Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Рассматриваем машину для имитации шума прибоя, старинную арфу и автограф императрицы.

В музее-заповеднике «Царицыно» открылась новая выставка, посвященная русскому музыкальному театру XVIII века. Экспонаты привезли из 27 музеев, среди них — Эрмитаж, Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, музей-усадьба «Кусково», Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и другие. Экспозиция, занявшая весь Большой дворец, состоит из семи разделов, таких как «Опера как удовольствие», «Опера как политика», «Опера как иллюзия», «Опера как страсть», «Опера как дом», «Опера как воспитание» и «Опера как смерть». В конце зрителей ждет VR-спектакль по мотивам русских и итальянских опер, популярных в екатерининскую эпоху. Режиссер Михаил Патласов и Илья Кухаренко — драматург, музыкальный критик и один из кураторов выставки — перенесли их сюжеты в современность.

Подготовка «Театрократии» заняла около двух лет, над выставкой работала целая команда кураторов. Анна Корндорф и Екатерина Орехова, входящие в нее, рассказали mos.ru о придворном театре, его значении и влиянии на разные области жизни знати, а также о Екатерине II как театральном деятеле.

Сочинительница и покровительница

Практически на входе зрителей встречает арфа — один из символов музыкального театра и ценный экспонат, прибывший в «Царицыно» из Государственного музея театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге. Во времена Екатерины II такие инструменты, как эта арфа, особенно ценились — на них любили играть представители аристократии и, в частности, жена наследника престола.

Большая поклонница оперы, Екатерина II сделала все, чтобы популяризовать музыкальный театр в России. В 1783 году она основала в тогдашней столице Большой (Каменный) театр, который быстро стал одним из любимых мест знатных и богатых горожан. И не только: Екатерина хотела, чтобы поклонниками оперы стали и простые люди, поэтому несколько раз в год, по праздникам, спектакли здесь давали бесплатно.

На выставке можно увидеть чертежи архитектора Джакомо Кваренги, представляющие театр в разрезе. По сохранившимся свидетельствам, императрица любила смотреть спектакли из боковой ложи. Центральную она занимала только тогда, когда принимала высокопоставленных гостей. Императрица также очень любила оперный зал в Картинном доме в Ораниенбауме. Как он выглядел незадолго до воцарения Екатерины, показывает гравюра по рисунку Михаила Махаева (1761).

Императрица не жалела денег на театр — приглашала в Россию самых известных европейских композиторов, театральных архитекторов, декораторов, артистов; музыканты из России ездили совершенствовать мастерство в Европу. Появились крепостные труппы Нарышкина, Шереметева, Ягужинского, Потемкина. Кстати, в середине XIХ века гардероб Григория Потемкина был передан в костюмерную часть императорских театров. Один из костюмов князя (по крайней мере, считающийся таковым) представлен на выставке в «Царицыне». Этот шелковый мужской костюм 1780–1790-х годов, состоящий из кафтана и камзола, в Москву привезли из Государственного музея-заповедника «Петергоф».

Подробности — на портале mos.ru.