Интервью с Елизаветой Фокиной в журнале «Коллекция»
…Вы упомянули серьёзную работу по обсуждению возможности организации ресурсного центра в Царицыно. Можно ли в двух словах объяснить, что это?
Е.Ф.: Наш музей был основан в 1981 году как Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР Министерства культуры СССР, именно так он и назывался до 1991 года, когда был реорганизован в музей-заповедник «Царицыно». Именно поэтому мы имеем прекрасные коллекции как авторских произведений, так и народного искусства. Это собрания гобеленов, художественной керамики, фарфора, стекла, металла. Лучшие из наших работ участвовали во всесоюзных выставках в Манеже, многие из них просто не имеют аналогов. И хочется предъявить наши сокровища публике, особенно молодым людям. Мы считаем, что наши коллекции могут и должны стать вдохновляющим элементом, катализатором, если угодно, для исследователей, художников, дизайнеров. Тут речь идёт как о высоком художественном качестве, так и о техническом исполнении. Кроме того, мы говорим о мультикультурализме в рамках советского искусства, ведь у нас кроме России богато представлены и Прибалтика, и Закавказье, и Средняя Азия. Соответственно, встаёт вопрос о том, как можно экспортировать наши произведения, нужно ли их интерпретировать (ведь сегодня это уже другой язык, молодому поколению не всегда понятный), или же оставить, что называется, «стерильными», оставляя интерпретацию публике. В таком случае, это могло бы быть открытое хранение. Мы изучали эту тему в Лондоне, на примере музея Виктории и Альберта (V&A). Там, кстати, открытые фонды керамики и фарфора (представлены произведения со всего мира от древности до наших дней) дополнены библиотекой, медиатекой и арт-резиденциями, где работают художники-керамисты. То есть это целый комплекс, музей в музее. При этом в V&A есть множество тематических экспозиций, в которых раскрываются магистральные идеи в искусстве отдельных периодов. Открытые фонды в России пока есть только у Эрмитажа, они целый комплекс построили в Старой деревне. Ну а мы ищем собственный вариант. И подача коллекции должна сопровождаться параллельным изданием каталогов (мы делаем по материалам). Так что идём к цели шаг за шагом.