Дворцовую площадь «Царицына» к Масленице украсит композиция «Солнечный ветер» Марины Звягинцевой
В день масленичных гуляний в «Царицыне», 17 марта, на Дворцовой площади появится новый красочный арт-объект давней подруги музея-заповедника – знаменитой художницы, автора концептуального паблик-арта и одной из основоположниц этого направления в России Марины Звягинцевой.
Ее композиция «Солнечный ветер» – ало-золотые полотна на главном входе Большого дворца и аутентичные «вертушки» по бокам – согласно замыслу, придаст празднику дополнительный эмоциональный заряд и праздничную эстетику. А еще она станет экологичной заменой «сжигания» чучела Масленицы: зрители почувствуют не меньший восторг, но без едкого дыма и вреда окружающей среде.
Концепция
В композиции автор обращается к народным орнаментам и символу «древа жизни» – так появляются четыре трехметровые инсталляции, одновременно напоминающие и рощу, и огромные народные игрушки. «Стволы» этих огненных деревьев украшают украшенные яркими узорами лепестки-«вертушки». Ветер становится соавтором художника: приводя в движение лопасти, он постоянно видоизменяет рисунок композиции. Возникает эффект мерцания и полная иллюзия полыхающего костра.
Выполнена работа в традиционных для Масленицы цветах – красных, оранжевых, желтых оттенках, олицетворяющих солнце, свет, огонь. А стихия ветра отражена также в особых закручивающихся вихрем узорах. Родились они благодаря авторской перформативной технике «биотипия».
О технике
Основной темой художницы являются сложные переплетения эмоций, непростые, «запутанные» отношения людей и природных стихий. Для визуализации всей гаммы чувств Марина Звягинцева использует авторскую технику «биотипия» – живопись на движущейся воде.
Биотипия – визитная карточка Марины Звягинцевой, которую художница использует в медиа-арте, 3D-объектах и арт-инсталляциях больших и малых форм. Суть метода в том, что узор создают потоки воды, которая рисует на «полотнах» удивительные фактуры, повторяющие живые потоки течения. В работах автор использует самые разные материалы, в случае с композицией для «Царицына» – это листовой пластик.
Художница в «Царицыне»
На создание новой работы художника вдохновила выставка «В поисках народного искусства» в царицынском Большом дворце. И это не первая работа Марины для музея-заповедника: инсталляции «Выход» и «Притяжение» на Царицынской плотине и на Верхнем Царицынском пруду участвовали в «Ночи музеев» – в 2019 и 2021 году соответственно.
В этот раз композиция будет расположена в сердце архитектурно-паркового ансамбля – на Дворцовой площади, где пройдет завершающий этап масленичных гуляний. Именно тут сольются в единый хоровод два праздничных шествия (от метров «Орехово» и от метро «Царицыно»), тут же будут проходить игрища, выступления этнических коллективов и хедлайнера УЛЫ.
Об авторе
Марина Звягинцева – российский современный живописец, одна из основоположниц паблик-арта в России, мастер создания притягивающих внимание sitе-specific композиций, член Творческого союза художников России и Московского союза художников. Окончила художественно-графический факультет МГЗПИ. С 1992 г. – член Творческого союза художников России. С 2001 г. – член Московского Союза Художников.
Она трижды лауреат диплома Special Mention международной премии GOLDEN TREZZINI AWARD 2022/2023, призер международной премии ADD AWARDS 2023, победитель Фестиваля нового дизайна «Среда-2021», финалист международной премии Ro Plastic Prize 2022, дважды номинант премии Кандинского, дважды номинант премии Курёхина, премии АРХИWOOD, премии HEADLINER и VII Всероссийского конкурса «Инновация» и победитель премии «Топ-30 лучших проектов общественных пространств по версии «Проект Россия»».
На ее счету более 50 паблик-арт-проектов. В их числе пять постоянных в Москве: во дворе ВШЭ, в Морозовской детской городской клинической больнице, на фасаде школы Сергея Казарновского «Класс-центр», в Центре творческих индустрий «Фабрика» и в подземной парковке парка «Зарядье».
Музей-заповедник «Царицыно» приглашает гостей и журналистов оценить замечательную инсталляцию, а заодно повеселиться на театрализованном празднике в честь проводов Масленицы.