Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Источник

Владельцы старомосковского по своей сути собрания произведений искусства от Античности до наших дней рассказали о его истоках, истории приобретения отдельных предметов, а также о том, почему при всем разнообразии они все-таки образуют ансамбль.

В музее-заповеднике «Царицыно» на «Фестивале частных коллекций» можно увидеть выставку работ из вашего собрания. Экспозиция называется «Краски и слова. Пейзажи в отечественной живописи XVIII – первой половины XX веков», в ней вы проводите параллели между литературой и живописью. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте.

Анатолий Гостев: Идея этой выставки (открыта до 9 апреля) стала логичным продолжением концепции нашего собрания, которое начиналось как литературное. Для нас всегда произведение искусства — живопись, графика, декоративно-прикладное искусство или скульптура — изначально связано с литературным процессом. В России это вещи совершенно неразрывные. Русская культура в целом и русская живопись в особенности литературоцентричны. От древнерусской живописи до работ нонконформистов. Для проекта в «Царицыно» мы попытались связать русский пейзаж и отчасти русский натюрморт с русской поэзией от Ломоносова до наших дней. Например, «Медный всадник» Александра Пушкина и «Виды Петербурга» Михаила Махаева. Нам было важно не формально связать живопись с поэзией, а обнаружить глубинные связи художников и поэтов. Так, творчество Михаила Врубеля принято связывать с Михаилом Лермонтовым, а мы выстраиваем параллели между творчеством Врубеля и Александра Блока.


Карл Кольман. «Ледовозы». 1840-е.
Фото: Личный архив коллекционеров

Практически к каждой картине мы старались подобрать текст, чтобы обнаружить мировоззренческие связи художника и поэта, даже если они относятся к разным временам. Стихотворение Николая Некрасова «Зеленый шум» на выставке «иллюстрирует» картину Петра Кончаловского «С покоса», а диптих Михаила Рогинского «Кастрюля и бутылки» «рифмуется» со стихотворением Иосифа Бродского «В деревне Бог живет не по углам».

Вы упомянули о том, что ваша коллекция начиналась как литературная. Что это означает? Что стало отправной точкой для создания семейного собрания?

А.Г.: Я филолог по образованию и, наверное, по призванию. На протяжении многих лет сначала я, а потом мы вместе сотрудничали с литературными музеями. Когда-то я работал в Государственном музее Пушкина, затем был перерыв на галерейную деятельность, которая, в общем-то, тоже была связана с литературой. Мы делали первые две экспозиции в Музее Высоцкого, придумали музей Марины Цветаевой в Александрове, который считается одним из лучших литературных музеев Подмосковья. Последний наш большой проект — это музей-усадьба «Остафьево», мы были авторами концепции музея. Это настоящее литературное гнездо, с которым тесно связаны Николай Карамзин, Петр Вяземский и Пушкин.

Татьяна Алексеева: Я считаю, что склонность к коллекционированию изначально заложена в человеке. Это область страстей и интересов. Наше собирательство оказалось в сфере, в которой Анатолий был специалистом и я увидела интерес для себя.

А.Г.: Я начал собирать, когда мне было 15 лет, но без Татьяны это не было бы систематизировано и никогда не стало бы коллекцией в полном смысле слова. Просто у меня в процессе работы с литературными материалами накапливались какие-то вещи, оседали дома. Собственно, мысль собирать сознательно принадлежала именно Татьяне, а не мне. Для меня это был, скорее, литературно-художественный архив.


Андрей Гончаров. «В гостях у Костаки». 1967.
Фото: Личный архив коллекционеров

Подробнее