 ноября по 27 марта 2022 года.