Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

6 августа, 17:00
Концерт «Обратные перспективы»
Билеты – 300-650 р.
Подробнее

В Музее-заповеднике «Царицыно» пройдет фестиваль «Вселенная – клавесин». Два вечера, 30 июля и 6 августа, в Атриуме Хлебного дома будет звучать музыка, написанная специально для этого удивительного инструмента.

Идея клавесинного фестиваля в «Царицыне», где клавесин – частый гость, долгое время витала в воздухе. Четыре года назад в музее появился инструмент, созданный клавесинным мастером Дмитрием Беловым по образцу франко-фламандской модели XVIII века. Доцент кафедры органа и клавесина Московской консерватории Татьяна Зенаишвили уже не первый год проводит в «Царицыне» концерты-лекции, на которых рассказывает о клавесине и его английском «родственнике» верджинале.

«Историю клавесина, насчитывающую несколько столетий в двух словах не расскажешь, – говорит клавесинистка и художественный руководитель фестиваля “Вселенная – клавесин” Дарья Борковская, – она бесконечна. Самое раннее упоминание инструмента типа клавесина – клавицимбала, или, точнее, клавичембало, – относится к XIV – началу XV века. Получив различные технические преобразования, этот клавишно-щипковый инструмент быстро распространился в странах Европы, завоевав особое расположение среди аристократов. Начиная с конца XVI века стали развиваться разные национальные школы клавесиностроения, подарив миру много знаменитых имён мастеров. В Италии, Англии, Нидерландах и Франции появились разновидности инструмента, имеющие различия в размерах и форме и имеющие разные названия: клавесин (от франц. Clavecin), чембало (от ит. Cembalo), флюгель (от нем. Flugel), верджинал (от англ. Virginal) и другие».

В России развиваются две исполнительские линии, связанные с интересом как к старинной, так и к современной музыке вообще и к клавесинной в частности. Клавесин участвует во многих концертных проектах; для него пишут музыку, во имя него проводят конкурсы и фестивали. «Клавесин – это хрупкий инструмент, – рассказывает Дарья Борковская. – Любые колебания температуры и уровня влажности влияют на состояние инструмента, его строй. В мире остались единицы подлинных клавесинов XVII XVIII веков, хранящихся в музеях. К сожалению, они не могут быть использованы в концертах. Но благодаря тому, что мастера имеют возможность их и делать их точные копии в наши дни, мы можем представить, как могли бы звучать клавесины времен Баха и Моцарта».

В основе фестиваля – ретроспективная программа. Главная задача мероприятия – познакомить слушателей с музыкой, которую писали для клавесина композиторы со времен раннего барокко до наших дней. В «Исторических спиралях» 30 июля прозвучат сочинения композиторов XVII -XVIII веков: Яна Питерсона Свелинка, Иоганна Якоба Фробергера и Иоганна Каспара Керля, а также наиболее известные клавирные сочинения, прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» и одна из токкат для клавесина Иоганна Себастьяна Баха. В исполнении Алексея Шевченко и Марии Успенской будет представлено ансамблевое сочинение для клавесина в четыре руки – вариации Вольфганга Амадея Моцарта. Композитор сам нередко играл в четыре руки со своей сестрой и написал несколько сонат и вариаций для парного музицирования.

«Эпоха барокко включает огромное количество сочинений в целом, в том числе написанных для клавесина – возможно, даже больше, чем было написано во все последующие периоды, – рассказывает Дарья Борковская. – И, конечно, довольно сложно представить в условиях ограниченного времени концерта, все этапы исторического развития клавесина, но я надеюсь, что слушатели смогут оценить исполнителям в полной мере всю красоту и многообразие клавесинной Вселенной».

В финале первого концерта в исполнении Марии Успенской прозвучит редко исполняемая соната Льва Гурилева – русского композитора XVIII века, сына крепостного крестьянина графа Владимира Орлова, почти всю жизнь прожившего в подмосковном имении Семеновское-Отрада и писавшего музыку для домашних концертов и спектаклей графского театра.

Как музыкальный инструмент клавесин уступил место фортепиано и отошел в тень в конце XVIII века. Но уже в начале XX столетия возрождается интерес к старинным инструментам, в том числе и к клавесину. Композиторы вновь обращаются к старинному клавишному инструменту, новаторски используя его регистровые возможности и находя новые художественные образы. Название второго концерта фестиваля «Обратные перспективы» возникло не случайно. Многие из сольных и ансамблевых сочинений, представленные в программе, отсылают слушателя к старинным жанрам, инструментам, а иногда даже исполнительским приёмам, свойственным, скорее, эпохе барокко, которые были заимствованы и многими композиторами XX века. Так, одно из самых известных ансамблевых сочинений Альфреда Шнитке «Сюита в старинном стиле» будет исполнено на клавесине и виоле д’аморе двумя прекрасными музыкантами, ведущими специалистами в области современной музыки – Михаилом Дубовым и Сергеем Полтавским. Также в исполнении Дубова прозвучат пьесы, написанные для клавесина композиторами XX века – великим японским авангардистом Тору Такемицу и французским композитором Морисом Оана. Но самым главным пунктом концерта будет выступление Руста Позюмского, известного подвижника старинной музыки, композитора, мультиинструменталиста и исполнителя на редком барочном инструменте виола да гамба, который специально для фестиваля написал «Письмо, постскриптум», и оно впервые прозвучит на сцене в этот вечер. «Мне кажется, это хорошая идея – играть для публики что-то, что редко исполняется на сцене», – резюмирует художественный руководитель фестиваля.

«Вселенная – клавесин» пройдет в «Царицыне» впервые. И идеально подойдет для тех, кто хочет знать о клавесинной музыке больше.

Билеты можно купить онлайн или в кассах музея перед концертом.